«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).
статья на тему

Ершова Юлия Юрьевна
В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район». Сущностью опыта педагога - создание условий, обеспечивающих вы-явление и развитие одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей и реализацию их потенциальных возможностей. Как результат создания целостной системы работы, педагогом был разработан отлаженный механизм работы с одарёнными детьми, который предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности с целью подготовки учеников с исследовательскими проектами к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах и конкурсах различного уровня (международные, всероссийские, краевые). В представленных материалах рассмотрены применяемые педагогом методики организации научно-исследовательской деятельности, этапы работы с одарёнными детьми в рамках научного общества «Эврика», позволяющие педагогу достичь цели – помочь школьникам выработать исследовательские навыки, сформировать аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска. Материал адресован учителям, воспитателям, педагогам дополни-тельного образования детей, педагогам-психологам образовательных учреждений, занимающимися научно-исследовательской деятельностью, а также являющимися руководителями НОУ и желающим создать НОУ в своей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ershova_yu.yu_.docx88.7 КБ

Предварительный просмотр:

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАЕВОЙ ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»

j0298897

«Система работы с одарёнными детьми в рамках

школьного научного общества»

(на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога,

руководителя школьного научного общества «Эврика»

МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

Краевой конкурс методических разработок

научно – технической направленности.

Номинация: методические статьи с описанием педагогического опыта

в системе дополнительного образования детей,

начального профессионального образования.

            Автор:

Ершова Юлия Юрьевна,

методист научно-методического отдела

КГБУ ДО «КЦИТР»

г. Барнаул, 2016

Краткая аннотация

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район».

Сущностью опыта педагога - создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей и реализацию их потенциальных возможностей. Как результат создания целостной системы работы, педагогом был разработан отлаженный механизм работы с одарёнными детьми, который предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности с целью подготовки учеников с исследовательскими проектами к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах и конкурсах различного уровня (международные, всероссийские, краевые).

В представленных материалах рассмотрены применяемые педагогом методики организации научно-исследовательской деятельности, этапы работы с одарёнными детьми в рамках научного общества «Эврика», позволяющие педагогу достичь цели – помочь школьникам выработать исследовательские навыки, сформировать аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска.

Материал адресован учителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования детей, педагогам-психологам образовательных учреждений, занимающимися научно-исследовательской деятельностью, а также являющимися руководителями НОУ и желающим создать НОУ в своей школе.

Содержание

Информационный лист педагога………………………………………….. стр 4                      

1. Введение………………………………………………………………….  стр 6

2. Основная часть…………………………………………………………..  стр 9

2.1. Условия формирования опыта………………………………………..  стр 9

2.2. Этапы работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного

общества……………………………………………………………………..стр 12

2.3. Результативность……………………………………………………… стр 18

3. Заключение………………………………………………………………. стр 24

4. Список литературы……………………………………………………...  стр 26

Приложение 1……………………………………………………………… стр 27

Приложение 2……………………………………………………………… стр 32

Приложение 3……………………………………………………………… стр 36

Информационный лист педагога

Ф.И.О.

Быкова Мария Игнатьевна

Образование

Высшее

Название (полное) образовательного учреждения

 Павлодарское педагогическое училище - дошкольное отделение (1971 год), Университет марксизма-ленинизма - идеологический факультет (1983 год), Семипалатинский педагогический университет - факультет психологии.

Год его окончания

1988 год.

Специальность по диплому

Преподаватель психологии и педагогики. Методист дошкольных учреждений.

Место работы

МБОУ « Прутская СОШ», Павловский район, Алтайский край.

Должность

Педагог-психолог.

Педагогический стаж

43 года.

Стаж работы в занимаемой должности

28 лет.

Квалификация

Высшая квалификационная категория.

Награды

Отличник просвещения КССР.

Использование современных образовательных технологий

- Здоровьесберегающие технологии;

- технологии исследовательской деятельности;

- информационно - коммуникативные технологии;

- технологии саморазвития личности;

- технологии  работы с детьми, имеющими признаки одарённости Игровые технологии, технологии КРР.

Участие в профессиональных конкурсах

Победитель районного конкурса педагогических работников, номинация  «Инновационная деятельность педагога-психолога»

Курсовая переподготовка, курсы повышения

квалификации

- Академия повышения квалификации профессиональной переподготовки работников образования Р.Ф., 1997 год;

- курсы АКИПКРО 1998, 2007, 2012 года;

- АлтГПУ 2002 год.

Участие в работе методических объединений

МО психологов района, член Федерации психологов России

Дидактические материалы, изготовленные силами

педагога

Раздаточный  и демонстрационный материал на развитие логического мышления, памяти, внимания.

Тема педагогического

 опыта

«Психологическое сопровождение одаренного школьника»

Актуальность опыта

Необходимость уделять большое внимание своевременному выявлению одарённости, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка.

Результативность опыта

 Руководство работой школы научного общества учащихся, организация научно-исследовательской деятельности; победы учащихся в районных, краевых и международных конкурсах.

Дополнительные сведения

Проведение развивающей, психопрофилактической, психотерапевтической и коррекционной работы с учащимися; разработка и реализация программы «Формирование позиции жизнестойкости у учащихся»; реализация Федеральной программы «Здоровье». Руководство клубом «Юный психолог»

1. Введение

В современном обществе и системе образования в последнее время особое внимание уделяется различным программам, направленным на развитие способностей детей. Это объясняется тем, что переход системы образования на новые стандарты изменил и требования к выпускникам, которых готовит школа. Школа выполняет заказ общества, соответственно, обществу нужен человек с неординарным, творческим мышлением, умеющий решать нестандартные проблемы и задачи, которая ставит современная жизнь. Умение решать такие задачи творчески, с оптимальным эффектом, определяет его благополучие. Таким образом, реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности. Но на практике всё выглядит не совсем так, ведь большая часть детей в классе - это обучающиеся со средними способностями, на которых в основном и ориентируется учитель. Как следствие, ученикам с более сформированными знаниями уделяется недостаточное внимание. В связи с этим задача учителя заключается в том, чтобы не только выявить таких детей, но и создать для них необходимые условия для достижения более высоких показателей в учебной деятельности. Поэтому перед учителем встаёт вопрос о создании системы работы с одарёнными детьми. Говоря о системе работы с одарёнными детьми, можно сказать, что назначение каждого педагога – увидеть и развивать эти задатки, превратить их в способности и даже – в талант. Сущность такого метода работы заключается в последовательном выявлении, поддержке и развитии одарённости учащихся в образовательной деятельности школы. В данной системе работа с одарёнными детьми проводится на двух различных уровнях: урочная и внеурочная деятельность. Хотелось бы остановиться подробнее на втором уровне работы с одарёнными детьми – внеурочной деятельности. С этой целью во многих школах функционирует Научное Общество Учащихся (НОУ).

Актуальность представленной работы заключается в том, что  необходимо уделять особое внимание одарённым детям, создавать среду, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Благодаря профессионализму педагога, ребенок может  развиваться, достигать высокие результаты в научном исследовании, выходить на конкурсы различного уровня, вследствие чего  у школьников проявляется интерес к определенному виду деятельности, что служит основным помощником в дальнейшей профориентации.

Новизна работы заключается в уникальности опыта педагога, системной работе с одарёнными школьниками, особенностях применяемых методик, инновационных подходах, способствующих профессиональному росту педагога и успехам её учеников. Добьётся ли школьник успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать своёю одарённость. Ведущей педагогической идеей является поэтапное выявление и проявление одарённых детей.

Цель представленной работы – обобщить опыт работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район),  с целью создания в школе условий для самореализации и профессионального самоопределения личности ребёнка в результате применения новых форм и методов школьного образования, направленных на организацию исследовательской и проектной  деятельности учащихся.

Задачи:

– описать систему работы педагога с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества (выявление, воспитание, поддержка одаренных детей, склонных к научной деятельности; формирование у учащихся устойчивого  интереса к определенной области знаний, обучение методам научных исследований, разработка и реализация исследовательских проектов;  содействие профессиональной ориентации, самоутверждению учащихся; подготовка научных работ школьников к участию в конкурсах и конференциях разных направлений и разных уровней);

– рассказать об этапах работы с одарёнными школьниками в рамках НОУ;

– способствовать распространению передового педагогического опыта среди учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования детей, педагогов-психологов образовательных учреждений, являющимся руководителями НОУ и желающим создать НОУ в своей школе.

2. Основная часть

2.1. Условия формирования опыта

Быкова Мария Игнатьевна родилась 11 апреля 1952 года в с.Попасное Кулундинского района Алтайского края. Село расположено на самой границе  с Казахстаном. По окончанию  8 класса, Мария Игнатьевна поступила в Павлодарское педагогическое училище.  В педагогическом училище в те годы  читала лекции по психологии  выпускница Ленинградского педагогического института  им. Герцена - В.Н.Абрамова. Она открыла для молодой девушки науку-психологию. С тех пор, вся трудовая деятельность (40 лет)  Марии Игнатьевны связана с психологией и педагогикой.  

«Что такое работа психолога – социальная роль или стиль жизни? Обычная работа или «призвание»? Социальная роль является одной из составляющих структуры личности. Когда мы примеряем на себя какую-либо социальную роль, мы исходим из своих индивидуальных возможностей: образования, характера, способностей, потребностей, мотивов…- все это тесно переплетается и формирует особый свойственный только ему стиль жизни. Направление, в котором наши силы применяются, не бывает для нас безразличным, - даже если кто-то этого и не чувствует достаточно остро. Острота этого чувства составляет меру нашей ответственности перед самими собой», говорит Мария Игнатьевна.

Сложно поспорить с тем, что в каждой профессии, где приходится иметь дело с людьми, их эмоциями, чувствами, переживаниями, важны не только отточенные профессиональные навыки и высокий уровень образованности, но и то, что называется словом «призвание».

Особенно это важно для тех, кому приходится ежедневно иметь дело с семейными проблемами, психологическими трудностями и даже горем чужих людей, а самое главное со становлением  личности ребенка. Каждый, кто заходит в кабинет психолога, в глубине души ищет сочувствия и поддержки, и подобные ожидания вполне справедливы. Психолог – это сложная специальность, требующая самоотдачи. Так что же такое работа психолога – социальная роль или стиль жизни? Обычная работа или «призвание»? Наверное, можно ответить, что – это работа. Обычная работа в сфере, куда приходят из интереса и остаются по призванию.

Многие, видят перед собой лишь внешний фасад профессии, но не представляют себе, что – это огромная ответственность и тяжелейший труд, ежедневно требующий самоотдачи и постоянного самосовершенствования.

В наше непростое время роль психолога становится более значимой. Основная и главная задача Марии Игнатьевны – помочь детям в учебе, налаживании отношений, в становлении внутренней гармонии, в самореализации.  Она – психолог-учитель, учит детей видеть то прекрасное, что есть в каждом из них, ибо мир подобен зеркалу, в котором ребенок видит собственное отражение, смотреть на жизнь без боязни и без злобы, учит принимать на себя ответственность, держать слово.

Мария Игнатьевна –  психолог вдохновитель, хочет, чтобы её ученики взглянули на себя по-новому, чтобы потом не раскаивались и не жалели о том, что когда-то упустили шанс, искали смысл своей жизни и шли вперед.

Педагог убеждён в том, что психология – это не только профессия (закрыл вечером дверь кабинета и оставил там все нерешенные проблемы), это образ, стиль жизни, когда отношения с коллегами, родными и близкими, все занятия и увлечения подчинены этому. Это постоянный, неугасаемый интерес к своему внутреннему миру и миру окружающих её людей, это вера в себя, в свои силы, в  возможность бесконечного творчества, в успех.

С первых дней работы в МБОУ «Прутская СОШ» (2001 год), Мария Игнатьевна организовала работу кружка «Юный психолог». На занятиях клуба дети изучали основы психологии, знакомились с методикой социального проектирования, разрабатывали и реализовывали социально-значимые проекты.

В 2007 году Мария Игнатьевна впервые приняла участие в краевом лектории для педагогов в рамках краевой программы для одарённых школьников и молодёжи «Будущее Алтая» «Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одарёнными школьниками», где представители ВУЗов края вооружают научными и методическими знаниями педагогов по организации научно-исследовательской деятельности. После данного мероприятия педагогом было создано научное общество школьников  «Эврика».

С тех пор педагог  активно сотрудничает с программой «Будущее Алтая» и является постоянным участником мероприятий в рамках программы, которые проводит научно-методический отдел краевого центра информационно-технической работы.

2.2. Основные этапы работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества.

С 2000 года на базе научно-методического отдела краевого центра информационно-технической работы создан и ежегодно обновляется банк данных по НОУ образовательных учреждений края. Педагоги края присылают материалы, благодаря которым можно изучить систему работы каждого НОУ.

Хочется подчеркнуть, что чётко прослеживается системная работа с одарёнными школьниками в НОУ «Эврика» Прутской школы Павловского района. В данном НОУ занимаются дети со 2 по 11 класс.

Чтобы заинтересовать детей исследовательской деятельностью, в летнее время, Мария Игнатьевна организовала профильную смену при школьном оздоровительном лагере. Профильная смена носит название «Школа молодого ученого», где одаренные дети свободно  распоряжаются временем и пространством, обучаются  по  расширенному  учебному  плану, чувствуют индивидуальную заботу и внимание со стороны  педагогов. В непринужденной благоприятной психологической обстановке, с продолжительными динамическими паузами, ученики знакомятся со структурой научно-исследовательской работы, получают информацию о конкурсах, где их проекты могут быть представлены, об экспертах, которые будут их рецензировать.

Учащиеся НОУ «Эврика»:        

  • 1 ступень – 1-4 классы;
  • 2 ступень – 5-8 классы;
  • 3 ступень – 9-11 классы.

Направления в рамках НОУ «Эврика»:

  • естественнонаучная;
  • математическая;
  • гуманитарная;
  • социально-экономическая.

Первый этап в работе данного НОУ - диагностика одаренности,  личностно-эмоциональной сферы и коммуникативных навыков. Процесс выявления способностей детей достаточно сложный, ведь необходимо точно определить тип одарённости, чтобы строить дальнейшую работу. С этой целью на разных ступенях обучения школьников педагог использует различные виды методик и диагностик, например, методика «Ценностные ориентации» М.Рокича, «Дифференциально – диагностический опросник» Е.А. Климова, «Тест на определение профессиональной направленности личности» Дж.Холланда, «Карта интересов» А.Е Галомштока и другие.

По результатам диагностики одаренности можно выявить детей, имеющих склонности и способности к научно-исследовательской и познавательной деятельности.

На данном этапе проводятся беседы с детьми о престижности  научно-исследовательской деятельности, о возможности участия в конкурсах различного уровня, таких как: Всероссийский форум научной молодёжи «Шаг в будущее», Всероссийский конкурс «Юность. Наука. Культура», Международный конкурс «Старт в науку», Всероссийский конкурс имени Д.И Менделеева». Прежде чем попасть на конкурс  такого уровня, ребята должны показать свои способности на школьной научно-практической конференции, районной конференции  в рамках молодежных форумов, проводимых на базе Прутской школы.

Второй этап – подготовительный. Данный этап предполагает выстраивание индивидуального маршрута одаренного школьника, который позволяет сформировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, но и высокий уровень достижений в научно-исследовательской деятельности.

Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию научные работы не попадают в пятёрку лучших из-за того, что не представляются должным образом. Основная причина  в том, что дети оказались психологи

чески не готовы к представлению своего исследования, поэтому педагогом был разработан алгоритм  психологической готовности  юных исследователей к проведению исследования и публичной защите работы.

Приобщение к НИР в её алгоритме работы  начинается с мотивации. В связи с этим, первый этап педагогической деятельности выступает как исходный, от успешности которого зависит, будет ли ребенок увлечен предметом познания или нет? Основная цель мотивации– демонстрация наиболее интересных, с точки зрения формирования у ребенка мотивационной составляющей педагогической работы. Всё начинается с I этапа краевой программы для одарённых школьников и молодёжи «Будущее Алтая» лектория для педагогов «Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одарёнными школьниками», где представители ВУЗов края вооружают научными и методическими знаниями педагогов и школьников по различным направлениям. Учёные мотивируют учащихся и педагогов, формируют у них чувство ответственности.  В ходе данного мероприятия у ребенка должен сформироваться интерес  к конкретным аспектам. Это будет способствовать выбору совместно с педагогом темы будущей научно-исследовательской работы. После того, как школьники определились с тематикой своих научных работ и секцией, в которой они будут работать, составляется четкое расписание занятий и консультаций по каждому направлению.

Как бы ни  был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить его  к  усидчивости,  приучить  трудиться,  самостоятельно  принимать решения. Поэтому следующий шаг в работе - формирование социальной компетентности. Сформировать социальную компетентность  у юных исследователей педагогу помогает проведение тренинга  «Путь к себе», который направлен на повышение уровня психологической грамотности, компетентности, культуры личности одаренного школьника. Занятия в тренинговой группе проходят в течение учебного года и имеют следующую тематику:

Программа тренинга для одаренных школьников «Путь к тебе»

№ п/п

Тема

Время

1

Введение «Я среди людей»

2 часа

2

Я и мои способности

4 часа

3

Твои возможности, человек

2 часа

4

Как сохранить и развить способности

2 часа

5

Искусство ставить цели и побеждать

4 часа

6

Мои цели, моя биография

2 часа

7

Формула успеха

8 часов

8

Социальная компетентность и успех

4 часа

9

Творчество, достижение популярности в формуле успеха

4 часа

10

Я и трудная ситуация

2 часа

11

Эмоции в структуре социальной компетентности

4 часа

12

Моя эмоциональная жизнь

2 часа

13

Я управляю собой

2 часа

14

Общение

4 часа

15

Тебя читаю я как книгу. Заключение «Я – целый мир»

8 часов

Занятия в тренинговых группах  способствуют самопознанию, помогают ученикам лучше узнать свои сильные и слабые стороны, преодолеть страх, снизить уровень тревожности и успешно подготовиться к защите работы - к публичному выступлению. Для этого Мария Игнатьевна разработала 10 заповедей: 

1. Сузьте круг своей компетентности. Старайтесь не вовлекаться в события за  пределами исследуемой темы.

2. Не требуйте от других чрезмерно хорошего отношения к себе. Радуйтесь самому малому, что получаете.

3.Меньше думайте о прошлом (вспоминайте только хорошее). Не пугайте себя будущим. Живите в настоящем.

4.Стремитесь к идеалу.

5.Учитесь благодарить людей за критику.

6.Избегайте оценок.

7.Учитесь отказывать другим в том, что вам пришлось бы делать через силу. Делайте все по зову собственной души и совести, а не по принуждению других.

8.Различайте свою личность и социальную роль. Перенаправляйте отрицательные эмоции на роль.

9. Ищите позитив в любой ситуации.

10.Умейте выжидать. Не идите напролом против судьбы. Прислушивайтесь к своему подсознанию.

По мнению педагога, заповеди помогают укрепить уверенность в себе, преодолеть страх.

Следующее действие алгоритма - релаксация. Большую помощь в подготовке учащихся к публичному выступлению  оказывают занятия в комнате релаксации, где созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции, которые не только избавляют от страха, тревоги, но и положительно влияют на умственное развитие учеников.  

Далее, по мнению педагога,  следует общение с учащимися на которых дети учатся мыслить рационально. Темы дискуссий:

1.Определять  сферу своей компетентности.

2.Размышлять над тем, что нам в этом мире никто ничего не должен!

3.Говорить о том, что есть только миг в этом мире бушующем.

4. Соглашаться с тем, что лучшее - враг хорошего.

5. Усваивать уроки христианского смирения.

6. Доказывать себе что продвижение вперед на метр-это золотой метр.

7. Закреплять право на отказ.

8. Дискуссировать о роли  и личности

9. Учиться понимать то, что нет худа без добра.

10.Усваивать понятие, что в жизни существует  принцип зебры.

В ходе таких дискуссий происходит знакомство детей с тем, что психология  и физиология – единое целое. Мария Игнатьевна обращает внимание как правильно держать осанку, тренировать дыхание и какой тон голоса нужно выбрать для того, чтобы грамотно представить научный доклад. Этим простым действиям необходимо учиться заранее. Они должны быть привычными, тогда в стрессовой ситуации  удастся их выполнить.

Большое внимание следует уделять  имиджу выступающего.  Это еще один шаг алгоритма.  Именно по имиджу, внешнему виду и манере себя держать формируется первое впечатление, влияющее на весь дальнейший ход общения с аудиторией. После прохождения данного алгоритма, переходим к 3 этапу.

Третий этап с одарёнными детьми предполагает реализацию полученных умений, учебных действий и своих возможностей. Происходит это через участие в мероприятиях различной направленности и уровня. Такая форма работы позволяет одарённым детям, продолжая учиться вместе с одноклассниками, качественно углублять свои знания, выявлять свои ресурсы в области, соответствующей содержанию своей одарённости.

Занятие научно-исследовательской деятельностью в рамках школьного научного общества– это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Основная задача Марии Игнатьевны как психолога и организатора исследовательской работы – выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу так, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности.

2.3. Результативность

Достижения результатов школьников МБОУ «Прутская СОШ» позволяют говорить о достаточно высокой эффективности функционирования созданной системы работы НОУ. Работа НОУ под руководством Быковой Марии Игнатьевны даёт возможность каждому ученику совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно-исследовательской деятельности под руководством научного руководителя и взаимодействовать с представителями вузов.

Проводимая работа обусловила положительные  результаты. За последние 2 года повысился уровень подготовки исследовательских работ, существенно расширился их тематический диапазон, ученики успешно защищают свои работы на конкурсах различного уровня. Заниматься в научном обществе приезжают дети из других школ Павловского района, успешно готовятся к исследованию и защите научно-исследовательских проектов и  получают высокую оценку на конференциях, конкурсах и олимпиадах.

Участие в конкурсах учеников:

  • олимпиада школьников Алтайского края «Здоровье будущего» - 2005 год;
  • районный конкурс социально-значимых проектов - 2006 год;
  • краевой конкурс социально-значимых проектов – 2006 год;
  • краевой конкурс социального плаката «Твори добро» - 2006 год;
  • районный конкурс слайдовых презентаций - «Мы за здоровый образ жизни» - 2007 год;
  • краевая заочная научно-практическая конференция школьников «Мы здоровью скажем «Да» - 2008 год;
  • всероссийская Олимпиада  научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности - 2011год;
  • районные молодежные форумы – апрель, ноябрь - 2012 год;
  • краевая научно-практическая конференция «Будущее Алтая» с 2008 года по настоящее время.

Достижения учеников (командные):

  • лауреаты краевого конкурса «Твори добро» в номинации  «Творим добро своими руками»;
  • победители районного конкурса социально-значимых проектов» Гражданин России»;
  • победители краевой олимпиады школьников «Здоровье будущего»;
  • победители  в районном конкурсе  слайд – презентаций «МЫ за ЗОЖ»;
  • благодарственное письмо Регионального управления ФСКН по Алтайскому краю  за участие во всероссийской заочной олимпиаде научных и студенческих  работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности;
  • победители в краевой заочной научно-практической конференции для учащихся «Мы здоровью скажем «Да» в номинации «Здоровье семьи»;
  • победители  во второй научно-практической конференции «Мы здоровью скажем «Да»  в номинации «Профилактика девиантного поведения».

Достижения учеников (индивидуальные):

  • диплом 2 степени в конкурсе  социально-значимых проектов;
  • диплом  управления Алтайского края по образованию и делам молодежи за участие в краевом конкурсе социально - значимых проектов;
  • диплом за разработку и реализацию проекта «Мы за толерантность»;
  • почетная грамота  комитета по образованию Павловского района;
  • диплом Комитета Администрации Алтайского края по образованию;
  • Диплом АКДЮЦ за победу в номинации «Творим добро своими руками»;
  • диплом  комитета по образованию администрации Павловского района за 2 место в конкурсе слайдовых презентаций «Мы за здоровый образ жизни»;
  • 1 место  в конкурсе научно исследовательских работ в рамках молодежного форума;
  • 2 место и 3 место в конкурсе научно-исследовательских работ в районной научно практической конференции;  
  •  грамота за успешное выступление на краевой научно-практической конференции «Будущее Алтая» (2012 год, 2014 год);
  • диплом АлтГТУза научно- исследовательскую работу (2014 год);  
  • диплом 1 степени на краевой научно-практической конференции «Будущее Алтая»;
  • 1 место в Международном конкурсе «Старт в науку»;
  • 3 место во Всероссийском конкурсе «Первые шаги».

Публикации учащихся:

  • сборник материалов 1 краевой научно-практической конференции школьников  «Мы здоровью скажем «ДА»;
  • журнал «Здоровое долголетие», г. Барнаул, 2008 год;
  • электронный сборник  материалов  1 краевой  научно - практической конференции школьников  «Мы здоровью скажем «ДА».

Личные достижения:

Участие в мероприятиях:

  • реализация  регионального проекта  «Образовательная сеть «Школы здоровья Алтайского края» 2003-2006 г.г.;
  • 3 краевой конкурс   «Здоровая школа-школа здоровья» - 2006 год;
  • краевой образовательный конкурс «Инновационный проект» - 2007 год;
  • образовательная выставка – КГОУ ДПО – 2008 год;
  • районный фестиваль творчески работающих педагогов в номинации «Инновации в деятельности педагога-психолога» - 2009 год;
  • всероссийская заочная олимпиада  научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности – 2011 год;
  • краевая неделя психологии (выступление на секции «Профилактика и коррекция школьной тревожности»);
  • краевая научно-практическая конференция «Развитие системы поддержки одаренных детей (выступление по теме «Система выявления и психологическое сопровождение одаренных детей»);
  • всероссийская научно-практическая конференция «Психологические проблемы девиантного поведения в образовательной среде; профилактика, диагностика, консультирование и коррекция» (выступление по теме «Роль психолога в формировании позиции жизнестойкости у обучающихся» - 2012 год);
  • всероссийская научно-практическая конференция «Психологическое здоровье» (секция «Многомерное здоровье личности: практика формирования психологических компетенций», тема выступления-«Укрепление психологического здоровья  школьника»);
  • всероссийская научно - практическая конференция по теме «Проблемы психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» (выступление по теме  «Психологическое сопровождение детей инвалидов и детей с ОВЗ в О.У» - 2012 год);
  • всероссийская научно-практическая конференция  «Психологическая культура и психологическое здоровье в современном российском обра

зовании» (выступление по теме «Формирование психологической культуры школьника» - 2015 год).

Награды:

  • победитель районного фестиваля творчески работающих педагогов ( номинация «Инновации в  деятельности  педагога-психолога» - март 2009 год);
  • лауреат  3 краевого конкурса  «Здоровая школа-школа здоровья» (номинация - за создание здоровьесберегающей образовательной среды);
  • лауреат  краевой научно-образовательной  выставки – 2008 год;
  • 2 место в номинации «Организация исследовательской деятельности учащихся» в краевом конкурсе популяризации технического творчества и исследовательской деятельности – 2015 год;
  • диплом  управления Алтайского Края по образованию и делам молодежи, АКИПКРО, «Школы здоровья Алтайского края  за активное участие в реализации регионального проекта «Образовательная сеть Школы здоровья Алтайского края»;
  • диплом АКИПКРО за разработку и реализацию социального проекта «Курение беду - сторонкой обойду»;
  • благодарственное письмо Главного управления образования молодежи Алтайского края «За содействие в формировании здоровья школьников в процессе обучения»;
  • диплом АКИПКРО за актуальность и практическую направленность проекта  «Одаренные дети»;
  • диплом АКИПКРО за актуальность и практикоориентированность инновационного проекта;
  • грамота  районного комитета  по образованию Павловского района- инновации в деятельности педагога- психолога.
  • благодарность регионального управления ФСКН по Алтайскому краю
  • диплом АКИПКРО за создание оптимальных условий труда и отдыха  детей в летний период;
  • благодарность краевого центра информационно – технической работы  за подготовку учащихся на Всероссийский заочный конкурс «Первые шаги»;
  • благодарность Московского физико-технического института за подготовку участника 18 международного конкурса « Старт в науку»;
  • РАНХиГС за подготовку участников научно практической конференции « Проектная деятельность учащейся молодежи»;
  • отличник народного образования КССР;
  • почетная грамота Главного управления образования молодежи Алтайского края за высокий профессионализм, творческий подход к обучению и воспитанию детей;
  • почетная грамота  Администрации Павловского района за многолетний добросовестный труд.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что системная работа с одарёнными учащимися в рамках НОУ «Эврика», благоприятная психологической атмосфера вызывает желание и учащихся, и учителей творить, идти к новым рубежам. Это достигается, прежде всего, примером коллег педагога и  её личным примером. Очень важно для каждого из нас понимание своей ценности, значимости и необходимости коллективу. Делай – и тебя заметят, тебя будут уважать и на тебя равняться. Такая обстановка располагает к самоотдаче, к успеху, помогает стать уверенным.

3. Заключение

В представленной работе рассмотрен уникальный опыт работы педагога – психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район» Быковой Марии Игнатьевны.

В результате изученного опыта можно сделать вывод о том, что данный педагог на протяжении ряда лет добивается формирования у учащихся устойчивого интереса к определённой области знаний, помогает разработке и реализации исследовательских проектов, содействует профессиональной ориентации, самоутверждению учащихся.

Таким образом, эффективная система работы с одарёнными учащимися в рамках НОУ «Эврика» Прутской школы способствует созданного индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика. Самое главное, что высокие результаты достигаются не только благодаря потенциалу детей, учителей, учёных, а в большей степени - систематической, отлаженной работе с одарёнными детьми.

Опыт может быть рекомендован к использованию педагогами:

- при организации работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества;

- в период подготовки проектов школьников;

- при подготовки обучающихся к конкурсам различного уровня.

Опыт педагога может быть применён учителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования детей, педагогами-психологами образовательных учреждений, занимающимися научно-исследовательской деятельностью, а также являющимися руководителями НОУ с целью помочь школьникам выработать исследовательские навыки, сформировать аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска.

4. Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости : дискуссионные вопросы. // Одарённый ребёнок. - 2004, №4. - с.6-13
  2. Подкопаева С.А. Система работы с одарёнными детьми: Методист. -2015. -№2.- с.56

Интернет-ресурсы

  1. http: //www.psihologu.ru
  2. http: //www.testoteka.narod.ru

         

Приложение 1

                                                                                          УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Прутская СОШ»

_______________ Л.М. Переверзева

«____» ___________________ 2015г

ПОЛОЖЕНИЕ о школьном научном обществе.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией  о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992г.  № 3266-1 (с изменениями и дополнениями), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196 с изменениями, Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Прутская СОШ».

1.2. ШНОУ  предусматривает добровольное участие подростков, стремящихся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники и культуры; к развитию творческого мышления, повышению своего интеллектуального потенциала; к приобретению навыков научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности под руководством учёных, педагогических работников и других специалистов.

1.4. Участникамимогут быть учащиеся 1– 11-х классов, изъявившие желание работать в ШНОУ, имеющие склонность к творческой деятельности и рекомендованные учителями или членами ШНОУ, состоящими в обществе более 1 года.

1.5. ШНОУ создается, реорганизуется и ликвидируется Приказом директора школы на основании представления инициативной группы учащихся, возглавляемой заместителем директора (научно-методическая работа).

1.6. В своей деятельности ШНОУ руководствуется Уставом школы и настоящим Положением.

2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ

Основными функциями деятельности НОУ являются:

2.1. Создание условий для самоопределения, самореализации и развития учащихся.

2.2. Планирование деятельности НОУ.

2.3. Оказание научно-методической и организационной поддержки членам НОУ.

2.4. Анализ деятельности НОУ.

3. ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Осуществление:

  • разработки плана работы НОУ;
  • координации деятельности членов НОУ;
  • оценки деятельности членов НОУ;
  • пропаганды достижений науки, техники, литературы, искусства;

3.2. Участие в:

  • материально-техническом и научно-информационном обеспечении деятельности членов НОУ, в том числе и с использованием на договорной основе базы различных учреждений (ВУЗов, учреждений дополнительного образования, библиотек и т.п.);
  • организации предметных недель.

3.3. Развитие:

  • навыков научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности у учащихся;
  • умения самостоятельно находить, анализировать, систематизировать и использовать в своей деятельности информацию;
  • умения применять на практике полученные знания;
  • навыков использования приборов и оборудования;
  • навыков оформления своих работ;
  • навыков публичного выступления.

3.4. Формирование:

  • традиций НОУ;
  • научного мировоззрения членов НОУ;
  • осознанного выбора будущей профессии.

3.5. Организация:

  • творческих встреч с интересными людьми;
  • мероприятий, популяризирующих научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность учащихся.

3.6. Проведение:

  • научно-практических конференций учащихся;
  • регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы.

4. ПРАВА НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ

В соответствии со своей компетенцией, установленной настоящим Положением, научное общество учащихся имеет право:

4.1. Обращаться к администрации:

  • с ходатайством о поощрении членов НОУ;
  • с предложениями о привлечении к руководству деятельностью НОУ квалифицированных специалистов;
  • за консультациями по вопросам нормативно-правового обеспечения деятельности НОУ;
  • с предложениями по улучшению организации деятельности НОУ;
  • с предложениями по учету результатов деятельности членов НОУ при их промежуточной и итоговой аттестации.

4.2. Принимать участие в:

  • организации и проведении предметных недель и школьных туров предметных олимпиад и интеллектуальных марафонов;
  • выборе профилей обучения;
  • разработке локальных актов школы в пределах своей компетенции;
  • научно-практических конференциях молодежи различного уровня.

4.3. Рекомендовать:

  • кандидатуру на должность Председателя НОУ;
  • к публикации разработки членов НОУ;
  • представителей НОУ для участия в научно-практических конференциях различного уровня;
  • исключить из членов НОУ учащихся, имеющих проблемы с обучением и нарушающих локальные акты школы.

4.4. Пользоваться:

  • материально-технической базой школы и иных организаций, сотрудничающих со школой;
  • школьными интернет-ресурсами.

4.5. Принимать решения:

  • об организации в своем составе различных секций, утверждении планов их работы и назначении их руководителей;
  • о выборах заместителей председателя.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ

Научное общество учащихся несет ответственность за:

5.1. выполнение плана работы НОУ;

5.2. выполнение принятых решений и рекомендаций;

5.3. результаты учебной деятельности членов НОУ.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ

6.1. Научное общество учащихся по согласованию с директором школы может привлекать для своей работы любых специалистов.

6.2. Научное общество учащихся работает по плану, согласованному с администрацией школы.

6.3. Заседания НОУ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть.

6.4. Кворумом для принятия решений является присутствие на заседании НОУ более половины его членов.

6.5. Решения принимаются простым большинством голосов членов НОУ, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос Председателя НОУ.

6.6. Непосредственное руководство деятельностью НОУ осуществляет его руководитель, который:

  • ведет документацию;
  • координирует деятельность НОУ;
  • ведет заседания НОУ.

6.7. Исполнение обязанностей руководителя  НОУ осуществляется на основании приказа директора школы по рекомендации НОУ.

6.8. Научное руководство деятельностью НОУ осуществляет заместитель директора (научно-методическая работа)

7. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

7.1. НОУ ведет протоколы своих заседаний в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в школе.

7.2. Протоколы хранятся в составе отдельного дела в канцелярии школы.

7.3. Ответственность за делопроизводство возлагается на научного руководителя НОУ.

8. Заключительные положения

8.1. Настоящее Положение размещается в фойе школы, в доступном месте (школьной библиотеке) и на официальном сайте школы, для всеобщего ознакомления.

8.2. Обучающиеся, воспитанники и их родители (законные представители) знакомятся с Положением на классных часах и родительских собраниях.

Приложение 2

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Прутская СОШ»

_______________ Л.М. Переверзева

«____» ___________________ 2015г

План работы научного общества «Эврика»

МБОУ «Прутская СОШ»  на 2015-2016 год.

Месяц

Направление деятельности

Представляемые материалы,

документы,

отчеты

Ответственный за

направление деятельности

Сентябрь

Заседание НОУ №1 «Организация деятельности НОУ в новом учебном году»

Рассматриваемые вопросы:

Выборы и утверждение состава Совета НОУ.

Обсуждение плана работы.

Определение роли предметных секций в работе НОУ.

Составление списка участников НОУ в 2015-2016уч.г.

Знакомство с банком тем , предлагаемых учащимися для написания исследовательского проекта.

     Психолого-педагогическая         диагностика членов НОУ, подготовка    рекомендаций для работы с одаренными детьми.

Налаживание внешних связей  с ВУЗами края,  АКЦИТРом  для совместной работы в НОУ

Участие членов НОУ в научно-практической конференции работников образования «Организация научно-исследовательской работы со школьниками в системе общего и дополнительного образования детей: проблемы и перспективы».

Организация работы кружка «Юный психолог» на базе школы в рамках НОУ

Протокол №1, список участников НОУ, результаты психолого-педагогические диагностики

План работы кружка

Руководитель НОУ

Быкова М.И.

БыковаМ.И.

 Руководитель кружка Быкова М. И.

Октябрь-ноябрь

Открытие работы НОУ(2015-2016уч.г.)

Участие в школьных и районных  научно-практических конференциях, молодежных форумах, конкурсах социально-значимых проектов «Я –гражданин России»

Школьных конкурсах  проектов

Подготовка учащихся к районному туру предметных олимпиад Участие в конкурсе»Будущее Алтая»

Методические консультации для руководителей проектов.

Отправка  работ на конкурс, создание банка информации проектной и исследовательской  деятельности учащихся

Кл. руководители, учителя, зам. директора по УВР, руководитель НОУ

Декабрь-январь

участие в школьном и районном турах предметных олимпиад,

отбор проектов для участия городских, областных, всероссийских конкурсах

обсуждение параметров рецензирования представленных работ

доработка проектов в соответствии с основными требованиями к оформлению исследовательских работ

определение тем рефератов

Научные руководители, учителя предметники

Февраль

Пополнение банка тем научно-исследовательских работ.

Работа тренинговых групп «Путь к себе»

Консультативная помощь всем участникам Н.И.Д.

Руководитель НОУ

Март -апрель

Подготовка к проведению школьной научной конференции учащихся «Через тернии к звездам»

обработка заявок на участие в работе конкурса «Будущее Алтая»

отбор проектов для участия в ШНК

обсуждение параметров рецензирования представленных работ

доработка проектов в соответствии с основными требованиями к оформлению исследовательских работ

подготовка к презентации проектов

подготовка сценарного хода ШНК

ТСО в работе конференции

Создание жюри из числа преподавателей и учащихся

Процедура награждения участников конференции

Информация о степени готовности работ. Оформление заявок на конкурс, материалы по конференциям, работы учеников. Оформление сборника по итогам работы НОУ.

Руководитель НОУ, зам. директора  по УВР, учителя-предметники

Май

Заседание  НОУ №2

Подведение итогов

Анализ работы НОУ в данном учебном году

Приложение 3

Методика Э.Ф. Замбацявичене

«Исследования словесно-логического мышления младших школьников»

1-й субтест направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого - закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и осведомленности. В полном варианте 10 заданий, в кратком — 5.

Задания 1-го субтеста

Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?

1. У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы) (80 % первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ на этот вопрос).

Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ неправильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин) (86 %).

3. В году... (24 месяца, 3 мес, 12 мес.,4 мес, 7 мес.) (96 %).

4. Месяц зимы.. .(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) (93 %).

5. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скворец) (85 %).

6. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иногда) (85 %).

7. Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник) (69 %).

8. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень) (94%).

9. Время года ... (август, осень, суббота, утро, каникулы) (75 %).

10. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз) (100 %).

Задания 2-го субтеста

Классификация, способность к обобщению

Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?»

При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и ответить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95 % первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ).

2. Река, озеро, море, мост, пруд (100 %).

3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла (99 %).

4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет (90 %).

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина (85 %).

6. Курица, петух, орел, гусь, индюк (93 %).

7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат (90 %).

8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля (91 %).

9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение (90 %).

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный (87%).

3-й субтест.

Умозаключение по аналогии

Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец

За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

1. Огурец    

Гвоздика

Овощ

Сорняк, роса, садик, цветок, земля (87 %)

2. Огород    

Сад

Морковь  

Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка (87 %)

3. Учитель    

Врач

Ученик

Очки, больница, палата, больной, лекарство (67 %)

4. Цветок    

Птица

Ваза

Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост (66 %)

5. Перчатка

Сапог

Рука      

Чулки, подошва, кожа, нога, щетка (80 %)

6. Темный    

Мокрый

Светлый

Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный (55 %)

7. Часы      

Градусник

Время  

Стекло, больной, кровать, температура, врач (95 %)

8. Машина  

Лодка

Мотор    

Река, маяк, парус, волна, берег (89 %)

9. Стол        

Пол

Скатерть

Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди (85 %)

10. Стул

Игла

Деревянный

Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная (65 %)

4-й субтест.

Обобщение

«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих вопросов не задают.

1. Окунь, карась... (99 % первоклассников дают правильный ответ)

2. Метла, лопата ... (43 %)

3. Лето, зима... (84%)

4. Огурец, помидор ... (97 %)

5. Сирень, орешник ... (74 %)

6. Шкаф, диван ... (96 %)

7. Июнь, июль ... (95 %)

8. День, ночь... (45%)

9. Слон, муравей ... (85 %)

10. Дерево, цветок ... (73 %)

Обработка результатов

Максимальное количество баллов, которые можно набрать за решение всех четырех субтестов, - 40 (100 % оценки успешности).

Оценка успешности определяется по формуле: ОУ = X 100%/40,

где X — сумма баллов по всем тестам.

Высокий уровень успешности — 4-й уровень — равен 32 баллам и более (80-100 % ОУ).

Нормальный — 3-й уровень — 31,5—26 баллов (79— 65 %).

Ниже среднего — 2-й уровень — 25,5—20,0 баллов (64,9— 50 %).

Низкий — 1-й уровень — 19,5 и ниже (49,9 % и ниже).

Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м и 2-м уровнем успешности. Для ребенка 7—8 лет низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а также социально-бытовой запущенностью.

Краткий вариант методики (по 5 проб в каждом субтесте) для первоклассников анализируется следующим образом: наивысший 4-й уровень успешности — 25-20 баллов; нормальный уровень — 19,5—17,5 балла; ниже среднего (2-й уровень) - 17,5-15 баллов; низкий (1-й уровень) — 12 баллов и ниже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети – наше достояние. Работа с одаренными детьми в рамках школьного научного общества

«Одаренные дети – наше достояние» – это моё глубокое убеждение.Однако на сегодняшний день существует проблема своевременного обнаружения признаков одаренности и правильного выбора форм обучения для од...

Аналитическая справка о наличии системы работы с одарёнными детьми (мотивированными учащимися) в рамках урочной и внеурочной деятельности

Опыт работы с одарёнными детьми и с мотивированными учащимися убеждает, что только широкий диапазон включенности ребенка в учебную творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие, форм...

Система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)

Описание системы работы с одарёнными детьми...

Работа с одарёнными детьми в рамках внедрения ФГОС ( из опыта работы школы)

« В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».                          ...

Система работы с одарёнными детьми в поликультурном обществе

Я представляю опыт своей работы с одарёнными детьми, изучающими удмуртский язык в русскоязычной школе....

Практико-значимая работа по курсу: «Основа проектирования системы работы с одарёнными детьми» 

Тема: Обеспечение эффективности реализации программы по выявлению и сопровождению одаренных детейАвторы проекта: Нефедова С.Н., учитель химии МАОУ Лицей № 21 Смирнова Ю.В., ст. воспитатель М...

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...