«Проведение динамических пауз в рамках взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования»
статья по физкультуре (7 класс) на тему

Шурыгин Антон Сергеевич

Материал полезен для педагогов школ, реализающих спортивно-оздоровительное направление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dinamicheskie_pauzy.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Проведение динамических пауз в рамках взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования»

(Из опыта работы А. С. Шурыгина – учителя физической культуры  МБОУ «Новобрянская СОШ»)

   С каждым годом, количество детей ведущих малоподвижный образ жизни растет. Анализируя двигательную активность молодого поколения 21 века, было обнаружено, что только 25% школьников придерживаются оптимальной двигательной активности — 3,5–4,8 часа в сутки.[1, с.12] Недостаток движения в определённой степени обусловлен современным образом жизни. Все реже можно встретить ребенка, делающего зарядку по утрам и самостоятельно занимающегося спортом. Если раньше дети, выходя из дома, шли пешком до школы, то теперь родители, заботясь о своих детях и в целях экономии времени предпочитают подвозить их на учебу. Еще, на переменах дети играли в подвижные игры, а теперь предпочитают поиграть в виртуальные игры на своих телефонах. А ведь в детском возрасте большое значение имеет двигательная активность, для нормального роста и развития организма. Оставляя данный вопрос без внимания, мы косвенно способствуем развитию гиподинамии среди подрастающего поколения.

В современных условиях роль «внутришкольных факторов», влияющих на здоровье учащихся, изменилась. Кроме влияния светового, воздушно-теплового режимов, подбора учебной мебели, дополнительно сформировались новые:

– интенсификация обучения, в том числе в связи с использованием технических средств обучения (ВДТ и ПЭВМ и др.);

– переход на новые формы обучения, в том числе по длительности учебной недели, организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;

– учебный стресс (до 80 % учащихся в условиях школы испытывают воздействие неоправданного стресса);

– снижение двигательной активности и еще более выраженная гипокинезия школьников. [3, с. 18]

   Поэтому и возникает необходимость в изыскании наиболее рациональных физиологических методов борьбы с недостатком двигательной активности. Одним из таких средств является система физкультминуток и динамических пауз, которая компенсирует длительное отсутствие движения.[2, с. 8]

   Большое влияние активный двигательный режим оказывает на устойчивость умственной деятельности школьников в течение учебного года. Объём двигательной деятельности должен соответствовать потребностям детского организма: это поможет сохранить работоспособность к концу уроков в школе, к концу всего дня, недели, четверти, учебного года. Кратковременные физические упражнения и игры нужны даже при выполнении домашнего задания: они способствуют поддержанию активного внимания и повышают производительность труда. Кроме того, у ребёнка есть определённые пределы работоспособности, и чем младше ученик, тем быстрее она снижается.         Поэтому важно предотвратить возникновение усталости, своевременно    выявить её первые признаки и как можно быстрее её снять. Для этого необходимы малые формы отдыха (физкультминутки, динамические паузы), основными задачами которых является: вернуть уставшему ребёнку работоспособность, внимание, снять мышечное, умственное напряжение, предупредить нарушения осанки.

Организация учащихся в коллективы и их длительное пребывание в школе позволяет на протяжении всего периода получения образования эффективно осуществлять целенаправленные массовые профилактические и оздоровительные программы. Основными принципами организации и проведения системы, профилактических и оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях можно считать:

– комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры учебного года, экологических и климатических условий и др.;

– непрерывность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;

– максимальный охват программой всех нуждающихся в оздоровлении учащихся;

– интеграция программы профилактики и оздоровления по возможности в образовательный процесс образовательного учреждения;

– преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления и др.

Дополнительное образование детей в школе - совершенно иное явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная деятельность. Теперь появилась возможность выстроить целостное образовательное пространство.  Взаимодействие основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики. Именно  в  школе  наиболее  эффективно  могут  и  должны  проводиться целенаправленные мероприятия по профилактике заболеваний и сохранению здоровья.

Большинство учащихся этой школы относятся ко второй группе здоровья, то есть имеют некоторые функциональные нарушения, дефицит или избыток массы тела или перенесли недавно какие-либо заболевания. Исходя из этого, школа обозначила пути решения данной проблемы в своей основной общеобразовательной программе, включив обязательное проведение динамических пауз в период учебного процесса.  В связи с этим администрация школы обратилась за помощью к педагогам осуществляющих физкультурно-оздоровительную деятельность.

Был разработан механизм проведения динамических пауз, который заключается в следующем.

Вначале учащиеся разучивают комплекс упражнений, на протяжении от одного до трех занятий. На последующих занятиях учащиеся по очереди, выходя вперед, показывают изученные движения перед товарищами по объединению, играя роль инструктора.

Когда комплекс упражнений полностью разучен и отточен до совершенства  юные инструкторы выходят к учащимся школы для проведения динамической паузы, которая проходит после третьего урока во время большой перемены в рекреации, либо актовом зале.

Опыт показал, что при проведении динамических пауз силами учащихся необходимо учитывать следующие моменты: если у юного инструктора, возникают затруднения при проведении комплекса упражнений, то педагогу необходимо  помочь ему, встав рядом, либо на задний план и со своего места показывать упражнения; если динамическая пауза содержит в себе элементы игр, особое внимание следует уделить правилам, делая особый акцент на вопросах безопасности.

Проведение динамических пауз возможно как при очном участии учащихся в роли инструктора, так и заочно. Для этого необходимо в рекреациях, актовом зале иметь мультимедийное проекционное оборудование, на котором воспроизводится видео с показом комплекса упражнений, ранее записанного на учебных занятиях по аэробике.

Эффективность проведения таких динамических пауз, подтверждается результатами проведенного опроса.

Учителя начальной школы отмечают, что после динамической паузы у 94% детей повышается работоспособность, внимание; отметили, что у всех учащихся начальной школы заметно возрос интерес к участию в динамических паузах после того, как проводить их стали одноклассники.

Дети,  и выступающие в качестве инструкторов  динамических пауз, увереннее стали чувствовать себя в детской среде, у них наблюдается повышение их самооценки;  эти дети стали с большей охотой отвечать у доски и проявлять лидерские качества в неформальном общении со сверстниками, активнее участвовать в жизни класса. Именно так ответили 90% опрошенных учителей.

Проведя опрос среди учащихся начальных классов, 50% опрошенных говорят, что динамические паузы - это: «круто», «весело и интересно», «повышает настроение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования

В материале описаны основные эффективные формы работы с семьей в системе дополнительного образования....

Доклад "Сетевое взаимодействие Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы № 2 муниципального образования "Город Донецк" в сфере физкультурно-спортивного обучения учащихся"

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетев...

Сообщение "Вариативность модели сетевого взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования в условиях ФГОС"

В связи с переходом Российского образования на новые образовательные стандарты, педагогическим коллективам школ пришлось существенным образом переосмыслить принципы взаимодействия с учреждениями допол...

Статья: "Поведение динамических пауз в рамках взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования"

В данном материале представлен опыт работы детского объединения «В ПОЗИТИВЕ» под руководством педагога дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности Фокиной И.П... Пок...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Современному обществу нужен человек с целостным представлением картины мира, в том числе: обучаемый - способный к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности;  интеллектуально ...