Программа "Основы исследовательской деятельности" работа с одарёнными детьми
рабочая программа по географии
Современные развивающие программы основного общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность также обусловлена ее методологической и практической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 «Образовательный центр»
города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский
Самарской области
446600: Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Нефтяников, д. 35
Тел. (8 (846 70) 2-22-38; E-mail: sch3_nft@samara.edu.ru
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол от 28.08.2020г. № 1 Руководитель МО _______/_____________/ | СОГЛАСОВАНО с зам. директора по ВР ________/К.И.Орлова « ____ » августа 2020 г | УТВЕРЖДЕНО приказом директора ___________Д.Д.Токарев « » сентября 2020 г. № |
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕ-ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Основы исследовательской деятельности»
Возраст детей 13-14 (7-8 класс)
Срок реализации: 1 год
Автор
Пономаренко О.Л.
учитель географии высшей категории
г. Нефтегорск
2020-2021 уч. год.
Пояснительная записка
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы основного общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность также обусловлена ее методологической и практической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной.
Программа состоит из 3-х автономных модулей: «Что такое исследование», «Наблюдение и наблюдательность», «Работа над проектом»
Программа ориентирована на учащихся 7-8 классов, которые проявляют интерес к исследовательской деятельности, написанию проектов, проявляют активную жизненную позицию. Количество обучающихся – от 15человек.
Продолжительность обучения 1 год. Занятия проводятся в неделю по 1 часу. Всего 34 часа в год.
Цель, задачи, способы определения результативности, а также формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы определены в каждом модуле.
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
Уровень понимания и применения.
-применяет извлеченную информацию для решения разного рода проблем.
-объясняет и описывает естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний.
Личностные
-объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей
Занятия внеурочной деятельности будут проводиться на базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», созданного в целях развития и реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей, формирования социальной культуры, проектной деятельности, направленной не только на расширение познавательных интересов школьников, но и на стимулирование активности, инициативы и исследовательской деятельности обучающихся.
Учебный план
№ п/п | Наименование модуля | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | «Что такое исследование» | 10 | 2 | 8 |
2. | «Наблюдение и наблюдательность» | 10 | 2 | 8 |
3. | «Работа над проектом» | 14 | 4 | 10 |
ИТОГО | 34 | 8 | 26 |
Модуль «Что такое исследование?»
Модуль предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Цель: формирование системы знаний и умений в области исследовательской деятельности необходимой для выбора учащимися ценностей собственной жизнедеятельности и их профессиональной ориентации.
Задачи:
- сформировать систему знаний о сути проектной деятельности;
- совершенствовать умения и навыки практической деятельности при решении проектных задач;
- способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к исследовательской и проектной деятельности;
Итоги реализации модуля могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.
Календарно – тематический план модуля «Что такое исследование?»
№ п/п | Название темы |
| Формы аттестации/ контроля | ||
Количество часов | |||||
1. | Что такое исследование? Как задавать вопросы? | 1 | Входящая | ||
2. | Как выбрать тему исследования? Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | 1 | Викторина | ||
4 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» | 1 | Наблюдение, беседа | ||
5 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | 1 | Наблюдение, беседа | ||
6 | Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. | 1 | Наблюдение, беседа | ||
7 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек | 1 | Наблюдение, беседа | ||
8 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование | 1 | Наблюдение, беседа | ||
9 | Анализ исследовательской деятельности. Защита проекта. | 2 | Выставка и презентация проектных работ | ||
Итого: | 10 |
Содержание занятий:
Тема 1. Что такое исследование? Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя. Как задавать вопросы? Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Тема 3. Как выбрать тему исследования? Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.
Тема 4. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку). Экскурсия в библиотеку. Встреча с библиотекарем. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 5. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания. Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема 6. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. Способы выдвижения гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 7. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек. Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.
Тема 8. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?Учиться строить схемы «Дерево Паук».
Тема9. Анализ исследовательской деятельности. Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации модуля:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
По окончанию модуля учащемуся необходимо уметь:
∙ слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
∙ осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
∙ вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий; ∙ вести рассказ от начала до конца;
∙ творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
∙ работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
Модуль «Наблюдение и наблюдательность»
Модуль предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Цель: формирование системы знаний и умений в области исследовательской деятельности, необходимой для выбора учащимися ценностей собственной жизнедеятельности и их профессиональной ориентации.
Задачи:
- сформировать систему знаний о проектировании;
- совершенствовать умения и навыки практической деятельности при самостоятельном поиске, систематизации и оформлении интересующей информации;
- способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к исследовательской и проектной деятельности;
Итоги реализации модуля могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.
№ п/п | Название темы | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего часов | ||||
1. | Что можно исследовать? Формулирование темы. | 1 | Входящая диагностика-наблюдение, анкетирование | |
2. | Как задавать вопросы? Банк идей. | 1 | Наблюдение, беседа | |
3. | Тема, предмет, объект, исследование | 1 | Наблюдение, | |
4. | Цели и задачи исследования. | 1 | Наблюдение, беседа | |
5. | Учимся выделять гипотезы. | 1 | Наблюдение, беседа | |
6. | Организация исследования. (практическое занятие.) | 1 | Наблюдение, беседа | |
7. | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. | 1 | Наблюдение, беседа | |
8. | Коллекционирование. | 1 | Наблюдение, беседа | |
9. | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» | 1 | Наблюдение, беседа | |
10. | Сообщение о своих коллекциях. | 1 | Наблюдение, беседа | |
Итого: | 10 |
Календарно – тематический план модуля «Наблюдение и наблюдательность»
Содержание занятий
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы. Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Тема 2. Как задавать вопросы? Банк идей. Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема 3. Тема, предмет, объект исследования. Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования. Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Тема 4. Цели и задачи исследования. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема 5. Учимся выдвигать гипотезы. Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Тема 6. Организация исследования (практическое занятие) Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать: методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Тема 7.Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические задания: «Назови все особенности предмета», «Нарисуй в точности предмет», «Парные картинки, содержащие различие», «Найди ошибки художника.
Знать: метод исследования – наблюдение
Уметь: проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема 8. Коллекционирование. Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать: понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция.
Уметь: выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Тема 9. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Тема 10. Сообщение о своих коллекциях. Выступления учащихся о своих коллекциях.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации модуля:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
По окончанию модуля учащемуся необходимо уметь:
∙ наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах; ∙ пересказывать подробно и выборочно;
∙ выделять главную мысль на основе анализа текста; ∙ делать выводы из фактов, совокупности фактов;
∙ выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части ∙ выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
∙ делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
Модуль «Работа над проектом»
Модуль предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Цель: формирование системы знаний и умений в области исследовательской деятельности, необходимой для выбора учащимися ценностей собственной жизнедеятельности и их профессиональной ориентации.
Задачи:
- сформировать систему знаний о проектировании;
- совершенствовать умения и навыки практической деятельности при самостоятельном поиске, систематизации и оформлении интересующей информации;
- способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к исследовательской и проектной деятельности;
Итоги реализации модуля могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.
Календарно – тематический план модуля «Работа над проектом»
№ п/п | Название темы | Формы аттестации/ контроля | |
Всего часов | |||
1. | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | 1 | Входящая диагностика-наблюдение, анкетирование |
2. | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | 1 | Наблюдение, беседа |
3. | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | 1 | Наблюдение, беседа |
4. | Какими могут быть проекты? | 1 | Наблюдение, беседа |
5. | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 1 | Наблюдение, беседа |
6. | Планирование работы. | 1 | Наблюдение, беседа |
7. | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | 0,5 | Наблюдение, беседа |
7. | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 0,5 | Наблюдение, беседа |
8. | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 0,5 | Наблюдение, беседа |
8. | Анализ прочитанной литературы. | 0,5 | Наблюдение, беседа |
9. | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 0,5 | Наблюдение, беседа |
10. | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 0,5 | Наблюдение, беседа |
11 | Как сделать сообщение о результатах исследования | 0,5 | Наблюдение, беседа |
12. | Оформление работы. | 1 | Наблюдение, беседа |
13 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 1 | Наблюдение, беседа |
14. | Конференция по итогам собственных исследований | 1 | Анализ самостоятельной работы |
15 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 | Выставка и презентация проектных работ |
Содержание занятий.
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Тема 2. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Тема 3. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам). Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Тема 4. Какими могут быть проекты? Знакомство с видами проектов. Работа в группах. Тема 5. Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема 6. Планирование работы. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Тема 7. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Тема 8. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Тема 9. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Тема 10. Анализ прочитанной литературы. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Тема 11. Исследование объектов. Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Тема 12. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
Тема 13. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Тема 14. Как сделать сообщение о результатах исследования. Составление плана работы. Требования к сообщению.
Тема 15. Оформление работы. Выполнение рисунков, поделок и т.п.
Тема 16. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа на компьютере – создание презентации.
Тема 17. Мини конференция по итогам собственных исследований. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Тема 18. Анализ исследовательской деятельности. Анализ своей проектной деятельности. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации модуля:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
По окончанию модуля учащемуся необходимо уметь:
∙ переносить свободно, широко знания с одного явления на другое; ∙ отбирать необходимые знания из большого объёма информации; ∙ конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
∙ систематизировать учебный план;
∙ высказывать содержательно свою мысль, идею; ∙ формулировать выводы;
∙ решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
∙ свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
∙ переходить свободно от простого, частного к более сложному.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. – М., 1985 2. Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.
3. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975.
4. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М.,1981.
5. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.
6. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 1969
7. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
8. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
9. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
10. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
11. Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
12. Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. Новосибирск, 1979
13. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
14. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 1974
15. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
16. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.
17. Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из личного опыта: Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня)
Результатом обучения в школе должно стать формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое...
Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня) - из личного опыта учителя.
Система работы с одаренными учащимися: Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня вы...
Проектно-исследовательская работа по физике как одна из форм работы с одарёнными детьми
В статье описан опыт применения технологии учебных проектов в преподавании физики в сельской школе. Приведены аргументы в пользу данной педагогической технологии. Обоснован выбор тематики проект...
Организация исследовательской деятельности учащихся, как одна из форм работы с одарёнными детьми.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются врезультате активного участия хотя бы в самоймаленькой исследовательской работеА.Н.Колмогоров...
Исследовательская деятельность на уроке как технология формирования ключевых компетенций при работе с одарёнными детьми.
Мастер-класс знакомит с технологией формирования ключевых компетенций в исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии. Основная задача - раскрыть особенности технологии фо...
Методический семинар "Использование научно - исследовательских технологий в работе с одарёнными детьми."
Педагог года - 2016. Конкурсное задание....