технологическая карта урока "Что такое Добро?"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок развития речи в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn_karta_uroka.doc | 79 КБ |
prilozhenie_1_prezentatsiya_otkr_urok.ppt | 2.67 МБ |
prilozhenie_2_pismo_trete.docx | 15.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока развития речи «Что такое доброта?»
Учитель: Монгуш Ольга Алексеевна
Класс: 6
Модуль: Урок развития речи
Тема учебного занятия: Что такое доброта?
Продолжительность учебного занятия: 35 мин (конкурсный урок на муниципальном этапе Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Учитель года-2017»)
Тип учебного занятия: Усвоение новых понятий
Цель: побуждение учащихся к размышлению о доброте и сбор материала для творческой работы о доброте.
Задачи урока:
1.Образовательные:
- Формировать знания о понятиях доброта, гуманизм, равнодушие, филантроп ; умение рассуждать на тему доброты с привлечением личного опыта.
2.Развивающие:
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся.
3.Воспитательные:
- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру и доброго отношения к детям и взрослым
Технологии:
- Проблемный диалог
- ИКТ
- Здоровьесберегающие
- Игровые
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
- Индивидуальная
- Парная
- Групповая
Ресурсы для проведения урока: мультимедиа проектор, ПК, раздаточный материал (текст Третьего письма «Самое большое» Д.С. Лихачева с заданиями, сердечки.
Основные понятия: Добро, милосердие, терпение, сострадание, филантроп, гуманизм, отчаяние
№ п/п | Этапы урока/Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание(Планируемые результаты) |
1. | Организационный (1 мин) Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. | -Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Всем, всем добрый день И работать нам не лень. | Парами берутся за руки и улыбаются друг другу в знак приветствия | Эмоциональный настрой |
2. | Постановка учебной задачи (4 мин) Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через составление кластера и написание словарной работы | Создание проблемной ситуации. А теперь давайте попробуем с помощью моих подсказок угадать тему нашего урока. Ребята, какие черты характера вы больше всего цените в человеке? 1.Составление кластера №1 Мудрость Верность доброта - черты характера Нежность Милосердие любовь справедливость терпимость А теперь я предложу вам словарный диктант (по ходу сразу же проговариваются орфограммы, затем идёт самопроверка в парах). 2.Словарный диктант Стремиться делать добро, доброжелательное отношение, готовность помочь, сочувствовать меньшинству, отзывчивый человек, добрая улыбка, оставить добрую память, доброе утро, добрый малый. -Итак, какое же слово положено в основу словарного диктанта? Доброта Сегодня мы должны собрать материалы для написания творческой работы на тему «Что такое доброта?» | Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания | Познавательные УУД: - логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы Регулятивные УУД: - целеполагание Личностные УУД: - интерес к изучению предмета Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
3. | Актуализация знаний Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания (5 имнут) | Давайте попытаемся составить кластер №2, в котором отобразим то, что мы чувствуем, что мы слышим и что мы видим, когда произносим слово «добро». Ассоциации. (работа со словарной статьей об ассоциации) Составление кластера №2 Земля сердце Нежность ласка Радость душа Забота - Добро- тепло Помощь жизнь Красота уважение Надежда счастье Мама любовь | Каждый учащийся приводит по одному слову, связанному со словом добро | Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные УУД: - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование |
4. | Работа по теме Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре, развития умений находить ответы на проблемные вопросы (15 минут) | 1. -. Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Где мы можем узнать определение понятий добра? (словарь ) - Итак, доброта являются основными понятиями этики, главными моральными понятиями в жизни. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Давайте прочитаем, как о доброте написал в книге «Письма о добром и прекрасном» один из выдающихся ученых современности, председатель Советского Фонда культуры, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Даётся задание: внимательно прочитать текст, определить стиль и тип текста, подчеркнуть ключевые слова и словосочетания, раскрывающие тему текста (работа в парах). Вопросы для обсуждения: - К какому стилю речи относится текст Д.С. Лихачёва? - Определите тип речи. - В чём видит автор текста «большую цель в жизни» -Что есть добро? Приведите примеры из текста. - Из чего оно слагается? - Что даёт добро человеку? -Что же есть добро по тексту Д.С. Лихачёва? Проверим наши ответы и составим кластер Составление кластера №3 Большое и глубокое чувство счастье всех людей Школа, село, город вся страна мудрость - Доброта- желание добра своим близким Мать, отец, братья, сёстры любовь, дружба Задача, которую нужно уметь решать | Работа в группах (1-2 – находят понятие «добро», Учащиеся читают текст Д.С.Лихачева «Письмо третье. Самое большое» и отвечают на вопросы Обсуждают в группах, делают выводы, составляют кластер со словом Доброта | Познавательные УУД: - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование - усвоение понятий «добро» Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Физкультминутка (1 мин) Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации | - Встаньте, ребята, посмотрите друг на друга. Потянитесь к солнцу, возьмите лучик счастья, улыбнитесь. А теперь подарите друг другу свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и подарим нашу улыбку солнцу. Спасибо, ребята, садитесь. | Выполняют физкульминутку | ||
5. | Первичное закрепление(10 мин) Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | .Беседа по вопросам: - Ребята, встречались ли вам добрые люди? -В чём выражалась их доброта, какие добрые поступки совершали они? -А какие вы добрые поступки совершали? - Ребята, а в настоящее время чего больше: добра или зла? Знакомство с Доктором Лизой. (Презентация) Филантроп – это Гуманизм – это Отчаяние – это Вывод: Спешите делать добро. Доброта — стремление человека дать счастье всем людям. Ребята, я рада, что урок затронул ваши души, пробудил в вас хоть малую искорку добра. Надеюсь, что вы и далее будете стремиться делать добро, ведь народная мудрость гласит: «Сей добро и жди добра». В завершение урока я приглашаю вас посмотреть видеоролик о доброте в нашем современном мире. | Учащиеся знакомятся с личностью доктора Лизы через презентацию. Записывают определение слов филантроп, гуманизм, отчаяние Просмотр видеоролика о доброте в нашем современном мире. | Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД: - самоопределение |
6 | Рефлексия деятельности (итог урока) (2 мин) Цель: Создание условий для рефлексии |
Первая строка – основное слово (имя существительное). Вторая строка – два определения к нему. Третья строка – три глагола к нему. Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение к этому слову. Пятая строка – метафора к основному слову, выражающая его суть, обычно одно слово. ДОБРО. Чистосердечное, вечное. Сказать, передать, донести. Искреннее добро – цель жизни. БЛАГО. | Регулятивные УУД: -оценка, самооценка собственной деятельности на уроке | |
7. | Домашнее задание (2 мин) Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание | Домашнее задание:
| Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей | |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Всем, всем добрый день! И работать нам не лень.
Словарный диктант Стремиться делать добро, доброжелательное отношение, готовность помочь, сочувствовать, отзывчивый человек, добрая улыбка, оставить добрую память, доброе утро, добрый малый.
Что такое доброта? Подготовка к сочинению-рассуждению Урок доброты
Сочинение-рассуждение : тезис доказательство вывод
1. Объединение лиц или учреждений одного рода деятельности. Научная а. 2. Связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. А. по сходству. А. по смежности. 3. Соединение каких-н. единиц, элементов (спец.). А. молекул. А. звёзд. А. растений. | прил. ассоциационный, –ая, –ое (к 1 знач.). АССОЦИАЦИЯ, –и, ж. (С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»)
Доброта добродушие добросердечность душевность сострадание человечность милосердие благо отзывчивость
Доброта добродушие добросердечность душевность сострадание человечность милосердие благо отзывчивость
ДОБРОТА , –ы, ж. добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. ( В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка») отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. ( С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»)
Дмитрий Сергеевич Лихачев «Письма о добром и прекрасном» Письмо третье. «Самое большое»
А в чем самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. Д.С. Лихачев
Физкульминутка Встаньте, ребята, посмотрите друг на друга. Потянитесь к солнцу, возьмите лучик счастья, улыбнитесь. А теперь подарите друг другу свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и подарим нашу улыбку солнцу. Спасибо, ребята, садитесь.
“ Доктор Лиза ” Удивительный человек, достойный того, чтобы рассказать о ее самоотверженной деятельности
Елизавета Петровна Глинка родилась в 1962 году, в 1986 году закончила Московский 2-й Медицинский институт им. Пирогова по специальности врач-реаниматолог.
Объездив весь мир, она осознала, что помогать безнадежно больным, умирающим людям, стало ее духовной потребностью. Получив второе медицинское образование в США, Елизавета Глинка стала еще и специалистом по паллиативной медицине , то есть, врачом, который оказывает помощь неизлечимым больным.
В конце 90-х годов 20 века семья Глинки переехала в Киев, где стараниями Елизаветы Глинки в украинской столице появилась патронажная служба и первые хосписные палаты при хирургическом отделении онкологического центра.
Глинка - член правления созданного в 2006 году российского фонда помощи хосписам "Вера". Она также упоминалась в СМИ как член Американской академии хосписной и паллиативной медицины. Помимо Киева и Москвы, Глинка курировала хосписную работу в других городах - в России, а также в Армении и Сербии.
В 2007 г. в Москве Елизавета Петровна основала фонд «Справедливая помощь» и стала его исполнительным директором. Фонд «Справедливая помощь» был создан для оказания помощи бездомным, безнадежным больным, одиноким пенсионерам и инвалидам, которые лишились жилья и средств к существованию.
Сотрудники фонда регулярно выезжали в различные места где раздавали бездомным еду, вещи, лекарства, оказывали медицинскую помощь. Со временем деятельность фонда расширялась. Не было ни одного стихийного бедствия, в ликвидации гуманитарных последствий которого не принимал бы участия фонд «Справедливая помощь».
Известность на всю Россию этой организации принесла акция по сбору средств и гуманитарной помощи для жертв лесных пожаров, бушевавших в 2010 году в разных федеральных округах страны. Зимой 2011 года фонд собрал десятки килограммов гуманитарной помощи для пунктов обогрева. В 2012 году помощь от фонда доктора Лизы шла в пострадавший от наводнения Крымск.
Когда начался конфликт в Донбассе, Елизавета Глинка, конечно же, не осталась в стороне. Фактически с самого начала конфликта на юго-востоке Украины Елизавета Глинка постоянно посещает этот регион с гуманитарными миссиями – передает медикаменты и продукты питания в больницы, а также эвакуирует больных детей.
Всего, с марта 2014 и по начало 2017 года, доктор Лиза побывала в Донбассе 16 раз. За это время было вывезено около 160 детей. Все дети, за исключением одного, выжили. Не погиб ни один вывезенный оттуда ребенок.
В конце августа 2015 года Глинка открыла в Москве «Дом милосердия» для семей с детьми, которые уже прошли лечение, но нуждаются в реабилитации.
В апреле 2016 года дети, проживающие в Доме Милосердия, встретились со знаменитым австралийским писателем и меценатом Ником Вуйчичем.
Ник Вуйчич рассказал о том, что все начинается с мечты и что никогда не надо сдаваться, какие бы трудности не возникали. Он был очень рад успехам ребят и тронут замечательным подарком нашей маленькой Лизы.
Благотворительной деятельности Глинки помогают многие политики, музыканты и другие известные люди.
За свою благотворительную деятельность Глинка неоднократно удостаивалась различных наград. В их числе - орден Дружбы, врученный ей в мае 2012 года президентом Дмитрием Медведевым.
Глинка стала лауреатом журналистской премии имени Артема Боровика "Честь. Мужество. Мастерство" (2008), премии радиостанции "Серебряный Дождь" (2010), премии Муз-ТВ в номинации "За вклад в жизнь" (2011). О деятельности Глинки было снято несколько документальных фильмов, один из которых - "Доктор Лиза" Елены Погребижской - в 2009 году был удостоен премии ТЭФИ.
Отмечалось, что несмотря на напряженный график, Глинка много читает, ее любимый писатель - Чехов; из музыки она предпочитает классику и старый джаз. У Елизаветы Глинки и ее мужа трое сыновей, один из них - приемный. Старший сын Глинки - художник.
До авиакатастрофы в 2017 году она являлась исполнительным директором фонда «Справедливая помощь» и членом Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Уже в этом качестве она побывала в Сирии с осмотром госпиталя Тишрин в Латакии. Доктор Лиза высказалась за создание в Сирии гуманитарной миссии.
Страшная авиакатастрофа вблизи города Сочи унесла жизнь этого самого доброго доктора.
Словарь Филантроп – Гуманизм – Отчаяние –
Вторя строка: два определения к нему (имена прилагательные) Четвертая строка: фраза из четырех слов, выражающих отношение к нему Пятая строка: слово, выражающее его суть (синоним к первому) Синквейн: Первая строка: основное слово (имя существительное) Третья строка: три глагола к нему
Домашнее задание: 1. Напишите сочинение-размышление «Что такое Доброта?» 2. Сочините сказку, рассказ или стихотворение о доброте 3. Нарисуйте ваш символ доброты
Предварительный просмотр:
Письмо третье «Самое большое»
А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.
Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой…
Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости…
(По Д.С.Лихачеву)
Вопросы для обсуждения:
- К какому стилю речи относится текст Д.С. Лихачёва?______________________________
- Определите тип речи. _________________________________________________________
- В чём видит автор текста «большую цель в жизни» ________________________________
_____________________________________________________________________________
-Что есть добро? Приведите примеры из текста. ___________________________________
- Из чего оно слагается?________________________________________________________
- Что даёт добро человеку?_____________________________________________________
-Что же есть добро по тексту Д.С. Лихачёва?_______________________________________
_____________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку русского языка в 7 классе по теме "Что такое причастие"
Технологическая карта к уроку русского языка в 7 классе по теме "Что такое причастие"...
Технологическая карта урока "Что такое человечность?" 6 класс
Технологическая карта урока "Что такое человечность?" для учащихся 6 класса...
Технологическая карта урока "Что такое радуга?"
Разработка урока изобразительное искусство для 6-7 классов...
Технологическая карта урока математики в 5 классе "Что такое процент?"
Конспект урока выстроен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Может быть проведён в классе, использующем любые УМК. Оборудование урока: учебник, мультимедийный компьютер, проектор, ...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Что такое причастие».
Планируемые образовательные результаты: а) умение выступать перед классом, взаимодействовать с другими ученикам...
Технологическая карта "Что такое предпринимательство и бизнес"
Технологическая карта к уроку обществознания в 6 классе...