Выступление на педагогическом совете "Новая форма накопительной оценки - портфолио личностных достижений ученика".
статья на тему
Портфолио - современная эффективная форма оценивания, способ фиксирования , накопления и оценки индивидуальных достижений школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Новая форма накопительной оценки - портфолио личностных достижений ученика».
Планируемые изменения в системе общего среднего образования не могут быть достигнуты без существенной трансформации системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом.
Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали запуск механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения.
Одним из таких средств может стать портфолио.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной, - и является важным элементом практико – ориентированного, деятельностного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».
Важная цель портфолио – представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.
Оценка тех или иных достижений, отражённых в портфолио, а также всего портфолио в целом за определённый период его формирования может быть как качественной, так и количественной.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации образования школьников;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем – профильного обучения. Введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более ответственным.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду аутентичных индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания. Портфолио дополняет традиционные оценочные средства, его можно использовать в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы наряду с результатами итоговой аттестации.
В настоящее время в теории и практике образования выделяют следующие типы портфолио.
«Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. По ним может быть создан итоговый документ в виде вкладыша в аттестат, содержащий перечень и оценки сертификатов.
Преимущество этого типа портфолио в том, что итоговая балльная оценка может быть значимой составляющей образовательного рейтинга ученика наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации. Однако портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т. д.
В «Портфолио документов» можно выделить следующие блоки:
Блок А: Сведения об участии в мероприятиях (конкурсах, конференциях, выставках, спортивных соревнованиях).
№ | Название мероприятия | Достижение (грамота, сертификат, диплом) | Дата участия в мероприятии |
Блок Б: Сведения об участии в олимпиадах.
№ | Предмет | Уровень (школьная, городская, областная) | Результат | Дата участия |
Блок В: Результаты сдачи итоговой аттестации за курс основной школы
№ | Название предметов по выбору | Оценка |
«Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, спортивных и художественных достижений.
Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения. Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий.
Такое портфолио даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много учеников, для которых «Портфолио работ» - дополнительная форма выражения успешности в образовательной карьере. Приведём примерный вариант записей в «Портфолио работ».
Блок А:
№ | Название реферата, проекта, исследовательской работы, работы по искусству, модели, макета, участие в концертах | Количество страниц, экземпляров, иллюстраций и т.д. | Место выступления, демонстрации | Дата |
Блок Б: Сведения о прохождении элективных, факультативных курсов.
№ | Название учебного курса | Количество часов | Результат (зачёт, проект и т.д.) | Дата прохождения |
«Портфолио отзывов» включает в себя характеристики, данные школьнику учителями, родителями, возможно, одноклассниками, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлено в виде заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и т.д.
Эта форма портфолио, несмотря на сложность учёта собранной информации, дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.
Приведём примерный перечень документов «Портфолио отзывов»
- Заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе учащихся).
- Рецензия на статью, опубликованную в СМИ.
- Отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно – практической конференции старшеклассников.
- Резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений.
- Эссе школьника, посвящённое выбору направления дальнейшего обучения.
- Рекомендательное письмо о прохождении социальной практики.
- Другое.
На основании предложенных вариантов портфолио учитель и ученик могут конструировать и апробировать либо «Комплексные» модели портфолио (включающие в себя описанные типы в качестве разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов).
Например:
- Портфолио, состоящее из трёх разделов: «раздел документов» + «раздел работ» + «раздел отзывов»;
- Портфолио, состоящее из двух разделов: «раздел документов» + «раздел работ»; «раздел документов» + «раздел отзывов»; «раздел работ» + «раздел отзывов»;
- Портфолио «простое»: либо «Портфолио документов», либо «Портфолио работ», либо «Портфолио отзывов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме «Система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся».
В данной разработке представлена система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся....
Накопительная система оценок. Портфолио.
Данный материал посвящен накопительной оценке, оценивающей суммарный результат наших усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней м...
От индивидуальности педагога – к личностным достижениям ученика. Взгляд молодого педагога.
Мне бы хотелось рассказать о том, как у меня всё начиналось.......
Портфолио как новая форма оценки личностных достижений учителя
Данный материал содержит информацию о портфолио учителя, основных разделах портфолио и его видах....
Портфолио – форма оценки достижений ученика
«Портфолио» как понятие, относящееся к образованию, стало достоянием школьной жизни совсем недавно. Строгое словарное значение термина «портфолио» связано с тремя ...
Выступление на педагогическом совете "Формы и методы работы с родителями".
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала....