Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми
статья по теме

Ярхамова Минзиля Василовна

В настоящее  время все больше педагогов и школ занимаются со школьниками проектно -  исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффективный путь познания. Целый ряд  исследовательских методов и подходов являются универсальными, общими для любого вида  исследовательской деятельности, и, следовательно, знание их поможет детям, какой бы дальнейший путь, они не избрали.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno1.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно  - исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми.

    Опыт педагогов за последнее время показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их не может удовлетворять требованиям постоянно развивающегося общества. Ранее преобладали стандартные типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения и рассказ учителя. У учащихся не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию   из каких – либо других источников. Я согласна мнением профессора В.П. Сухова, что в основе технологии развивающего обучения лежит личностно – деятельный подход. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», то есть «какова деятельность, такова и личность, и вне деятельности нет личности».

       Методы обучения, используемые на уроке,  играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребенка. Развивать у детей умение видеть, способность к внимательному проникновению в суть окружающих их предметов очень важна. От этого зависит, каким гражданином вырастет ребенок, что он сумеет увидеть в окружающем мире. Именно природа – неистощимый источник творчества и наслаждения. Однако не все люди рождаются чуткими к ее красоте, и в этом случае особенно важна работа учителя.

         На уроке, во внеурочной работе необходим совместный поиск, при котором ребенок стремился бы напрягать свой ум в коллективной деятельности с взрослыми и товарищами. Для развития познавательной мыслительной деятельности на любом этапе урока, в зависимости от изучаемого материала, ученикам можно предлагать что – то доказать.

        В настоящее  время все больше педагогов и школ занимаются со школьниками проектно -  исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффективный путь познания. Целый ряд  исследовательских методов и подходов являются универсальными, общими для любого вида  исследовательской деятельности, и, следовательно, знание их поможет детям, какой бы дальнейший путь, они не избрали.

        Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.

       Исследовательские проекты. Такие проекты требуют  хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью  совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой  для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии  исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей  ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.  Проекты могут быть самыми разными, например выявления «Экологического состояния местности». Учащиеся ставят цели к своей работе, выбирают методы исследования, обсуждают результаты, оформляют в виде мультимедиа презентации («Без яши торган тирәлекнең экологик проблемалары»).

        Творческие проекты. Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении  типа проекта выделяется доминирующий аспект.  Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учеников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видео фильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. В прошлом году ученики 11 – го класса разрабатывали творческие проекты «Путешествие по странам Мира. Быт, обычаи, традиции народов разных стран» («Мексика» Ярхамова И. 11кл).

        Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются  лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все – таки является ролево – игровая. Ролевая игра, где учащиеся берут на себя роли: корреспондентов газет, эколога, демографа, врача, этнографа, простых жителей, опыт показывает, что дети с интересом выполняют свои роли и решают сложные задачи.

         Ознакомительно – ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор  информации о каком –то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом:

 цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.), презентация.

          Практико – ориентированные (прикладные). Это  проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект  требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также  систематической  внешней оценки проекта.

          По признаку «предметно – содержательная область» можно выделить  следующие два типа проектов:

          Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Так, работая над мультимедиапрезентациями по странам мира, учащиеся 11 класса применяли знания из других областей для решения той или иной проблемы, четко обозначали цели и задачи проекта, и великолепно справлялись любыми трудностями. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в  виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

         Межпредметные. Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские знания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

          По характеру контактов проекты бывают региональные  и международные.

          По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.

          По продолжительности выполнения проекты могут быть краткосрочными(могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности(от недели до месяца), долгосрочными(от месяца до нескольких месяцев). Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих, а также других проектов. Однако, метод исследовательских проектов занимает центральное место и, вместе с тем, вызывает наибольшие трудности. Он основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Метод проектов требует изменения позиции учителя. Из носителя готовых знаний, я учитель,  превращаюсь в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется    и психологический климат в классе, так как учителю приходится  переориентировать свою учебно – воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

         Анализ результатов внедрения в систему преподавания методов проектов позволяет судить об их эффективности. Учащиеся овладевают способами индивидуальной учебной деятельности, учатся работать самостоятельно, планировать свои действия, использовать различные источники учебной информации, формулировать и отстаивать свою точку зрения, делать обобщения и выводы.

         Антон Семенович Макаренко говорил: «Учеба, как и всякий труд, теряет свою привлекательность, стоит лишь погаснуть в ней творческому началу».

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Проектная деятельность как эффективная форма организации работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

В настоящее время одной из основных целей филологического образования, прописанных в Концепции, является «развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоя...

Современные формы организации работы с одаренными детьми

Одаренный ребенок –это ребенок , который выделяется яркими красками, очевидными иногда выдающимися достижениями(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)в том или ином виде деятельности....

Научное общество обучающихся как одна из форм организации работы с одаренными детьми в условиях ФГОС

Лучшим тестом интеллектуальной одаренности является участие в исследовательской деятельности...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....

Формы организации работы с одаренными детьми

Формы организации работы с одаренными детьми...