ПРАКТИЧЕСКАЯ №3
материал по теме
1. Любая профессия связана с выработкой определенного этического кодекса - кодекса профессиональной этики. Такой кодекс, преломляя общечеловеческую этику через специфические условия выполнения, содержание, задачи профессиональной деятельности, образует нравственные ориентиры, которыми должны руководствоваться представители той или иной профессии и с позиций которых эта деятельность оценивается обществом (Гинецинский В.И.).
Сформулируйте кодекс профессиональной педагогической этики, представляющий собой нравственные ориентиры современного педагога с опорой на общечеловеческие ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_zadanie._no3doc.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уральский институт повышения квалификации и переподготовки
Программа профессиональной переподготовки
«Учитель музыки. Технология проектирования и реализации учебного процесса в начальной и основной школе с учетом требований ФГОС»
Дисциплина: Общие основы педагогики
Практическое задание 3,
модуль 3 «Связь педагогики с другими науками»
Выполнил:
слушатель Исаенко Н.В.
Преподаватель: Седунова Л.М.
г. Пермь - 2016
1. Любая профессия связана с выработкой определенного этического кодекса - кодекса профессиональной этики. Такой кодекс, преломляя общечеловеческую этику через специфические условия выполнения, содержание, задачи профессиональной деятельности, образует нравственные ориентиры, которыми должны руководствоваться представители той или иной профессии и с позиций которых эта деятельность оценивается обществом (Гинецинский В.И.).
Сформулируйте кодекс профессиональной педагогической этики, представляющий собой нравственные ориентиры современного педагога с опорой на общечеловеческие ценности.
«Хороший учитель рождает хороших учеников» М.В.Остроградский.
«Еще в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого нормативного морального требования, которое потом назвали «золотым правилом» нравственности. Оно гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Правило достаточно простое. Но, если бы все без исключения, следовали ему в жизни, общество стало бы идеальным. Беда в том, что многие из нас, знают, где добро, однако ему не следуют, знают, где зло, но творят злодеяния.
Человек – существо общественное, обязан подчиняться определенным правилам, выстраданным веками, принятым в этом обществе. Учитель или педагог – существо общественное вдвойне. Любое, даже малейшее отступление от норм, принятых в обществе, сразу замечается окружающими и осуждается. То, что можно простить человеку другой профессии, не прощается учителю. Портной может перешить плохо сшитое платье. Педагогическая ошибка может искалечить душу ребенка и оставить шрам на всю жизнь. И исправить её стоит больших усилий. Часто именно профессия накладывает на человека большую ответственность перед обществом за соблюдение моральных норм. Именно учителю доверено организовать деятельность по развитию гармонично развитой личности. От него зависит, каким будет наше общество, ведь общество - это люди, а значит, он решает государственные задачи. Каким должен быть учитель? Безусловно, что это должен быть не случайный человек, для этого вида деятельности должно быть призвание. Учительский труд - специфический, требующий огромной отдачи, здесь важна теоретическая подготовка, умение быстро ориентироваться на практике в различных ситуациях, иметь педагогическую гибкость, а еще важнее - человеческие качества, в основе которых нравственные ценности.
«Государственная стратегия развития воспитания в России (до 2025 г.)» предлагает список духовно-нравственных ценностей, раскрывая их роль в процессе развития нашей страны, нравственные ориентиры человека. Ценности – специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества. Отдельная личность или общество в целом рассматриваются как носители ценностей, а последние мотивируют действия и поступки человека. Характер действий и поступков свидетельствуют об отношении личности к окружающему миру, самому себе (Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. – М., 2003. – С. 100).
Нравственность – это сфера жизни общества и поведения людей. Здесь мы можем наблюдать практическое воплощение идеалов человечности, духовности, справедливости, добра, порядочности, чести, совести, долга, ответственности и т. д. Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издавна принятому закону или обычаю. Нравственный ориентир - представление человека о том, что подлежит одобрению или осуждению. Обычно нравственные ориентиры облекаются в совершенно осязаемые свойства: Такие как, гуманизм, честь, вера в добро, справедливость и совесть, воля, личное достоинство, стремление к выполнению своего долга, в том числе и нравственного, любовь к своей семье, стремление к истине, к идеалу патриотизм и гражданственность; трудолюбие и профессиональную честность; скромность и ответственное исполнение обязанностей; великодушие и др. Такие нравственные ориентиры помогают человеку обрести внутренний стержень, регулируют его сознательную деятельность во всех сферах жизни, включая труд, быт, отношение к окружающей среде. Это те установки, через которые он не может переступить, совесть не позволяет.
«Нравственность является проявлением нравственного сознания народа и граждан, их нравственного воспитания. Под моральными нормами понимаются неписаные нормы, высоко ценимые людьми, поэтому они не по принуждению, а по потребности следуют им. Человека называют нравственно воспитанным, если он везде и всегда следует идеалам и нормам, защищает добро и справедливость, борется со злом и несправедливостью. Нравственность ценилась во все времена. Ведущую роль пересмотра отношений к нравственному воспитанию и его осуществлению могут и должны играть образовательные учреждения и педагогическая наука. В этом их долг – выполнять опережающую функцию в подготовке нового поколения, свободного от недостатков прошлых и живущих поколений и способного продвигать страну и жизнь в ней по пути прогресса.» (Ю.М. Войтина )
Как показывает анализ научной литературы и результаты исследований, проведенных под руководством А. А. Орлова на кафедре педагогики Тульского государственной педагогического университета им. Л. Н. Толстого, учителя с гуманистической ориентацией в качестве важнейших профессиональных ценностей (ценностей-целей) выделяют следующие:
-социальная значимость труда учителя (быть необходимым для детей человеком);
-возможность влиять на будущее государства и общества, развивая у учащихся гуманистическое отношение к одноклассникам, семье, малой Родине, народам мира в целом, формируя у них ответственное отношение к собственной жизни, здоровью, стране, природе и др.;
-общение с детьми, коллегами, с интересными и неординарными людьми;
-творческий характер труда учителя, разнообразие и многофункциональность педагогической деятельности;
-высокая степень профессиональной свободы, независимости, возможность реализации своих идей, замыслов, планов, перспектива самостоятельной исследовательской деятельности;
-возможность самосовершенствования и профессионального роста (Орлов А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность. – Тула, 2006. – С. 75–76).
В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. Но общественное положение и престиж учителя в немалой степени зависят и от него самого, от его эрудиции и качества работы. Это не простое дело.
Всякая профессиональная деятельность требует от человека определенной
склонности, необходимых физических и психических данных, а также соответствующего личностного развития. Например, при отборе к летному делу проверяют зрение, слух, реактивность нервной системы, способность переносить большие физические нагрузки ит.д. Не зачислят на флот человека, если он не в состоянии переносить морской качки. При назначении на многие руководящие должности учитывают организаторские умения и
способности человека, его коммуникабельность. При отсутствии милосердия и высокой нравственности не в состоянии как следует исполнять свои обязанности врач. Не в меньшей степени является важной профессиональная пригодность человека к педагогической деятельности, к воспитанию людей. Недаром выдающийся русский химик Д.И. Менделеев писал:«К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить себе жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность» (Менделеев Д.И. Соч. – М., 1952. – Т. 23. – С. 236.)
Профессиональная пригодность человека есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются, для овладения определенными рабочими функциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни. Поэтому ее нельзя сводить только к сумме знаний, умений и практической сноровки, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Еще нужна, как отмечено выше, склонность к работе, наличие определенных природных данных и нравственных качеств.
Кодекс – это свод основных морально-этических норм и правил социального поведения, следуя которым мы укрепляем высокую репутацию школы, поддерживая ее авторитет, и продолжаем традиции предшествующих поколений учителей и учеников.
- Личностное отношение к своему труду, поддержка престижа профессии учителя.
- Понимание назначения профессиональной деятельности.
- Проявлять искренне активную гражданскую позицию.
- Дисциплинированность. Предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности.
- Чувство ответственности за уровень своего профессионализма, самообразование, самовоспитание, самосовершенствование.
- Готовность брать на себя ответственность за будущее учащихся.
- Активная позиция участия в педагогических ситуациях, умение выделять и решать педагогические задачи с позиции « Не навреди!»
- Соучастие в жизни учащихся, готовность прийти на помощь, ценность мира детства.
- Позитивная требовательность.
- Способность видеть творческий потенциал учащегося, предвосхищать его успех, побуждать к развитию собственным примером.
- Доброжелательность, заботливое отношение ко всем членам коллектива, к учащимся и родителям, тактичность в общении, самообладание.
- Поддержание благоприятной комфортной обстановки для учащихся, коллег, родителей.
- Умение признавать свои ошибки, честность.
- Совершенствовать свою учебную и воспитательную умелость, использовать современные методики, новые технологии на благо учащихся.
- Проявлять педагогическое творчество в учебной и воспитательной деятельности.
- Быть хранителем культурных ценностей.
2. Назовите основные формы взаимосвязи педагогики с другими науками и проиллюстрируйте их примерами.
Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолированно от других наук о человеке. Успехи ученых в разработке педагогических инноваций чаще всего достигаются в результате межнаучного подхода к объектам исследований. Именно на стыке педагогической науки с другими науками о человеке чаще всего происходят открытия. Изоляция педагогики от других наук — причина низкой эффективности ее разработок, неубедительности практических рекомендаций и предписаний. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. По мере углубления и расширения научных знаний педагогика оформилась в самостоятельную отрасль. Дальше происходило оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их системы. Наконец, наступает период межнаучного синтеза.
Педагогика органически связана с психологией.
- Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (мышления, деятельности). Следовательно, оно не может осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями.
- Второй момент связи двух наук — показатели и критерии обученности (изменениям памяти, запасов знаний, оперативным способностям использовать знания в практических целях, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации) и воспитанности личности (мотивированность поступков, система сознательного и импульсивного поведения, стереотипы, навыки деятельности и суждений). Происходят сдвиги в психике, в мышлении и поведении учащихся. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых.
- Методы исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.). Базовые понятия психологии, оказавшись в педагогической лексике, расширяют научно-педагогическую лингвистику и позволяют преодолеть барьеры между педагогическим и психологическим языковым отражением явлений образования и воспитания.
- Своеобразным мостом между двумя науками выступает педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и многих психологических исследований других областей образования.
В настоящее время в школах в штат вводятся профессиональные психологи с целью помощи учащимся и педагогам. Работа психолога помогает педагогам решить проблемы снижения успеваемости, нарушения дисциплины, взаимоотношений школьников друг с другом и со взрослыми
Педагогика тесно, органически связана с физиологией.
1. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, функциональных систем, физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием школьника являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности. Знание учителем физиологических процессов развития младшего школьника и подростка, старшеклассника и самого себя ведет к глубокому проникновению в секреты воспитательного влияния среды и методик, предупреждает от рискованных, ошибочных решений в организации педагогического труда, определении нагрузок, в предъявлении выполнимых требований к учащимся и себе.
Многообразны взаимосвязи педагогики с социологией.
1. Будучи наукой об обществе как целостной системе, об отдельных составляющих ее компонентах, о процессах функционирования и развития общества, социология в сферу своего анализа, теоретического, прикладного рассмотрения захватывает и область образования, воспитания, науку о них. В структуре социологического отражения действительности развиваются и такие специальные ветви, как, например, социология образования, воспитания, социология студенчества, социология города, деревни, здоровья и т.д.
2. Результаты социологических исследований обогащают науку об образовании и позволяют оценивать педагогические явления в ракурсе другой науки. Например, по данным социологических исследований в числе отсеивающихся школьников, т.е. недобирающих образование, оказываются чаще представители мужского пола. А это негативно сказывается впоследствии на морали, техническом прогрессе, обороноспособности общества. Это и множество других социологических исследований информируют специалистов образовательной деятельности о состоянии системы в социально-экономической и духовной, правовой и демографической среде.
3. Многие педагогические явления получают, благодаря двунаучному теоретическому осмыслению при совместной работе ученых-педагогов и социологов, целостное отображение. Недаром говорится, что существует два типа педагогического мышления: плоское и объемное. Плоским оно оказывается у того, кто оперирует только педагогическими понятиями. Объемным - у тех, кто педагогические явления отражает с точек зрения разных наук. Лень школьника, по мнению педагога, — следствие его недисциплинированности, несобранности, слабоволия, запущенности. С точки зрения медицины, лень может выступать защитной реакцией организма в ситуациях опасности для здоровья и психического развития школьника.
Взаимосвязь педагогики с философией.
- Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного; законы взаимосвязи и взаимозависимости, законы развития и его движущие силы, субъективный и объективный детерминизм педагогических явлений и многие другие.
- Способствуют развитию исследовательского мышления и такие разделы философии, как материалистическая диалектика и теория познания (гносеология).
- В связи с углублением философского осмысления различных сторон реальной действительности получают развитие и отраслевые философии. Получают статус отраслей наук философия образования, философия культуры, философия истории, философия права, философия науки и т.д. А так как педагогическая наука развивается во взаимосвязи с другими науками о человеке, обращение к их философиям способствует ее успеху.
Педагогика и медицина.
Нервные расстройства, инфекционные заболевания, болезни функциональной дезорганизации организма школьников, токсикомания, наркомания — недуги, поражающие детей школьного возраста, ставят перед педагогической наукой глобальную и весьма наукоемкую задачу — разработать специальную систему обучения и воспитания школьников с ОВЗ. А неврозы, причиной которых оказываются переживания учебных неуспехов и негативных отношений учителей и учащихся, особенно драматичны для самочувствия недомогающих детей и подростков. (Обучение детей с ОВЗ на дому, корректировка рабочих программ для таких детей, индивидуальные планы работы)
Кроме этого можно выделить связь педагогики с юриспруденцией, экономикой (экономическое развитие системы образования, стимулирования инноваций, экономика в системе образования), демографией, (проблемы рождаемости), статистикой, (статистические отчеты стали нормой в школе), экологией (защита окружающей среды – важный вопрос выживания человечества) и другими. Каждая из перечисленных наук помогает гармоничному, быстрому развитию педагогической науки, как в целом, так и в отдельных ее направлениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок предметно-практического обучения в 1 классе «Рисуем» жгутиками из пластилина. Урок предметно-практического обучения в 1 классе «Рисуем» жгутиками из пластилина.
Данный урок интересен для учителей начальных классов в школе для слабослышащих детей....
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...
Тренажеры для подготовки к ЕГЭ, задания В1 - задачи с практическим содержанием, В4 - задачи на анализ практической ситуации, В5 - тригонометрические, логарифмические, показательные уравнения и неравенства, В10 - теория вероятностей,
Тренажеры для подготовки к ЕГЭ, задания В1 - задачи с практическим содержанием, В4 - задачи на анализ практической ситуации, В5 - тригонометрические, логарифмические, показательные уравнения и неравен...
Обобщение педагогического опыта учителя математики I квалификационной категории Куликовой Татьяны Николаевны по теме:«Усиление практической направленности математики через организацию систематического проведения практических и лабораторных работ».
Существенную роль в повышении эффективности обучения школьников играет сформированность у них практических умений и навыков, которые необходимы как для изучения математики, так и для повседневно...