Выступление на педагогическом совете "Новая форма накопительной оценки - портфолио личностных достижений ученика".
статья на тему

Портфолио - современная эффективная форма оценивания, способ фиксирования , накопления и оценки индивидуальных достижений школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Новая форма накопительной оценки -  портфолио личностных достижений ученика».

     

 Планируемые изменения в системе общего среднего образования не могут быть достигнуты без существенной трансформации системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом.

Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали запуск механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения.

Одним из таких средств может стать портфолио.

      Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной, - и является важным элементом практико – ориентированного, деятельностного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует  его усилия, прогресс и достижения в различных областях».

     Важная цель портфолио – представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

Оценка тех или иных достижений, отражённых в портфолио, а также всего портфолио в целом за определённый период его формирования может быть как качественной, так и количественной.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- содействовать индивидуализации образования школьников;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

       Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем – профильного обучения. Введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более ответственным.

      Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду аутентичных индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания. Портфолио дополняет традиционные оценочные средства, его можно использовать в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы наряду с результатами итоговой аттестации.

    В настоящее время в теории и практике образования выделяют следующие типы портфолио.

«Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность  как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. По ним может быть создан  итоговый документ в виде вкладыша в аттестат, содержащий перечень и оценки сертификатов.

      Преимущество этого типа портфолио в том, что итоговая балльная оценка может быть значимой составляющей образовательного рейтинга ученика наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации. Однако портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т. д.

В «Портфолио документов» можно выделить следующие блоки:

Блок А: Сведения об участии в мероприятиях (конкурсах, конференциях, выставках, спортивных соревнованиях).

Название мероприятия

Достижение (грамота, сертификат, диплом)

Дата участия в мероприятии

Блок Б: Сведения об участии в олимпиадах.

Предмет

Уровень (школьная, городская, областная)

Результат

Дата участия

Блок В: Результаты сдачи итоговой аттестации за курс основной школы

Название предметов по выбору

Оценка

«Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение элективных  курсов, спортивных и художественных достижений.

    Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения. Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий.

     Такое портфолио даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много учеников, для которых «Портфолио работ» - дополнительная форма выражения успешности в образовательной карьере. Приведём примерный вариант записей в «Портфолио работ».

Блок А:

Название реферата, проекта, исследовательской работы, работы по искусству, модели, макета, участие в концертах

Количество страниц, экземпляров, иллюстраций и т.д.

Место выступления, демонстрации

Дата

Блок Б: Сведения о прохождении элективных, факультативных курсов.

Название учебного курса

Количество часов

Результат (зачёт, проект и т.д.)

Дата прохождения

«Портфолио отзывов» включает в себя характеристики, данные школьнику учителями, родителями, возможно, одноклассниками, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлено в виде заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и т.д.

Эта форма портфолио, несмотря на сложность учёта собранной информации, дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

Приведём примерный перечень документов «Портфолио отзывов»

  • Заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе учащихся).
  • Рецензия на статью, опубликованную в СМИ.
  • Отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о  выступлении на научно – практической конференции старшеклассников.
  • Резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений.
  • Эссе школьника, посвящённое выбору направления дальнейшего обучения.
  • Рекомендательное письмо о прохождении социальной практики.
  • Другое.

На основании предложенных вариантов портфолио учитель и ученик могут конструировать и апробировать либо «Комплексные» модели портфолио (включающие  в себя описанные типы в качестве разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов).

Например:

  • Портфолио, состоящее из трёх разделов: «раздел документов» + «раздел работ» + «раздел отзывов»;
  • Портфолио, состоящее из двух разделов:  «раздел документов» + «раздел работ»; «раздел документов» + «раздел отзывов»; «раздел работ» + «раздел отзывов»;
  • Портфолио «простое»: либо «Портфолио документов», либо «Портфолио работ», либо «Портфолио отзывов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся».

В данной разработке представлена система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся....

Накопительная система оценок. Портфолио.

Данный материал посвящен накопительной оценке, оценивающей суммарный результат наших усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней м...

От индивидуальности педагога – к личностным достижениям ученика. Взгляд молодого педагога.

Мне бы хотелось рассказать о том, как у меня всё начиналось.......

Портфолио как новая форма оценки личностных достижений учителя

Данный материал содержит информацию о портфолио учителя, основных разделах портфолио и его видах....

Портфолио – форма оценки достижений ученика

 «Портфолио» как понятие, относящееся к образованию, стало достоянием школьной жизни совсем недавно. Строгое словарное значение термина «портфолио» связано с тремя ...

Выступление на педагогическом совете "Формы и методы работы с родителями".

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала....