Технологическая карта урока математики в 5 классе "Что такое процент?"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.docx | 32.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
Что такое процент.
Урок математики в 5 классе
(метапредметный подход)
Аксенова Н.В.
учитель математики 1 категории
г. Ковров 2013
Общие сведения
Фамилия, имя, отчество | Аксенова Надежда Васильевна |
Стаж работы | 37 лет |
Квалификационная категория | 1 |
Предмет | математика |
УМК | УМК по математике для 6 класса под редакцией Г.В.Дорофеева, И.Ф. Шарыгина |
Ф.И.О. автора учебника | Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, Л.О. Рослова, С.С. Минаева, С.Б. Суворова. |
Тема урока | Что такое процент |
Класс | 5 |
Краткая характеристика класса
Учащиеся владеют
- предметными УУД:
-умеют выполнять действия с обыкновенными дробями;
-умеют решать основные типы задач на дроби;
- регулятивными УУД:
-могут поставить учебную задачу путём задавания вопросов о неизвестном;
-самостоятельно действуют по заданному алгоритму;
-затрудняются в оценке своей работы;
- познавательными УУД:
-формулируют познавательные цели под руководством учителя;
-собирают и выделяют необходимую информацию под руководством учителя;
-не всегда могут применить полученные знания на практике;
- коммуникативными УУД:
-включаются в коллективное обсуждение вопросов;
-ученики могут работать в паре;
-не всегда умеют слушать и вступать в диалог.
Пояснительная записка к уроку.
Раздел: «Обыкновенные дроби»
Тему «Что такое процент» по плану отводится 6 уроков.
Данный урок – первый,
Тип урока – урок нового знания.
Тема: Что такое процент.
Цель:
-сформировать понимание процента как специального способа выражения величины;
-создать представление у учащихся о целом как100% величины;
-научить находить процент величины и несколько процентов величины;
-расширить представление учащихся о практических ситуациях, связанных с использованием понятия «процент».
- Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-создание условий для развития мышления, логики, познавательного интереса;
- создание условий для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими в учебной деятельности;
-формирование умения точно, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
- Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-Создание условий для формирования способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-создание условий для формирования умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения задачи;
-создание условий для формирования умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
-создание условий для формирования умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения задач.
- Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-формирование понятия процента как специального способа выражения величины, умения объяснять, что такое процент, употреблять обороты речи со словом процент;
-создать представление у учащихся о целом как 100% величины;
-научить находить процент величины и несколько процентов величины;
-расширить представление учащихся о практических ситуациях. Связанных с использованием понятия «процент»;
-создание условий для формирования умения работать с математическим текстом.
Оборудование урока: учебник, мультимедийный компьютер, проектор, экран, раздаточный материал(газетные заметки, книга по кулинарии, упаковки лекарственных препаратов, пищевых продуктов), задание для домашней работы, оценочные карточки.
Технологическая карта урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивационно-ориентировочный блок | ||||
1.1 | Этап актуализации | Инструкция по работе с оценочными карточками 1.Устный счёт. Вычислить: 3;15;6 8; | Устно выполняют предложенные задания. Ставят оценку в карточке самооценки за устный счёт. | Умение выполнять арифметические преобразования с обыкновенными дробями, применять их для решения учебных задач. |
2.Вспомним решение задачи на нахождение части от числа. Выраженной дробью. 1)В классе 30 учеников, из них приняли участие в конкурсе чтецов. Сколько учеников участвовали в конкурсе? 2)В 6-х классах 40 учащихся, из них приняли участие в школьных олимпиадах по предметам. Сколько учеников участвовали в олимпиадах? Показ слайда№1 (текст задач) | Устно решают задачи, комментируют решение, формулируют правило нахождения дроби от числа. Ставят оценку в карточку самооценки за решение задач на дроби. | Способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи | ||
1.2 | Этап проблематизации | Часто можно услышать, что в олимпиаде приняло участие не всех учащихся, а 60 процентов. Так же можно прочитать или услышать, что в выборах приняли участие56 процентов избирателей, банк начисляет 20% годовых, сезонные скидки в магазине обуви -15%. Где ещё мы встречаемся с этим понятием? Ясно, что без понимания такого рода информации трудно существовать. | Отвечают на поставленный вопрос (в магазине, в аптеке, в газетах, по телевизору, в школе). | Умение самостоятельно выделять и формулировать цели и задачи. |
1.3 | Этап целеполагания | Так о чём же мы с вами будем говорить сегодня, какую цель поставим перед собой? Тема: Что такое процент. Цели и задачи: уметь объяснять, что такое процент, употреблять обороты речи со словом процент. Выражать проценты в дробях и дроби в процентах. Решать задачи на нахождение не скольких процентов величины. Слайд№2(тема урока, цель) | Формулируют тему, цель, задачи урока. Записывают в тетради тему урока. | Умение самостоятельно выделять и формулировать цели и задачи. |
2. Организационно-деятельностный блок | ||||
2.1 | Этап моделирования | Работа с текстом. 1.Найти в учебнике определение процента. Определение: процентом от некоторой величины называется одна сотая её часть. | Работают с учебником. Дают определение процента. | Умение работать с математическим текстом. |
2.Краткая историческая справка появления понятия и знака процента. Слайд№3,№4(историческая справка) | Просмотр слайда. | Первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, значимости для развития цивилизации. | ||
3.Работа с символами: 1)Задание №84,85 выполняется устно. 2)Задание №86 выполняется в тетрадях со взаимопроверкой в парах. | Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют задание, проверяют работу соседа по парте, выставляют оценку за работу друг другу в оценочную карточку. | Умение применять знаково-символические средства. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. | ||
4.Решение задач Практическая работа 1)Начертите квадрат 10х10 клеток и закрасьте 18% квадрата. Сколько процентов квадрата не закрашено? Сколько процентов составляет весь квадрат? Коллективная работа 2)Задача. В избирательном округе 25000 избирателей. В голосовании приняло участие 60% избирателей. Сколько человек голосовало? Слайд №5(способы решения задачи на нахождение процента от величины) | Выполняют практическую работу. Отвечают на вопросы письменно. Ученик комментирует своё решение, делает выводы. Остальные учащиеся оценивают правильность решения, ставят оценку в оценочный лист. Учащийся решает задачу у доски, рассматриваются различные способы решения. | Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации. Умения выбирать способы решения учебных задач | ||
2.2 | Работа в группах. Раздаёт практический материал(заметки из газет, журналов, упаковки продуктов и др.), формулирует задачи. 1) Решение задач с использованием информации, полученной из газет, журналов, на упаковках лекарств, пищевых продуктов. 2)Составить задачу на проценты. | Учащиеся выполняют работу в группах. | Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. | |
2.3 | Этап презентации образовательных продуктов. | Заслушивает ответы учащихся. | Представитель от группы презентует решение данной задачи и текст, и решение составленной задачи. | Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. |
3.Рефлексивно-оценочный блок | ||||
1.Слайд №6 2.Ответьте на вопросы: 1) Что я знаю о проценте? 2)Какие задачи я научился решать? 3)Имеет ли практическую ценность умение решать задачи на проценты? 3.Собираются оценочные карточки, выставляются оценки за работу на уроке. 4.Домашнее задание: №104,106. Дополнительные задачи (см. Приложение) | Учащиеся отвечают на вопросы. Сдают оценочные карточки. | Способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи. Умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы. |
Приложения к уроку.
Литература.
1.Математика.
Сборник рабочих программ 5-6 классы.
1.Учебник «Математика-5»
Под редакцией Г.В.Дорофеева; И.Ф.Шарыгин, Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, Л.О.Рослова, С.С.Минаева, С.Б.Суворова.
3.Дидактические материалы
Л.В.Кузнецова, Л.О.Рослова, С.С.Минаева, С.Б.Суворова.
4.Тематические тесты
Л.В.Кузнецова, Л.О.Рослова, С.С.Минаева, С.Б.Суворова.
5. Методические рекомендации (сайт www.prosv.ru).
6. ЭОР (www.900igr.net; www.ppt4web.ru )
Задачи для работы в классе.
1.Задание №84 (учебник)
Прочитайте предложение, заменив проценты соответствующей дробью:
а) Мальчики составляют 60% класса.
б) В голосовании приняло участие 75% избирателей.
в) В июле цена автомобиля была повышена на 15%.
г) При покупке большой партии товара покупателю предоставляется скидка в размере 31%.
2.Задание №85(учебник)
Выразите в процентах всех книг библиотеки.
3. Задание №86(учебник)
Выразите проценты дробью и , если можно, сократите её:
а)37%, 83%, 61%;
б) 15%, 50%, 60%;
в)49%, 40%, 80%.
4. Практическая работа
Начертите квадрат 10х10 клеток и закрасьте 18% квадрата. Сколько процентов квадрата не закрашено? Сколько процентов составляет весь квадрат?
5.Коллективная работа.
Задача. В избирательном округе 25000 избирателей. В голосовании приняло участие 60% избирателей. Сколько человек голосовало?
6. Задачи для работы в группах.
А)Специальная эмульсия Эмолиум. (упаковка)
Объём: 200мл
Активные вещества: мочевина (5%), масло макадамии (3%), масло кукурузное (2%), парафиновое масло (8%).
Б) Готовьте вместе с «Цептер» (кулинарная книга)
Калорийность основных продуктов кал/100г. Молоко-4%, сыр плавленый – 20%, творог – 40%, сыр твёрдый – 30%.
В) Газета «Ковровская неделя», статья «Итоги деятельности системы образования в 2012-2013 учебном году»
-в городе на базе МДОУ активно развивается система дополнительного образования детей.В 2012-2013 гг. функционировало 70 кружков разного направления: 40% -художественно-эстетического; 30% -познавательно-речевого направления; 12% - физкультурно-оздоровительного направления; 10№ - социально-личностного.
Г)брошюра «Предложение недели, сеть магазинов «Дикси».
7. Дополнительные задачи для домашнего задания:
1.Один небогатый римлянин взял в долг 50сестерциев. Заимодавец поставил условие: «Ты вернёшь мне в установленный срок 50 сестерциев и ещё 20% от этой суммы». Сколько сестерциев должен отдать небогатый римлянин заимодавцу, возвращая долг?
2. Первоначальная цена компьютера была снижена на 10%,а затем его новая цена была повышена на 10%. Дороже или дешевле по сравнению с первоначальной ценой стал стоить компьютер?
Подсказка. Проведите числовой эксперимент: возьмите какую-нибудь цену, например 100 руб., и проделайте нужные вычисления.
Оценочный лист
Ф.И.учащегося:
Система оценивания:
2 – справился с задачей без затруднений
1 – справился с задачей, но возникли трудности
0 – не справился с задачей
№ задания | Задание | Оценка |
1 | Устный счёт. Умножение дробей | |
2 | Устная работа. Задача на дроби 1 Задача на дроби 2 | |
3 | Задача №86(учебник) | |
4 | Практическая работа | |
5 | Решение задач на проценты (работа в группах) | |
6 | Оценка за урок |
Норма оценивания: 12–11-«5»
10–9 –«4»
8–6 –«3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме «Длина окружности» (учебник «Математика 6» Н.Я.Виленкин и др.).
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.Унифицированной, устоявшейся формы такой карты пока не существует.В ходе введения ФГОС...
Технологическая карта урока математики по теме: «Делители и кратные» в 6 классе. Учебник «Математика, 6 класс» Г.К. Муравина, О.В. Муравин.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цель урока: Формирование навыка употребления термина «делитель» не в привычном для них смысле одного из компонентов деления, а в связи с возможностью деления числ...
технологическая карта урока развития речи "Что такое материнская любовь?"
Тип урока: развитие речи.Цели сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему сформировать умение учащихся понимать основную мысль ...
Технологическая карта урока по теме "Что такое деепричастие"
Даннная технологическая карта урока разработана по всем стандартам ФГОС. Она включает в себя разные виды работ, которые помогут учащимся понять изучаемый ими материал....
Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»
Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...
Технологическая карта урока математики в 6 классе УМК «Математика 6 класс» Г.В.Дорофеев Тема урока: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»
Технологическая карта урока математики в 6 классеУМК «Математика 6 класс» Г.В.ДорофеевТема урока: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»Цели:образовательные: формирование...
технологическая карта урока по теме "Что такое фразеологизмы"
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием фразеологизмы, учатся различать свободные словосочетания и устойчивые, синтаксически неделимые сочетания слов, находить фразеологизмы в предложе...