Портфолио – форма контроля и оценки достижений в воспитательной системе экипажа.
методическая разработка по теме
Организация совместной работы в экипаже, представление результатов совместной деятельности участников образовательного процесса, развитие навыков аналитической деятельности, отслеживание достижений, выявление проблем и определение путей их решения посредством создания портфолио класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_-_forma_kontrolya_i_ocenki_dostizheniy_v_vospitatelnoy_sisteme_ekipazha.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио – форма контроля и оценки достижений в воспитательной системе экипажа.
Вопрос оценки достижения планируемых результатов в современной школе – один из важных и непростых.
Актуален он и в связи с введением новых образовательных стандартов.
В нашем образовательном учреждении (Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области кадетская школа-интернат «Свердловский кадетский корпус им. капитана 1 ранга М.В. Банных» при оценке образовательных результатов по предмету используется как традиционная, так и рейтинговая, балльная и дискрептивная система оценивания. С 2009 года по решению педагогического совета СКК введена такая форма промежуточной аттестации, как переводные экзамены в 5-8-х, 10-х классах, и зачетные недели в конце I и III четверти для учащихся 10 и 11 классов. Существует и такая система оценивания результатов деятельности, как знаки отличия («Ф.Ушаков», «Отличник», «За усердие», «Сова» согласно Положению о символах и атрибутах).
Не все однозначно в системе оценивания учебных результатов обучающихся, но в этом направлении все-таки есть и стандарты, и эталоны, на которые ориентируешься в работе, и варианты оценивания. Новые формы аттестации (ЕГЭ и ГИА – 9) с разработанной критериальной системой тоже помогают в оценивании планируемых результатов учебной деятельности.
Оценить результаты воспитательной системы класса (экипажа в нашем ОУ), образовательного учреждения сложнее. Хочется получить адекватную объективную оценку и привлечь к этой работе всех участников общеобразовательного процесса. Для решения этой задачи в 2007 году в нашем образовательном учреждении стала апробироваться такая форма оценивания воспитательной работы, как портфолио экипажа.
Цель этой работы мы определяем так:
Организация совместной работы в экипаже, представление результатов совместной деятельности участников образовательного процесса, развитие навыков аналитической деятельности, отслеживание достижений, выявление проблем и определение путей их решения.
Портфолио – это не только современная форма оценивания, но и то, что помогает решать педагогические задачи:
- поддерживать высокую мотивацию учащихся;
- поощрять их активность и самостоятельность;
- расширять возможности обучения, воспитания и самообразования, самовоспитания;
- развивать навыки рефлексивной оценочной деятельности учащихся;
- формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
и как результат – способствовать повышению качества образования в целом.
Начало апробации такой формы оценивания воспитательной работы класса (экипажа) в нашем образовательном учреждении относится к 2007 году. Сегодня в этой работе уже имеются определенные традиции, одна из них обязательное публичное представление – защита результатов воспитательной работы (материалов портфолио-папки достижений экипажа за учебный год). Это всегда интересное, яркое, зрелищное мероприятие, которого ждут и учащиеся и педагоги.
На суд жюри и зрителей (педагогов, учащихся СКК, родителей) представляются разные варианты предъявления результатов работы; презентация электронная с комментарием; стихи, песни, фильмы, легенды, сказания о своем экипаже. Творчески подходят педагоги и ребята к презентации экипажных портфолио.
А жюри просматривает материалы, папки и оценивает их, задает вопросы и тем, кто представлял портфолио и другим учащимся экипажа, оценивает коммуникативные умения и другие показатели (Приложение 1 «Протокол защиты портфолио»).
Жюри (экспертная комиссия) для оценивания формируется из участников образовательного процесса: представители администрации СКК, учителя, воспитатели, учащиеся, представители общественности (члены родительских комитетов, шефы, партнеры образовательного учреждения). Определены показатели и критерии защиты портфолио экипажа, структура представления (Приложение 2), номинации, в которых будут отмечены достижения экипажей и отдельных учащихся. Защита проходит по графику (1 день для одной параллели классов-экипажей). После этого – общее подведение итогов, объявление результатов и вручение дипломов.
Может быть, эта работа кому-то покажется не новой. Нам она помогает подвести итоги воспитательной работы за год, проконтролировать выполнение направлений деятельности, увидеть тех, кто учится и работает рядом с тобой, показать свои достижения, «удивиться и порадоваться» успехам других, обозначить проблемы и наметить варианты их решения, определить пути дальнейшего движения, развития воспитательной системы.
В Приложении 3 представлены варианты экипажных портфолио (электронные презентации).
Приложение 1.
Протокол результатов представления экипажных портфолио
Оформление портфолио | Структура портфолио | Представление (защита) портфолио |
аккуратность оформления проявляется во всех документах 3б | проявляется частично 1 б | не проявляется 0 б | портрет экипажа 0-3 | учебные достижения 0-3 | творческая деятельность 0-3 | военно-спортивная жизнь 0-3 | наши добрые дела 0-3 | другие (доп. отдел) 0-3 | лаконичность, соблюдение регламента выступления 0-3 7-10 мин. | соответствие сообщения заявленной теме, целям и задачам 0-3 | структурированность и логичность выступления 0-3 | культура, грамотная речь 0-3 | наличие и целесообразность использования наглядности, уровень ее представления -3 | культура дискуссии, умение понять собеседника и убедительно ответить на вопрос (не более 5 вопросов) 0-3 5-7 мин. | Внешний вид учащихся, представление экипажа, в соответствии с военной составляющей 0-2 | Особое мнение эксперта до 4 баллов с формулировкой «За что?» |
Приложение 2.
Структура портфолио экипажа
- «Визитная карточка педагогов».
Информация о воспитателе и классном руководителе:
- должность;
- стаж работы ( в т.ч. педагогический);
- категория, разряд;
- грамоты, благодарности, поощрения, (свидетельства достижений);
- увлечения, интересы;
- другое (по желанию).
- Портрет экипажа:
- общая фотография (наше фото, как мы росли и взрослели);
- характеристика экипажа;
- актив экипажа;
- наша деятельность в этом учебном году (тема, цель, задачи, планируемый результат).
- Учебные достижения:
- образовательный рейтинг;
- качественный состав экипажа;
- участие в олимпиадах, интеллектуальных играх, учебно-исследовательской деятельности.
- Творческая деятельность:
- кружки;
- праздники, конкурсы.
- Военно-спортивная жизнь:
- секции;
- участие в спортивных мероприятиях различных уровней;
- участие в парадах, военно-спортивных лагерях и других мероприятиях.
- Наши добрые дела:
- социальные проекты.
- Другое (связанное с целью воспитательной работы в экипаже):
0 – показатель отсутствует;
1 – показатель проявляется;
2 – показатель представлен на качественном уровне;
3 – показатель представлен на творческом (инновационном) уровне.
Показатель военной составляющей (одежда, рапорт, выправка, строевая слаженность, дисциплина, обращение):
0 – нарушение формы одежды, сдачи рапорта;
1 – незначительные по форме одежды и сдаче рапорта (единичны);
2 – замечания по форме одежды и сдаче рапорта отсутствуют.
Общие требования к защите портфолио:
- Цель воспитательной работы экипажа на этот год (указать на ее преемственность, соотносимость с целью в предыдущие годы); в каких документах портфолио отражена.
- Задачи (их преемственность с задачами в предыдущие годы); их выполнение (зафиксированный результат, где, в чем отражен + ссылка на документы портфолио):
- в учебной деятельности;
- в воспитательной работе (выбранных формах ее ведения);
- в творческой деятельности;
- в военно-спортивной жизни;
- в социальных проектах.
- Документы, материалы (умения, компетенции и др.), свидетельствующие о результатах, о достижении поставленной цели, выполнении поставленных задач.
- Динамика достижений (в сравнении с результатами прошлого года).
- Перспективы, планы на новый учебный период, основанные на выявленных противоречиях и проблемах этого года (пути дальнейшего движения, развития воспитательной системы).
Приложение 3.
Электронные презентации портфолио экипажей, представленные на защиту.
Елена Вадимовна Хлынова,
заместитель директора по УР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете "Активные формы контроля и оценки знаний учащихся"
Контроль - проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора (толковый словарь Ожегова)...
«Использование ИКТ - технологий, ЭОР и Интернет-ресурсов при контроле и оценке достижений учащихся по биологии».
Цель: показать возможности использования информационных технологий на уроке биологии для повышения качества знаний учащихся и их оценке.Задачи: -...
Портфолио как форма контроля и оценки достижений учащихся
Портфель достижений – это один из способов организации накопительной системы оценки, фиксирования индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в школе.Портфель достижений явл...
Презентация "Формы контроля и оценки знаний на уроке ИЗО в 5 классе с учетом требований ФГОС "
В презентации дается классификация способов контроля и оценки знаний учащихся, а т.ж представлен вариант итоговой тестовой работы за курс 5 класса по программе Е.А.Ермолинской...
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики как эффективная форма контроля и оценки. Обобщение педагогического опыта
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями ...
Презентация к выступлению на педсовете: "Активные формы контроля и оценки знаний обучающихся"
Презентация к выступлению на педсовете: "Активные формы контроля и оценки знаний обучающихся"...
Разнообразные формы контроля как фактор достижения положительных результатов при изучении физики
Одной из важнейших задач современной школы является раскрытие потенциальных возможностей школьников, развитие их творческих способностей. Решению этих задач будет способствовать процесс овладения учащ...