Спортивно-оздоровительная программа внеурочной деятельности (спортивной секции) «Олимп».
рабочая программа по физкультуре

Кононенко Олеся Валерьевна

Спортивно-оздоровительная   программа  внеурочной деятельности  (спортивной секции)  «Олимп». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _rp_vneurochnoy_deyatelnosti_-sportivnoy_sektsii.docx42.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат  ст-цы Шкуринской

Спортивно-оздоровительная   программа

внеурочной деятельности

 (спортивной секции)

«Олимп»

Возраст детей, на которых рассчитана программа:           7-12 лет  (1-4 класс)

                                                                                               

Ф.И.О. автора программы:                                    учитель физической культуры

                                                                                  Кононенко Олеся Валерьевна

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Пояснительная записка.

2.Содержание программы.

3.Содержание материала программы.

4.Календарно-тематическое планирование.

5.Планируемые результаты освоения обучающимися материала .

6.Список  литературы.

1.Пояснительная записка

       Актуальность проблемы.

        Рабочая программа  детализирует и раскрывает содержание ФГОС НОО  обучающихся с УО, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета.

    Актуальность создания данной программы обусловлена тем, что в специальном (коррекционном) учреждении система физкультурно - оздоровительной работы  имеет свою специфику.  Программа состоит из четырех разделов.  В первом разделе представлены теоретические сведения о назначении занятий, о правилах техники безопасности во время занятий. Второй раздел посвящен легкой атлетике, третий – гимнастике, а четвертый – подвижным играм.

      Данная рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе  программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений,   под редакцией В.В. Воронковой, авторы В.М. Белов, В.С. Кувшинов, В.М. Мозговой, Москва, «Просвещение», 2013г. и направлена на реализацию спортивно-оздоровительного направления. 

        Нормативно-правовая  база.

1.Конвенция  ООН о правах ребенка, ч. 1ст. 29 и 31.

2. ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»,гл.1 ст.1,4, гл.2 ст.5, ст.14 гл.6 ст. 34.

3. Закон РФ «Об образовании», гл.5 ст.50 и 51.

4.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28.04.2003г.-86/13. «Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных  учреждений» (Вестник образования №13 за 2003г. стр. 48).

5. Письмо  Министерства образования  Российской  Федерации от 26 марта 2002 г. №30-51-197/20 « О повышении роли  физической культуры и спорта в ОУ» (Вестник образования №9мая 2002г)

2. Содержание программы.

Основными целями программы являются: повышение двигательной активности  младших школьников, развитие и совершенствование двигательной сферы, а также  сохранение  и укрепление здоровья обучающихся.

Основными задачами данного курса являются:

- повышать двигательную активность;

-формировать и совершенствовать разнообразные двигательные умения и навыки;

 -укреплять здоровье обучающихся;

-осуществлять коррекцию нарушений общего физического развития, психомоторики, корригировать осанку и дыхание;

-развивать чувство темпа и ритма, точность и координацию движений, реакцию, ловкость;

-обучать умению работать индивидуально и в группе;

-развивать коммуникативные умения;

-воспитывать культуру поведения, доброжелательность, дружелюбие, готовность к сотрудничеству и взаимопомощи.

Предметными результатами является формирование базовых

учебных действий (БУД).

Регулятивные:

-определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

рганизовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности;

-технически правильно выполнять двигательные действия;

-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

-учиться работать по определенному алгоритму.

Познавательные:

- иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- знание основных правил поведения на уроках физической культуры их осознанное  применение;

-выполнение  упражнений и заданий  по словесной инструкции учителя-тренера;

-осмысление техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений;

-моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения игровой ситуации;

-умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;

-разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-управление своим поведением и поведением  партнёра — контроль, коррекция, оценка  действий;

-формирование навыка позитивного коммуникативного общения.

Личностные:  

-осознание себя как ученика, заинтересованного в занятих  в спортивной секции

-проявление положительного отношения к окружающей действительности, готовности к организации взаимодействия на основе представлений об этических нормах и правилах поведения;

-проявление  бережного отношения к спортивному инвентарю и оборудованию.

- соблюдение техники безопасности и правил поведения на занятиях.

           При подборе средств и методов практических занятий тренер-преподаватель секции должен иметь в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, подвижные игры, и т. д.) Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.

Принципы обучения:

- системность;

- непрерывность;

- динамичность;

- учет возрастных и психофизических возможностей обучающихся;

- индивидуальный и дифференцированный подход.

Методы  обучения:

- словесные методы (объяснение, указания, инструкция, команда, убеждение);

- наглядные методы (демонстрация, наглядные пособия);

- игровые методы (подвижные и ролевые  игры, эстафеты);

- методы развития двигательных качеств (повторный, соревновательный).     

       Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общаться с другими людьми, заниматься  спортом, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Материал в программе подобран  с учетом возрастных возможностей учащихся.      

          Программа  рассчитана на  учащихся 1–4-х классов. Занятия  проводятся 2 раза в неделю и имеют продолжительность - 40 минут. В 1 классе на реализацию программы отводится  66 часов на учебный год, 2-4 классы - 68 часов. Для реализации программы отводится 4 года – 270ч.

3. Содержание материала программы:

      Раздел «Основы знаний» включает правила поведения на занятиях (техника безопасности). Предупреждение травм во время занятий. Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества.  

      Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование  осуществляется на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции. Упражнения в ходьбе и беге широко используются не только в коррекционных, но и в оздоровительно-лечебных целях. Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в  метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер.

        В раздел «Гимнастики» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы. На занятиях учащиеся овладевают доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей из-за нарушения ориентировки в пространстве. Несмотря на трудность, они должны быть обязательным элементом каждого занятия. Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. В программу так же включены упражнения с предметами: гимнастические палки, малые и большие мячи, обручи, скакалки. На занятиях с элементами гимнастики  дети должны овладеть навыками лазанья, перелазания. Упражнения в лазании и перелазании - эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональное и поведенческие реакции детей. Упражнения в поднимании и переноске грузов включаются в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для переноски, умения нести, точно и мягко опускать предметы.

    Раздел  ОФП, кроссовая подготовка направлен на развитие  всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании. Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее и гармоничное физическое развитие. Подготавливает базу для специальной физической подготовки в конкретном виде спорта. ОФП нужна для укрепления здоровья учащихся. 

    Подвижные игры способствуют развитию физических сил и психологических качеств. Они помогают развитию психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, сообразительность, восприятие. Развивают физические качества: быстрота реакции, ловкость, гибкость, выносливость, сила.  Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами и способствуют воспитанию смелости, решительности и коллективизма. Игры включены во все вышеперечисленные разделы с целью отработки и закрепления полученных умений и навыков.

4. Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Дата плани

руемая

Дата факти

ческая

1.

Основы знаний

Значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья. 

Тестовые задания для определения уровня физической подготовки на начало учебного года.

1

2.

Значение регулярных занятий физическими упражнениями. Правила безопасности при выполнении физических упражнений. ОРУ (общеразвивающие упражнения). Русская народная игра «Жмурки».

1

3.

Значение утренней зарядки и физкультурных минуток в школе. ОРУ. Подвижная игра «Мышеловка».

1

4.

Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Подвижная игра «Пустое место».

1

5.

Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание. Русская народная игра «Птицелов».

1

6.

Понятие о правильной осанке. Упражнения на осанку.

Русская народная игра «Кот и мышь».

1

7.

Легкая атлетика

Вводный инструктаж по ТБ. Разновидности ходьбы.

Подвижная игра «Черные и белые».

1

8.

Ходьба на скорость 50-100 м.

Подвижная игра «Голова и хвост».

1

9.

Бег на короткие и средние дистанции.

Русская народная игра «Салки», «Пятнашки».

1

10.

Бег на скорость с различного старта.

Подвижная игра «Вызов номеров».

1

11.

Прыжок в длину с места.

Подвижная игра «Совушка».

1

12.

Прыжок в длину с разбега способом согнув ноги.

Русская народная игра «Фанты».

1

13.

Прыжок в высоту с разбега.

Русская народная игра «Ловушки с приседаниями».

1

14.

Метание малого мяча с разбега.

Подвижная игра «Мяч к верху». Инструктаж по ТБ.

1

15.

Метание малого мяча с места.

Русская народная игра «Охотники и зайцы».

1

16.

Метание малого мяча в цель.

Подвижная игра «Попади в окошко».

1

17.

Гимнастика, акробатика

Инструктаж по ТБ при выполнении  упражнений гимнастики, акробатики.

Упражнения на гимнастических матах.

        Подвижная игра «У медведя во бору»

1

18.

Лазание по гимнастической стенке. Инструктаж по ТБ.

        Подвижная игра «Угадай чей голосок»

1

19.

Строевые упражнения.

        Подвижная игра «Рыбачок и рыбки»

1

20.

Лазание по гимнастической стенке по диагонали.

        Подвижная игра «Что изменилось»

1

21.

Упражнения на гимнастических скамейках.

        Подвижная игра «Гонка мячей по кругу»

1

22.

Упражнения с гимнастическими палками.

        Подвижная игра «Волк во рву»

1

23.

Лазание по гимнастической стенке по диагонали.

        Подвижная игра «Метко в цель»

1

24.

Упражнения со скакалками.

        Подвижная игра «Белые медведи»

1

25.

Упражнения с набивными мячами.

Русская народная игра «Краски». Инструктаж по ТБ.

1

26.

Упражнения на гимнастической скамейке.

Русская народная игра «Ляпка».

1

27.

Ходьба и бег по гимнастической скамейке.

Подвижная игра «Липучка».

1

28.

Упражнения на шведской стенке.

        Подвижная игра «Удочка».

1

29.

Взмахи ногой. Приседания у гимнастической стенки. ПИ. Инструктаж по ТБ.  Подвижная игра «Веселая эстафета».

1

30.

Акробатические упражнения. Инструктаж по ТБ.

        Подвижная игра «Филин и пташка»

1

31.

Кувырок назад. Стойка на плечах – «свечка».

        Подвижная игра «Товарищ командир»

1

32.

Кувырок вперед. Стойка на шведской стенке

        Подвижная игра «Фигуры»

1

33.

Упражнения на гимнастической скамейке.

        Подвижная игра «У ребят порядок строгий»

1

34.

Стойка на голове.

        Подвижная игра «К своим флажкам»

1

35.

Стойка на голове с согнутыми ногами.

         Подвижная игра «Кого назвали тот и ловит»

1

36.

Переноска снарядов. Инструктаж по ТБ.

         Подвижная игра «Мяч среднему»

1

37.

Прыжок через козла ноги врозь.

        Подвижная игра «Слушай сигнал»

1

38.

Прыжок через козла ноги врозь.

        Подвижная игра «Светофор»

1

39.

Прыжок через козла ноги вместе.

        Подвижная игра «Космонавты»

1

40.

Полушпагат. Упражнения на матах на растяжку.

Подвижная игра « Стул в сапогах»

1

41.

Передвижение по бревну на скорость.

Подвижная игра « Всем встать!»

1

42.

Передача набивного мяча.

Подвижная игра « Веселые бега»

1

43.

ОФП, кроссовая подготовка

Развитие силы мышц туловища. Эстафета с обручем. Подвижная игра «Здравствуйте». Инструктаж по ТБ.

1

44.

Развитие силы мышц ног. Эстафета со скакалкой.

Подвижная игра «Воробье и вороны"»

1

45.

Развитие силы мышц рук.

Подвижные игры «Подвижная цель»

1

46.

Развитие гибкости.

Подвижные игры «Лапта с мячом».

1

47.

Развитие ловкости.

Эстафета «Быстрые и ловкие».

1

48.

Развитие выносливости.

Эстафета по кругу. Подвижная игра «Невод».

1

49.

Развитие координации.

Эстафета зверей. Подвижная игра «Капканы».

1

50.

Развитие пространственно-временной ориентировки.

Эстафета «Вызов номеров».

1

51.

Развитие точности движений.

Подвижные игры «Попади в цель».

1

52.

Упражнения на растяжку.

Эстафеты с мячом. Подвижная игра «Водяной».

1

53.

Легкая атлетика

Упражнения в ходьбе. Инструктаж по ТБ при занятиях легкой атлетикой. Подвижная игра «Из угла в угол».

1

54.

Разновидности ходьбы.

Подвижная игра  «Белки на дереве».

1

55.

Метание теннисного мяча.

Подвижная игра «Карусель».

1

56.

Прыжки в длину с разбега.

Подвижная игра «Снайпер».

1

57.

Прыжок с места; 3-ной прыжок на обе ноги.

Подвижная игра «Лягушата и цыплята».

1

58.

Прыжок в шаге с  приземлением на обе ноги.

Эстафета «Передача мяча». Подвижная игра

1

59.

Прыжки через скакалку.

Подвижные игры  «Мигалки».

1

60.

Метание теннисного мяча.

Подвижные игры «Пятнашки в парах».

1

61.

Бег 30 м с высокого старта.

Подвижные игры «Шишки, желуди, орехи».

1

62.

Бег 60 м с высокого старта.

Подвижные игры «Воробьи и вороны».

1

63.

Бег 30- 60м.

Подвижная игра «Карлики и великаны».

1

64.

Повторный бег 60 м с высокого старта.

Подвижная игра «Кто быстрее?» Инструктаж по ТБ.

1

65.

Передача набивного мяча.

Подвижная игра «Тропинка».

1

66.

Броски мяча двумя руками.

Русская народная игра «Гори, гори ясно».

1

67.

Прыжки с продвижением вперед-назад.

Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком».

1

68.

Ходьба спиной вперед, пробежка.

Подвижная игра «Поймай хвост дракона».

1

5. Планируемые результаты программы:

  1. Формирование ответственного отношения к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
  2. Выработка потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми.
  3. Увеличение двигательной активности учащихся.
  4. Развитие физических качеств: гибкости, ловкости, выносливости, силы.
  5. Развитие волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, решительности.
  6. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.

Оценка результативности:

- анализ медицинских осмотров детей;

- анализ выполнения занимающимися тестовых заданий в начале и конце года.

Условия реализации программы:

Для реализации данной программы необходимо следующее техническое обеспечение:

- спортивный зал;

- стадион, спортивная площадка;

- мячи для футбола, волейбола, баскетбола, набивные мячи, мячи для метания;

- гимнастические палки;

- скакалки;

- обручи;

- эстафетная палка;

- секундомер;

- шведская стенка;

- гимнастическая скамейка.

6.Список литературы:

1.      Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе (под ред. Воронковой  В.В.) Книга для учителей – М., 1994.

2.       В.И. Лях Физическая культура  Рабочие программы Москва «Просвещение»2014г.

3.      Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании – М., 2002.

4.      Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе – М., 1997.

  1.  Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры – к спорту – М., 1985
  2.  Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие/ Е.С. Черник - М.: учебная литература, 1997.
  3. Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы: книга для учителей/ Е.С. Черник - М.: просвещение, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Оздоровительная аэробика» (10-11 класс)

Настоящая программа[М1]  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению представляет собой расширенный, углубленный вариант раздела «Гимнастика» базового учебного предмета физи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Спортивные игры»

Цель внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления  — формирование физической культуры личности школьника посред­ством освоения основ содержания физкультурной де­ятельности с общ...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр» для начального общего образования(3-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительной направленности  "Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр" для начального общего образов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Спортивные игры» по спортивно-оздоровительному направлению для 5 класса на 2020 – 2021 учебный год

Недостаток движения стал одной из причин нарушения здоровья школьников, замедления их психического развития, что сказывается на снижении памяти и успеваемости. С точки зрения важности воспитания здоро...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Спортивные игры» по спортивно-оздоровительному направлению для 8 класса на 2021 – 2022 учебный год

Программа «Спортивные игры» дополняет курс «Физическая культура». Программа направлена на развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе личностного самоопределения, спор...