РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности спортивной секции «Мини-футбол»
рабочая программа по теме
Данная рабочая программа позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся, формируя у них целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное — воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Программа создана на основе курса обучения игре в мини-футбол. Технические приемы, тактические действия и игра в мини-футболе таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mini-futbol_1-4_klassy.doc | 197.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематический план
спортивной секции «Мини - футбол»
(3 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности спортивной секции «Мини-футбол»
Ступень обучения (класс): начальное общее образование, 1-4 класс
Срок реализации - 4 года
класс - 17 часов
класс - 17 часов
класс - 34 часа
класс - 34 часа
Пояснительная записка
Данная рабочая программа позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся, формируя у них целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное — воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Программа создана на основе курса обучения игре в мини-футбол. Технические приемы, тактические действия и игра в мини-футболе таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей.
Программа решает основные задачи физического воспитания:
укрепление здоровья и повышение работоспособности обучающихся;
воспитание у школьников морально-нравственных качеств;
развитие основных двигательных качеств. Материал программы дается в четырех разделах:
Основы знаний
Общая физическая подготовка
Специальная подготовка
Примерные показатели двигательной подготовленности.
В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний обучающихся о собственном организме, гигиенических требованиях, избранном виде спорта, о возможностях человека.
В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения и другие необходимые действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Специальная подготовка» представлен материал по футболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам.
В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности обучающихся.
Выполнение задач обучения зависит от подбора подводящих упражнений, четкого и доступного объяснения разучиваемых двигательных действий, широкого использования наглядных пособий и технических средств обучения.
Планирование и учет.
Учебно-тренировочные занятия в спортивной секции «Мини-футбол» проводятся круглогодично согласно плану работы. Планирование занятий строится на основе учебных материалов, изложенных в данной программе. При планировании необходимо учитывать местные климатические условия. Численный состав группы 15-20 человек.
Секция проводится в форме организованного урока по общепринятой схеме согласно расписанию.
Основные задачи группы новичков:
укрепление здоровья, повышение всестороннего физического развития,
привитие интереса к занятиям по мини-футболу
воспитание спортивного трудолюбия и волевых качеств
изучение основных приемов техники игры и простейших тактических действий в нападении и защите
приобретение начального опыта участия в соревнованиях.
Основными документами учета является журнал работы детского объединения и дневник педагога дополнительного образования.
Задачи и содержание работы
Основная задача подготовительного периода — подготовить команду к успешному выступлению в предстоящих соревнованиях. В ходе занятий проводится комплектование игроков в состав команды, отрабатываются новые приемы техники и тактики, которые намечается применять в соревновательном периоде.
На первом этапе подготовительного периода основное внимание уделяется ОФП и СИФ. ОФП и СФП на данном этапе отводится около 60-65%времени от каждого занятия; технической подготовке —25-30% и тактической подготовке — 10-15% времени.
Основные средства подготовки: ОРУ без предметов, с предметами и на снарядах, ходьба, бег, волейбол, футбол. Этап пред соревновательной подготовки ставит своей задачей приобретение спортивной формы. На этом этапе проходит совершенствование специальной физической и технической подготовки, налаживание тактических взаимодействий против различных систем нападения и защиты.
Основные средства подготовки данного периода: специальные комбинированные упражнения, приближенные к условиям соревнований, учебно- тренировочные двусторонние игры.
На третьем этапе подготовительного периода тактическая подготовка занимает 50-55% времени. На техническую подготовку отводится 30-35%, а на физическую — 1-15% времени.
Соревновательный период начинается с участия команд в официальных календарных соревнованиях.
Основная задача данного периода — успешное участие в соревнованиях. Особое внимание уделяется совершенствованию технического и тактического мастерства игроков.
Основные средства: специальные упражнения для развития физических качеств, приближенных к игровой обстановке, упражнения в тактических действиях — индивидуальных, групповых, командных.
Основной задачей переходного периода является поддержание достигнутого уровня общей и специальной физической подготовленности, постепенное снижение нагрузки и планомерный переход к занятиям и упражнениям из других видов спорта.
Основными средствами данного периода являются упражнения общей и специальной физической подготовленности небольшой интенсивностью, упражнения общей и специальной физической подготовленности с небольшой интенсивностью, упражнения по нормативам, прогулки, походы.
Продолжительность каждого периода и этапа подготовки изменяется в зависимости от календаря соревнований, условий занятий и подготовленности обучающихся.
Ожидаемые результаты
Занятия будут иметь оздоровительный эффект, так как они проводятся на свежем воздухе;
дети овладеют техническими приемами и тактическими взаимодействиями, научатся играть в мини-футбол.
Учащиеся должны знать и иметь представление:
об особенностях зарождения, истории мини-футбола;
о физических качествах и правилах их тестирования;
основы личной гигиены, причины травматизма при занятии мини- футболом и правила его предупреждения;
уметь организовать самостоятельные занятия мини-футболом, а также, с группой товарищей;
организовывать и проводить соревнования по мини-футболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере и др.
Учащиеся должны уметь:
выполнять требования по физической подготовке в соответствии с возрастом;
владеть тактико - техническими приемами мини-футбола;
знать основы судейства.
№ | Тематика занятий | Кол-во теоретических часов | Кол-во практических часов | Всего часов | Дата |
1 | Техника безопасности на занятиях по футболу. История возникновения футбола. | 1 | 1 | ||
2 | Обучение передаче мяча. | 1 | |||
3 | Обучение остановке мяча. | 1 | |||
4 | Совершенствование навыков остановке мяча. | 1 | |||
5 | Совершенствование навыков передаче мяча. | 1 | |||
6 | Обучение остановки мяча бедром. | 1 | |||
7 | Обучение удару мяча слета. | 1 | |||
8 | Совершенствование навыков удара мяча с лета. | 1 | |||
9 | Совершенствование исполнения технических элементов | 1 | |||
10 | Обучение отбору мяча у соперника. | 1 | |||
11 | Обучение розыгрышу мяча в стандартных положениях (штрафной). | 1 | |||
12 | Совершенствование навыков розыгрыша мяча в стандартных положениях. | 1 | |||
13 | Подвижные игры и эстафеты | 1 | |||
14 | Совершенствование ударов мяча по воротам. | 1 | |||
15 | Совершенствование ударов мяча по воротам. | 1 | |||
16 | Учебная игра. | 1 | |||
17 | Учебная игра. | 1 | |||
ИТОГО: | 1 | 16час. | 17час. |
№ | Тематика занятий | Кол-во теоретических часов | Кол-во практических часов | Всего часов | Дата |
1 | Техника безопасности на занятиях по футболу. История возникновения футбола. | 1 | 1 | ||
2 | Обучение передаче мяча. | 1 | |||
3 | Обучение остановке мяча. | 1 | |||
4 | Совершенствование навыков остановке мяча. | 1 | |||
5 | Совершенствование навыков передаче мяча. | 1 | |||
6 | Обучение остановки мяча бедром. | 1 | |||
7 | Обучение удару мяча слета. | 1 | |||
8 | Совершенствование навыков удара мяча с лета. | 1 | |||
9 | Обучение остановке мяча после отскока. | 1 | |||
10 | Обучение отбору мяча у соперника. | 1 | |||
11 | Обучение розыгрышу мяча в стандартных положениях (штрафной). | 1 | |||
12 | Совершенствование навыков розыгрыша мяча в стандартных положениях. | 1 | |||
13 | Совершенствование исполнения технических элементов. | 1 | |||
14 | Совершенствование ударов мяча по воротам. | 1 | |||
15 | Совершенствование ударов мяча по воротам. | 1 | |||
16 | Учебная игра. | 1 | |||
17 | Учебная игра. | 1 | |||
ИТОГО: | 1 | 16час. | 17час. |
№ | Тематика занятий | Количество теоретических часов | Количество практических часов | Всего часов | Дата |
1 | Техника безопасности на занятиях по футболу . | 1 | 1 | ||
2 | Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к одежде, обуви, спортивному инвентарю и оборудованию. | 1 | |||
3 | Техническая подготовка Обучение передаче мяча. | 1 | |||
4 | Обучение остановке мяча. | 1 | |||
5 | Обучение остановке мяча. | 1 | |||
6 | Обучение передаче мяча. | 1 | |||
7 | Совершенствование навыков остановке мяча. | 1 | |||
8 | Совершенствование навыков передаче мяча. | 1 | |||
9 | Обучение остановки мяча бедром. | 1 | |||
10 | Обучение ударам мяча. | 1 | |||
11 | Совершенствование навыков удара мяча. | 1 | |||
12 | Обучение удару мяча слета. | 1 | |||
13 | Совершенствование навыков удара мяча с лета. | 1 | |||
14 | Обучение остановке мяча после отскока. | 1 | |||
15 | Обучение удару мяча головой. | 1 | |||
16 | Совершенствование навыков удара мяча головой. | 1 | |||
17 | Обучение отбору мяча у соперника. | 1 | |||
18 | Обучение отбору мяча у соперника. | 1 | |||
19 | Обучение розыгрышу мяча в стандартных положениях (штрафной). | 1 | |||
20 | Обучение розыгрышу мяча в стандартных положениях | 1 |
(штрафной). | |||||
21 | Обучение розыгрышу мяча в стандартных положениях (штрафной). | 1 | |||
22 | Совершенствование навыков розыгрыша мяча в стандартных положениях. | 1 | |||
23 | Совершенствование исполнения технических элементов. | 1 | |||
24 | Совершенствование ударов мяча по воротам. | 1 | |||
25 | Совершенствование ударов мяча по воротам. | 1 | |||
26 | Удары по прыгающему и летящему мячу. | 1 | |||
27 | Учебная игра. | 1 | |||
28 | Удары по катящемуся мячу. | 1 | |||
29 | Учебная игра. | 1 | |||
30 | Обманные движения (финты). | 1 | |||
31 | Первенство школы по мини футболу. | 1 | |||
32 | Первенство школы по мини футболу. | 1 | |||
33 | Первенство школы по мини футболу. | 1 | |||
34 | Первенство школы по мини футболу. | 1 | |||
ИТОГО: | 1 | 33час. | 34 час. |
Календарно - тематический план
№ | Тематика занятий | Количество теоретических часов | Количество практических часов | Всего часов | Дата |
1 | Техника безопасности на занятиях по футболу . | 1 | 1 | ||
2 | Техническая подготовка Обучение передаче мяча. | 1 | |||
3 | Обучение передаче мяча. | 1 | |||
4 | Обучение остановке мяча. | 1 | |||
5 | Обучение остановке мяча. | 1 | |||
6 | Обучение передаче мяча. | 1 | |||
7 | Совершенствование навыков остановке мяча. | 1 | |||
8 | Совершенствование навыков передаче мяча. | 1 | |||
9 | Обучение остановки мяча бедром. | 1 | |||
10 | Обучение ударам мяча. | 1 | |||
11 | Совершенствование навыков удара мяча. | 1 | |||
12 | Обучение удару мяча слета. | 1 | |||
13 | Совершенствование навыков удара мяча с лета. | 1 | |||
14 | Обучение остановке мяча после отскока. | 1 | |||
15 | Обучение удару мяча головой. | 1 | |||
16 | Совершенствование навыков удара мяча головой. | 1 | |||
17 | Обучение отбору мяча у соперника. | 1 | |||
18 | Обучение отбору мяча у соперника. | 1 | |||
19 | Обучение розыгрышу мяча в стандартных положениях (штрафной). | 1 | |||
20 | Обучение розыгрышу мяча в стандартных положениях (штрафной). | 1 | |||
21 | Обучение розыгрышу мяча в стандартных положениях | 1 |
(штрафной). | |||||
22 | Совершенствование навыков розыгрыша мяча в стандартных положениях. | 1 | |||
23 | Совершенствование исполнения технических элементов. | 1 | |||
24 | Совершенствование ударов мяча по воротам. | 1 | |||
25 | Совершенствование ударов мяча по воротам. | 1 | |||
26 | Игра в футбол малыми составами. | 1 | |||
27 | Удары по мячу носком, пяткой. Жонглирование. | 1 | |||
28 | Учебная игра. | 1 | |||
29 | Учебная игра. | 1 | |||
30 | Отбор мяча. Вбрасывание. | 1 | |||
31 | Обманные движения (финты). | 1 | |||
32 | Индивидуальные действия в защите и в нападении. Тактика вратаря. | 1 | |||
33 | Первенство школы по мини футболу. | 1 | |||
34 | Первенство школы по мини футболу. | 1 | |||
ИТОГО: | 1 | 33час. | 34 час. |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
1. История возникновения футбола.
Футбол — одна из самых популярных командных игр в мире. География игры с мячом: страны Древнего Востока (Египет, Китай), Греция, Рим, Франция, Италия, Англия.
Откуда пошло название игры «футбол». Где и когда разработаны первые правила игры в футбол. Создание первых футбольных клубов.
Официальные международные правила игры в футбол (размер игрового поля, размер ворот, размер мяча, игра вратаря и др.).
Совершенствование тактики и техники игры в футбол: угловой удар, 11- метровый штрафной удар (пенальти), футбольные ворота, сетка на футбольных воротах, судья в поле, судья в поле с двумя помощниками.
История международных встреч по футболу. Первые официальные международные турниры с участием футболистов Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии. Популярность футбола в Европе и Латинской Америке. Создание Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА).
2. Правила безопасности во время занятий юных футболистов
Правила поведения учащихся во время занятий, при передвижении к месту соревнований и обратно. Причины, приводящие к травматизму. Наиболее типичные травмы футболистов. Профилактика травматизма: разминка, соблюдение требований к местам проведения занятий, инвентарю, одежде и обуви. Действия учителя в обеспечении безопасности занятий по футболу.
3. Правила игры в футбол (основные понятия)
Игровое поле (размеры, игровая поверхность, линии на поле, зоны и места). Ворота (размеры). Мяч (размеры, стандарты). Участники игры (состав команды, основной состав, запасные игроки, капитан команды, судьи). Игровая форма. Замена игроков. Игровое время. Перерывы и задержки. Поведение игроков (честная игра, нарушения и санкции). Победитель и проигравший в игре, ничейный результат.
4. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к одежде, обуви, спортивному инвентарю и оборудованию
Подбор одежды и обуви для факультативных занятий с учетом их сезонности. Использование одежды и обуви только для спортивных занятий. Периодичность стирки спортивной одежды. Спортивная форма и обувь для участия в соревнованиях по футболу. Мячи, стойки для обводки, ворота стандартные и нестандартные, тренажеры для развития физических качеств - требования и противопоказания к их использованию.
5. Техническая подготовка
Ведение мяча одной ногой по прямой, змейкой, восьмеркой, челноком.
Ведение мяча попеременно правой и левой ногой по прямой, змейкой, восьмеркой, челноком.
Ведение одновременно двух мячей. Передачи мяча правой и левой ногой.
Жонглирование мячом одной ногой, попеременно правой и левой ногами.
Остановка катящегося мяча правой и левой ногой. Остановка ногой летящего мяча. Остановка грудью летящего мяча.
Удары по неподвижному мячу серединой подъема, внутренней стороной стопы, носком с попаданием в ворота.
Игра вратаря: ловля и отбивание мяча руками стоя на месте и в движении, ловля мяча руками в падении, введение мяча в игру броском одной рукой, ударом ногой по неподвижному мячу и после набрасывания. Эстафеты с ведением и передачами мяча.
Конкурсы: с ударами по воротам «Кто точнее»; с ударами по неподвижному мячу и после набрасывания «Кто дальше». Игры в «Лабиринт».
Введение мяча в игру броском двумя руками из-за боковой линии. Игра в футбол по упрощенным правилам 3 на 3, 4 на 4, 5 на 5 игроков.
6. Физическая подготовка
Комплексы общеразвивающих упражнений без мяча и с мячом. Комплексы упражнений без мяча и с мячом, направленных на развитие:
координационных способностей;
быстроты;
ловкости;
точности движений и передач мяча;
гибкости и подвижности в коленных и тазобедренных суставах;
игровой выносливости;
точности ударов по воротам.
7. Подвижные игры и эстафеты
пятнашки с мячом;
лабиринт (с мячом и без мяча);
змейка;
бег по ломаной кривой;
челночный бег;
эстафета с ведением двух мячей;
эстафета с ударами по воротам.
8. Игра в футбол малыми составами Игра 2 на 2, 3 на 3, 4 на 4 игрока на алых площадках с использованием маленьких (хоккейных) ворот.
9. Контрольные испытания
Тестирование уровня физической подготовленности:
бег 30м с высокого старта;
челночный бег 7х50м;
прыжок в длину с места;
бег по ломаной кривой 30м.
Тестирование уровня специальной подготовленности:
ведение мяча 30м с обводкой стоек;
челночный бег с мячом;
удар по неподвижному мячу на дальность;
жонглирование мячом (ногами и головой).
Список литературы
Акимов А.М. Игра футбольного вратаря. - М.: ФиС, 1978.
Андреев С.Н. Мини-футбол. - М.: ФиС, 1978.
Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. - М.: ФиС, 1985.
Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. - М.: ФиС, 1980.
Гагаева Г.М. Психология футбола. - М.: ФиС, 1979.
Гриндлер К. и др. Техническая и тактическая подготовка футболистов. - М.: ФиС, 1976.
Гриндлер К. и др. Физическая подготовка футболистов. - М.: ФиС, 1976.
Правила игры в футбол. М.: ФиС (последний выпуск).
Рогальский Н., Дегель Э. Футбол для юношей. - М.: ФиС, 1981.
Чанади А. Футбол. Техника. - М.: ФиС, 1978.
Чанади А. Футбол. Стратегия. - М.: ФиС, 1881.
Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М., 1974.
Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Теория и практика футбол» 2008 г.
Антипов А., Губов В. «Диагностика и тренировка двигательных способностей» 2008 г.
Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Методика тренировки техники игры головой» 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности спортивной секции "Волейбол"
Программа внеурочной деятельности спортивной секции "Волейбол". Срок реализации 2 года...
Программа внеурочной деятельности учащихся по "Мини-футболу"
Цели и задачи :"Всесторонне развитие школьников через занятия физической культурой и спортом"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивный клуб. Спортивные игры»
Данная рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы начального общего и основного общего образования МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа № 2 с УИОП&r...
Спортивно-оздоровительная программа внеурочной деятельности (спортивной секции) «Олимп».
Спортивно-оздоровительная программа внеурочной деятельности (спортивной секции) «Олимп»....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивные и подвижные игры» Направление : спортивно-оздоровительное ( 9 классы ) 1 час в неделю (всего 34 часов)
внеурочная деятельность «Спортивные и подвижные игры» Направление : спортивно-оздоровительное...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр» для начального общего образования(3-4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительной направленности "Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр" для начального общего образов...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивной секции «ВОЛЕЙБОЛ» 7-11 классы.
Программа кружка предусматривает распределение учебно-тренировочного материалана четыре года обучения. В соответствии с годами о...