Ii. Актуализация знаний. Цель: включение учащихся в деятельность | . Сегодня на урок я принесла мячик. Давайте проведем небольшое наблюдение. Ваша задача сказать ,какой он.(записать на доску слова). А теперь я буду проводить с мячом действия. Сейчас мяч какой?(летящий, катящийся, упавший,подброшенный) А сможем ли мы определить, к какой части речи относятся эти слова? Выделите в словах окончания. У какой части речи такие же окончания? | Слушают учителя. Фронтальная работа Отвечают на вопросы | — умение слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать ее, соотносить с имеющими знаниями, опытом — участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи |
Iii создание проблемной ситуации. | Формирование новых понятий. Постановка проблемы. - на какой вопрос отвечают эти слова? (какой?) Правильно! Вопрос такой же, как у прилагательного! Что же еще у этих слов схоже с прилагательными? Летящий мяч. (род, число, падеж) - обратите внимание, от каких слов образованы слова (летящий, катящийся, упавший, подброшенный) (от глаголов) -подумайте, какой вопрос, похожий на вопрос глагола можно задать к этим словам? (что делающий? Что делавший?) -признаки каких частей речи мы наблюдаем у этих слов? (прилагательного и глагола) - как же нам решить нашу проблему? Какая же это часть речи? Причастие а о чём пойдёт сегодня речь на уроке? Правильно! О причастии! | Индивидуальная работа, работа в парах Обсуждают( Какой частью речи являются слова (летящий, катящийся, упавший,подброшенный) (отвечают на вопрос какой?, обозначают признак предмета) Какой? который летит от глагола лететь Суффикса «ящ» Признак глагола Что делающий? прилагательного и глагола Какая же это часть речи? Причастие | - способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи — готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности - учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи — умение принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками |
Iv. Постановка учебной задачи. | Итак, какова же тема нашего урока? Запись темы урока. - давайте теперь на строке после классной работы запишем тему урока: что такое причастие. На уроке вы познакомитесь с удивительной морфологической единицей. Речь пойдет о причастии. Какими могут быть задачи нашего урока? Попробуем сформулировать вместе. На уроке мы должны: -узнать,что такое причастие -узнать признаки причастия -узнать , как образуются причастия -научиться отличать причастие от слов других частей речи На столе перед вами лежат листы самоконтроля, в которых записаны задачи нашего урока, по мере решения этих задач ,вы будете на листах оценивать свою работу. Оцениваем себя в зависимости от количества и качества выполненных заданий. Достичь поставленных целей вам помогут разнообразные задания, которые мы будем выполнять сегодня на уроке. | Формулируют тему и задачи урока. Запись темы урока в тетрадь. | - способность осознавать и оценивать свои мысли и выражать их в речи — способность вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность |
V. Осмысление содержания. | Приступим к решению нашей первой задачи. Что же такое причастие? владимир даль так говорил о ней: «часть речи ,причастная к глаголу в образе прилагательного». Ломоносов писал: "сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себя имени и глагола силу…" -какие выводы можно сделать, прочитав эти слова? От каких частей речи образуются причастия? А теперь посмотрим на доску, слова какой части речи должны появиться здесь? (глагола).давайте их запишем:лететь,покатиться,упасть,бросать .обратите внимание на 1 и 2 колонки слов. В каких словах признак постоянный?(в 1 колонке)а в словах 2 колонки признак ,развивающийся во времени,зависит от действия ,поэтому причастие –особая форма глагола ,которая имеет свои особые признаки.- посмотрите на причастия .- чем же еще отличаются причастия от прилагательных?- итак, что мы узнали о причастии? Я хочу рассказать вам сказку ,прослушав её вы должны понять ,с помощью чего образуютс причастия.старый ученый –языковед служил в морфологическом саду. Он выращивал не фрукты и не ягоды, а части речи. Он вывел уже несколько новых сортов . «может быть к стволу глагола привить почку прилагательного?,-размышлял ученый,- только будет ли толк?они ведь так далеки друг от друга.»но сказано- сделано.через несколько лет вырос диковинный плод:не глагол,не прилагательное.и назвали этот плод –причастие. По этому случаю в гостях у короля страны морфологии при дворе собрались глаголы и прилагательные. Но начало приема откладывается : королю с жалобой на бесприютную жизнь обратились суффиксы. Король внимательно посмотрел на них и не узнал-ни одной части речи они на принадлежали.. Стали просить они у короля морфологии определить их к какой-нибудь части речи. Глаголы- добряки сразу же вызвались помочь. Они побежали к суффиксам, встали впереди них, чтобы получились новые слова. Не все слова понравились королю, не хватало окончаний, а окончания глаголов не подходили. И тут выручили прилагательные . Они отдали свои окончания- и всё это они вложили в свой плод. . В результате причастия получили суффиксы, по которым легко их отличить от других частей речи: -ущ- (-ющ-),-ащ-(-ящ-),-вш-,-ш-,-ем-(-ом-),-им-,-енн-, -нн-,-т-. | Индивидуальная и парная работа (в одном столбике прилагательные, в другом причастия) мяч Розовый летящий Круглый падающий маленький прыгающий Красивый катящийся (суффиксами и временем) (имеют форму наст. И прош. Времени) (образовано от глагола, отвечает на вопрос «что делающий?», изменяется во времени).
Слушают сказку, думают ,как образуются причастия,записывают суффиксы | - учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи — умение работать в команде — умение принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками |
Vi открытие нового знания, формулирование правила. | А вот как об этом говорится в учебнике (прочитать определение причастия в учебнике стр.152 4 часть )попробуем вместе сделать вывод и определить что такое причастие? Причастие это: слово, которое обозначает признак предмета по действию, называется причастием. 1. Это особая форма глагола 2. Которая отвечает на вопросы какой?какая? Какие?что сделавший?что делающий? 3. Которая имеет признаки глагола (время, вид, возвратность) и признаки прилагательного изменяется по(родам, числам, падежам). 4.образуется от глаголов с помощью суффиксов -ущ- (-ющ-),-ащ-(-ящ-),-вш-,-ш-,-ем-(-ом-),-им-,-енн-, откройте учебник.прочитайте информационный текст в рамке (про себя) и дополните характеристику. - какое определение причастию дают авторы учебника? - что значит «особая форма глагола»? - какое общее грамматическое значение причастия? - как изменяется этот признак? - как выражаются формы времени у причастия? Кто готов нам рассказать правило? (2-3 человека) Итак , что мы узнали?что такое причастие. начнем работу с оценочной таблицей.заполняем первую строку.
| Читают текст, анализируют информацию Проговаривание определения Т.е образуется от глагола Обозначает признак предмета по действию (во времени) (при помощи суффиксов) .работа в паре над формулировкой правила и объясняют друг другу, что такое причастие
| — способность контролировать процесс и результаты деятельности — читать и слушать, извлекая нужную информацию |
Vii. Закрепление материала | У каждой части речи есть признаки. Есть они и у причастия.переходим к следующей задаче - мы должны узнать признаки причастия давайте найдем в данных словосочетаниях признаки прилагательного и глагола:,окончание, падеж, род, число, вид, время, возвратность причастия глаголы
белеть -белеющий прочитать -прочитавший любить -любящая покорять –покорившаяся Для чего мы выполняли данное задание? (мы учились находить признаки прилагательного и глагола у причастия) Оценочный лист -итак, мы знаем ,что суффикс — это визитная карточка причастий, с помощью него можно определить вид и время причастий, давайте попробуем образовывать причастия Играть + -ущ-(-ющ-) = играющий Лететь + -ащ-(-ящ-) = летящий Смотреть + -вш- = смотревший Закрыть + -т- = закрытый -какие суффиксы использовались?а давайте посмотрим в учебнике,какие еще есть суффиксы.записать их в тетрадь. -а скажите вы знаете, как образуются причастия? Тогда давайте оценим свою работу. Переходим к нашей последней задаче : Мы знаем что такое причастие, его признаки, суффиксы,значит сможем и находить причастия в тексте и различать их от других частей речи. 1.работа над текстом. Давайте прочитаем текст . Выпишите из текста причастия в тетрадь. Определите, от каких глаголов они образованы. Выделите суффикс и попробуйте обозначить время причастий и вид. «красив, чудесен русский лес зимою! Ели, засыпанные снегом, надели дорогие теплые шубы. Сидевший на дереве дятел пустил звонкую барабанную трель.лежащие под деревьями сугробы глубокие и чистые. Всюду сверкающий на солнце белый снег.
Засыпанные (-засыпать, суф.нн, прош.вр., сов.в) сидевший (-сидеть, суф.вш, прош.вр., несов.вид) лежащие (-лежать, суф.ащ, наст.вр., несов.вид) сверкающий (- сверкать, суф.ющ, наст.вр., несов.вид) Вспомним задачи нашего урока. Что мы сейчас научились делать?
(распознавать причастие среди других частей речи и образовывать их самостоятельно). Если вы можете находить причастия в тексте
оцените свою работу в баллах Тест. 1.подчеркните строку, в которой одни причастия А.бежать, писал, писавший, читает; Б. Увидевший, замеченный, завязанный, убежавший; В.желтеющий, беловатый, желтеть, находил. 2. Найти причастие А) серая мышь Б.) Летящая птица в.) Зеленый дуб
2) найти словосочетание «прич. + сущ.» А) растаявший снег Б) низкие облака В) желтая рожь Кто из вас справился без ошибок.? Молодцы.
Поставьте оценку в оценочный лист | Фронтальная работа работа в группе :заполняют таблицу : Признаки причастия Признаки прилагательного | Признаки глагола | имеют окончания | Вид | Изменяются по родам, падежам,числам | Время | Отвечают на вопрос какой,какая,какие? | Возвратность | согласуются с существительным | имеют при себе сущ. Или наречие | | что делавший,что делающий |
Работют над текстом. Читают текст . Выписывают из текста причастия в тетрадь. Определяют, от каких глаголов они образованы. Выделяют суффикс и обозначают время причастий и вид.
Учащиеся отвечают устно.
Вспоминают задачи урока. Отвечают что научились делать.оценивают свою работу. Работают с тестом.
| - способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи — готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни -способность принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками -умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей — способность вносить необходимые коррективы в действия после его завершения — умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме — участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи |
Viii. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Я рада, что у вас все получается! Ребята, сегодня на уроке вы проделали большую работу. Молодцы! продолжите фразу: задача нашего сегодняшнего урока была.... Узнать: что такое причастие
-узнать признаки причастия -узнать как образуются причастия -научиться находить причастия в тексте .
Как, по- вашему ,мы с ней справились? Что узнали? Чему научились? -довольны ли вы своей работой? Было трудно? А интересно ли было вам на уроке? работа каждого из вас будет оценена по достоинству,когда вы сдадите оценочные листы
итоги по оценочной таблице: кто из вас справился со всеми задачами? А у тебя сколько плюсов? Ну а кому это не удалось ,ничего страшного. Мы еще будем учиться и вы обязательно справитесь. -а теперь самое главное. Оценки .
| Дают ответы, делятся впечатлениями. | - способность оценивать свою деятельность — осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления |