«Использование ИКТ при проведении физминуток и динамических пауз в урочной и внеурочной деятельности»
статья по информатике и икт по теме
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация учебно-воспитательного процесса.
Показателем рациональной организации является в том числе и занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, физминутки и др.
Один из главных секретов хорошего физического самочувствия воспитанников школы-интерната и их активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных игр оздоровительной направленности. При правильной подборке такие игры способны:
-действительно поддерживать у воспитанников должный запас "адаптационной энергии" (Г. Селье);
-стимулировать процессы роста и развитие основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость);
- устранять недостатки в физическом развитии детей, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние.
В результате анализа общей карты здоровья воспитанников МБОУ школы-интерната №8 выделены ведущие формы патологий. К ним относятся заболевания органов зрения, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_fizminutki_avtosohranennyy.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование ИКТ при проведении физминуток и динамических пауз с воспитанниками школы – интернат»
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация учебно-воспитательного процесса.
Показателем рациональной организации является в том числе и занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, физминутки и др.
Один из главных секретов хорошего физического самочувствия воспитанников школы-интерната и их активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных игр оздоровительной направленности. При правильной подборке такие игры способны:
-действительно поддерживать у воспитанников должный запас "адаптационной энергии" (Г. Селье);
-стимулировать процессы роста и развитие основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость);
- устранять недостатки в физическом развитии детей, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние.
В результате анализа общей карты здоровья воспитанников МБОУ школы-интерната №8 выделены ведущие формы патологий. К ним относятся заболевания органов зрения, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы.
Заболевания | 2010г. | 2011г. | 2012г. |
Нарушение осанки | 11 | 12 | 10 |
Снижение зрения | 3 | 5 | 4 |
Плоскостопие | 1 | 2 | 2 |
Ожирение | - | 2 | 2 |
Гипертония | 3 | 3 | - |
Наличие патологий является одной из причин сниженной работоспособности и повышенной утомляемости воспитанников. Поэтому при организации учебно-воспитательной работы необходимо учитывать нарушения, имеющиеся в их состоянии здоровья.
Данные карт здоровья позволили создать картину образа жизни воспитанников, узнать их ритм сна и питания, оценить двигательную активность, их отношение к здоровью и к роли здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья, выявить распространенность хронических заболеваний и потребность школьников в гигиенической информации.
Приоритет профилактики
Структура заболеваемости определяет приоритетность мероприятий при проведении профилактической и оздоровительной работы:
- нарушения опорно-двигательного аппарата,
- снижение зрения.
Дефициты движения пагубно отражаются на функции глаза. Одна из главных причин такого роста нарушений - в недостаточной тренированности, что ведет к быстрой утомляемости глаза. Упражнения, которые представлены здесь сохраняют зрение, помогают настраивать воспитанников на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции.
Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером на уроке или во время выполнения домашнего задания, рекомендуется воспитанникам при первых симптомах усталости глаз, гимнастика для глаз с использованием ИКТ.
После нескольких занятий у воспитанников формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения. На занятиях необходимо выполнять простейшие упражнения для глаз, которые необходимо включать в физкультминутку при работе за компьютером, с книгой, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
С их помощью укрепляются глазные мышцы, великолепно снимается усталость глаз.
Зарядка для глаз должна проводиться не стандартно: предлагаются ребятам следующие электронные физминутки.
Подборка физминуток
Физминутка «Игра со снеговиком»
Физминутка «Цветик - семицветик»
Упражнения, входящие в физминутки, должны не столько загружать ребенка физически, а давать возможность восстановить деятельность тех областей, на которые приходится основная нагрузка – глаза, руки, спина и психологическая разгрузка мозга.
Динамическая пауза
Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых.
Небольшая двигательная нагрузка, включение двигательных пауз в занятия предупреждает развитие переутомления. Динамические паузы на уроках и вне их благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень воспитанников, снимают статические нагрузки. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья воспитанников.
Можно динамические паузы разнообразить эмоциональным чтением стихотворных текстов. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается. Ребята с радостью откликаются на такие задания. Важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир доброты, красоты, юмора.
Динамическая пауза «Повторяй! Не зевай!»
Динамическая пауза «Веселая зарядка»
Особые требования к электронным физминуткам
При подборе фона и цвета,
на экране монитора, не допускать
агрессивных сочетаний цветов:
красный - зеленый
синий - желтый
белый - черный
красный – синий
При подборе фона и цвета,
на экране монитора, использовать
яркие сочные краски.
У компьютера эти возможности есть!
Физкультминутки лучше всего систематизировать:
Оздоровительно- гигиенические
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками».
На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.
Танцевальные
Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
Физкультурно-спортивные
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
Подражательные
Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
Двигательно-речевые
Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.
Основные требования при составлении комплекса физкультминуток
1. Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение.
2. Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.
3. Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели.
4. Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д.
5. Вовремя контрольных и некоторых практических уроках (труд, физкультура, ритмика и др.) физкультминутку не проводят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования" ...
Игры иупражнения для проведения физкультминуиок и динамических пауз
Игры и упражнениядля проведения физкультминуток...
Семинар-практикум: «Развитие познавательной сферы учащихся в рамках физминуток и динамических пауз на уроках»
Особенности явления функциональной ассиметрии полушарий головного мозга (распределений психических функций между полушариями). Два полушария одного мозга ведут себя как два различных мозга. Осно...
Педагогический проект "Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности"
За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, ...
Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр
Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...
Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.
Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и в спорте....
Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)
Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...