Портфолио как новая форма оценки личностных достижений учителя
статья на тему
Данный материал содержит информацию о портфолио учителя, основных разделах портфолио и его видах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_uchitelya.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио как новая форма оценки личностных достижений учителя
Выступление Шевыревой О.Д., учителя химии
МБОУ Калачеевская СОШ №1
РМО, 1.11.2017 г.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценку) индивидуальных достижений за определенный период. Основной смысл – «показать все, на что ты способен».
Данный термин пришел в педагогику из политики и бизнеса. Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом, так и в электронном виде.
В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов сотрудников, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в профессиональной деятельности». Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х гг. В США. В конце прошлого века идея применения "портфолио» в образовательных учреждениях становится популярной во всем мире, в том числе в России.
В современных образовательных учреждениях все более популярной становится идея создания портфолио, которое позволит перейти от административной системы учета результативности педагогической деятельности к системе оценивания успешности педагога.
Важная цель портфолио представить отчет по организации воспитательно-образовательного процесса, «картину» значимых результатов своей деятельности в целом, продемонстрировать навыки самооценивания, самоанализа.
Портфолио является не только современной эффективной формой оценивания деятельности педагога, но и помогает решать следующие задачи:
- Стимулировать мотивацию к деятельности у педагогов;
- Поощрять их активность и инициативу к самосовершенствованию, саморазвитию;
- Формировать навыки рефлексивной деятельности;
- Содействовать персонализации повышения уровня своего профессионального мастерства, развития фактологических и алгоритмических знаний, а также умений ориентироваться в отборе информации.
В настоящее время в теории и практике образования выделяют несколько типов портфолио
- «Портфолио документов»
Портфель документированных достижений педагога. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио. Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за один из его компонентов; она может быть интегральной, включающей максимальные баллы (5 баллов) блоков 1,2 и т.д.
Позиции | Компоненты |
Блок 1: Образование | Копия диплома об образовании (высшее, среднее специальное) |
Блок 2: Курсы повышения квалификации (в том числе в последние 5 лет) | Копия удостоверения о курсах |
Блок 3: Иные сертификаты | Копии документов |
Блок 4: Аттестация | Копия аттестационного листа с решением аттестационной комиссии о присвоении категории |
Блок 5: Участие в конкурсах, конференциях на региональном, городском уровне; публикации СМИ |
- «Портфолио работ»
Представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ, лучших конспектов занятий и мероприятий с детьми. Портфолио оформляется в виде текстов с приложением его работ в виде текстов, электронных версий, фотографий.
Преимущество этого варианта: Портофолио данного типа дает широкое представление о динамике педагога. «Портфолио работ»- дополнительная форма выражения успешности самореализации, состоятельности педагога.
Примерный вариант записей в «Портфолио работ»
- Исследовательские работы и рефераты (указывается тема, количество страниц, библиография);
- Конспекты лучших занятий или мероприятия с детьми (предоставляется полный текст конспекта с указанием темы, возраста детей, возможно приложение в виде фотографий);
- Тематическое, календарное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми (предоставляется конкретный план воспитательно-образовательной работы с детским коллективом, указывается дата, возраст детей);
- Проектная работа (указывается тема проекта, этапы деятельности педагога и детей, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, продуктов деятельности детей);
- Консультации (указываются тематика консультаций за период учебного года);
- Открытые просмотры видов детской деятельности (указывается тема, дата и уровень организации).
3.Портфолио отзывов»
Включает в себя оценку деятельности педагога родителями, коллегами, работниками органов управления образованием, а также самооценку своей деятельности, обозначенные успешные мероприятия, занятия и т.д.
Преимущества данного варианта. Эта форма портфолио дает возможность использовать механизмы самооценки деятельности педагога, понимания воспитательно-образовательных потребностей системы образования, ответственности в самостоятельном определении принципиальных основ своей деятельности и степени реализации своей миссии.
Презентация портфолио
Портфолио – одна из аутентичных, то есть наиболее приближенных к реальному состоянию, форм формирования, которая ориентирована на процесс самооценивания.
Портфолио специалиста дошкольного образования оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшиватель). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам педагог.
Портфолио целесообразно вести по нескольким разделам:
Раздел 1. Общие сведения о педагоге
- Фамилия, имя, отчество, год рождения
- Образование (что и когда закончил, полученная специальность, квалификация по диплому)
- Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном учреждении
- Повышение квалификации (название структуры, год, месяц, проблематику курсов)
- Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней
- Наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма
- Дипломы различных конкурсов
- Другие документы
Раздел 2 Результаты педагогической деятельности
- Сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года на основании:
-срезов ЗУИ, ценностных отношений детей;
- конспекты видов деятельности, наиболее удачно организованных педагогом;
- творческих работ детей;
-отзывы родителей о деятельности педагога
-фотографии по организации среды и жизнедеятельности воспитанников
Раздел 3:Научно-методическая деятельность
- Перечень консультаций для педагогов (за 2 года)
- Копии публикаций
- Участие в профессиональных и педагогических конкурсах (материалы)
- Конспекты организации видов деятельности детей на уровне мастер-класса
- Сотрудничество с ВУЗами и средними специальными учебными заведениями
- Подготовка творческого отчета о своей педагогической деятельности с фотографиями
Раздел 4 Творческие находки педагога
- Список творческих работ, проектов, рефератов, выполняемых педагогом
- Программы, сценарии мероприятий в коллективе
- Взаимодействие с родителями
Раздел 5 Создание предметно-пространственной среды в детском коллективе
- Описание «Островков», «уголков», групповых помещений, характеризующих активность, доступность среды.
- Фотографии методического кабинета, организации деятельности воспитанников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы оценки. Языковой портфель ученика.
методический материал по работе с языковым портфелем учащегося.Авторизованная модель.Рекоммендации по работе с ЯП для педагогов и для учащихся....
Статья "Портфолио как новая форма оценки личных достижений учителя"
Статья посвещена составлению портфолио учителя и его роли при прохождении аттестации...
РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Реализация творческого потенциала как одна из форм оценки учебных достижений учащихся...
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА КАК ФОРМА ОЦЕНКИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Реализация в соответствии с ФГОС СПО компетентностного подхода в влечет необходимость дополнения традиционной системы оценивания результатов обучения технологиями, позволяющими проследить формирование...
Организация разработки, апробации и внедрения разнообразных форм оценки образовательных достижений обучающихся по математике и информатике
Мировой опыт использования тестов как метода оценки качества образования показал необходимость и перспективность проведения компьютерного тестирования. Тесты позволяют получить объективные оценки уров...
«Новые формы оценивания учебных достижений школьников» материал для МО учителей
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использо...