Портфолио – форма оценки достижений ученика
статья на тему
«Портфолио» как понятие, относящееся к образованию, стало достоянием школьной жизни совсем недавно. Строгое словарное значение термина «портфолио» связано с тремя его трактовками:
- во-первых, так называют папку или портфель для хранения разрозненных бумаг, документов, рисунков;
- во-вторых, это слово употребляют для обозначения сферы полномочий и обязанностей высокопоставленного должностного лица;
- в-третьих, это перечень поручительств и рекомендаций относительно конкретного человека в подтверждение присущих ему достоинств.
В 2004-м году рабочая группа при Министерстве образования и науки РФ представила концепцию «портфолио достижений ученика в средней школе», которая «поможет проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_o_portf.docx | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио – форма оценки достижений ученика
Из выступления на педсовете Семёновой А.Б.
В настоящее время основными ориентирами модернизации системы контроля и оценки учебных достижений являются:
1. Открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур контроля для всех участников образовательного процесса обучающихся, родителей, педагогов, специалистов, широкой общественности;
2. Создание системы оценки уровня достижения требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля, адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования;
3. Переориентация контроля на оценку способности применять полученные в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях;
4. Стандартизация и объективизация оценки качества подготовки выпускников школ в системе внешнего контроля;
5. Введение, дополнительно к традиционным, новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся.
Что такое портфолио и каковы его функции.
Слово «портфолио» было известно еще в эпоху Ренессанса, когда этим англоязычным термином называли альбом с фотографиями для предъявления художниками и архитекторами, претендовавшими на место в Академии художеств или на строительный проект.
В 80-х годах XX-го века в США возникла идея применения портфолио в школе, и уже через 10 лет ученые стали говорить о настоящей «портфолиомании», охватившей образовательный мир.
В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».
В настоящее время портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания.
«Портфолио» как понятие, относящееся к образованию, стало достоянием школьной жизни совсем недавно. Строгое словарное значение термина «портфолио» связано с тремя его трактовками:
- во-первых, так называют папку или портфель для хранения разрозненных бумаг, документов, рисунков;
- во-вторых, это слово употребляют для обозначения сферы полномочий и обязанностей высокопоставленного должностного лица;
- в-третьих, это перечень поручительств и рекомендаций относительно конкретного человека в подтверждение присущих ему достоинств.
В 2004-м году рабочая группа при Министерстве образования и науки РФ представила концепцию «портфолио достижений ученика в средней школе», которая «поможет проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты». «У каждого ученика, писал В.М.Филиппов, - будет «портфолио», то есть индивидуальный «портфель» образовательных достижений – результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов» (Комсомольская правда. 2003. 14 января).
Часто под термином «портфолио» имеют в виду новую форму оценки личностных достижений школьников, накопительную систему оценки учебных достижений.
Портфолио (в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио дополняет традиционные оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены и т.д.
Цели портфолио
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования ребенка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
- поддерживать и стимулировать высокую мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
- формировать умения отслеживать и гордиться своими успехами в конкурентной среде;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем – профильного обучения.
Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.
Использовать портфолио в школе возможно в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы наряду с результатами итоговой аттестации.
Типы портфолио.
В настоящее время в теории и практике образования выделяют следующие типы портфолио.
«ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
Преимущества данного варианта: итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации). Ограничения данного варианта: портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.
«ПОРТФОЛИО РАБОТ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.
Преимущество данного варианта: портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Ограничения данного варианта: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много учеников, для которых «Портфолио работ» - дополнительная форма выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере.
«ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч.
Преимущества данного варианта: эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Ограничения данного варианта: сложность формализации и учета собранной информации.
На основании предложенных вариантов портфолио преподавателю предлагается конструировать и апробировать либо «комплексные» модели портфолио (включающие в себя описанные выше типы в качестве своих разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов). Например:
а) портфолио, состоящий из трех разделов (наиболее объемный и комплексный): «раздел документов» + «раздел работ» + «раздел отзывов»;
б) портфолио, состоящий из двух разделов: «раздел документов» + «раздел отзывов» либо «раздел работ» + раздел отзывов;
в) портфолио «простые» (три варианта, то есть либо в чистом виде «Портфолио документов», либо «Портфолио работ», либо «Портфолио отзывов»).
Требования и нормы, регулирующие построение и действие портфолио.
- В формировании портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя, психологи, администрация школы, родители.
- Классный руководитель разъясняет назначение и технологию ведения портфолио, обеспечивает необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы. Классный руководитель ранжирует с учеником представленные документы.
- Учащиеся собирают документы, условно разделяя их на три группы:
а) официальные;
б) творческие работы;
в) отзывы, рекомендации.
Учащиеся составляют перечень документов, ранжируют их.
- Учителя проводят экспертизу представленных работ по предмету, пишут рецензии, отзывы на учебные проекты.
- Администрация школы разрабатывает механизм использования портфолио при переходе с 1-й ступени обучения на 2-ю; со 2-й на
3-ю; при наборе в профильные классы.
Особенности портфолио на трех ступенях обучения
С моей точки зрения для разных ступеней образования понятие «портфолио» должно меняться. Например, для предпрофильной и профильной подготовки учащихся основное назначение портфолио - это накопление документальных подтверждений того, что ученик может обоснованно претендовать на занятие места в классе с определённым профилем обучения либо на продолжение обучения в определённом высшем учебном заведении.
Основная функция такого нововведения как портфолио – помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.
Проблема портфолио, действительно, наиболее актуальна в средней и основной школе. Возникает вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме и если да, то в какой форме он может быть представлен?
Первая ступень обучения – начальная школа (1 – 4 кл).
Портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности школьника, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
Вторая ступень обучения (5-9 классы).
Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика в предполагаемом профиле, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и возможностей.
Третья ступень обучения (10-11 классы).
Портфолио служит инструментом создания индивидуальной образовательной активности.
Портфолио позволяет отразить способы и результаты профилизации учащихся 9-11 классов; содержит информацию об изучаемых предметах и курсах, практиках, проектно-исследовательской деятельности.
Портфолио служит дополнением к результатам ЕГЭ или иным формам экзаменов при поступлении в вуз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио – форма контроля и оценки достижений в воспитательной системе экипажа.
Организация совместной работы в экипаже, представление результатов совместной деятельности участников образовательного процесса, развитие навыков аналитической деятельности, отслеживание достижений, в...
Оценка достижений учеников в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Предлагаемые задания текущего и тематического контроля прошли апробацию в рамках дистанционного проекта «Система диагностики результатов обучения школьного курса географии», проведённого в...
Статья "Портфолио как новая форма оценки личных достижений учителя"
Статья посвещена составлению портфолио учителя и его роли при прохождении аттестации...
Выступление на педагогическом совете "Новая форма накопительной оценки - портфолио личностных достижений ученика".
Портфолио - современная эффективная форма оценивания, способ фиксирования , накопления и оценки индивидуальных достижений школьника....
Портфолио как форма контроля и оценки достижений учащихся
Портфель достижений – это один из способов организации накопительной системы оценки, фиксирования индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в школе.Портфель достижений явл...
Портфолио как новая форма оценки личностных достижений учителя
Данный материал содержит информацию о портфолио учителя, основных разделах портфолио и его видах....