Статья "Портфолио как новая форма оценки личных достижений учителя"
статья по теме

Статья посвещена  составлению портфолио учителя и его роли при прохождении аттестации

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Портфолио как новая форма оценки личных достижений учителя»

Горностаева Галина Викторовна, учитель истории и обществознания, МБОУ «Лицей «Дубна» г. Дубны Московской области.

Современная российская система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в появлении альтернативных типов учебных заведений, использовании новых программ  и пособий, изменении содержания образования, применении новых педагогических технологий и других инноваций. Это требует от педагога широкой эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу.

Однако в последнее время в СМИ  мы часто слышим о том, что уровень подготовки педагога не отвечает современным требованиям качества образования.

Для исправления ситуации в2009 году была введена новая система  аттестации педагогических и руководящих работников.

Ее суть в том, что  педагогические работники  должны в обязательном порядке 1 раз в 5 лет пройти  аттестацию на базовую квалификационную категорию (на соответствие занимаемой должности), сдав квалификационный экзамен.

Аттестация на 1-ую и высшую квалификационную категорию для педагогических работников является добровольной.

1-ая квалификационная категория присваивается  педагогическим работникам, владеющим и эффективно применяющим в практической и профессиональной деятельности инновационные образовательные методики и технологии.

Высшая квалификационная категория присваивается  педагогическим работникам, владеющим и эффективно применяющим в практической и профессиональной деятельности инновационные образовательные методики и технологии,  и активно их распространяющими в профессиональном сообществе.

Изменились сроки подачи заявления , а также перечень документов, необходимых для прохождения аттестации:

-заявление,

-представление,

- аттестационное дело (материалы результатов профессиональной деятельности, результаты общественной оценки и самооценки аттестуемого, профессиональный портфолио, документы о повышении квалификации)

Термин «портфолио» итальянского происхождения, в 19 веке этим словом называли альбом с фотографиями. А в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой “портфолио”, когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентов. Идея применений портфолио в школе происходит из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах

Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени.

 Основной смысл – “показать всё, на что ты способен”.

 Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.

 На сегодняшний день есть несколько вариантов составления портфолио учителя . В стандартном варианте  портфолио  учителя состоит из 5 основных разделов:

1.Общие сведения об учителе (личные данные, диплом о высшем образование, свидетельства о повышении квалификации, копии дипломов, грамот, наград)

2.Результаты педагогической деятельности  (Итоговые результаты по предмету)

-результаты административных срезов, городских контрольных работ по предмету,

-результаты сдачи выпускных экзаменов,

- список учащихся, окончивших школу с золотой и серебряной медалью,

- список победителей и призеров конференций, олимпиад,

- список учащихся поступивших в ВУЗ по профилю.

3.Научно-методическая работа

-учебные программы,

-перечень проведенных семинаров, круглых столов, мастер - классов,

-доклады на педсоветах, конференциях, семинарах,

-результаты участия в профессиональных и творческих конкурсах,

-тема самообразования и результаты работы по теме,

-перечень публикаций.

4.Внеурочная деятельность.

- программы кружка, элективных курсов,

-творческие работы учащихся,

- сценарии внеклассных мероприятий,

- отчеты о мероприятиях с фотографиями.

5.Учебно-материальная база

-оборудование кабинета,

- дидактические материалы,

-наглядные пособия и др.

  Портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.

 Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:

 - повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;

 - своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.

Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит

 Учителю:

 • реально представить результаты своего труда;

 • увидеть свои резервы;

 • иметь стимул к самосовершенствованию;

 • освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика.

 Администрации:

 • осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов;

 • способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;

 • развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов;

 • поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.

Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые компетентности ,которые выдвигаются миром образования как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества. Освоение метода портфолио в российской школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теоретико-методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта личных достижений учителя технологии

Учебный годДатаТема,  форма подачиУровень2010мартМастер-класс «Изготовление декоративных цветов»муниципальный2010февральЗащита проектаобластной2011мартСеминар «Здоровье– как основной элемент здор...

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Реализация творческого потенциала как одна из форм оценки учебных достижений учащихся...

Доклад " Презентация личных достижений учителя по проектно-исследовательской технологии".

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные сист...

Портфолио как новая форма оценки личностных достижений учителя

Данный материал содержит информацию о портфолио учителя, основных разделах портфолио и его видах....

Организация разработки, апробации и внедрения разнообразных форм оценки образовательных достижений обучающихся по математике и информатике

Мировой опыт использования тестов как метода оценки качества образования показал необходимость и перспективность проведения компьютерного тестирования. Тесты позволяют получить объективные оценки уров...

Портфолио личных достижений учителя

В портфолио представлены личные достижения учителя, награды, и результаты учащихся...

«Новые формы оценивания учебных достижений школьников» материал для МО учителей

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использо...