Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"
план-конспект на тему

Морозова Людмила Геннадьевна

Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающих дощечек, направленных на развитие моторных функций у детей с ОВЗ (Ннарушения ОДА).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 128 «Василек»

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект непрерывной образовательной деятельности

с детьми с ОВЗ подготовительной к школе группы

по образовательной области «Коммуникация»

(раздел «Подготовка к обучению грамоте»)

 с интеграцией образовательных областей «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Двигательная деятельность».

Тема:  “Редакция журнала”

Разработала:

учитель – дефектолог

Морозова Л.Г.

г. Чебоксары  2016г.

  1. Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Закрепить понятия: «Гласный звук», «Мягкий согласный звук», «Твердый согласный звук»;
  2. Совершенствовать навыки звукового анализа слов (выделения ударного гласного из середины слова, дифференциации  согласных звуков по твердости – мягкости, определения позиции звука в слове)
  3. Упражнять в выкладывании образа буквы М;
  4. Развивать диалогическую форму речи;
  5. Формировать умение задавать вопросы и отвечать на них полными предложениями;

Коррекционно - развивающие задачи:

  1. Развивать зрительное восприятие, внимание и логическое мышление;
  2. Совершенствовать навыки зрительно – моторной координации, ручной умелости;
  3. Развивать творческое воображение.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать умение и желание работать коллективно при создании общего продукта деятельности;
  2. Воспитывать умение работать в парах, терпеливо дожидаясь своей очереди.

Программное содержание в интеграции с образовательной областью

«Познание»:

  • познакомить детей с журналом – как средством массовой информации, процессом его создания и профессиями людей, работающих в редакции;
  • упражнять в узнавании и назывании цифр и основных цветов.

«Социализация»:

  • упражнять детей в выполнении ролевых действий работников редакции (роли корреспондентов, художников, редакторов);
  • воспитывать заинтересованность в ролевой игре;
  • поддерживать детскую инициативу в игре.

 «Художественное творчество»:

  • отрабатывать навык приклеивания заготовки четко по контуру.

 «Двигательная деятельность»:

  • развивать координацию речи с движениями;
  • упражнять в выполнении основных движений (бег по кругу, наклоны, потягивания вверх, прыжки на месте).

  1. Методы и приемы
  • Наглядный – показ презентации, игровых пособий;
  • Словесный – художественное слово, беседа, рассуждения, вопросы педагога и детей, хоровые и индивидуальные ответы детей, словесные игры;
  • Практический – ролевая и дидактическая игра, игровые упражнения.
  • Использование здоровьесберегающих технологий (зрительной и дыхательной гимнастики).
  1. Демонстрационный материал
  • Компьютерно – проекторная установка;
  • Электронная презентация «Откуда к нам пришел журнал?»
  • Макет создаваемого журнала;
  • Серия обучающих дощечек «Забавные паутинки», «Цифровая дощечка», «Умная гусеница»;
  • Предметные картинки;
  • Журналы для оформления помещения группы.
  1. Раздаточный материал
  • Бейджи – модули с изображением атрибутов профессий («микрофон» - корреспонденты, «краски» - художники, «фотоаппарат» - фотографы); 
  • Звуковые символы гласных звуков Т.А. Ткаченко (а,о,и,у), звука М;
  • Обучающие дощечки «Цыфровая дощечка» (6 шт.)
  • Обучающие дощечки для работы в парах «Умная гусеница» (3 шт.);
  • Д/И  «Выбери продукт для йогурта» (6 шт.);
  • Игральные фишки (6 шт.);
  • Крышки – фишки, обозначающие звуки (красные, синие, зеленые) по 3 шт.
  • Предметные картинки со звуками М- Мь;
  • Разноцветные резиночки;
  • Игрушечные микрофоны (2 шт.);
  • Фотоаппараты (2 шт.);
  • «Рисунки - фотографии» игр для журнала;
  1. Предполагаемая индивидуальная работа:
  • Дифференцированный подход к способу игры с разработкой «Звуковой калейдоскоп»: детям с достаточным уровнем сформированности фонематических процессов – самостоятельный подбор слов с заданным звуком, детям с недостаточным уровнем – дифференциация согласного звука по твердости – мягкости на основе картинного материала.
  • Дифференцированный подход к  составлению образа буквы из цветных резиночек на «Цифровой дощечке»: детям, знакомым с цифрами,  – на основе цифрового обозначения, не владеющими образом цифр – на основе цвета.
  1. Примерный ход НОД

Структурные части

Действия и слова педагога

Предполагаемые действия и ответы детей

Способ организации

Приветствен - ные слова детям и гостям.

- Добрый день ребята и уважаемые гости. Посмотрите, как много здесь интересного (показывает на журналы).

- Что это?

-А что такое журнал?

Дети приветствуют гостей.

- Журналы.

Дети рассуждают.

Фронтальный

Беседа с использованием электронной презентации «Откуда к нам пришел журнал».

По слайдам презентации рассказываем детям:

- Журнал – это одно из средств массовой информации, через которое люди получают знания.  Оно имеет форму книги.

Дети рассматривают слайды.

Фронтальный

- Детский журнал -  увлекательный и поучительный друг детей, из него можно узнать много нового и интересного. В нем могут печататься различные игры.        

- Создание журнала – сложный процесс, в котором трудится большое количество людей.

-  Если рассмотреть журналы, то мы видим, на его страницах и обложке размещаются фотографии.

-Кто же делает фотографии для журнала?

-Фотограф фотографирует окружающие предметы, явления нашей жизни и людей. Ему в работе помогают фото и видеокамеры.

-Если полистать журнал, то увидим, что на его страницах печатаются различные статьи.

- Над их созданием трудится корреспондент.  Так же он берет у людей интервью, т.е. опрашивает мнение окружающих по какому – либо вопросу и описывает его в журнале.

-В своей работе ему необходим микрофон.

В журналах имеется большое количество картинок. Кто их создает? Художник не только рисует картинки, но и оформляет журнал, красиво и правильно размещает фотографии и картинки.

-А что ему в этом помогает?

- Трудятся все эти люди над созданием журнала в редакции.

- В старину редакция выглядела так, в ней находилась одна бумага и ручки. В настоящее время на помощь людям пришла техника, компьютеры, большие печатные машины – станки.  Сейчас редакция выглядит так…

 - А теперь, думаю, пора поиграть в игру «Жмурки», нашим глазкам отдохнуть. Сильно зажмурили  глазки, спрятали их на 2 – 3 сек., открыли, спокойно закрыли, подождали и открыли.

А теперь посмотрите вверх, вниз и в стороны.

- Сегодня я предлагаю вам самим попробовать создать свой первый журнал. Попробуем?

- Да, попробуем.

- Чему же мы его посвятим?

- Вы скоро пойдете в школу.

- Какой журнал полезен для будущего школьника?

Рассуждения  детей

 -Я предлагаю посвятить журнал звукам и буквам. А как же мы его назовем?

Рассуждения  детей

Распределение ролей

 - Как вы думаете с чего следует начать работу над журналом?

Рассуждения  детей

Фронтальный

- Конечно же, необходимо распределить роли, кто кем будет при создании журнала.

Предлагаю каждому выбрать по одному бейджику и вы узнаете, кем будете работать в редакции.

(используются эмблемы с символами: «микрофон» (2 шт.) - корреспонденты, «краски» (2 шт.) - художники,

«фотоаппарат»  (2 шт.) - фотографы)

Дети прикалывают  на грудь Бейджи.

Оформление  «Странички гласных звуков», разукрашенной в красный цвет.

 - Теперь журнал мы открываем и на страницу попадаем.

А красный цвет подскажет нам, какие звуки живут там.

(в случае затруднения педагог задает уточняющие вопросы:                                  

-какие звуки мы обозначаем красным цветом,

-красными фишками).

Показ звуковых символов, сопровождающийся движениями со словами:

-А, ротик нам открыть пора,

О – стал наш рот как колесо,

У – губки хоботом тяну

И – ты улыбку всем дари!!!

 - Гласные звуки. Это а,о,у,и.

Фронтальный

 - Предлагаю поиграть в игру «Забавные паутинки», вам необходимо определить, какой гласный звук спрятался в каждом слове и соединить эту картинку с символом нужного звука.  

Используется обучающая дощечка «Забавные паутинки».

Дети выделяют гласный звук из слова и соединяют его с нужным звуковым символом резиночкой

Индивидуальные ответы детей

- Пора за дело браться нашим фотографам.

Раздаем детям фотоаппараты и предлагаем им «готовое фото» - рисунок игры.

- Наши художники сейчас разместят «картинку – фотографию»  этой игры на страничке «Гласных звуков».

Дети – фотографы «делают»  снимок.

Дети – художники  приклеивают заготовку дидактического пособия на страничку.

В микрогруппе

Оформление «Странички согласных звуков», разукрашенной в синий и зеленый  цвета.

- Журнал мы дальше полистаем

И на страничку попадаем.

Зеленый, синий здесь ковер.

О чем же нам расскажет он?

(в случае затруднения педагог задает уточняющие вопросы:                                  

-какие звуки мы обозначаем синим цветом, зеленым,

-синими, зелеными фишками).

- Какие согласные звуки вы знаете?

Показ звукового символа звука  М

-Звук М может быть разным – в некоторых словах он произносится твердо, а в некоторых- мягко.

Ответы детей

Фронтально

- Предлагаю поиграть в игру «Выбери продукт для йогурта». Для этого вам необходимо определить, какой звук М встречается в каждом слове – твердый М или мягкий Мь и поставить свою фишку на кружок нужного цвета. Так вы сможете дойти до продукта и сказать, какой йогурт будете готовить.

Используется игра из методической разработки  «Звуковой калейдоскоп».

Дети называют По-очереди картинки и определяют какой звук М в данном слове – мягкий или твердый.

Может использоваться усложнение: самостоятельно подбирают слова с твердым М или мягким звуком Мь, чтобы дойти до определенного продукта.

- Пора за дело браться нашим фотографам.

Раздаем детям фотоаппараты и предлагаем им «готовое фото» - рисунок игры.

- Наши художники сейчас разместят «картинку – фотографию»  этой игры на страничке «Согласных звуков».

Дети – фотографы «делают»  снимок.

Дети – художники  приклеивают заготовку дидактического пособия на страничку.

В микрогруппе

Динамическая пауза

- Мы работали, играли.

Думаю, что мы устали.

Сейчас немножко отдохнем,

Потом работу мы начнем.

Взявшись за руки, мы  встали

И немножко поскакали.

Побежали,  все нагнулись

Кверху дружно потянулись…

Воздух носом мы вдыхаем,

А потом все пропеваем:

Ма, мо, му, ми.

Встали парами, друзья
И сказали: “Ты да я –
Это мы”
Между тем
Получилась буква М.

Дети выполняют движения физминутки с речевым сопровождением

Фронтально

Оформление «Буквенной странички»

 - Мы со звуками играли,

Дружно М мы повторяли.

Чтобы звук нам увидать

Пора букву изучать…

Педагог раздает каждому ребенку  обучающую «Цифровую дощечку» и просит выложить букву М из разноцветных резиночек по образцу.

Работа с обучающей дощечкой.

Детям необходимо соединить цифры, которые задействованы  при создании образа буквы М (по образцу).

Если ребенок не знает цифр – работа осуществляется на основе цветных гвоздиков.

Фронтально

- Пора за дело браться нашим фотографам.

Раздаем детям фотоаппараты и предлагаем им «готовое фото» - рисунок игры.

- Наши художники сейчас разместят «картинку – фотографию»  этой игры на страничке.

Дети – фотографы «делают»  снимок.

Дети – художники  приклеивают заготовку дидактического пособия на страничку.

В микрогруппе

Оформление странички «Звуковых пряток»

 - Пришла пора журнал листать

И место звука и буквы  в слове определять.

- Предлагаю поиграть в игру «Умная гусеница» (используется аналогичная дощечка) и определить место звука М в слове на картинке и закрутить нужную крышку в нужное место.

Предлагается 2 картинки для каждого ребенка в паре.

Каждая пара детей работает с обучающей дощечкой

В парах

- Пора за дело браться нашим фотографам.

Раздаем детям фотоаппараты и предлагаем им «готовое фото» - рисунок игры.

- Наши художники сейчас разместят «картинку – фотографию»  этой игры на страничке

Дети – фотографы «делают»  снимок.

Дети – художники  приклеивают заготовку дидактического пособия на страничку.

В микрогруппе

Интервьюиро - вание

Детям – корреспондентам  предлагаются игрушечные микрофоны с символикой телеканалов.

- Настало время поработать нашим корреспондентам и  взять интервью у создателей журнала.

-О чем вы хотели бы задать вопросы?

Может быть спросим:

 - Скажите пожалуйста, вам понравился журнал?

 - Какая игра  понравилась больше всего?

- Что было труднее всего?

Возьмите интервью, пожалуйста, у наших гостей. Спросите, хотели бы они сами создать свой собственный журнал, чему бы его посвятили?

- Дети – корреспонденты «берут интервью» друг у друга и гостей.

В микрогруппах

Обобщение материала, Анализирова - ние деятельности детей

- Все ребята сегодня  прекрасно справились с ролью корреспондентов, фотографов и художников, работали дружно, ответственно, в результате чего получился прекрасный детской журнал – подарок. Кому же мы можем его подарить?

- Нашим воспитателям. Мы будем его читать и играть в игры со звуками и буквами.

Фронтальный

Прощальные слова педагога

 - Теперь скажу вам на прощанье:

«До новой встречи или до свидания»,

Добавлю так же: «Будьте вы здоровы,

Надеюсь, в следующий раз мы поиграем снова!»

Прощаются с педагогом и гостями

Фронтальный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Пишичитай-ка».

Данная рабочая  программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических ка...

"В горнице" Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Конспект проведения непрерывной образовательной деятельности. Область коммуникация «Развитие речи» для детей старшего/подготовительного возраста с современными (адаптированными) элементами ТРИЗ «Сочиняем сказку сами»

Данный конспект представляет собой модель, вариант сочинения сказки. Дети сочиняют сказку сами, воспитатель лишь направляет детей, и выступает в роли помощника, если это потребуется.Данная НОД отвечае...

Конспект проведения непрерывной образовательной деятельности. Область коммуникация «Развитие речи» для детей старшего/подготовительного возраста с современными (адаптированными) элементами ТРИЗ «Сочиняем сказку сами»

Даннй конспект представляет собой модель, вариант сочинения сказки. Дети сочиняют сказку сами, воспитатель лишь нарвляет, и выступает в роли помощника, если это требуется. Данная НОД отвечает всем сов...

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье кратко освящены основные направления в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье более подробно раскрыты основные направления в работе по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ЗПР....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Тема:    Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.Задачи:Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.Учить читать сочетания гласных букв.Закреплять умение составлять предложения с п...