Организация и проведение динамических пауз на занятиях по рисованию
материал на тему
Выступление в Школе молодого педагога «Успех» Дворца творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razminki.docx | 301.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление в Школе молодого педагога «Успех» Дворца творчества.
Тема: Организация и проведение динамических пауз на
занятиях по рисованию
Цель: обмен ценным педагогическим опытом по использованию здоровьесберегающих образовательных технологий на занятиях по рисованию.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем при организации образовательного процесса.
Каждому ребенку за день приходится совершать множество операций руками, и в особенности кистями. А есть ряд школьных предметов, где подвижность суставов пальцев играет очень важную роль. Это рисование, информатика, музыка, технология, физкультура. Что бы повысить работоспособность, необходимо упражнять пальцы.
Предлагаемые упражнения по развитию мелкой (тонкой) моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика) являются одним из элементов здоровьесберегающих технологий, которые можно использовать при организации пауз, разминок, физкультминуток на занятиях дополнительного образования.
Пальчиковая гимнастика направлена на освоение метапредметных способов, навыков, логических действий и сравнений, включающих УУД ( познавательные, регулятивные, коммуникативные).
У каждого человека на пальцах, ладонях, кистях рук расположено огромное количество рефлекторных точек. При стимуляции этих точек идут импульсы в центральную нервную систему.
Таким образом, при массаже определенной точки, идет воздействие на внутренние органы, которые связаны с ней:
Большой палец – отвечает за активность головного мозга;
Указательный – связан с желудком;
Средний – с кишечником;
Безымянный – с печенью и почками;
Мизинец – с сердцем.
Наши предки активно использовали пальчиковые игры при общении с детьми: «Сорока – ворона», «Ладушки». Возможно, они не догадывались о точной пользе этих игр.
Отечественные физиологи тоже поддерживают связь развития рук с развитием мозга. Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.
Так, В. М. Бехтерев (1857-1927) доказал, что простые упражнения рук улучшают речь ребенка.
Педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что « ум ребенка находится на кончике пальцев».
Содержательное описание упражнений по развитию мелкой (тонкой) моторики пальцев рук.
Комплекс упражнений для пальцев, который помогает повысить их подвижность, увеличить силу пальцев, а так же поддерживает высокую работоспособность, предупреждает профессиональные заболевания суставов.
I группа
Упражнения для кистей рук:
- Развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- Учат напрягать и расслаблять мышцы;
- Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- Учат переключаться с одного движения на другое.
II группа
Упражнения для пальцев условно статические:
- Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа
Упражнения для пальцев динамические:
- Развивают точную координацию движений;
- Учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- Учат противопоставлять большой палец остальным.
Практическое освоение упражнений и пальчиковых игр
Упражнение «Цветы»
Целевое предназначение: синхронизировать этапы упражнения со словами текста.
Методические рекомендации по выполнению упражнения
Наши красные цветочки (прижать локти друг к другу, сомкнуть кисти в виде лодочки)
Распускают лепесточки (раскрыть ладони перед лицом в виде чаши).
Ветерок немножко дышит, (выполнить движение кистями рук против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)
Лепестки колышет (наклонять кисти рук влево и вправо).
Наши красные цветочки (прижать локти друг к другу, сомкнуть кисти в виде лодочки)
Закрывают лепесточки (показать пальцами, как лепестки закрываются)
Они тихо засыпают (сомкнуть кисти в виде лодочки, приложить к голове)
И головкою кивают (выполнять небольшие наклоны головы вместе с сомкнутыми кистями рук).
Упражнение «Дом»
Целевое предназначение: выполнять движения под текст стихотворения.
Методические рекомендации по выполнению упражнения
Выполнять движения под текст стихотворения.
Я хочу построить дом (сложить руки домиком и поднять над головой),
Чтоб окошко было в нем (соединить пальцы обеих рук в кружочек),
Чтоб у дома дверь была (соединить ладони рук вместе вертикально),
Рядом чтоб сосна росла (поднять одну руку вверх и «растопырить» пальчики).
Чтоб вокруг забор стоял,
Пес ворота охранял (соединить руки в замочек и сделать круг перед собой),
Солнце было, дождик шел (поднять руки вверх, затем опустить вниз, сделать «стряхивающие» движения),
И тюльпан в саду расцвел! (соединить вместе ладони, медленно раскрыть пальцы рук – «бутончик тюльпана»)
Пальчиковая игра «Шарик»
Целевое предназначение: напрягать и расслаблять мышцы пальцев рук.
Методические рекомендации по выполнению игры
Сложить пальцы в «замочек», начать их медленно разводить.
Надуваем быстро шарик (свести кончики пальцев обеих рук друг с другом - «надуть шарик»)
Он становится большой (соединить ладони полностью)
Вдруг шар лопнул, воздух вышел (сомкнуть пальцы вместе)
Стал он тонкий и худой!
Пальчиковая игра «Паучок»
Целевое предназначение: переключать внимание с одного движения на другое.
Методические рекомендации по выполнению игры
Скрестить руки, «пробежать» пальцами каждой руки по предплечью, затем по плечу другой руки.
Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки. (опустить свободно кисти, выполнить стряхивающее движение «дождик»)
Дождик с неба вдруг полил, (выполнить хлопок ладонями по столу/коленями)
Паучков на землю смыл. ( прижать ладони боковыми сторонами друг к другу, «растопырить» пальцы, выполнить покачивающее движение руками – солнышко светит)
Солнце стало согревать ( выполнить такие же движения, как в начале)
Паучок ползет опять («пробежать» пальцами каждой руки по голове)
А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке.
Литература:
- С. В. Бутова. Оздоровительные упражнения на уроках. Начальная школа, 2006.
- Е. В. Советова. Школа нового поколения. Ростов-на-Дону. 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование ИКТ при проведении физминуток и динамических пауз в урочной и внеурочной деятельности»
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способ...
Игры иупражнения для проведения физкультминуиок и динамических пауз
Игры и упражнениядля проведения физкультминуток...
Важность проведения динамических пауз в начальной школе.
Динамическая пауза её роль в образовательном процессе. Комплексы для проведения динамических пауз....
Организация динамических пауз и экскурсионной деятельности на занятиях в объединении «Кристаллик» и «Солнышко»
Одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса является сбережение и укрепление здоровья учащихся....
«Проведение динамических пауз в рамках взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования»
Материал полезен для педагогов школ, реализающих спортивно-оздоровительное направление...
Использование нестандартного оборудования при организации и проведении динамических пауз и физкультминуток для детей с ограниченными возможностям здоровья
Использование нестандартного оборудования при организации и проведении динамических пауз и физкультминуток для детей с ограниченными возможностям здоровья...
Методические рекомендации к организации и проведению динамических пауз в 1 классе специальной (коррекционной) школы (в рамках работы по школьной адаптации) «От движения к развитию»
Игры для проведения динамических пауз в начальной школе...