Организация динамических пауз и экскурсионной деятельности на занятиях в объединении «Кристаллик» и «Солнышко»
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pedsovet.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Организация динамических пауз и экскурсионной деятельности на занятиях в объединении «Кристаллик» и «Солнышко»
27.02.12г.
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.
В современном мире мы добились новых достижений в науке и технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям.
Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети. Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса является сбережение и укрепление здоровья учащихся.
Во время образовательного процесса обучающиеся могут испытывать излишнее напряжение, усталость. Мышцы ребёнка, принимающие участие в выполнении творческой работы, находятся в состоянии длительного статистического напряжения, для его снятия я старюсь проводить на занятиях физминутки, динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, корпуса). Это могут быть простейшие упражнения, выполняемые в положении сидя, а лучше – стоя около стола (потягивание, наклоны, приседания), чтобы разгрузить утомленные мышцы. Такие паузы благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки.
Н-р: «Напиши свое имя»
«Пожалуйста, встаньте так, чтобы около вас было свободное пространство. Одну минуту постойте, полностью выпрямившись, и ощутите все свое тело. Топните каждой ногой по полу. Теперь вы готовы. Возьмите себя за локоть и напишите локтем в воздухе свое имя. Теперь другим локтем напишите в воздухе свою фамилию. Следующая задача труднее. Сконцентрируйтесь на своем правом бедре и напишите им по воздуху имя вашего лучшего друга. Теперь переключите внимание на левое бедро и напишите им имя человека, которым вы восхищаетесь. В заключение вы должны попробовать писать головой. Напишите головой в воздухе дату своего рождения. Тот, кто с этим справился, должен дать мне сигнал — поднимите обе руки над головой и продемонстрируйте мне знак победы.»
Это необычное упражнение пробуждает внимание. В нем привычный навык — умение писать переносится на те части тела, которые в этом никогда не участвовали Через игру в работу вовлекается все тело, расслабляется мускулатура.
После долгой сидячей работы можно поиграть в игры: «Пантомима», «Дракон, принц и принцесса»…
Н-р, «Настроение» эта игра развивает фантазию, воображение, готовность экспериментировать с образом своего «Я»:
«Начните ходить по комнате, при этом ощутите все свое тело, свои ноги и ступни, руки и кисти, позвоночник и голову... А теперь вы должны походкой выразить следующее настроение. Представьте себе, что вы совсем обессилели. Ходите некоторое время как человек, который очень устал. А теперь идите как совершенно счастливый человек, получивший чудесное известие. Теперь — как очень пугливый человек. Дальше идите как лунатик, бредущий во сне с открытыми глазами. А теперь — как тот, у кого нечистая совесть. А сейчас идите как гений — вы только что получили Нобелевскую премию. А теперь идите как предельно собранный человек, станьте канатоходцем, идущим по проволоке. Остановитесь на минуту и попытайтесь понять, как вы себя чувствуете в данный момент. Возвращаясь на свое место, выразите всем своим телом это настроение.
С помощью игр происходило переключение с одного вида деятельности (учебные занятия) на другой (игровые упражнения) – это способствует повышению продуктивности учебной деятельности, укреплению здоровья, восстановлению работоспособности, улучшению психоэмоционального состояния обучающихся. У меня в объединении дети также озадачены проведением физминуток. Они с большим интересом и ответственностью подходят к выполнению этого задания: кто-то показывает фокусы, кто-то загадывает ребусы, загадки. Это позволяет детям самоутвердиться, почувствовать себя нужным.
Так как в процессе выполнения творческой работы ребятам приходится выполнять мелкую работу – завязывание и плетение узлов, выкладывание мелких деталей, дети испытывают большую нагрузку на глаза. Для того, чтобы они отдохнули использую упражнения для глаз, предусматривающие движение глазного яблока по всем направлениям. Презентация «Лови снежинку». Также предлагаю ребятам стереограммы, с их помощью укрепляются глазные мышцы, великолепно снимается усталость глаз. Дети обожают определять изображение, спрятанное на рисунке.
Также эффективно и благоприятно действует на организм прослушивание музыки, ребята меньше устают и выполняет больший объем нагрузки, чем без музыкального сопровождения. Иногда можно и просто посидеть, расслабившись и закрыв глаза, под тихую спокойную музыку - 1,5-2 минуты достаточно, чтобы организм отдохнул, и ребенок смог эффективно дальше работать.
Лучший вид отдыха – смена деятельности, это не дает ребенку утомить свой организм. Поэтому на наших занятиях мы и рисуем, и играем, и выполняем творческие работы, а иногда проводим «чайные паузы».
Создание на занятии атмосферы эмоционально-положительного настроя дает возможность обеспечить успешную деятельность, повысить работоспособность и снизить утомляемость. Для каждого ребенка я стараюсь найти доброе слово и полезный совет. Любимая игра, которую мы проводим с учащимися это «Напиши комплимент». Эта игра всегда вызывает большое воодушевление, помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, каждый получает в свой адрес массу приятных слов и пожеланий, улучшается настроение.
На занятиях в объединении «Солнышко» также используются физминутки, Н-р, игра-физминутка «Солнечный зайчик»: «Закройте глаза. Представьте, что Солнечный зайчик прыгнул вам на лоб, погладьте его, а теперь он прыгнул на нос, на щеки, погладим их, а теперь зайчик прыгнул вам на шею, плечи, растираем их, зайчик быстро перепрыгнул на ваш животик, погладим его, а теперь откройте глаза и помашите кистями рук, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения!» Пока подсыхает работа можно порисовать в воздухе или пальчиками на столе, после работы обучающиеся просматривают выполненные рисунки, хвалят себя и друзей за проделанную работу – гладят по головке.
Эффективным методом обучения являются экскурсии на различные выставки. Они способствуют наблюдательности, накоплению сведений, формированию визуальных впечатлений. Особенностью экскурсии является то, что при ее организации в наибольшей мере используются наглядные и практические методы обучения.
В процессе экскурсии стараюсь активизировать мышление обучающихся, беседуем на тему выставки, обсуждаем экспонаты. Экскурсия заканчивается подведением ее итогов, обобщением того нового, что обучающиеся узнали во время ее проведения.
Я стараюсь сделать процесс обучения интересным и занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес детей к занятиям. В конце занятий применяю разнообразные элементы рефлексии. Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к занятиям.
Кариженская О.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование ИКТ при проведении физминуток и динамических пауз в урочной и внеурочной деятельности»
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способ...
Организация и проведение динамических пауз на занятиях по рисованию
Выступление в Школе молодого педагога «Успех» Дворца творчества....
«Развитие творческой активности обучающихся на занятиях в объединении «Кристаллик» и «Живопись нитками»
детское творчество – явление уникальное. Природа щедро наделила каждого ребѐнка возможностью развиваться. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравнов...
Исследовательская деятельность на занятии творческого объединения « Художественная соломка»
Исследовательская работа посвящена изучению способов окрашивания соломки злаковых культур. Интерес к этой проблеме возник от необходимости получить соломку различных цветов для придания большей вырази...
Использование нестандартного оборудования при организации и проведении динамических пауз и физкультминуток для детей с ограниченными возможностям здоровья
Использование нестандартного оборудования при организации и проведении динамических пауз и физкультминуток для детей с ограниченными возможностям здоровья...
Методические рекомендации к организации и проведению динамических пауз в 1 классе специальной (коррекционной) школы (в рамках работы по школьной адаптации) «От движения к развитию»
Игры для проведения динамических пауз в начальной школе...
Мастер-класс на МО педагогов-стажистов ДОУ на тему «Организация оздоровительных гимнастик: утренняя зарядка, зарядка после сна, физкультминутка, динамические паузы»
выписка из годового плана, выписка из протокола МО...