технологическая карта урока "Что такое Добро?"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Монгуш Ольга Алексеевна

Урок развития речи в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока развития речи «Что  такое доброта?»

Учитель: Монгуш Ольга Алексеевна

Класс: 6

Модуль: Урок развития речи

Тема учебного занятия: Что такое доброта?

Продолжительность учебного занятия: 35 мин (конкурсный урок на муниципальном этапе Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Учитель года-2017»)

Тип учебного занятия: Усвоение новых понятий

Цель: побуждение учащихся к размышлению о доброте и сбор материала для творческой работы о доброте.

 Задачи урока:

1.Образовательные:

- Формировать знания о понятиях доброта, гуманизм, равнодушие, филантроп ; умение рассуждать на тему доброты с привлечением личного опыта.

2.Развивающие:

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся.

3.Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру и доброго отношения к детям и взрослым

Технологии: 

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Здоровьесберегающие

- Игровые

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

-  Индивидуальная

- Парная

- Групповая

Ресурсы для проведения урока: мультимедиа проектор, ПК, раздаточный материал (текст Третьего письма «Самое большое» Д.С. Лихачева с заданиями, сердечки.

Основные понятия: Добро, милосердие, терпение, сострадание, филантроп,  гуманизм, отчаяние

п/п

Этапы урока/Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание(Планируемые результаты)

1.

Организационный

(1 мин)

Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

-Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

Парами берутся за руки и улыбаются друг другу в знак приветствия

Эмоциональный настрой

2.

Постановка учебной задачи (4 мин)

Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через составление кластера и написание словарной работы

Создание проблемной ситуации.

А теперь давайте попробуем  с помощью моих подсказок  угадать тему нашего урока. Ребята, какие черты характера вы больше всего цените в человеке?

                 1.Составление кластера №1

 Мудрость                                                Верность                                                                        доброта              - черты характера               Нежность

Милосердие                 любовь             справедливость        терпимость

А теперь я предложу вам словарный диктант (по ходу сразу же проговариваются орфограммы, затем идёт самопроверка в парах).

2.Словарный диктант

   Стремиться делать добро, доброжелательное отношение, готовность помочь, сочувствовать меньшинству, отзывчивый человек, добрая улыбка, оставить добрую память, доброе утро, добрый малый.

-Итак, какое же слово положено в основу словарного диктанта?

Доброта

Сегодня мы должны собрать материалы для написания творческой работы на тему «Что такое доброта?»

Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания

Познавательные УУД:

- логические:  установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению предмета

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.

Актуализация знаний

Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания (5 имнут)

Давайте попытаемся составить кластер №2,  в котором отобразим то, что мы чувствуем, что мы слышим и что мы видим, когда произносим слово «добро». Ассоциации. (работа со словарной статьей об ассоциации)

Составление кластера №2

Земля       сердце       Нежность         ласка

Радость       душа

                 Забота                -  Добро-                тепло

Помощь               жизнь

          Красота        уважение     Надежда    счастье

Мама            любовь

Каждый учащийся приводит по одному слову, связанному со словом добро

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

4.

Работа по теме

Цель:  Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре, развития умений находить ответы на проблемные вопросы (15 минут)

1. -. Мир  – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

Где мы можем узнать определение понятий добра? (словарь )

- Итак, доброта являются основными понятиями этики, главными моральными понятиями в жизни. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира.  Давайте прочитаем, как о доброте написал в книге «Письма о добром и прекрасном» один из выдающихся ученых современности, председатель Советского Фонда культуры, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Даётся задание: внимательно прочитать текст, определить стиль и тип текста, подчеркнуть ключевые слова и словосочетания, раскрывающие тему текста (работа в парах).

Вопросы для обсуждения:

- К какому стилю речи относится текст Д.С. Лихачёва?

- Определите тип речи.

- В чём видит автор текста «большую цель в жизни»

-Что есть добро? Приведите примеры из текста.

- Из чего оно слагается?

- Что даёт добро человеку?

-Что же есть добро по тексту  Д.С. Лихачёва?

Проверим наши ответы и составим кластер

Составление кластера №3

                              Большое и глубокое чувство                                           счастье всех людей             Школа, село, город  вся страна  

мудрость            - Доброта- желание добра своим близким

Мать, отец, братья, сёстры                        любовь, дружба                                              

Задача,  которую нужно уметь решать

Работа в группах

(1-2 – находят понятие «добро»,

Учащиеся читают текст Д.С.Лихачева «Письмо третье. Самое большое» и отвечают на вопросы

Обсуждают в группах, делают выводы, составляют кластер со словом Доброта

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

- усвоение понятий «добро»

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Физкультминутка

(1 мин)

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

- Встаньте, ребята, посмотрите друг на друга.  Потянитесь к солнцу, возьмите лучик счастья, улыбнитесь. А теперь подарите друг другу свою улыбку.  А теперь сделайте злое выражение лица.  Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и подарим нашу улыбку солнцу. Спасибо, ребята, садитесь.

Выполняют физкульминутку

5.

Первичное закрепление(10 мин)

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

.Беседа по вопросам:

- Ребята, встречались ли вам добрые люди?

-В чём выражалась их доброта, какие добрые поступки совершали они?

-А какие вы добрые поступки совершали?

- Ребята, а в настоящее время чего больше: добра или зла?

Знакомство с Доктором Лизой. (Презентация)

Филантроп – это

Гуманизм – это

Отчаяние – это

Вывод: Спешите делать добро. Доброта — стремление человека дать счастье всем людям.

 Ребята, я рада, что урок затронул ваши души, пробудил в вас хоть малую искорку добра. Надеюсь, что вы и далее будете стремиться делать добро, ведь народная мудрость гласит: «Сей добро и жди добра». В завершение урока я приглашаю вас посмотреть видеоролик о доброте в нашем современном мире.

Учащиеся знакомятся с личностью доктора Лизы через презентацию.

Записывают определение слов филантроп, гуманизм, отчаяние

Просмотр видеоролика о доброте в нашем современном мире.

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

6

Рефлексия деятельности (итог урока) (2 мин)

Цель: Создание условий для рефлексии

  1.  Составление синквэйна – пятистишья.

Первая строка – основное слово (имя существительное). Вторая строка – два определения к нему. Третья строка – три глагола к нему. Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение к этому слову. Пятая строка – метафора к основному слову, выражающая его суть, обычно одно слово.

ДОБРО.

Чистосердечное, вечное.

Сказать, передать, донести.

Искреннее добро – цель жизни.

БЛАГО.

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке

7.

Домашнее задание (2 мин)

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

Домашнее задание:

  1. написать сочинение – размышление на тему «Что такое доброта?» или
  2. сочините сказку, рассказ, стихотворение о вашем символе добра.

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи 6 класс Что такое доброта?

Слайд 2

Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Всем, всем добрый день! И работать нам не лень.

Слайд 3

Словарный диктант Стремиться делать добро, доброжелательное отношение, готовность помочь, сочувствовать, отзывчивый человек, добрая улыбка, оставить добрую память, доброе утро, добрый малый.

Слайд 4

Что такое доброта? Подготовка к сочинению-рассуждению Урок доброты

Слайд 5

Сочинение-рассуждение : тезис доказательство вывод

Слайд 6

1. Объединение лиц или учреждений одного рода деятельности. Научная а. 2. Связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. А. по сходству. А. по смежности. 3. Соединение каких-н. единиц, элементов (спец.). А. молекул. А. звёзд. А. растений. | прил. ассоциационный, –ая, –ое (к 1 знач.). АССОЦИАЦИЯ, –и, ж. (С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»)

Слайд 7

Доброта добродушие добросердечность душевность сострадание человечность милосердие благо отзывчивость

Слайд 8

Доброта добродушие добросердечность душевность сострадание человечность милосердие благо отзывчивость

Слайд 9

ДОБРОТА , –ы, ж. добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. ( В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка») отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. ( С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»)

Слайд 10

Дмитрий Сергеевич Лихачев «Письма о добром и прекрасном» Письмо третье. «Самое большое»

Слайд 11

А в чем самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. Д.С. Лихачев

Слайд 12

Физкульминутка Встаньте, ребята, посмотрите друг на друга. Потянитесь к солнцу, возьмите лучик счастья, улыбнитесь. А теперь подарите друг другу свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и подарим нашу улыбку солнцу. Спасибо, ребята, садитесь.

Слайд 13

“ Доктор Лиза ” Удивительный человек, достойный того, чтобы рассказать о ее самоотверженной деятельности

Слайд 14

Елизавета Петровна Глинка родилась в 1962 году, в 1986 году закончила Московский 2-й Медицинский институт им. Пирогова по специальности врач-реаниматолог.

Слайд 15

Объездив весь мир, она осознала, что помогать безнадежно больным, умирающим людям, стало ее духовной потребностью. Получив второе медицинское образование в США, Елизавета Глинка стала еще и специалистом по паллиативной медицине , то есть, врачом, который оказывает помощь неизлечимым больным.

Слайд 16

В конце 90-х годов 20 века семья Глинки переехала в Киев, где стараниями Елизаветы Глинки в украинской столице появилась патронажная служба и первые хосписные палаты при хирургическом отделении онкологического центра.

Слайд 17

Глинка - член правления созданного в 2006 году российского фонда помощи хосписам "Вера". Она также упоминалась в СМИ как член Американской академии хосписной и паллиативной медицины. Помимо Киева и Москвы, Глинка курировала хосписную работу в других городах - в России, а также в Армении и Сербии.

Слайд 18

В 2007 г. в Москве Елизавета Петровна основала фонд «Справедливая помощь» и стала его исполнительным директором. Фонд «Справедливая помощь» был создан для оказания помощи бездомным, безнадежным больным, одиноким пенсионерам и инвалидам, которые лишились жилья и средств к существованию.

Слайд 19

Сотрудники фонда регулярно выезжали в различные места где раздавали бездомным еду, вещи, лекарства, оказывали медицинскую помощь. Со временем деятельность фонда расширялась. Не было ни одного стихийного бедствия, в ликвидации гуманитарных последствий которого не принимал бы участия фонд «Справедливая помощь».

Слайд 20

Известность на всю Россию этой организации принесла акция по сбору средств и гуманитарной помощи для жертв лесных пожаров, бушевавших в 2010 году в разных федеральных округах страны. Зимой 2011 года фонд собрал десятки килограммов гуманитарной помощи для пунктов обогрева. В 2012 году помощь от фонда доктора Лизы шла в пострадавший от наводнения Крымск.

Слайд 21

Когда начался конфликт в Донбассе, Елизавета Глинка, конечно же, не осталась в стороне. Фактически с самого начала конфликта на юго-востоке Украины Елизавета Глинка постоянно посещает этот регион с гуманитарными миссиями – передает медикаменты и продукты питания в больницы, а также эвакуирует больных детей.

Слайд 22

Всего, с марта 2014 и по начало 2017 года, доктор Лиза побывала в Донбассе 16 раз. За это время было вывезено около 160 детей. Все дети, за исключением одного, выжили. Не погиб ни один вывезенный оттуда ребенок.

Слайд 23

В конце августа 2015 года Глинка открыла в Москве «Дом милосердия» для семей с детьми, которые уже прошли лечение, но нуждаются в реабилитации.

Слайд 24

В апреле 2016 года дети, проживающие в Доме Милосердия, встретились со знаменитым австралийским писателем и меценатом Ником Вуйчичем.

Слайд 25

Ник Вуйчич рассказал о том, что все начинается с мечты и что никогда не надо сдаваться, какие бы трудности не возникали. Он был очень рад успехам ребят и тронут замечательным подарком нашей маленькой Лизы.

Слайд 26

Благотворительной деятельности Глинки помогают многие политики, музыканты и другие известные люди.

Слайд 27

За свою благотворительную деятельность Глинка неоднократно удостаивалась различных наград. В их числе - орден Дружбы, врученный ей в мае 2012 года президентом Дмитрием Медведевым.

Слайд 28

Глинка стала лауреатом журналистской премии имени Артема Боровика "Честь. Мужество. Мастерство" (2008), премии радиостанции "Серебряный Дождь" (2010), премии Муз-ТВ в номинации "За вклад в жизнь" (2011). О деятельности Глинки было снято несколько документальных фильмов, один из которых - "Доктор Лиза" Елены Погребижской - в 2009 году был удостоен премии ТЭФИ.

Слайд 29

Отмечалось, что несмотря на напряженный график, Глинка много читает, ее любимый писатель - Чехов; из музыки она предпочитает классику и старый джаз. У Елизаветы Глинки и ее мужа трое сыновей, один из них - приемный. Старший сын Глинки - художник.

Слайд 30

До авиакатастрофы в 2017 году она являлась исполнительным директором фонда «Справедливая помощь» и членом Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Уже в этом качестве она побывала в Сирии с осмотром госпиталя Тишрин в Латакии. Доктор Лиза высказалась за создание в Сирии гуманитарной миссии.

Слайд 31

Страшная авиакатастрофа вблизи города Сочи унесла жизнь этого самого доброго доктора.

Слайд 32

Словарь Филантроп – Гуманизм – Отчаяние –

Слайд 33

Вторя строка: два определения к нему (имена прилагательные) Четвертая строка: фраза из четырех слов, выражающих отношение к нему Пятая строка: слово, выражающее его суть (синоним к первому) Синквейн: Первая строка: основное слово (имя существительное) Третья строка: три глагола к нему

Слайд 34

Домашнее задание: 1. Напишите сочинение-размышление «Что такое Доброта?» 2. Сочините сказку, рассказ или стихотворение о доброте 3. Нарисуйте ваш символ доброты



Предварительный просмотр:

Письмо третье  «Самое большое»

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой…

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости…

                                                                                                                        (По Д.С.Лихачеву)

Вопросы для обсуждения:

- К какому стилю речи относится текст Д.С. Лихачёва?______________________________

- Определите тип речи. _________________________________________________________

- В чём видит автор текста «большую цель в жизни» ________________________________

_____________________________________________________________________________

-Что есть добро? Приведите примеры из текста. ___________________________________

- Из чего оно слагается?________________________________________________________

- Что даёт добро человеку?_____________________________________________________

-Что же есть добро по тексту  Д.С. Лихачёва?_______________________________________

_____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 7 классе по теме "Что такое причастие"

Технологическая карта к уроку русского языка в 7 классе по теме "Что такое причастие"...

Технологическая карта урока "Что такое человечность?" 6 класс

Технологическая карта урока "Что такое человечность?" для учащихся 6 класса...

Технологическая карта урока "Что такое радуга?"

Разработка урока изобразительное искусство для  6-7 классов...

Технологическая карта урока математики в 5 классе "Что такое процент?"

Конспект урока выстроен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Может быть проведён в классе, использующем любые УМК. Оборудование урока: учебник, мультимедийный компьютер, проектор, ...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Что такое причастие».

Планируемые образовательные результаты:                         а) умение выступать перед классом, взаимодействовать с другими ученикам...

Технологическая карта "Что такое предпринимательство и бизнес"

Технологическая карта к уроку обществознания в 6 классе...