УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
материал по технологии по теме

 

Актуальность темы:

         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную коррекционную учебную работу.

Цель:

         Повысить качество обучения и воспитания умственно – отсталых детей, используя возможности своего предмета. Комплексно изучив особенности психики, физиологии, клинических заболеваний детей организовать на этой основе соответствующую коррекционную работу, добиваться повышения производительности труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников                      с ограниченными возможностями здоровья                                   «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 6»

660055 г. Красноярск ул. Быковского 1                                           т. 224-28-23

e-mail                                                                                                                                                skoh6@mail. ru

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА.

Краснослободцева Л.С.

                                                         Учитель трудового обучения

Актуальность темы:

        Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную коррекционную учебную работу.

Цель:

        Повысить качество обучения и воспитания умственно – отсталых детей, используя возможности своего предмета. Комплексно изучив особенности психики, физиологии, клинических заболеваний детей организовать на этой основе соответствующую коррекционную работу, добиваться повышения производительности труда.

Последовательность работы.

1 этап – изучение состава класса, деление учащихся по группам  по системе                М.С. Певзнер «Психологические исследования». /4 кл /                                                     2 этап – развитие коррекции памяти, внимания, речи, логического мышления  и двигательных навыков учащихся. /5 кл /                                                                             3 этап – констатирующий эксперимент. Выполнение практического задания,               с учетом времени, на начало и конец учебного года. /6 кл /                                                     4 этап – самостоятельная работа учащихся, формирование экономических                знаний. /7 кл /                                                                                                                               5 этап – адаптация умственно – отсталых школьников и подготовка               выпускников к индивидуальной трудовой деятельности. /8 кл /

Содержание этапов работы.

I этап. /4 класс/

Изучение личных дел девочек, знакомство с их анамнезом. По психическим и физиологическим особенностям деление учащихся на 5 групп.

1 группа – неосложненная форма олигофрении, где грубых отклонений нет,                   дети  обычно спокойные, уравновешенные, дисциплинированные и                    трудолюбивые. Например: Иванова М., Грушевская А,                     Александрова И., Петроченко А.

2 группа – олигрофрения, осложненная нейродинамическими                     расстройствами, где интеллектуальное недоразвитие сочетается  с                    явлениями психомоторной расторможенности (возбудимости)                     либо заторможенности. Например: Зябликова С., Филеткина С.,                      Микичур М.

3 группа – олигофрения, осложненная психопато- подобными расстройства-                     ми, где наблюдается сочетание психического недоразвития с                     явлениями выраженной аффективной возбудимости. Например:                     Иванова М. (родители страдают алкоголизмом).  

4 группа – олигофрения, осложненная эпилепсияформными расстройствами,                    где олигофрения проявляется в сочетании олигофренического                    слабоумия с различными судорожными проявлениями (таких нет).

5 группа – олигофрения, осложненная нарушениями функции лобных долей                    мозга, где познавательная деятельность грубо страдает в связи с                    резким нарушением целенаправленности (таких нет).

        Общими чертами всех групп учащихся, помимо позднего развития и значительного снижения интеллекта, являются грубые нарушения всех сторон психики: внимания, мышления, моторики, памяти, речи.

        Чтобы выявить особенности проявления внимания учащихся, преобладающий тип памяти, самоконтроль при выполнении точных по скорости и размеру движений, провожу психологические исследования учащихся на уроках труда.

  1. Цель исследования – выявить преобладающий тип памяти:

1 тип памяти – для заполнения на слух (10 слов). Читаю слова вслух                           (интервал – 3 сек.), учащиеся записывают запомнившиеся                           слова. Например: стежок, срезы, челнок, разутюжить и т.д.

2 тип памяти – для запоминания при зрительном восприятии.                           Показываю карточку со словами (время показа 30 сек.).                           Учащиеся записывают запомнившиеся слова. Например:                           волокно, лекало, чертеж, мерки, раскрой и т.п.

3 тип памяти – для запоминания при моторно – слуховом восприятии. Читаю                           вслух (интервал 3 сек.) слова, учащиеся шепотом повторяют                           их и записывают, какие запомнили. Например: стачать,                            сутюжить, сметать, переплетение, пошив, обтачка и т.п.

4 тип памяти – для запоминания при комбинированном восприятии. Читаю                           вслух слова, учащиеся повторяют их шепотом и «пишут» в                           воздухе, а затем записывают, которые запомнили. Например:                           вырез горловины, пройма, рукав и т. п.

        

Затем вычерчиваю таблицу, куда заношу данные наблюдений на начало и конец  учебного года (норма - 10 слов). / См. таблицу № 1 /

Таблица № 1

 

Ф. И.

Учащейся

Объем слуховой памяти

Объем зрительной памяти

Объем моторно- слуховой памяти

Объем комбинированной памяти










Кол во запомненных слов

на нач. уч. года.


Коф – т слуховой памяти































Коф – т







Кол- во запомненных слов на конец уч. года.

Коф – т слуховой памяти

Кол – во запомненных слов на на нач. уч. года.

Коф–т зрительной памяти

Кол –во запомненных слов на конец уч. года.

Коф–т зрительной памяти

Кол во запомненных слов на нач. уч. года.

Коф –т моторно- служовой памяти

Кол- во запомненных слов на конец уч. года.

Коф –т моторно- служовой памяти

Кол во запомненных слов на нач. уч. года.

Коф-т комб памяти

Кол- во запомненных слов на конец уч. года.

Коф-т комб памяти

Микичур

4

7

6

8

3

30%

4

40%

2

3

Филеткина

3

3

2

8

1

10%

2

20%

1

2

Мне удобно работать с этой таблицей т. к. я наглядно вижу, какой тип памяти преобладает у девочек, чтобы использовать эффективные приемы обучения для развития их к концу 8 класса.

Кроме наблюдения и развития преобладающего типа памяти, большую работу провожу над развитием внимания.

  1. Цель исследования – выявить особенности проявления внимания учащихся.

Для этой цели использую карточки, на которых изображены геометрические фигуры и значки.

Учащиеся должны 10 геометрических фигур заполнить нужным количеством знаков с учетом времени.

Я отмечаю количество ошибок и время, потраченное на выполнение задания.  Например: Грушевская А, без ошибок, время 3мин 6 сек., Петроченко А. 9 ошибок, время 7мин., а также, качество выполнения: часто ли учащиеся отвлекаются, возвращаются к выполнению работы сами или им нужно об этом напоминать.

По технике безопасности для развития внимания использую карточки с оборудованием и инструментом.

           

Запомнить и рассказать правила техники безопасности.

        После исследования делаю вывод об устойчивости внимания (см. таблицу № 2)

Фамилия .Имя.

Кол-во ошибок

Время

Наблюдения

1.


2.

Зябликова С.


Иванова М.

и т. д.

-


9

3 мин.

6 сек.

7 мин.

Работала целенаправленно, не отвлекалась. Внимание устойчивое.

Отвлекалась, перепутала знаки. Внимание рассеянное.

3.Большое внимание уделяю особенности формирования двигательных навыков  - развитию мелкой моторики.

Для этой цели провожу перед началом практической работы  - гимнастику для пальцев и использую шнуровку для каждого ученика.

Шнуровка выполнена из плотного картона с отверстиями в Д – 20 мм, длина – 30, ширина – 12см и шнур. Шнуровка необходима для выполнения тренировочных приемов косого стежка, сметочного, петельного, тамбурного, потом эти стежки выполняем на ткани с иглой.

Комплексно изучив особенности психики всех учащихся, я разбиваю их на

3 группы: сильные – 5 чел.= 41%, средние – 4 чел.= 33%, слабые – 3чел.= 25%.

        В 4 классе вырабатываются основные приемы с иглой, ножницами и на швейной машине. Основное внимание уделяется развитию мелкой моторики, разговорной речи при анализе несложных изделий.

II этап. / 5 класс/.

        В 5 классе на уроках организую соответствующую коррекционную работу, а также осуществляю дифференцированный подход к учащимся в соответствии с их клиническими заболеваниями и результатами психологических исследований. Процесс обучения строю с учетом индивидуальных особенностей, опираясь на активность учащихся.

        Чтобы активизировать учащихся на уроках, развивая их познавательные  интересы, использую межпредметные связи швейного дела с другими предметами (математика, элементы геометрии, черчение, биология, география, русский язык, история). Например: выращивание хлопка, линии чертежа, словарная работа. Наглядные методы обучения, занимательные игры, например: ребусы, кроссворды. При анализе пошиваемых изделий по программе использую образец в натуральную величину и опорные карты с рисунком изделия, по которым учащиеся легко по блокам могут составить характеристику изделия. Например: изделие – наволочка.

ОПОРНАЯ КАРТА

                                            I блок

                

                детали кроя        форма          назначение

                         II блок

   ткани

III блок

технология         отделка

Опорная карта развивает представление об изделии, в сравнении с образцом – логическое мышление и разговорную речь, а также дает возможность составить план работы. При пошиве изделий использую технологические и операционные карты, которые развивают воображение и самостоятельность у учащихся, сравнивая свою работу с образцом.

III. этап / 6 класс /.

        Для развития общетрудовых навыков и умений учащихся провожу констатирующие эксперименты. Даю практические задания выполнения различных швов с учетом времени. В конце года сравниваю качество выполняемой работы и рост производительности труда.

        За основу возьмем детали кроя длиной 20 см.

Данные обработки швов заношу в таблицу./ см. таблицу № 3 /

Таблица № 3.

Ф.И.


            Швы

Стачной шов

Шов в подгибку с закр срезом

Двойной шов

Запошивочный шов

Стачной шов

Шов в подгибку с закр срезом

Двойной шов

Запошивочный шов

Примечание (качество работы)

Октябрь

Май

1

Зябликова С.

2мин 2сек

2мин

40сек

4мин

3мин

20сек

3сек

4сек

1мин

30сек

2мин

2

Филеткина С.

5мин 4сек

4мин

6мин

8мин 20сек

6сек

1мин 12сек

3мин 5сек

3мин 6сек

3

Микичур М.

6мин 1сек

13мин

5сек

7мин

Несправилась

1ми5сек

1мин 30сек

3мин 53сек

8мин 2сек

4

Иванова М.

4мин 2сек

4мин

Несправилась

10ми 50сек

2ми 4сек

3мин 2сек

8мин 6сек

7мин

        

        Вывод: (сравнивая образцы выполненных швов в начале и конце учебного года), учащиеся улучшили время выполнения образцов швов, но качество низкое.

        Производительность труда увеличилась за счет тренировочных упражнений выполнения движений.

Качество образцов:

                                 1 группы – хорошее, с замечаниями

                                 2 группы – удовлетворительное, недостаточно

                                                    осуществляется самоконтроль.

                                 3 группы – неудовлетворительное.

        Третий этап обучения – основной в развитии трудовых навыков и умений. Здесь определяются способности учащихся обучаться в 7 классе швейному делу или переводить их на обучение другого профиля труда.

        На ММС ( младшая медицинская сестра ) были переведены:

Микичур М., Александрова И.

IV. этап. / 7 класс /.

        Главное значение придается самостоятельной работе, развитию навыков контроля и самоконтроля. Учащиеся шьют изделия на себя (юбка, блузка, платье). Развивают навыки снятия мерок с манекена и друг с друга. На основании мерок строят чертеж и сами выполняют раскрой. Рассчитывают расход ткани на изделие, стоимость одной операции и всего изделия в целом.

        Большое внимание уделяю производительному труду, пошиву разнообразного ассортимента изделий: постельное белье, фартуки, шторы, мужские трусы, прихватки.

        С этой целью провожу расчет времени на каждое изделие. За основу беру время констатирующего эксперимента выполнения швов, а также способности каждой ученицы сшить планируемое количество изделий за время, отведенное по программе на практическое повторение.

        Плановый пошив изделий способствует развитию производительности труда и ответственности за выполнение задания и качества выполняемой работы, развивает самостоятельность.

        Это позволяет перейти на личностно – ориентированно обучение, учитывая индивидуальные способности каждой ученицы. / см. таблицу № 4 /.

Таблица № 4.

Фамилия Имя

Наволочка 70 х 70

Время по программе

Кол –во изделий в штук

Расценна 1 издел

Заработанная сумма

Двойной шов

Вподгибку  с закр срезом

Сум ма времени

Длина строчки в м

1.

2.

3.

Иванова М.

Грушевская А.                    

Александрова И.

20

25

55

10

15

20

30

40

1ч15

2,80

2,80

2,80

10 час

10 час

10 час

20

12

5

1р 10к

1р 10к

1р 10 к

22 руб

13,20

5,50

        Учитывается время на переделку, хождение по мастерской, утюжку.

V. этап. / 8 класс /.

        В 8 классе во время трудовой практики учащиеся закрепляют приобретенные навыки и умения, занимаясь производительным трудом.

        Проблемы социальной и трудовой адаптации умственно – отсталых детей в условиях тяжелого промышленного кризиса и нарастающей безработицы заставляют отойти от подготовки выпускников к операционной поточной работе на фабриках. Возникла потребность  готовить их к индивидуальной трудовой деятельности, формировать экономические знания, учить общению с заказчиками и тем самым зарабатывать на жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования умений ставить и решать проблему у учащихся 8-9 классов на уроке информатики средствами разноуровневых заданий и практических работ

Изучение предмета «Информатика и ИКТ» должно способствовать процессам социализации личности, фундаментализации образования, обеспечения возможности продолжать обучение (в рамках непрерывного от...

Психофизиологические особенности учащихся подросткового возраста

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные ...

Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии.

Система работы педагога, позволяющая учитывать индивидуальные особенности учащихся и формировать индивидуальный стиль познавательной деятельности....

Учет возрастных особенностей учащихся в работе классного руководителя

Методические рекомендации по использованию таблицыТаблица компактно содержит сведения, необходимые для планирования работы классного руководителя с учащимися. Представленные методические рекомендации ...

Методическая разработка: Дифференцированное индивидуальное обучение. Работа по повышению знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках математики.

Методические рекомендации по применению технологии дифференцированного обучения на уроках математике.Работа по повышению качества знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках геометр...