Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1.Мотивация к учебной деятельности Постановка цели и задач урока.
4 мин.
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала | Слайд 1 Создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся Возьмите ту картинку, которая передает ваше настроение в данную минуту. (Учащиеся показывают картинки).- Ну что ж, в начале нашего урока преобладают различные чувства. Попробуем сделать так, чтобы к концу учебного занятия ваше настроение улучшилось. Слайд 2 Наш урок мы проведем в форме игры « Кто хочет стать пятиардером?» Слайд 3. Разминка. Я предлагаю вам игру "Отгадай слово”: - первая буква в этом слове обозначает второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы "Где?”, "Куда?”, "Откуда?” и другие (обстоятельство); - Итак, назовите, что у вас получилось. Скажите, когда мы произносим слово "обращение”, какие ассоциации возникают у вас. (Ответы учащихся). - Да, слово "обращение” многозначное. Но сегодня мы будем говорить об обращении как о слове или группе слов, называющих лицо или предмет. Ведь человек постоянно обращается к кому-либо: к окружающим его людям, родным и близким, знакомым и незнакомым. Обращается в домашней обстановке и официальной, устной и письменной форме. И каждый раз обращение будут разным. - А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Ответы учащихся). - Тема нашего учебного занятия – "Такие разные обращения”. Сегодня мы узнаем, Знаете ли вы, что в русском языке обращение считалось таким важным, что существовал даже 7-й, звательный падеж. Пример существительного в звательном падеже – слово "старче”. Вы помните: именно так обращалась к старику рыбка в сказке А.С.Пушкина Вывод : (понятие «обращение) | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку Выдвигают варианты формулировок темы урока.
| Групповая, игровая | Личностные: -самоопределение; -смыслообразова ние. Коммуникативные: -планирование; учебного сотрудничества с учителем. Регулятивные- настраивать себя на продуктивную работу. |
2.Актуализация и пробное учебное действие 8мин. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях | Продолжение показа презентации. Слайд 4. Правила игры «Кто хочет стать пятиардером?»: Три команды участвуют в игре. Она состоит из трех этапов: 1этап. Представление презентаций творческих групп. (Учащиеся получили опережающее задание: найти предложения с обращениями в сказках А. С. Пушкина . (Работа проводилась тремя творческими группами.) Проверка ответов групп в сопровождении презентаций с иллюстрациями 2 этап. Составь предложение с обращением по заданной ситуации (работа в командах) 3 этап Инсценирование ситуаций по заданному тексту (Учащиеся показывают инсценировки (упражнение №82 из учебника "Школьная риторика” под редакцией Т.А.Ладыженской) Результаты игры будут вывешиваться на доске. За каждую победу команда будет получать по одному «миллиону». В течение всей игры «миллионы» будет распределять один из учащихся. Вы готовы к игре« Кто хочет стать пятиардером ?» 1этап. Представление презентаций творческих групп. Итоги первого этапа появляются в «кошельке»
Вывод: Обращения выделяются интонацией, бывают распространенные и нераспространенные. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания Активизирует все мыслительные операции (сравнение, анализ мышления), познавательные процессы (внимание, память, мышление).
| Активизирует все мыслительные операции (сравнение, анализ мышления), познавательные процессы (внимание, память, мышление). Групповая, игровая | Познавательные: -осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); -мыслительные операции; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: -планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; -осуществлять самоконтроль; -выполнять пробные учебные действия; Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - отстаивать свою точку зрения; |
3. Выявление места и причины затруднения 2 мин | Эвристическая беседа, рассказ учителя |
- Есть ли разница в обращении героев друг к другу? От чего зависит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отношений между людьми.) - Какие добрые слова вы знаете? Кстати, а знаете ли вы, что отчество, образованное от имени отца, - это русская национальная традиция, которой нет в европейской культуре. В западных странах в официальной обстановке принято называть друг друга по должности (господин профессор, господин президент) или социальному статусу (сэр, мадмуазель, мистер, мадам) и т.д. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Задают вопросы для уточнения информации | Групповая, индивидуальная | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Физкультминутка Цель: снять напряжение и усталость . 2 мин
| | Мы сидели и писали, Мышцы тела все устали. Потянулись и зевнули, спинки дружно все прогнули. Повернулись вправо, влево. Стало гибким наше тело. И на стуле скок, скок, скок. Ну как будто колобок! А теперь попляшут ножки | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения 8 мин | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Формулирование правила, составление схемы-помощницы | - Итак, ребята, мы нашли обращения в сказках, поговорили о важности и своевременности общения с близкими и дорогими людьми. 2 этап Создание предложений с обращениями по заданной теме (на слайдах - фотографии по теме заданной ситуации). Вызываются 3 представителя от группы по очереди, записывают по предложению) -Составьте предложения с обращениями, запишите их на доске и в тетрадях. 1.Каждое утро десятки наших педагогов переступают порог школы, чтобы передать вам свои знания. (Слайд 5.) 2.На каждой перемене случаются баталии между мальчишками.(Слайд 6.) Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся По результатам этапа игры выявляются лидеры команд для участия в следующем этапе. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания Решают поставленную проблему, находят пути реализации поставленной цели и способы, обсуждают пути решения проблемы.
| Фронтальная, индивидуальная Работа с дополнительным материалом, частично-поисковой, практический метод. | Личностные: способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят монологические высказывания. |
4 мин. | Работа с учебными пособиями — проверка знаков препинания по схемам | Работа с учебником. ( стр. 98.упр.215) (перестановка обращений в предложении, постановка знаков препинания, составление схем) | Под руководством педагога осуществляют проверку |
| Регулятивные: осуществляют функции самоконтроля и взаимоконтроля |
5. Творческая практическая деятельность 8 мин. | Инсценирование, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа | - Каких же обращений следует избегать, чтобы не обидеть человека? (Ответы учащихся). - Не секрет, что правильное обращение друг к другу воспитывается прежде всего в семье. Давайте посмотрим сценки . 3 этап Инсценирование ситуаций по заданному тексту (Учащиеся показывают инсценировки (упражнение №82 из учебника "Школьная риторика” под редакцией Т.А.Ладыженской)
По результатам этапа игры выявляются команда-лидер для награждения (пятиардером) - Ребята, о каких обращениях сегодня на уроке мы еще не говорили? о прозвищах. Как вы думаете, зачем люди придумывают прозвища? Как вы сами относитесь к прозвищам? Не случайно народная мудрость гласит: "Хорошо там и тут, где по имени зовут”. - Кстати, как вы понимаете это выражение? (Ответы учащихся) . (В.Солоухин. Стихотворение "Слово о словах”) | Отвечают на вопросы, выполняют упражнения | Групповая, индивидуальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 6 мин.
| Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника | Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса (письма по группам) | Выполняют упражнения |
| Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления |
7. Включение в систему знаний и повторение 2 мин. | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | - Просмотрите все выполненные ранее упражнения и ответьте на следующие вопросы: 1. Где может стоять обращение: в начале, середине или конце предложения? 2. Сколько слов может включать обращение? (Обращение может состоять как из одного слова, так и из нескольких.) 3. Какую форму имеет обращение? (Форму именительного падежа.) 4. В какой речи чаще всего употребляются обращения? (В устной речи.) | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний | Индивидуальная, групповая | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) 1 мин. | Заключительная беседа по вопросам | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Дают оценку своей деятельности на уроке. | Демонстрация итогов -собранных «миллионов» | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. |