Внеурочная деятельность "планирование кружковой работы"
материал по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни. Внеклассная работа предполагает добровольное участие: на занятиях лучше узнаешь своих учеников, их характер, увлечения, нравственные идеалы и, таким образом, получаешь наглядное представление об эффективности своих педагогических усилий. Во внеурочной работе повышается интерес к предмету – непременное условие улучшения качества обучения. Внеклассная работа носит поисковый, исследовательских характер, в этом, пожалуй, одна из её привлекательных черт.
Рабочая программа для кружка «Занимательная история», рассчитанная для учащихся V классов, составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации Программа рассчитана на один час в неделю, на обучение в течение одного года.
Цель программы: создание условий для приобщения обучающихся к изучению истории.
Задачи.
• Способствовать формированию повышенного интереса учащихся к исторической науке.
• Способствовать формированию умения видеть красоту и художественные особенности произведений искусства, созданных в прошлом.
• Сформировать у учащихся умения и навыки, такие как:
- умение в связной монологической форме воспроизводить прочитанный текст;
- умение сравнивать исторические явления, происходившие в разных странах;
- умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, при этом высказывая собственную точку зрения и отстаивая свои взгляды;
- умение анализировать исторический источник;
- умение оперировать историческими датами;
- выработать такие качества как дисциплина, усидчивость, умение анализировать,
Для этого предполагается изучение исторических явлений и фактов, не затрагиваемых при изучении основного курса истории Древнего мира.
Для повышения эффективности занятий предполагается сочетание различных типов заданий.
Возможные виды деятельности
- анализ исторической литературы и исторических источников;
- эвристическая беседа;
- лекция;
- рассказ;
- дискуссия (дебаты);
- сюжетно-ролевые игры;
- подготовка и обсуждение сообщений учащихся;
- подготовка мультимедийных презентаций.
Организация образовательного процесса осуществляется через различные технологии.
- Проблемное обучение.
- Использование информационно-коммуникационных технологий.
- Коммуникативное обучение.
- Игровые технологии.
- Деятельностный подход.
Планируемые результаты
Предметные:
- иметь яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- развивать способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- иметь представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- развивать умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- развивать умения различать в тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- развивать умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- иметь готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Метапредметные результаты:
- развивать способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- иметь готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- развивать умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- развивать способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Личностные результаты:
- иметь представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобретать опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Содержание программы
Введение (4 ч.)
Что такое история.
Формирование истории как науки. Первые историки. Исторические источники. Вспомогательные исторические дисциплины.
Высказывания великих людей.
История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.
Ф. Бэкон:
В истории черпаем мы мудрость...
В.О. Ключевский:
Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться.
В.О. Ключевский:
История учит даже тех, кто у нее не учится. Она их проучивает за невежество и пренебрежение.
Н.М. Карамзин:
История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало из бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример прошлого.
Первые люди на земле.
Вопрос о появлении первого человека. Версии происхождения человека. Первые люди: какими они были, где и когда жили. Факторы развития.
Возникновение искусства.
Ранние стадии искусства: появление украшений, татуировок, разнообразных раскрасок тела. Мелкие предметы, носимые на теле.
Загадки пещерной живописи.
Кто придумал алфавит.
Самый древний алфавит города-государства Угарит, известный с сер. 2-го тыс. до н. э. От Финикийского к древнегреческому алфавиту. Русский алфавит.
II. Древний Египет (3 ч.)
Боги древних египтян.
Пантеон египетских богов. Мифы о богах. Представления о человеческой душе. Подготовка к загробной жизни. Мумификация.
Священные животные. Фараон – бог на земле.
Искусство древнего Египта.
Древнеегипетская архитектура, музыка, живопись, литература и скульптура, театр, танец, предметы декоративно-прикладного изображения.
Быт древних египтян.
Жилище и образ жизни представителей различных групп населения. Рождение и смерть в представлении древних египтян.
Украшения и косметика. Изобретения древних египтян: мыло, расческа, ножницы, обувь на каблуках и так далее.
III. Индия и Китай в древности (4 ч.)
Древнейшие книги.
Поиск материалов для записи: глина, камень, металл, древесная кора, шелк, бамбуковые дощечки, пальмовые листья и другие. Изобретение бумаги.
Фомы древних книг. Как создавались древнейшие книги.
Великий Конфуций.
Самый почитаемый в Китае человек: основные этапы биографии. Школа Конфуция. Чему учил Конфуций. Конфуцианство. Афоризмы, суждения, изречения Конфуция.
Великая китайская стена.
История и интересные факты, цифры. Легенды.
Великая китайская стена сегодня.
Что дал Древний Восток миру.
История Древнего Востока — первая глава истории человечества. Вклад Древнего Востока в развитие мировой цивилизации: почти все виды письменности, алфавитную систему письма, египетские пирамиды, древневавилонские зиккураты, великолепные дворцы ассирийских царей, индийские философские системы, знания вавилонян в астрономии и многое другое.
Древняя Греция (4 ч.)
Подвиги Геракла.
12 подвигов Геракла – испытания, непостижимые для простого смертного Каждый из которых – отдельная, непохожая на все остальные, истории. Геракл сразил Немейского льва-людоеда, обезглавил чудовищную Лернейскую гидру, поймал быструю, как ветер, Керинейскую лань, одолел и доставил неповрежденным Эриманфского вепря, выиграв бой с кентаврами, и т. д. Зависть богов.
Троянская война.
Мифы и факты о Троянской войне. Как Генрих Шлиман нашел Трою. Самые доблестные воины Тори.
Спартанское воспитание.
Спартанское воспитание – наука выживать. Дружба и уважение к старшим. Воспитание девушек. Положение женщины в Спарте.
Александр Македонский.
Малоизвестные факты биографии. Величайший полководец мира.
Тайна смерти Александра Македонского.
V. Древний Рим (5 ч.)
«Вечный город» Рим.
Вечный город, Священный город, город на семи холмах, Врата апостолов, Столица мира и просто Город с большой буквы – Рим.
История возникновения и возвышения. Колизей, форум, Пантеон и т. д.
Гладиаторы.
Страшное и кровавое развлечение римлян. Школы гладиаторов. Вооружение гладиаторов, виды состязаний. Знаменитые гладиаторы.
Помпеи.
История возникновения и разрушения города. Загадки города. Помпеи в искусстве.
Музей под открытым небом.
Римляне и «варвары».
Кто такие «варвары». Отношения Рима с «варварами. Что дал Рим последующим цивилизациям.
Римское право.
Формирование римского законодательства. Основополагающие принципы. Положение женщины в римском праве, наследование. Значение римского права для формирования европейского законодательства.
VI. Семь чудес света (7 ч.)
Египетские пирамиды.
Когда и почему египтяне стали строить пирамиды. Как они возводились. История изучения пирамид. Загадки пирамид.
«Висячие сады» Семирамиды.
Три выдающихся сооружения Вавилона: Вавилонская башня, крепостные стены города и висячие сады. Находка Роберта Кольдевея. Кто такая Семирамида. Зачем были построены висячие сады.
Зевс Олимпийский.
Зевс-громовержец, царь богов и людей. Победа Зевса над Кроносом и строительство храма в Олимпии. Статуя Фидия. Легенда о строительстве. Судьба статуи.
Фаросский маяк. Седьмое чудо света, первый в мире маяк. Проект и постройка. Назначение. Тысячелетняя история и гибель.
Храм Артемиды в Эфесе.
Стоительство и внешний вид. Чудовищное злодеяние Геростата. Возведение нового храма. Находки Джона Вуду и Дэвида Хогарта.
Мавзолей в Галикарнассе.
Проект и постройка. Разрушение от землятрясения и рыцарей крестоносцев. . Археологические находки на месте мавзолея.
Колосс Родосский.
Статуя на острове Родос. Гелиос – покровитель острова. Сооружение статуи. Самое недолговечное из всех чудес света. «Колос на глиняных ногах».
VII. Достижения и загадки Древнего мира.
Мифы народов мира.
Что такое миф. Мифы разных народов о возникновении жизни, появлении человека, о потопе и т.д. Что объединяет мифы разных народов. Мифы и история.
Загадка иероглифов.
Экспедиция Наполеона Бонапарта в Египет и появление интереса к письменности египтян. Попытки расшифровать иероглифы. Розеттский камень. Франсуа Шампольон определил все знаки древнеегипетского алфавита, составил грамматику и словарь древнеегипетского языка. Основы древнеегипетской письменности. Образцы древнеегипетской письменности.
Устройство древних государств.
Древние республики и монархии Характер древних республик.
Зрелища, возникшие в древности.
Зрелища, пришедшие к нам из Древнего мира. Зрелища, запрещенные с принятием христианства и дожившие до наших дней.
Религии мира.
Что такое религия. Религии древнего мира, сравнительная характеристика. Особенности древних религий. Религии сегодня.
VIII. Заключительное занятие (2 ч.)
Древний мир в истории человечества.
Хорошо ли мы помним историю Древнего мира.
Тематическое планирование.
№ | Название разделов, тем. | Количество часов |
Введение (4ч.) | ||
1 | Что такое история. | 1 |
2 | Первые люди на земле. | 1 |
3 | Возникновение искусства. | 1 |
4 | Кто придумал алфавит. | 1 |
II. Древний Египет (3 ч.) | ||
5 | Боги древних египтян. | 1 |
6 | Искусство древнего Египта. | 1 |
7 | Быт древних египтян. | 1 |
III. Индия и Китай в древности (4 ч.) | ||
8 | Древнейшие книги. | 1 |
9 | Великий Конфуций. | 1 |
10 | Великая китайская стена. | 1 |
11 | Что дал Древний Восток миру. | 1 |
IV. Древняя Греция (5 ч.) | ||
12 | Подвиги Геракла. | 1 |
13 | Троянская война. | 1 |
14 | Открытие Трои. | 1 |
15 | Спартанское воспитание. | 1 |
16 | Александр Македонский. | 1 |
V. Древний Рим (5 ч.) | ||
17 | «Вечный город» Рим. | 1 |
18 | Гладиаторы. | 1 |
18 | Помпеи. | 1 |
20 | Римляне и «варвары». | 1 |
21 | Римское право. | 1 |
VI. Семь чудес света (7 ч.) | ||
22 | Египетские пирамиды. | 1 |
23 | «Висячие сады» Семирамиды. | 1 |
24 | Зевс Олимпийский. | 1 |
25 | Фаросский маяк. | 1 |
26 | Храм Артемиды в Эфесе. | 1 |
27 | Мавзолей в Галикарнассе. | 1 |
28 | Колосс Родосский. | 1 |
VII. Достижения и загадки Древнего мира (5 ч.) | ||
29 | Мифы народов мира | 1 |
30 | Загадка иероглифов. | 1 |
31 | Устройство древних государств | 1 |
31 | Зрелища, возникшие в древности. | 1 |
33 | Религии мира. | 1 |
VIII. Заключительное занятие (1 ч.) | ||
34 | Древний мир в истории человечества | 2 |
Литература для учителя.
- Алексеев Д. Н., Новокшонов П. А. По следам исторических загадок. – 2- е издание. – М.: Наука, 2001.
- Балязин В. Н. Занимательная история России. – 3-е издание. - М.: Дрофа, 2005.
- Васильев Л. С. История Востока: Для высших учебных заведений. – 5-е издание. – М.: Высшая школа, 1994.
- Васильев Л. С. История Востока: Для высших учебных заведений. – 5-е издание. – М.: Высшая школа, 1994 г. – Т. 2
- История: внеклассные мероприятия.. 5 – 11 классы. – 7-е издание. – М.: Айри – Пресс, 2009.
- . Смирнов С.Г. , Цветкова Г. А. Задачник по истории Древнего мира: Для средних учебных заведений. – 3-е издание. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009.
7. Сухов В. В История древнего мира и средних веков. 5 – 6 кл. – 4 – е издание. – М.: Дрофа, 2000.
Литература для учащихся.
- 100 великих чудес света. Автор – составитель Н. А. Ионина. – 5-е издание. – М.: Вече, 2009.
- Гуляев В.И. Загадки погибших цивилизаций. – 5 – е издание. - М., «Просвещение». 1992.
- Можейко И. Н. Тайны истории. - 3 - е издание. – М.: АСТ, 2011.
- Немировский А. И. Книга для чтения по истории древнего мира. – 2-е издание. - М.: Просвещение, 2009.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: История/ Сост. Н. В. Чудакова, А. В Громова. – 4 – е издание. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005.
Интернет ресурсы.
1. http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
2. http://his.1september.ru/index.php - Электронная версия газеты "История", приложение к "1 сентября"
3. http://hist1.narod.ru/index.html - Всемирная история. Сайт Сергея Нефедова.
4. http://www.ancientrome.ru/ - История Древнего Рима.
5. http://www.hrono.ru/index.sema - ХРОНОС - всемирная история в Интернете.
6. http://duat.egyptclub.ru/ - Древний Египет - Изучение и познание. Сайт по истории Древнего Египта
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мотызлейская основная общеобразовательная школа»
Программа кружка
«Занимательная история»
Учитель: Гуркина Н. И.
2015-2016 уч. г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы «Использование элементов изотерапии в кружковой работе с детьми, с ограниченными возможностями в здоровье» (с 5 по 9 классы)
Пояснительная записка ...
ИЗ ОПЫТА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Кружковая работа как средство развития одарённых детей
Статья для одного из методических сборников ИПКиПРО об обучении стихосложению на внеурочных занятиях...
КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ВНЕУРОЧНАЯ ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРУДОЛЮБИЯ УЧАЩИХСЯ
Автор описывает (из опыта работы)«Использование инновационных методов и технологий в воспитательной деятельности педагога»....
Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)
Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...
Программа внеурочной деятельности (кружковая форма работы) 1-4 классы "Акварелька"
Программа внеурочной деятельности (кружковая форма работы) 1-4 классы "Акварелька"...
Проектная деятельность на уроках, во внеурочной деятельности, в кружковой работе как способ интеграции предметов эстетического цикла и технологии.
Отчет работы методического объединения учителей эстетического цикла и технологий над проектной деятельностью учащихся на уроках, во внеурочной деятельности, в кружковой работе как способ интегра...