Программа внеурочной деятельности спортивной секции "Волейбол"
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности спортивной секции "Волейбол". Срок реализации 2 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Согласовано: Согласовано: Утверждено:
Заседание ШМО Зам. директора по УВР Директор
от « »_______ г.
Руководитель
_________/__________/ _________/__________/ ______/__________/
Программа
внеурочной деятельности
спортивной секции «Волейбол»
Возрастной состав учащихся - 11-13 лет.
Срок реализации - 2 года
Составитель:
Грязецкая Нина Васильевна,
учитель физической культуры
МБОУ СОШ №3
г. Кстово
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время из-за большой учебной нагрузки и увлечения компьютерными играми существует проблема недостатка двигательной активности у школьников, и занятия спортом помогают решить эту проблему. Спортивная деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития. В процессе игр у детей формируется такие жизненно важные качества как упорство, честность, мужество, смелость, взаимовыручка.
Программа разработана на основе «Поурочной учебной программы для детско-юношеских спортивных школ» / Под редакцией Ю.Д.Железняка. - М./ Издательство «Советский спорт», 2004 г.
Цель программы. Формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Программа предполагает решение следующих задач:
- расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «волейбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;
- совершенствование функциональных возможностей организма;
- формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
- формирование умений в организации и судействе спортивной игры «волейбол».
Программа объединения рассчитана для обучающихся 3-11 классов. На занятия секции допускаются мальчики и девочки, прошедшие медицинский осмотр и получившие разрешение врача на занятия в объединении.
Содержание данной программы рассчитано на систему двухразовых занятий в неделю продолжительностью 60 минут (1 час) в первый год обучения и 90 минут (1,5 часа) во второй год.
Программа секции предусматривает распределение учебно-тренировочного материала на два года обучения. В соответствии с годами обучения обучающиеся делятся на две учебные группы: группа начальной подготовки первого года обучения (5-7 классы) и учебно-тренировочная группа второго года обучения (8-11 классы).
Режим занятий:
Год обучения | Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
1-й год | 60 мин (1 час) | 2 раза | 2 часа | 72 часа |
2-й год | 90 мин (1,5 час) | 2 раза | 3 часа | 108 часов |
ИТОГО: | 180 часов |
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Ожидаемые результаты первого года обучения - укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию; - укрепление опорно-двигательного аппарата; - развитие быстроты, гибкости, ловкости; - обучение основам техники перемещений и стоек, подачи мяча, приема и передачи мяча, нападающего удара; - начальное обучение простейшим тактическим действиям в нападении и защите; - привитие интереса к соревнованиям; - выполнение нормативных требований по видам подготовки.
В первый год обучения основное внимание уделяется физической и технической подготовке, причем на первом году обучения удельный вес отдельных видов подготовки изменяется: в начале года большее количество часов дается на физическую подготовку, примерно в объеме 60—70% всего времени, во второй половине года рекомендуется увеличить количество часов на техническую подготовку. Следует заметить, что физическая подготовка осуществляется в подготовительных и подводящих упражнениях технической подготовки.
Основной задачей работы второго года обучения является дальнейшая технико-тактическая подготовка юных волейболистов, а также знакомство с игровой специализацией по функциям игроков. В годичном цикле учебно-тренировочных занятий уменьшается объем общей физической подготовки и увеличивается объем тактической подготовки.
Ожидаемые результаты второго года обучения - укрепление здоровья и закаливание организма учащихся; - содействие правильному физическому развитию, повышение общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка; - дальнейшее изучение и совершенствование основ техники и тактики игры; - приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований, подготовка и выполнение нормативов по видам подготовки.
Организация занятий:
Основная форма занятий - групповой урок. Он состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Цель подготовительной части занятия заключается в организации занимающихся: построение, проверка посещаемости, сообщение задач урока, упражнения в движении. Осуществляется также подготовка организма занимающихся к предстоящему изучению нового материала в основной части урока, совершенствованию навыков, а также к развитию двигательных качеств. В этой части урока главным образом применяются общеразвивающие и специальные упражнения, подвижные игры и эстафеты.
В основной части занятия происходит обучение технике, тактике, воспитание физических и волевых качеств. В каждом уроке решаются две-три задачи, одна из которых - главная: либо обучение техническому приему или тактическим действиям, либо совершенствование навыка выполнения приема техники или тактических умений. В зависимости от этого происходит подбор средств и распределение времени на отдельные упражнения.
В задачу заключительной части урока входит организованное завершение занятия. Применяются медленная ходьба, задания на внимание. В конце занятия подводятся его итоги.
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Тематический план занятий
групп начальной подготовки первого года обучения
№п/п | Наименование темы | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Физическая культура и спорт в России. Развитие волейбола в России и за рубежом | 1 | 1 | - |
2 | Сведения о строении и функциях организма человека | 1 | 1 | - |
3 | Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм, самоконтроль. | 1 | 1 | - |
4 | Правила игры. Организация и проведение соревнований | 2 | 2 | - |
5 | Общая физическая и специальная подготовка | 24 | 1 | 23 |
6 | Основы техники и тактики игры в волейбол | 28 | 1 | 27 |
7 | Контрольные нормативы и участие в соревнованиях | 8 | - | 8 |
8 | Учебно-тренировочные игры | 7 | 1 | 6 |
ИТОГО: | 72 | 8 | 64 |
Содержание программы первого года обучения
Тема 1. Физическая культура и спорт в России. Физическая культура - составная часть мировой культуры, одно из важных средств воспитания.
Задачи физического воспитания в России: укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие людей, их подготовка к высокопроизводительному труду и защите Родины.
Краткие исторические сведения о возникновении игры. Год рождения волейбола. Основатель игры в волейбол. Родина волейбола. Первые шаги волейбола у нас в стране. Развитие волейбола среди школьников. Соревнования по волейболу среди школьников. Описание игры в мини-волейбол.
Тема 2. Сведения о строении и функциях организма человека. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции.
Тема 3. Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травматизма, самоконтроль. Общий режим дня. Гигиена сна, питание. Гигиена одежды, обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме. Зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям. Предупреждение травм при занятиях волейболом.
Тема 4. Правила игры в волейбол. Правила игры в мини-волейбол.
Тема 5. Общая и специальная физическая подготовка.
Значение общей, и специальной физической подготовки для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств — быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости. Средствами физической подготовки являются упражнения из других видов спорта и подвижные игры.
Практические занятия. Строевые упражнения. Понятие о строе шеренга, колонна, фланг. Простейшие команды на месте и в движении.
Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.
Упражнения с предметами—со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1—2 кг). Из различных исходных положений. Чередование упражнений руками, ногами — различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа — поднимание ног с мячом.
Упражнения на гимнастических снарядах. Лазанье по гимнастической стенке, канату. Ходьба по бревну. Смешанные висы.
Акробатические упражнения. Кувырки вперед, назад, стойка на лопатках. Соскоки в глубину со снарядов (высота снаряда — 50—60 см).
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до ЗО м. Прыжки: с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту. Метание теннисного мяча в цель, на дальность.
Подвижные игры: «День и ночь, «Салки без мяча», Караси и щука», «Волк во рву», «Третий лишний», «Удочка», «Круговая эстафета, комбинированные эстафеты.
Тема 6. Основы техники и тактики игры.
Техника — основа спортивного мастерства. Классификация техники, тактики. Целесообразность применения отдельных технических приемов в конкретной игровой обстановке. Стойки игрока, перемещения.
Практические занятия. Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки: стартовая стойка (исходные положения)-основная. Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения приставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. двойной шаг вперед. Сочетание способов перемещений.
Действия с мячом. Передачи мяча: сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте и после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; отбивание мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером — с места и после приземления.
Подача мяча: нижняя прямая; подача мяча, подвешенного на шнуре, установленного в держателе; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 6—9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.
Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой (овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу).
Техника защиты. Действие без мяча. Перемещения и стойки: стартовая стойка (исходное положение)— основная стойка. Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения приставными шагами лицом вперед, боком вперед. Остановка шагом.
Действия с мячом. Прием мяча сверху двумя руками: отскочившего от стены, после броска в сторону, после броска через сетку; от нижней подачи; снизу двумя руками: отбивание мяча, подвешенного на шнуре, наброшенного партнером — на месте и после перемещений.
Тактическая подготовка. Тактика нападения. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.
Групповые действия: Взаимодействия игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны З, игрока зоны 2 с игроком зоны З (при первой передаче). Взаимодействия игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны З.
Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону З, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.
Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны З.
Тема 7. Контрольные нормативы и участие в соревнованиях
Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.
Практические занятия. Соревнования по подвижным играм с элементами техники волейбола. «Веселые старты». Соревнования по мини-волейболу.
Контрольные испытания. Испытания проводятся по общей и специальной физической и технической подготовке.
В группе начальной подготовки контрольные испытания проводятся 1 раз в конце учебного года и включают следующие нормативные требовании.
Физическое развитие и физическая подготовленность
№ п/п | Виды испытаний | девочки | мальчики |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. 2. 3. 4. 5. | Бег 30 м с высокого старта (с) Челночный бег 3×10 м Прыжок в длину с места Поднимание туловища за 30 сек. Метание набивного мяча (1 кг ) из-за головы двумя руками (м): сидя стоя в прыжке с места | 6,2 10,0 145 15 3,5 5,0 5,5 | 6,0 9,5 160 18 4,0 7,0 6,0 |
Техническая подготовленность
№ п/п | Виды испытаний | Количественный показатель |
1. 2. 3. | Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4 Подача нижняя прямая на точность Первая передача (приём) на точность из зоны 6 в зону 3 (расстояние 6 м | 3 3 3
|
Тематический план занятий
учебно-тренировочной группы второго года обучения (7-8 классы)
Кол-во часов | ||||
всего | теория | практика | ||
1 | Физическая культура и спорт в России. | 1 | 1 | - |
2 | Сведения о строении и функциях организма человека | 1 | 1 | - |
3 | Влияние физических упражнений на организм занимающихся. | 1 | 1 | - |
4 | Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, предупреждение травматизма | 1 | 1 | - |
5 | Основы методики обучения в волейболе | 1 | 1 | - |
6 | Правила соревнований, их организация и проведение | 2 | 2 | - |
7 | Общая физическая и специальная подготовка | 25 | 1 | 24 |
8 | Основы техники и тактики игры в волейбол | 52 | 1 | 51 |
9 | Контрольные нормативы и участие в соревнованиях | 14 | - | 14 |
10 | Учебно-тренировочные игры | 10 | 1 | 9 |
ИТОГО: | 108 | 9 | 99 |
Содержание программы второго года обучения
Физическая культура и спорт в России. Общественно-политическое и государственное значение физической культуры и спорта . Массовый народный характер спорта в стране. Задачи развития массовой физической культуры.
Сведения о строении и функциях организма человека. Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ.
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики. Общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.
Основы методики обучения волейболу. Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу.
Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.
Общая и специальная физическая подготовка. Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.
Основы техники и тактики игры. Понятие о технике. Анализ технических приемов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года).
Контрольные игры и соревнования. Установка игрокам перед соревнованиями. Разбор проведенных игр. Характеристика команды противника. Тактический план игры.
Практические занятия. Общая физическая подготовка. Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости; совершенствование навыков естественных видов движений; подготовка к сдаче норм.
Тема 7. Общая физическая подготовка Строевые упражнения. Команды для управления группой. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.
Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами—поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, броски, ловля; в парах держась за мяч — упражнения в сопротивлении. Упражнения с гимнастическими палками, гантелями, с резиновыми амортизаторами, на гимнастической стенке массового типа.
Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы). Упражнения с набивными мячами — лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах. Упражнения с гимнастическими палками, гантелями, резиновыми амортизаторами, на гимнастических
снарядах (подъемы переворотом, наклоны у гимнастической стенки и т. д.).
Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами—приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями — бег, прыжки, приседания. Упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка). Упражнения со скакалкой.
Акробатические упражнения. Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад), из положения сидя, из упора присев и из основной стойки. Перекаты в сторону из положения лежа и упора, стоя на коленях. Перекаты вперед и назад, прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры руками. Перекат в стороны согнувшись с поворотом на 180º из седа ноги врозь с захватом за ноги. Из положения стоя на коленях перекат вперед прогнувшись. Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках. Стойка на лопатках с согнутыми и прямыми ногами.
Кувырок вперед из упора присев из основной стойки. Кувырок вперед с трех шагов и небольшого разбега. Кувырок вперед из стойки ноги врозь в сед с прямыми ногами. Длинный кувырок вперед (мальчики). Кувырок назад из упора присев и из основной стойки. Соединение нескольких кувырков вперед и назад.
Подготовительные упражнения для моста у гимнастической стенки, коня, козла. Мост с помощью партнера и самостоятельно. Переворот в сторону (вправо и влево) с места (с 14 лет). Соединение указанных выше акробатических упражнений в несложные комбинации.
Упражнения на батуте.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 20 м.
Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег
3х20 м, 3хЗ0 м. Бег 60 м с низкого старта (100 м). Эстафетный
бёг с этапами до 40 м. Бег 100 м. Бег в чередовании с ходьбой
(до 300 м). Бег или кросс (до 1000 м).
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега (мальчики, юноши). Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».
Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность. Метание гранаты с места и с разбега.
Спортивные игры. Баскетбол и ручной мяч 7: 7. Ловля, передача, ведение мяча, основные способы бросков в корзинку и по воротам. Индивидуальные тактические действия в защите и на падении и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении.
Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание каната», «Катающаяся мишень».
Специальная физическая подготовка. Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии)—сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 в 10 м ‘(общий пробег за одну попытку 20—ЗО м). Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно — спиной и т. д. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (массой от 1 до 2 кг), с поясом-отягощением или в куртке с весом.
Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки. По сигналу — выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360° — прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и т. д. То же, но занимающиеся перемещаются по одному, по двое, по трое от лицевой линии к сетке. То же, но подается несколько сигнал . На каждый сигнал занимающиеся выполняют определенное действие.
Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салки». Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.
Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх, то же, с набивным мячом (или двумя) в руках (до 2 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая (правая) опущена вниз, руками держаться
на уровне лица — быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же, с отягощением (пояс массой до б кг).
Упражнения с отягощением (мешок с песком массой до 4 для девушек и до 8 кг для юношей), штанга — вес штанги устанавливается в процентном отношении от массы тела занимающегося в зависимости от характера упражнения: приседание до 80%, выпрыгивание—20—4О%, выпрыгивание из приседа20—30%, пояс, манжеты на запястья, у голеностопных суставов.
Приседания, выпрыгивание вверх из приседа, полуприседа, полуприседа вперед, прыжки на обеих ногах.
Многократные броски набивного мяча (массой 1—2 кг) над собой и прыжки и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1—1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т. д. (выполняются ритмично, без лишних доскоков).
Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же, с отягощением. Напрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество прыжков подряд также увеличивается постепенно. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота 40—80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одно и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мяч ит.п.) Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но прыжок с разбега в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных и волейбольных мячей, укрепленных на разной высоте.
Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистей, сжимание разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в сторон вверх, на месте и в сочетании с различными предметами.
Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивается). То же, в опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцам от стены двумя руками одновременно и попеременно правой левой рукой. Упор лежа. Передвижение на руках вправо (влево по кругу, носки ног на месте. Из упора присев, разгибаясь вперед-вверх, перейти в упор лежа (при касании руками пола, руки согнуть). Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица. движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча в волейболе.
Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев). Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование). Многократные передачи баскетбольного (футбольного) мяча в стену и ловля его после отскока. Поочередная ловля и броски набт4вньтх и баскетбольных мячей, которые со всех сторон бросают занимающемуся партнеры. Ведение баскетбольного мяча ударом о площадку. Упражнения для кистей рук с гантелями. Упражнения с кистевым эспандером. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократные «волейбольные» передачи набивного, баскетбольного мячей в стену. Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние от нее. Многократные передачи волейбольного мяча на дальность (с набрасывания партнера или прибора для метания мяча).
Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя)—в зависимости от действия партнера (партнеров), изменение высоты подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т. д. Броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах, в тройках в рамках группы тактических действий (направления первой и второй передачи)— многократно. То же, но броски при первой и второй передачах в соответствии с сигналом. То же, в рамках командных действий.
Нападающий бросает мяч над собой у сетки в определенный момент, или через сетку двумя руками из-за головы в опорном положении на заднюю линию, или в прыжке одной—на переднюю линию.
Защитник наблюдает, или ловит мяч на задней линии от броска из-за головы, или идет на страховку и ловит мяч в зоне нападения. двое нападающих на передней линии бросают мяч друг другу, и в определенный момент кто-то из них бросает мяч через сетку. Защитник должен выбрать место и поймать мяч.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.
Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей), движение руками вниз-вперед; то же, но движение выполняется только правой рукой с шагом правой ногой вперед (как при нижней прямой подаче).
Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), руки за головой, движение рук из-за головы вверх и вперед. То же, одной рукой (правой и левой). То же, но амортизатор укреплен за нижнюю рейку, а занимающийся СТОИТ у самой стенки. движение рукой вверх, затем вперед. Стоя на амортизаторе, руки внизу— поднимание рук через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и отведение назад. То же, но круги руками, стоя правым боком к стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч)—движение правой руки, как при верхней боковой подаче.
Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. Броски мяча снизу одной и двумя руками. Броски мяча одной рукой над головой — правой рукой влево, левой — вправо. Броски набивного мяча массой 1 кг «крюком» через сетку. Упражнения с партнером.
С набивным мячом в руках у стены (1—2 м) в ответ на сигнал бросок снизу, сверху, «крюком». То же, но бросок гандбольного мяча через сетку из-за лицевой линии. Броски набивного, гандбольного мяча через сетку определенным способом на точность в зоны. То же, но после перемещения от сетки.
Упражнения с волейбольным мячом (выполняются многократно подряд). Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах. Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз — стоя на месте в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Броски набивного мяча массой 1 кг «крюком» в прыжке—в парах и через сетку. Имитация прямого и бокового нападающих ударов, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой или левой рукой) в цель на стене (высота — 15—2 м) или на полу (расстояние от 5 до 10 м). Метание выполняется с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же, через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу на резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной сетки. Удары выполняются правой и левой рукой с максимальной силой. Удары по мячу на амортизаторах с отягощением на кисти, предплечье, ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс). Спрыгивание с высоты (до 50 см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах. Многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывани5i, с набрасыванием партнера или прибора для метания мяча. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу на амортизаторах; то же, но броски и удары через сетку (с собственного подбрасывания).
Упражнения в парах. С набивным мячом в руках (1 кг) прыжок вверх, замах из-за головы двумя руками и в ответ на сиг нал - бросок с сильным заключительным движением кистей вниз- вперед или вверх-вперед плавно. То же, но бросок через сетку;.
то же, но бросок вниз двумя руками, вверх—одной. В ответ на сигнал «бросок» набивного мяча двумя руками по ходу или с переводом (вправо, влево).
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения, описанные ранее в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же, с касанием волейбольного мяча на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивания).
Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, под- бросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками (ладонями) отбить мяч в стену; приземлившись, поймать мяч и т. д.
Мяч надо отбивать в высшей точке взлета. Учащийся располагается спиной к стене. Бросить мяч вверх-назад, повернуться на 180º и в прыжке отбить мяч в стену. Те же предыдущие два упражнения, но мяч набрасывает партнер. Партнер с мячом может менять высоту подбрасывания, выполнять отвлекающие и обманные движения: замах и движение на бросок, но в последний момент мяч задерживается в руках и тут же подбрасывается и т. д. То же, поворот блокирующего по сигналу партнера. Вначале мяч подбрасывается после поворота, затем во время поворота и, наконец, до поворота. Выполнение перечисленных упражнений, но после перемещения и остановки. Многократные прыжки с доставанием ладонями подвешенного набивного мяча или волейбольного на амортизаторах.
Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования. То же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 1800. То же, что предыдущие два упражнения, но на расстоянии 1 м от сетки, исходное положение принимается после одного шага к сетке. То же, что последние три упражнения, но остановка и прыжок по сигналу. Перемещения у сетки, остановка и прыжок вверх, ладонями коснуться подвешенного Над сеткой набивного (волейбольного) мяча.
Двое занимающихся стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах площадки. Один двигается приставными шагами с остановками и изменением направления. Другой старается повторить его действия. То же, но с прыжком, стараться над сеткой коснуться ладоней партнера. Упражнения вдвоем, втроем на согласованность действий на основе перечисленных упражнений.
Нападающий с набивным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке бросает мяч над собой, блокирующий должен своевременно занять исходное положение и прыгнуть на блок так, чтобы ладони были над сеткой в момент выпуска мяча из рук нападающего.
Нападающие выполняют броски и ловлю набивного мяча в рамках групповых тактических действий в нападении, блокирующий выбирает место и блокирует (заключительная фаза в предыдущем упражнении). Предыдущие два упражнения, но блокирующих у сетки — трое, блокируют двое.
Тема 8. Основы техники и тактики игры в волейбол.
На данном году обучения происходит совершенствование материала, изученного в группах начальной подготовки, и обучении новому материалу, который приводится ниже.
Практические занятия. Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки: стартовая стойка (исходные положения) в сочетании с перемещениями; ходьба скрестным шагом вправо, влево, бег спиной вперед; перемещения приставными шагами спиной вперед; двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; прыжки; сочетание способов перемещений.
Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками; передача на точность, с перемещением в парах; встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку, в непосредственной близости от нее.
Подача мяча: нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.
Нападающие удары: по ходу сильнейшей рукой с разбега (1, 2, 3 шага) по мячу, подвешенному на амортизаторах; установленному в держателе; через сетку по мячу, наброшенному партнером; нападающий удар из зоны 4 с передачи партнера из зоны3.
Техника защиты. Действия без мяча. Перемещения и стойки:
стартовая стойка (исходные положения) в сочетании с перемещениями. Ходьба, бег, перемещаясь скрестным шагом вправо, спиной вперед. Перемещения приставными шагами, спиной вперед. Скачок назад, вправо, влево.
Действия с мячом. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 3, 2.
Блокирование: одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4, 2, стоя на подставке.
Тактика нападения. Индивидуальные действия. Выбор места:для выполнения второй передачи в зонах 3, 2; для нападающего удара (прямого сильнейшей рукой в зонах 4 и 2).
При действиях с мячом. Чередование способов подач на точность, в ближнюю, дальнюю половины площадки. Выбор способа отбивания мяча через сетку: передачей сверху двумя руками, кулаком (стоя на площадке в прыжке); снизу (в положении лицом, боком, спиной к сетке). Подача на игрока, слабо владеющего навыками приема мяча.
Групповые действия. Взаимодействия игроков передней линии. При первой подаче: игрока зоны 4 с игроком зоны 2, игрока зоны З с игроком зоны 2, игрока зоны З с игроком зоны 4. При второй подаче: игрока зоны З с игроком зон 2 и 4, игрока зоны 2 с игроком зоны З. Игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны З (в условиях чередования подач в зоны).
Командные действия. Прием нижних подач и первая передача в зону З, вторая передача в зоны 4 и 2, стоя лицом в сторону передачи. Прием нижних подач и первая передача в зону 2, вторая передача в зону З.
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Выбор места: при приеме нижних подач; при страховке партнера, принимающего мяч от подачи и обманной передачи.
При действиях с мячом: выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).
Групповые действия. Взаимодействия игроков при приеме от подачи передачи: игрока зоны 1 с игроком зон б и 2; игрока зоны б с игроками зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроками зон б и 4.
Командные действия. Прием подач. Расположение игроков при приеме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны З находится сзади.
Система игры. Расположение игроков при приеме мяча от противника углом вперед» с применением групповых действий.
Тема 9. Контрольные игры и соревнования. Соревнования по волейболу.
Тема 10. Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.
Физическое развитие и физическая подготовленность
№ п/п | Виды испытаний | девочки | мальчики |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. 2. 3. 4. 5. | Бег 60 м с высокого старта (с) Челночный бег 3×10 м Прыжок в длину с места Поднимание туловища за 30 сек. Метание набивного мяча (1 кг ) из-за головы двумя руками (м): сидя в прыжке с места | 10,0 9,0 175 16 5,0 7,5 | 9,5 8,3 190 20 6,0 9,5
|
Техническая подготовленность
№ п/п | Виды испытаний | Количественный показатель |
1. 2. 3. 4. 5. | Верхняя передача на точность из зоны 3(2) в зону 4 Верхняя прямая подача в пределы площади Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3 Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу Нападающий удар по мячу в держателе | 4 3 3 8 3
|
Оборудование, необходимое для реализации программы:
- спортивный зал, оборудованный доской - мячи волейбольные – 10 шт. - сетка волейбольная – 1 шт. - мячи набивные – 10 шт.
Используемая литература:
- «Волейбол. Программа для секций коллективов физкультуры» ред. В.С.Хомутских М., 2001
- « Спортивные игры. Учебное пособие для вузов» ред. Ю.Н. Клещев М., 2000
- «Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» М. «Просвещение» 2010 г.
- Журналы «Физическая культура в школе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности Спортивный кружок "Ручной мяч"
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникальных, двигательных навыков, развитие физических навыков....
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор» на основе учебной программы «Физическая культура» для учащихся 1-4 классов.
Пояснительная запискаРабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор» разработана на основе Федерального государственного образо...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивный клуб. Спортивные игры»
Данная рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы начального общего и основного общего образования МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа № 2 с УИОП&r...
Спортивно-оздоровительная программа внеурочной деятельности (спортивной секции) «Олимп».
Спортивно-оздоровительная программа внеурочной деятельности (спортивной секции) «Олимп»....
программа внеурочной деятельности «Спортивные и подвижные игры» по спортивно-оздоровительной направленности ( 6 классы )
рабочая программа "Спортивные и подвижные игры"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивные и подвижные игры» Направление : спортивно-оздоровительное ( 9 классы ) 1 час в неделю (всего 34 часов)
внеурочная деятельность «Спортивные и подвижные игры» Направление : спортивно-оздоровительное...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр» для начального общего образования(3-4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительной направленности "Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр" для начального общего образов...