Программа кружковой работы «Использование элементов изотерапии в кружковой работе с детьми, с ограниченными возможностями в здоровье» (с 5 по 9 классы)
методическая разработка на тему
Пояснительная записка
«Искусство – изобразительная,
декоративная и конструктивная
деятельность – развивает зрение
и руку, как целостную систему
(глаз – мозг – рука), то есть, как
систему мышления».
Б.М.Неменский.
Современный мир быстро меняет свое лицо, поэтому наметившаяся тенденция новых подходов в педагогике способствует так же созданию новых образовательно-коррекционных программ в специальных (коррекционных) школах-интернатах. Данная программа разработана на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, раздел: «Изобразительное искусство»; авторской программы Саватеевой Т.Е. «Тестопластика», сохраняя преемственность, делает акцент на личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся. Программа предназначена для учащихся 5класса специальной (коррекционной) школы и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей, уровня их знаний и умений, местных условий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_izoterapii.doc | 232 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Белоярская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида.
Программа кружковой работы
«Использование элементов изотерапии
в кружковой работе с детьми,
с ограниченными возможностями в здоровье»
(с 5 по 9 классы)
Составила воспитатель
коррекционной школы
VIII вида: Лепешкина О. Е.
Белый Яр – 2013 год
Пояснительная записка
«Искусство – изобразительная,
декоративная и конструктивная
деятельность – развивает зрение
и руку, как целостную систему
(глаз – мозг – рука), то есть, как
систему мышления».
Б.М.Неменский.
Современный мир быстро меняет свое лицо, поэтому наметившаяся тенденция новых подходов в педагогике способствует так же созданию новых образовательно-коррекционных программ в специальных (коррекционных) школах-интернатах. Данная программа разработана на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, раздел: «Изобразительное искусство»; авторской программы Саватеевой Т.Е. «Тестопластика», сохраняя преемственность, делает акцент на личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся. Программа предназначена для учащихся 5класса специальной (коррекционной) школы и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей, уровня их знаний и умений, местных условий.
Цель программы:
Систематизация и адаптация программы с использованием элементов изотерапии в кружковой работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Снятие психоэмоционального напряжения. Обеспечение социализации учащихся в условиях рыночной экономики через активное включение в творческий процесс.
Задачи программы:
1. Коррекция недостатков развития познавательной деятельности, путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования
правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов,
их положения в пространстве и умения находить в изображенном
существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
предметами.
- Улучшение зрительно-двигательной координации путем использования
вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразного изобразительного материала.
- Развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства.
- Расширение словарного запаса за счет специальной лексики.
- Развитие художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
- Воспитание коммуникативных навыков общения с окружающими.
Принципы построения занятий:
Занятия построены на основных педагогических принципах:
- Доступности (от простого к сложному).
- Межпредметных связей. Занятия должны быть тесно связаны с уроками чтения, развития речи, математики, рисования, коррекции.
- Систематичности и последовательности.
- Дифференцированного подхода к учащимся.
- Гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся.
- Учет региональных особенностей и национальных культурных традиций.
- Учет требований гигиены и охраны труда.
- Учет возможностей и способностей учащихся.
Формы и методы работы:
Занятия проводятся в любой форме, по выбору воспитателя и желанию (возможностью) воспитанников (лекция, объяснение с привлечением детей, постановка и проведение экспериментов и т. д.)
Можно использовать словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра, сказка.
Практическая работа является основной формой проведения занятия.
Так же используется наглядный метод: демонстрация образцов изделий на всевозможных выставках, конкурсах. Промежуточным и конечным итогом работы могут быть уроки «творческой мастерской», где учащиеся стараются выполнить индивидуальную, творческую работу.
Предполагаемые результаты и методы их отслеживания:
Кружковые занятия изотерапией будут способствовать:
- Формированию коммуникативных навыков.
- Развитию мелкой моторики.
- Коррекции интеллектуального развития (памяти, внимания, мышления, восприятия, речи).
- Снижению тревожности.
- Развитию эстетического восприятия.
С целью выявления коррекционного воздействия занятий на развитие учащихся перед началом курса и после их окончания проводится отслеживание с использованием:
методики Э.Т.Дорофеевой (Цветовой тест);
Для контроля динамики изменений в поведенческой деятельности учащихся используется метод наблюдения.
Наблюдая детей в ходе занятий необходимо фиксировать:
1. особенности поведения и деятельности учащегося:
- использование пространства комнаты (изоляция в ограниченном пространстве, свободное перемещение);
- энергетический уровень активности, его изменение на протяжении занятия, признаки усталости, утомления, потери интереса;
- особенности речевых высказываний;
- отношение к продолжительности занятия.
2. особенности коммуникации:
- реакция на инициативные действия взрослого, сверстников, приглашающих к контакту, является сам инициатором;
3. эмоциональные реакции:
- общий эмоциональный тонус, смена настроения на протяжении занятия, эмоциональные реакции, интенсивность их проявления;
- использование детьми в работах ярких красочных оттенков для передачи душевного состояния в разные периоды времени.
Основные направления кружковой работы:
Коррекционно-развивающим направлением программы является применение методов, направленных на коррекцию имеющихся у детей нарушений, а так же на помощь в адаптации:
- Медицинское: рекомендации медиков об психических особенностях развития каждого учащегося, о состоянии его психической деятельности, индивидуальных особенностях.
- Психологическое: проведение диагностик; тестов; снятие негатива; рекомендации об особенностях психической деятельности детей; состоянии их эмоциональной сферы; коррекция отдельных сторон психической деятельности.
- Педагогическое направление: исследование и разработка педагогических методов, принципов и форм коррекции через занятия изотерапией.
Занятия проводятся 2 раза в месяц, длительность их может быть разной: от 30 до 40 минут, с учетом возраста учащихся и их психических возможностей.
Формы контроля:
Индивидуальный, фронтальный, групповой опрос. Показ знаний и умений на практических занятиях. Промежуточные выставки работ. Итоговая выставка изделий.
Практическая значимость:
Раздел «Изотерапия» может использоваться: на уроках технологии в коррекционных школах; в средних общеобразовательных школах на уроках ручного труда; в кружковой работе в Центрах развития личности; в детских дошкольных образовательных учреждениях в старших и подготовительных группах.
Использовать раздел «Изотерапия» могут учителя технологии, учителя начальных классов, воспитатели, руководители кружков.
Раздел предусматривает изменения и дополнения по усмотрению и желанию педагога и по возможности условий реализации.
Структура кружковых занятий по изотерапии:
1. Вводная часть. Включает ритуал приветствия, которое выполняет функцию установления эмоционально-позитивного контакта, поэтому присутствует на всех занятиях. Осуществляется планирование видов деятельности, игр, упражнений, здесь инициатива и выбор сценария принадлежит педагогу.
2. Разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес к совместному занятию, настроить учащихся на совместную работу и контакт друг с другом. Для этого применяются игры на внимание, кроссворды, пальчиковые гимнастики, разминки для глаз, дидактические игры и тренинги.
3. Основная часть. Практическая деятельность.
4. Заключительная. Подведение итога занятия, выставка работ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Л.В.Строганова «Классные часы, беседы для младших школьников и подростков». Москва: Просвещение, 2011.
- И.Белова «Художественное творчество, дети и взрослые». Москва: Просвещение, 2009.
- А.М.Стреунинг «Развитие творческого воображения школьников на занятиях по изобразительной деятельности». Ростов-на-Дону, 2012.
- Р.Т.Казакова «Нетрадиционные техники рисования». Москва: Просвещение, 2010.
- В.А.Корабельников «Краски природы». Москва: Просвещение, 2010.
- А.С.Семячкина «Узоры». Москва: Искусство, 2009
- Н.А.Борисовская, Е.С.Гордон «Русские художники от А до Я». Москва: Слово, 2011.
- О.В.Свиридова «Изобразительное искусство. Предметная неделя в школе». Издательство: «Учитель», 2012.
- С.Ф.Тарасенко «Забавные поделки своими руками». Москва: Просвещение, 2008.
Тематическое планирование – 5 класс
№ | Название темы | Количество |
|
| часов |
| 1 полугодие |
|
1 | Диагностика «Мой любимый цвет» | 1 час (25.09.12г.) |
2 | «Коллаж» – «Африканские джунгли» | 1 час (30.10.12г.) |
3 | Знакомство с живописью – «Пейзаж» | 1 час (27.11.12г.) |
4 | «Тестопластика» – «Змейка-символ нового года» | 1 час (25.12.12г.) |
2 полугодие |
| |
1 | «Поделки из бросового материала» – «Весёлый маскарад» | 1 час (29.01.13г.) |
2 | «Бумагоплетение» – «Красивая ваза» | 1 час (26.02.13г.) |
3 | «Трафарет» – «Пиала» (хак. узор) (Р.К.) | 1 час (19.03.13г.) |
4 | «Оттиск смятой бумагой» – «Одуванчики». | 1 час (30.04.13г.) |
5 | «Монотипия» – «Красивая бабочка» | 1 час (28.05.13г.) |
Всего: 9 часов | ||
Тематическое планирование – 6 класс
№ | Название темы | Количество | |
|
| часов | |
| 1 полугодие |
| |
1 | Диагностика | 1 час | |
2 | "Кляксография" – "Листопад" | 1 час | |
3 | Знакомство с живописью – "Портрет" | 1 час | |
4 | Поделки из бросового материала – |
| |
"Цирковые клоуны" | 1 час | ||
5 | "Смешанное рисование" – "Портрет" | 1 час | |
6 | " Тестопластика" – " Новогодний |
| |
подарок" (начальное занятие) | 1 час | ||
7 | И.Айвазовский – маринист. | 1 час | |
8 | "Тестопластика" – "Новогодний |
| |
подарок " (завершающее занятие) | 1 час | ||
| Всего: 8 часов | ||
2 полугодие |
| ||
1 | Знакомство с живописью –"Натюрморт" | 1 час | |
2 | "Оттиск картофелем"– "Натюрморт" | 1 час | |
3 | "Тестопластика" – "Незабудки " | 1 час | |
4 | " Тестопластика"– "Дары моря " | 1 час | |
5 | "Объемная аппликация" – "Ветка |
| |
сирени" | 1 час | ||
6 | Комплексное занятие со сказкотерапией |
| |
"Аквариум" | 1 час | ||
7 | "Смешанное рисование" – "Хакасские |
| |
степи " (Р.К.) | 1 час | ||
8 | Диагностика результативности | 1 час | |
| Всего: 8 часов | ||
| ИТОГО: 16 часов | ||
|
|
Тематическое планирование – 7 класс
№ | Название темы | Количество |
|
| часов |
| 1 полугодие |
|
1 | Диагностика | 1 час |
2 | Знакомство с творчеством русских |
|
| художников: И. Левитана, И.Репина, | 1 час |
| И.Шишкина – определение жанров |
|
3 | "Объемная аппликация" – "Калина" | 1 час |
4 | "Тычкование красками" – "Пушистый |
|
| котенок" | 1 час |
5 | "Черно-белый граттаж" – "Ночь в лесу" | 1 час |
6 | "Объемная аппликация с тычкованием" – |
|
| "Бабочки" | 1 час |
7 | Поделки из бросового материала – "Цирк" | 1 час |
8 | "Кляксография с трубочкой" – "Дерево | 1 час |
| Бабы Яги" | Всего: 8 часов |
2 полугодие | ||
1 | Диагностика | 1 час |
2 | "Монотипия" – "Натюрморт" | 1 час |
3 | "Объемная аппликация " – "Мимоза" | 1 час |
4 | "Тестопластика" – "Букет лилий" | |
5 | "Тестопластика" – "Букет лилий" | 2 часа |
6 | "Кляксография с трубочкой " – "Джунгли" | 1 час |
7 | "Цветной граттаж" – " Курганы " (Р.К.) | 1 час |
8 | Диагностика результативности | 1 час |
Всего 8 часов | ||
ИТОГО: 16 часов | ||
|
Тематическое планирование – 8 класс
№ | Название темы | Количество |
|
| часов |
| 1 полугодие |
|
1 | Диагностика | 1 час |
2 | Знакомство со скульптурой – " Мастера |
|
| искусства об искусстве " | 1 час |
3 | Смешанное рисование – " Гжель" | 1 час |
4 | " Коллаж" – " У лукоморья дуб |
|
| зеленый… " | 1 час |
5 | " Цветной граттаж" – " Березы " (Р.К.) | 1 час |
6 | " Тестопластика" – "Подарок друзьям " |
|
7 | " Тестопластика" – " Подарок друзьям " | 2 часа |
8 | Свободная роспись – " Узоры Деда |
|
Мороза по мотивам " Гжели " | 1 час | |
|
| Всего: 8 часов |
| 2 полугодие |
|
1 | " Монотипия пейзажная " | 1 час |
2 | " Кляксография " – " Букет" | 1 час |
3 | Смешанное рисование – " Жостово " | 1 час |
4 | "Объемная аппликация" – " Верба " | 1 час |
5 | " Тестопластика со сказкотерапией" – |
|
| " Что за прелесть, эти сказки " | 1 час |
6 | " Кляксография с трубочкой " – |
|
| " В подводном мире " | 1 час |
7 | "Цветной граттаж " – "Античная ваза" | 1 час |
8 | Диагностика результативности | 1 час |
|
| Всего: 8 часов |
|
|
|
|
| ИТОГО: 16 часов |
|
|
|
Тематическое планирование – 9 класс
№ | Название темы | Количество |
|
| часов |
| 1 полугодие |
|
1 | Диагностика | 1 час |
2 | "Знакомство с живописью Древней |
|
| Греции " | 1 час |
3 | "Коллаж " – " В царстве Нептуна" | 1 час |
4 | "Объемная аппликация" – " Сакура |
|
| цветет" | 1 час |
5 | "Джоконда" – Леонардо да Винчи | 1 час |
6 | " Тестопластика" – " Подсолнухи" |
|
7 | " Тестопластика" – " Подсолнухи" | 2 часа |
8 | " Поделки из бросового материала" – |
|
| " Новогодние игрушки " | 1 час |
|
| Всего: 8 часов |
| 2 полугодие |
|
1 | " Монотипия " – "Пейзаж" | 1 час |
2 | Беседа об искусстве – " Как |
|
| смотреть живопись " | 1 час |
3 | " Объемная аппликация" – "Клоуны" | 1 час |
4 | " Тестопластика" – " Натюрморт " |
|
5 | " Тестопластика " – " Натюрморт " | 2 часа |
6 | Смешанное рисование – " Родные |
|
| Хакасские степи " (Р.К.) | 1 час |
7 | " Коллаж " – " Необитаемый остров" | 1 час |
8 | Диагностика результативности | 1 час |
|
| Всего: 8 часов |
|
|
|
|
| ИТОГО: 16 часов |
|
|
|
Примерные занятия:
Занятие в 5 классе.
2 полугодие
Тема: Оттиск смятой бумагой «Одуванчики».
Задачи: Учить создавать знакомые образы разными техниками изображения. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, воображение и творчество. Воспитывать терпение и аккуратность.
Оборудование: готовые поделки детей, выполненные разными техниками изображения; бумага для смятия; листы зеленого цвета; трафареты листьев и черенков одуванчиков; салфетки; разведенная гуашь в мисочках для печати; поролон; магнитная доска; букет одуванчиков или иллюстрации одуванчиков; аудиозапись «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Словарная работа: монотипия, кляксография, набрызг, коллаж, оттиск, трафарет.
Ход занятия:
1 Вводная часть.
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на выставку, которая состоит из ваших работ, выполненных в этом учебном году. Вы познакомились со многими новыми для вас художественными техниками изображения. Сегодня мы закрепим их названия и познакомимся с новой техникой.
При рассматривании работ, по ходу, провожу словарную работу, закрепляем техники изображения: «Монотипия», «Коллаж», «Кляксография», «Набрызг».
От просмотра ваших работ у меня поднялось настроение, я хочу им поделиться с вами и каждому из вас подарить свою улыбку. (Предлагаю детям образовать круг и приготовить свои руки, ладонями вверх, сама нахожусь в середине). Подхожу к каждому из детей, кладу сверху свои ладони, делюсь теплом своих рук, прошу улыбнуться в ответ на свою улыбку. После ритуала прошу ребят занять свои места.
2 Разминка.
Загадывание загадки:
Желтенький цветочек
Так похож на солнце,
Что ему, наверное,
Солнце улыбнется.
Но что же с ним случилось?
Наш цветок стал белым,
И его пушинки ветерок развеял.
Предлагаю вспомнить, как выглядят одуванчики. Рассматриваем иллюстрации одуванчиковых полян или букет из этих цветов. Заостряется внимание на характерных признаках: форма листьев, цветков.
- Название цветка произошло от слова «дуть» – ведь как только цветок отцвел, белые семена раздувает ветер.
Проводится дидактическая игра «Как растет одуванчик»: дети раскладывают карточки с нарисованными одуванчиками в порядке роста и созревания (бутон, полураспустившийся, распустившийся, пушистый). Читается стихотворение
Е.Седовой: Носит одуванчик
Желтый сарафанчик,
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
3 Основная часть.
Обсуждаются способы изображения: листья и черенки печатаются поролоном по готовым трафаретам. Для передачи изображения цветков, сминается бумага и оттиском печатаются цветки: желтой краской цветущие, белой – пушистые, отцветающие.
По ходу выполнения работ, поощряются учащиеся, которые, используя различные техники изображения, дополняют свои рисунки.
4 Заключительная часть.
Занятие заканчивается анализом работ, в процессе которого подчеркиваются оригинальность и проявленное творчество. Из рисунков составляется общая картина «Одуванчиковая поляна», прослушивается аудиозапись «Вальс цветов»..
Занятие в 6 классе.
2 полугодие
Тема: Комплексное занятие со сказкотерапией «Аквариум».
Цель: Дать представление учащимся о море и морских обитателях. Познакомить с новой сказкой Г.Х.Андерсена «Русалочка». Учить познавать свое тело. Расширять кругозор, развивать интерес к сказкам. Корригировать сенсорные навыки. Воспитывать чувство сопереживания, коллективизм.
Предварительная работа: Чтение сказок Г.Х.Андерсена, просмотр видеофильма «Русалочка», беседы о море и морских обитателях, рассматривание картин на морскую тему, изготовление в 1 полугодии из соленого теста приемом «Тестопластика» поделок морских обитателей: рыбок, медуз, осьминогов, водорослей, раковин.
Оборудование: ИКТ, магнитная доска, иллюстрации морского дна и Русалочки, морской ароматизатор, «Чудесный мешочек», аппликатор, поделки из теста, клей «Момент», рамка для панно, свечи.
Словарная работа: Русалочка, ракушки, воздушные создания.
Ход занятия:
1 Вводная часть.
Вступление.
- Наше путешествие начинается: представьте себя на морском дне, ведь мы отправимся в сказку «Русалочка». Написал эту замечательную сказку уже знакомый и любимый вами датский писатель – сказочник Г.Х.Андерсен. Сегодня мы не входим в сказку, а вплываем. Под шум прибоя будем медленно погружаться на морское дно. Давайте подойдем к самой «воде». Понюхайте воздух – как пахнет морем, прислушайтесь к шуму морских волн. ( Используется мультимедийный показ приморского пейзажа и морской ароматизатор).
2 Разминка.
Вхождение в сказку.
Дети, подражая воспитателю, выполняют волнообразные движения руками перед собой, затем, продолжая работать руками, медленно приседают и садятся на колени. После этого медленно опускают руки и расслабляют тело.
- Вот мы и опустились на морское дно. Оглянитесь вокруг. Что вы видите?
(Дети называют объекты моря.)
3 Основная часть.
- А вот и начало сказки: в открытом море вода синяя, как лепестки васильков, и прозрачная, как стекло. А на самом дне живут русалки. В самом глубоком месте стоял коралловый дворец морского царя. И было у царя шесть дочерей. Шесть прехорошеньких русалочек, но лучше всех была младшая, нежная и прозрачная, как лепесток розы, с синими, как море, глазами. День – деньской играли принцессы в дворцовых залах, танцевали с рыбками и любовались красотами подводного царства.
Упражнение 1. «Чудесный мешочек».
Воспитатель подносит каждому учащемуся «Чудесный мешочек» и просит на ощупь определить и описать предмет, а, достав, проверить правильность своего ответа.
Упражнение 2. «Танец русалок».
- Чем отличаются русалки от рыбок?...В чем их сходство?...
Дети ставят ступни пятками вместе, носками врозь «хвостиком» и, не сходя с места, танцуют, используя только руки: сначала пальчиками, потом предплечьями и затем всей рукой. Движения волнообразные, мягкие, но сильные. (Во время упражнения дети наблюдают за наступлением усталости в мышцах). Затем садятся и расслабляются.
- Самая младшая из русалочек страстно мечтала побывать на поверхности моря.
И вот, когда ей исполнилось 15 лет, она легко и плавно, точно пузырек воздуха, поднялся на поверхность.
Упражнение 3. «Пузырек воздуха».
Детям предлагается на носочках очень тихо, легко и мягко походить по коврику.
- Почувствуйте себя воздушными пузырьками, невесомыми и легкими….
- Неподалеку от того места, где вынырнула русалочка, покачивался на волнах большой корабль. На борту корабля русалочка увидела прекрасного принца. Русалочка не могла оторвать от него глаз. Тем временем наступила ночь, стал подниматься ветер, на море начинался шторм. Корабль скрипел и трещал, и вскоре разлетелся на щепки. Каждый спасался с тонущего корабля, как мог.
Упражнение 4. «Сильные волны».
Предлагается встать в кружок и взяться за руки. Представить сильные волны: приседает первый, за ним следующий, за ним другой, и так далее, пока не присядут все. Потом так же по очереди встает каждый. Упражнение повторяется. Буря сильная, подключается голос: «У – У – У». (Затем по хлопку «корабль разбивается» – дети резко останавливаются, опускают руки, расслабляются и прислушиваются к ощущениям в теле. Садятся.
- Принц уже совсем выбился из сил и потерял сознание, когда ему на помощь пришла русалочка. Она доставила принца к берегу и оставила на песке. Настало утро, и принц пришел в себя. А русалочка с тех пор часто подплывала к берегу и подолгу любовалась принцем.
– Как я люблю его, – думала русалочка.
– Ради него я пошла бы на все. Поплыву-ка я к морской ведьме, может она мне как-нибудь поможет.
– Знаю, знаю, зачем ты пришла! – сказала морская ведьма. – Глупости затеваешь! Ты хочешь взамен рыбьего хвоста получить две подпорки и ходить, как люди. Хочешь, чтобы молодой принц тебя полюбил. – И ведьма захохотала громко и безобразно.
– Хорошо, я помогу тебе, – сказала она. – Но за это ты должна отдать мне свой чудесный голос. Выпьешь вот это зелье, и твой хвост превратится в две очаровательные ножки, но тебя пронзит насквозь острым мечом. И запомни: если принц возьмет в жены не тебя, а другую, то на первой же заре после их свадьбы сердце твое разорвется на части. А ты превратишься в морскую пену.
– Пусть будет так, – проговорила русалочка и побледнела.
Солнце еще не встало, когда русалочка подплыла к дворцу принца. Здесь она выпила огненный острый напиток и ощутила жгучую боль: вместо хвоста у нее выросли две восхитительные ножки. Но когда она встала на них, ей показалось, что она наступает на иглы.
Упражнение 5. «Иглы».
Учащиеся наступают на аппликатор Кузнецова, Рассказывают о своих ощущениях в ступнях. Затем лежа на коврике, расслабляются, «слушая» ощущения в теле.
- Что сейчас чувствуют ваши ступни?..(Тепло, жжение, покалывание).
- Принц, увидев русалочку, спросил, кто она такая и как попала во дворец, но русалочка только грустно смотрела на него, говорить она больше не могла. Принц полюбил русалочку, но только как сестру. Сделать ее своей женой ему и в голову не приходило. Однажды принц встретил прекрасную девушку. Ему показалось, что именно она спасла его во время шторма. И принц решил жениться на ней.
«Увы! Он не знает, что это я спасла ему жизнь. И я не могу ему ничего сказать» –думала русалочка. И вот наступил день свадьбы и последний день жизни русалочки. Рано утром девушка в последний раз наклонилась над спящим принцем, поцеловала его в прекрасный лоб и посмотрела на небо: там разгоралась утренняя заря. Русалочка бросилась в море и почувствовала, как тело ее расплывается пеной. Лучи солнца любовно согревали морскую пену, и русалочка не чувствовала, что умирает. Она видела ясное солнце, а перед ней плавали в воздухе какие-то прозрачные, волшебные создания.
– Куда я иду? – спросила их русалочка.
– К дочерям воздуха! – услышала в ответ.
И русалочка протянула свои прозрачные руки к солнцу.
Упражнение 6. «Воздушные создания».
Учащиеся танцуют с новогодним «дождем», любуются им – какой он воздушный; дуют на него – как пушинка, легкий и прохладный, как ветерок.
- Ребята, понравилась вам русалочка? Вы хотели бы сделать в память о ней морскую картину из ваших поделок? Согласны?
Практическая работа.
Ребята с воспитателем составляют картину из заготовленных поделок из теста. Приклеивают их. Готовую работу вывешивают на доске и любуются результатом.
4 Заключительная часть.
- Вот и подошло к концу наше путешествие в сказку. У этой сказки грустный конец. Русалочки не стало, но тепло и огонь своего сердца она оставила на земле. Я хочу, чтобы, вспоминая историю русалочки, вы тоже чувствовали это тепло. Давайте зажжем свечи – осветим и согреем нашу картину и наши сердца…
Занятие в 7 классе.
1 полугодие
Тема: Объемная аппликация «Бабочки».
Задачи: Познакомить с новой техникой в объемной аппликации: «тычкованием», учить работать в парах. Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер. Закреплять представление о симметрии, как средстве выразительности образа, расширять кругозор. Воспитывать эстетический вкус, терпение и аккуратность.
Оборудование: ИКТ, магнитная доска, цветная гофрированная бумага, ножницы, картон, простые карандаши, кисточки, клей, салфетки, иллюстрации различных бабочек.
Словарная работа: тычкование, аппликация, гофрированная бумага.
Ход работы:
1 Вводная часть.
Мультимедийный показ мультфильма – загадки:
Спал цветок
И вдруг проснулся
Больше спать не захотел, –
Встрепенулся, потянулся
Взвился вверх и полетел!
Над лугом пляшет,
Веерком узорным машет!
Рассматривание иллюстраций различных бабочек. Обращается внимание учащихся на то, что у всех бабочек на крыльях симметричный рисунок.
2 Разминка.
Предлагается игра – соревнование между парами учеников «Кто быстрее соберет бабочку». По сигналу необходимо быстро и правильно собрать разрезанную иллюстрацию бабочки.
3 Основная часть.
Известный художник Н.Рерих услышал в Азии мудрую легенду, с которой я хочу вас познакомить:
…Однажды принес нуждающийся в деньгах художник в заклад свою картину. Ростовщика в лавке не было, а был один мальчик.
Мальчику картина понравилась, и простодушно дал мальчик за картину большую ссуду.
Художник ушел, а вернувшийся хозяин сразу же закричал на мальчика: «Ах, несчастный, дать столько денег за капусту, которая изображена на куске полотна! Пропали, пропали мои деньги!»
Хозяин мальчика прогнал, а картину кинул в угол. На ней действительно была написана капуста, над которой носились бабочки.
Прошло время, и художник явился в срок. Принес деньги, и ростовщик с радостью достал картину.
– Это не моя картина, – сказал художник. – Нет! На моей была изображена капуста и бабочки, а тут только капуста.
Ростовщик в ужасе увидел, что, действительно, на картине бабочек не было.
Тогда художник сказал:
– Ты выгнал мальчика, который понимал картину лучше тебя. Верни его, и, может быть, он поможет тебе, как он помог мне!
Мальчика разыскали, и тот сказал хозяину:
– Искусство этого мастера так высоко, что на его картинах отображена сама Жизнь. Картину я принимал летом, а теперь – зима. Бабочки, может быть, и на картине, но в таком виде, в каком они живут зимой. Поставьте картину к огню!
И когда картина была поставлена у огня, бабочки ожили и окружили капусту…
Чудесная легенда, не правда ли?
Учащимся предлагается взять на себя роли художников и изобразить своих бабочек приемом аппликации с помощью техники «тычкование».
Педагог объясняет и показывает, как вначале вырезать симметричную бабочку, сложив лист пополам. Затем изобразить на ней задуманный рисунок. Чтобы бабочка получилась объемной, используя технику тычкование. Для получения тычка, нужно взять квадратик из цветной гофрированной бумаги, приложить к тупому концу карандаша, загнуть углы квадрата и одновременно скрутить их вокруг карандаша. Этими тычками заполнить всю бабочку, соблюдая намеченный рисунок. Такой техникой заполняется весь силуэт бабочки, подчеркивается, что необходимо подбирать наиболее сочетающиеся цвета.
Практическая работа.
Задание: работа в парах, вдвоем смастерить бабочку.
Помочь распределить роли в парах при затруднениях учащимися.
Осуществлять текущий контроль в процессе работы.
4 Заключительная часть.
В конце занятия бабочки вывешиваются на магнитную доску, рассматриваются. Среди них выбираются самые нежные, самые яркие и самые симметричные.
Занятие в 8 классе.
1 полугодие
Тема: «Коллаж» – «У лукоморья дуб зеленый…»
Задачи: Формировать эстетические чувства передачи художественного образа разными техниками изображения, совершенствовать умения и навыки работы с бумагой, пластилином. Развивать творческую фантазию и чувство композиции поисковые способности. Воспитывать аккуратность, терпимость и умение работать в парах.
Оборудование: ИКТ(мультимедийное сопровождение), магнитная доска, плакат с пословицами, листы картона формата А3, цветная бумага и салфетки, пластилин, ножницы, гуашь, трафареты в форме листьев дуба, варианты ученого кота и русалки, кисточки, клей. Звукозапись К. Эйгеса «В лесу», М.Мусоргского «Избушка на курьих ножках».
Словарная работа: лукоморье, златая цепь, аппликация.
Ход работы:
1 Вводная часть.
Учащиеся сидят парами за рабочими столами. Предлагается взять за руку соседа по парте, «поделиться» своим теплом, улыбнуться друг другу, чтобы веселее было «отправиться» в предстоящее «путешествие» к лукоморью.
2 Разминка.
Звучит звукозапись К. Эйгеса «В лесу». На экран выводится иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…» Педагог зачитывает стихотворение под тихое звучание музыки. Беседует с учащимися о том, каким они представляют ученого кота: степенным, важным, мудрым, хитрым, лукавым и т.д. Предлагает прослушать музыку М. Мусоргского «Избушка бабы яги», одновременно рассматривая иллюстрацию к прослушанному стихотворению, представляя отдельные сюжеты для дальнейшего создания композиции.
3 Основная часть.
Предлагает создать композицию к стихотворению на больших листах картона, используя разные техники изображения: рисование гуашью, аппликация, вырезание по трафарету, лепка из пластилина.
Разбираются отдельные строчки из стихотворения, проводится словарная работа. Уточняется, что ребята знают о дубе. Вспоминают поговорки: «Крепкий, как дуб», «Мудрый, как старый дуб». Обговаривают особенности изображения этого дерева: ствол толстый, кора имеет темные и светлые оттенки, крона раскидистая и ветвистая. Выбирают способы изображения: ствол – гуашью, а листья вырезают при помощи трафарета из цветной бумаги. Проговариваются композиционные решения: кто хочет изобразить цепь, кота и русалку, а так же дополнительных героев из пластилина. Уточняют последовательность лепки. Напоминается, что работа ведется в парах. Поэтому нужно договориться между собой, кто, что будет изображать. После завершения работы навести порядок на рабочем столе.
4 Заключительная часть.
Занятие заканчивается анализом выполненных работ, в процессе которого подчеркивается оригинальность и проявленное творчество.
Занятие в 9 классе.
2 полугодие
Тема: Беседа об искусстве: «Как смотреть живопись».
Задачи: Познакомить учащихся с языком живописи, учить «смотреть» живопись. Развивать терпение, внимательность и познавательный интерес для расширения кругозора. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.
Оборудование: ИКТ(мультимедийное сопровождение), магнитная доска, кроссворд, репродукции произведений разных жанров: портреты, пейзажи, натюрморты, сюжетно-тематические и абстрактные картины живописцев, плакаты с высказываниями великих людей об изобразительном искусстве.
Словарная работа: живопись, пейзаж, композиция, анималистический жанр, реалистическое искусство, абстрактные картины, маринист.
Ход работы:
1 Вводная часть.
– Друзья! Нам предстоит совершить увлекательное путешествие в «музей!». Представим, что мы проходим по пустынным залам музея и мимо нас проплывают полотна известных и малоизвестных мастеров живописи.
Вот, честные господа,
Пожалуйте сюда!
Милости просим,
Денег не спросим:
Даром смотри.
Только хорошо очки протри.
Начинается, починается!
2 Разминка.
В начале пути вам необходимо разгадать кроссворд. Если вы правильно угадаете зашифрованное, то по вертикали получите универсальное слово, которое объединяет все отгаданные и будет необходимо нам при «экскурсии».
Кроссворд.
- Жанр, в котором главный герой – природа. (Пейзаж.)
- Самый древний жанр. (Анималистический.)
- Известный русский художник, сказочник, автор картин «Богатыри», «Аленушка», «Ковер-самолет». (Васнецов.)
- Художник, изображающий море. (Маринист.)
( Встречающиеся словарные слова размещаются на магнитной доске, проводится словарная работа.)
3 Основная часть.
– Как же смотреть живопись? Не правда ли, этот вопрос может показаться странным. Какие тут нужны особенные навыки? Создания художников-абстракционистов, действительно, непросто смотреть. Бывали же случаи, когда на выставках абстрактные картины невзначай вешали вверх ногами.
Что касается реалистического искусства, то здесь нет никаких премудростей – открой глаза и смотри. Художественные произведения открываются всем и каждому, кто только захочет.
Всякая область искусства обладает своими особенностями, с которыми надо освоиться, чтобы получить от художественного произведения как можно больше. Понимание искусства требует известной тренировки, чтобы творение художника дошло до нас во всем своем богатстве.
Чтобы прочесть, например, книгу, надо потратить не один день. Театральный спектакль – два-три часа, и, пока не опустится занавес, мы не знаем, что произойдет.
– А картина художника? Давайте пройдем по нашему «музею», и просмотрим произведения искусств. Ребята, обратите внимание, что на нашей выставке присутствуют картины разного жанра. (Рассматривают содержание картин, убеждаются, что название соответствует изображенному, определяют жанр.)
– Мы вышли из зала, ознакомившись со всеми «полотнами». А что осталось в нас? Можно ли сказать, что мы познали картины, до конца поняли их смысл? (Ответы учащихся.)
– Да, вы правы. Наше знакомство с картинами было равносильно недобросовестному прочтению книги, при котором мы не смогли уловить главную мысль автора. Писатель излагает свои мысли на доступном для многих языке – языке слова. А есть ли особый язык у живописца? (Да, художник зашифровывает в картине свои мысли, чувства, переживания.)
– Значит, для познания картины необходимо овладеть языком живописи. Что же это за таинственный язык? Давайте из нашего музея выберем одну картину и ознакомимся с ней.
Предлагается остановиться на портрете трагической актрисы второй половины XIX в. Пелагеи Антиповны Стрепетовой И. Репина (выводится мультимедиа на экран для более объемного изображения.)
– Здесь, кажется, нечего рассматривать. Художник, будто торопился, лишь наметил детали одежды. Только лицо написано более тщательно, хотя также широкой размашистой кистью. Мы сразу охватываем взором облик актрисы: она не очень красива внешне, но черты ее несут большое внутренне душевное обаяние. Скромное платье, распущенные по плечам волосы говорят о том, что Репин писал свою модель в домашней обстановке, что более располагает. Перед нами женщина простая, обыденная. Темные глубокие глаза смотрят взволнованно, трепещут чуть приоткрытые губы. Вглядитесь в нее, посмотрите, какая сила духа в ней заключена, научитесь видеть большое и прекрасное во внешне непримечательном. Вот почему художник не только отказался от изображения Стрепетовой в парадном платье, – ничто не должно отвлекать зрителя от горящего внутренним огнем лица.
– Художник убедительно выразил задуманное. Здесь играет роль все: размер и формат картины, способ расположения на полотне, так называемая композиция (словарная работа). Рисунок, с помощью которого обозначается форма изображенных предметов, их расположение в пространстве, ритм, цвет и многое другое.
– Иногда думают, что для живописца краски только средство передачи внешнего облика натуры. Цвет для живописца, как звук, для музыканта, – мощное средство выразительности. Фон в портрете как бы не имеет значения для раскрытия образа изображаемого человека, но это не совсем так. В фоне «звучат» интенсивные, тревожные красные отблески. Представьте на минуту, что голова Стрепетовой рисуется на спокойном, гладко написанном голубом фоне. Как «успокоился» бы портрет, вы согласны? (Ответы учащихся.)
– Видите, лишь краткое знакомство с картиной привело к тому, что она заговорила с нами. Это лишь начало знакомства с языком живописи. Я думаю, вы убедились, что, соприкасаясь с картиной поверхностно, вы обкрадываете себя. Картину мало видеть – надо ее понимать.
Зачитываются высказывания великих людей об искусстве:
«Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат» Леонардо да Винчи.
«Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту» А. М. Горький.
«Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны всем. Искусство есть одно из средств единения людей» Л. Н. Толстой.
4 Заключительная часть.
Итак, какие можно сделать выводы? (Ответы учащихся).
Значит:
- первое правило, самое простое – нужно время и внимание, чтобы картина раскрылась зрителю,
- второе правило – надо научиться не только «слушать», но и понимать безмолвный язык живописи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приёмов тестопластики в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В статье рассматриваются инновационные подходы в системе социально-психолого-педагогического сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья. ...
Использование элементов песочной терапии в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В данной презентации представлен методический материал по использованию элементов песочной терапии на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представленный материал и...
Кружковая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Искусство и другие виды детского творчества помогают детям развиваться и жить. Все формы детского творчества для ребенка с проблемами - это шанс реализоваться в это мире....
Опыт работы «Использование элементов народного танца в работе с детьми»
В публикации представлен опыт работы педагога по развитию музыкально-ритмических движений с детьми 4-5 лет и методическая разработка разработка организованно-обраховательной деятельности "Матрёшк...
Cтатья. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Материал о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Использование интерактивных технологий Мимио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрывается опыт использования интерактивных технологий Мимио в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях логопедической группы. Целью д...
«Использование изотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Статья на тему: «Использование изотерапии в работе с детьмис ограниченными возможностями здоровья» В узком смысле слова изотерапия — это направление арт-терапии, использующ...