Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"
план-конспект на тему
Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающих дощечек, направленных на развитие моторных функций у детей с ОВЗ (Ннарушения ОДА).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОВЗ | 35.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 128 «Василек»
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект непрерывной образовательной деятельности
с детьми с ОВЗ подготовительной к школе группы
по образовательной области «Коммуникация»
(раздел «Подготовка к обучению грамоте»)
с интеграцией образовательных областей «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Двигательная деятельность».
Тема: “Редакция журнала”
Разработала:
учитель – дефектолог
Морозова Л.Г.
г. Чебоксары 2016г.
- Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Закрепить понятия: «Гласный звук», «Мягкий согласный звук», «Твердый согласный звук»;
- Совершенствовать навыки звукового анализа слов (выделения ударного гласного из середины слова, дифференциации согласных звуков по твердости – мягкости, определения позиции звука в слове)
- Упражнять в выкладывании образа буквы М;
- Развивать диалогическую форму речи;
- Формировать умение задавать вопросы и отвечать на них полными предложениями;
Коррекционно - развивающие задачи:
- Развивать зрительное восприятие, внимание и логическое мышление;
- Совершенствовать навыки зрительно – моторной координации, ручной умелости;
- Развивать творческое воображение.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение и желание работать коллективно при создании общего продукта деятельности;
- Воспитывать умение работать в парах, терпеливо дожидаясь своей очереди.
Программное содержание в интеграции с образовательной областью
«Познание»:
- познакомить детей с журналом – как средством массовой информации, процессом его создания и профессиями людей, работающих в редакции;
- упражнять в узнавании и назывании цифр и основных цветов.
«Социализация»:
- упражнять детей в выполнении ролевых действий работников редакции (роли корреспондентов, художников, редакторов);
- воспитывать заинтересованность в ролевой игре;
- поддерживать детскую инициативу в игре.
«Художественное творчество»:
- отрабатывать навык приклеивания заготовки четко по контуру.
«Двигательная деятельность»:
- развивать координацию речи с движениями;
- упражнять в выполнении основных движений (бег по кругу, наклоны, потягивания вверх, прыжки на месте).
- Методы и приемы
- Наглядный – показ презентации, игровых пособий;
- Словесный – художественное слово, беседа, рассуждения, вопросы педагога и детей, хоровые и индивидуальные ответы детей, словесные игры;
- Практический – ролевая и дидактическая игра, игровые упражнения.
- Использование здоровьесберегающих технологий (зрительной и дыхательной гимнастики).
- Демонстрационный материал
- Компьютерно – проекторная установка;
- Электронная презентация «Откуда к нам пришел журнал?»
- Макет создаваемого журнала;
- Серия обучающих дощечек «Забавные паутинки», «Цифровая дощечка», «Умная гусеница»;
- Предметные картинки;
- Журналы для оформления помещения группы.
- Раздаточный материал
- Бейджи – модули с изображением атрибутов профессий («микрофон» - корреспонденты, «краски» - художники, «фотоаппарат» - фотографы);
- Звуковые символы гласных звуков Т.А. Ткаченко (а,о,и,у), звука М;
- Обучающие дощечки «Цыфровая дощечка» (6 шт.)
- Обучающие дощечки для работы в парах «Умная гусеница» (3 шт.);
- Д/И «Выбери продукт для йогурта» (6 шт.);
- Игральные фишки (6 шт.);
- Крышки – фишки, обозначающие звуки (красные, синие, зеленые) по 3 шт.
- Предметные картинки со звуками М- Мь;
- Разноцветные резиночки;
- Игрушечные микрофоны (2 шт.);
- Фотоаппараты (2 шт.);
- «Рисунки - фотографии» игр для журнала;
- Предполагаемая индивидуальная работа:
- Дифференцированный подход к способу игры с разработкой «Звуковой калейдоскоп»: детям с достаточным уровнем сформированности фонематических процессов – самостоятельный подбор слов с заданным звуком, детям с недостаточным уровнем – дифференциация согласного звука по твердости – мягкости на основе картинного материала.
- Дифференцированный подход к составлению образа буквы из цветных резиночек на «Цифровой дощечке»: детям, знакомым с цифрами, – на основе цифрового обозначения, не владеющими образом цифр – на основе цвета.
- Примерный ход НОД
Структурные части | Действия и слова педагога | Предполагаемые действия и ответы детей | Способ организации |
Приветствен - ные слова детям и гостям. | - Добрый день ребята и уважаемые гости. Посмотрите, как много здесь интересного (показывает на журналы). - Что это? -А что такое журнал? | Дети приветствуют гостей. - Журналы. Дети рассуждают. | Фронтальный |
Беседа с использованием электронной презентации «Откуда к нам пришел журнал». | По слайдам презентации рассказываем детям: - Журнал – это одно из средств массовой информации, через которое люди получают знания. Оно имеет форму книги. | Дети рассматривают слайды. | Фронтальный |
- Детский журнал - увлекательный и поучительный друг детей, из него можно узнать много нового и интересного. В нем могут печататься различные игры. | |||
- Создание журнала – сложный процесс, в котором трудится большое количество людей. | |||
- Если рассмотреть журналы, то мы видим, на его страницах и обложке размещаются фотографии. -Кто же делает фотографии для журнала? -Фотограф фотографирует окружающие предметы, явления нашей жизни и людей. Ему в работе помогают фото и видеокамеры. | |||
-Если полистать журнал, то увидим, что на его страницах печатаются различные статьи. - Над их созданием трудится корреспондент. Так же он берет у людей интервью, т.е. опрашивает мнение окружающих по какому – либо вопросу и описывает его в журнале. -В своей работе ему необходим микрофон. | |||
В журналах имеется большое количество картинок. Кто их создает? Художник не только рисует картинки, но и оформляет журнал, красиво и правильно размещает фотографии и картинки. -А что ему в этом помогает? | |||
- Трудятся все эти люди над созданием журнала в редакции. - В старину редакция выглядела так, в ней находилась одна бумага и ручки. В настоящее время на помощь людям пришла техника, компьютеры, большие печатные машины – станки. Сейчас редакция выглядит так… | |||
- А теперь, думаю, пора поиграть в игру «Жмурки», нашим глазкам отдохнуть. Сильно зажмурили глазки, спрятали их на 2 – 3 сек., открыли, спокойно закрыли, подождали и открыли. А теперь посмотрите вверх, вниз и в стороны. | |||
- Сегодня я предлагаю вам самим попробовать создать свой первый журнал. Попробуем? | - Да, попробуем. | ||
- Чему же мы его посвятим? - Вы скоро пойдете в школу. - Какой журнал полезен для будущего школьника? | Рассуждения детей | ||
-Я предлагаю посвятить журнал звукам и буквам. А как же мы его назовем? | Рассуждения детей | ||
Распределение ролей | - Как вы думаете с чего следует начать работу над журналом? | Рассуждения детей | Фронтальный |
- Конечно же, необходимо распределить роли, кто кем будет при создании журнала. Предлагаю каждому выбрать по одному бейджику и вы узнаете, кем будете работать в редакции. (используются эмблемы с символами: «микрофон» (2 шт.) - корреспонденты, «краски» (2 шт.) - художники, «фотоаппарат» (2 шт.) - фотографы) | Дети прикалывают на грудь Бейджи. | ||
Оформление «Странички гласных звуков», разукрашенной в красный цвет. | - Теперь журнал мы открываем и на страницу попадаем. А красный цвет подскажет нам, какие звуки живут там. (в случае затруднения педагог задает уточняющие вопросы: -какие звуки мы обозначаем красным цветом, -красными фишками). Показ звуковых символов, сопровождающийся движениями со словами: -А, ротик нам открыть пора, О – стал наш рот как колесо, У – губки хоботом тяну И – ты улыбку всем дари!!! | - Гласные звуки. Это а,о,у,и. | Фронтальный |
- Предлагаю поиграть в игру «Забавные паутинки», вам необходимо определить, какой гласный звук спрятался в каждом слове и соединить эту картинку с символом нужного звука. Используется обучающая дощечка «Забавные паутинки». | Дети выделяют гласный звук из слова и соединяют его с нужным звуковым символом резиночкой | Индивидуальные ответы детей | |
- Пора за дело браться нашим фотографам. Раздаем детям фотоаппараты и предлагаем им «готовое фото» - рисунок игры. - Наши художники сейчас разместят «картинку – фотографию» этой игры на страничке «Гласных звуков». | Дети – фотографы «делают» снимок. Дети – художники приклеивают заготовку дидактического пособия на страничку. | В микрогруппе | |
Оформление «Странички согласных звуков», разукрашенной в синий и зеленый цвета. | - Журнал мы дальше полистаем И на страничку попадаем. Зеленый, синий здесь ковер. О чем же нам расскажет он? (в случае затруднения педагог задает уточняющие вопросы: -какие звуки мы обозначаем синим цветом, зеленым, -синими, зелеными фишками). - Какие согласные звуки вы знаете? Показ звукового символа звука М -Звук М может быть разным – в некоторых словах он произносится твердо, а в некоторых- мягко. | Ответы детей | Фронтально |
- Предлагаю поиграть в игру «Выбери продукт для йогурта». Для этого вам необходимо определить, какой звук М встречается в каждом слове – твердый М или мягкий Мь и поставить свою фишку на кружок нужного цвета. Так вы сможете дойти до продукта и сказать, какой йогурт будете готовить. Используется игра из методической разработки «Звуковой калейдоскоп». | Дети называют По-очереди картинки и определяют какой звук М в данном слове – мягкий или твердый. Может использоваться усложнение: самостоятельно подбирают слова с твердым М или мягким звуком Мь, чтобы дойти до определенного продукта. | ||
- Пора за дело браться нашим фотографам. Раздаем детям фотоаппараты и предлагаем им «готовое фото» - рисунок игры. - Наши художники сейчас разместят «картинку – фотографию» этой игры на страничке «Согласных звуков». | Дети – фотографы «делают» снимок. Дети – художники приклеивают заготовку дидактического пособия на страничку. | В микрогруппе | |
Динамическая пауза | - Мы работали, играли. Думаю, что мы устали. Сейчас немножко отдохнем, Потом работу мы начнем. Взявшись за руки, мы встали И немножко поскакали. Побежали, все нагнулись Кверху дружно потянулись… Воздух носом мы вдыхаем, А потом все пропеваем: Ма, мо, му, ми. Встали парами, друзья | Дети выполняют движения физминутки с речевым сопровождением | Фронтально |
Оформление «Буквенной странички» | - Мы со звуками играли, Дружно М мы повторяли. Чтобы звук нам увидать Пора букву изучать… Педагог раздает каждому ребенку обучающую «Цифровую дощечку» и просит выложить букву М из разноцветных резиночек по образцу. | Работа с обучающей дощечкой. Детям необходимо соединить цифры, которые задействованы при создании образа буквы М (по образцу). Если ребенок не знает цифр – работа осуществляется на основе цветных гвоздиков. | Фронтально |
- Пора за дело браться нашим фотографам. Раздаем детям фотоаппараты и предлагаем им «готовое фото» - рисунок игры. - Наши художники сейчас разместят «картинку – фотографию» этой игры на страничке. | Дети – фотографы «делают» снимок. Дети – художники приклеивают заготовку дидактического пособия на страничку. | В микрогруппе | |
Оформление странички «Звуковых пряток» | - Пришла пора журнал листать И место звука и буквы в слове определять. - Предлагаю поиграть в игру «Умная гусеница» (используется аналогичная дощечка) и определить место звука М в слове на картинке и закрутить нужную крышку в нужное место. Предлагается 2 картинки для каждого ребенка в паре. | Каждая пара детей работает с обучающей дощечкой | В парах |
- Пора за дело браться нашим фотографам. Раздаем детям фотоаппараты и предлагаем им «готовое фото» - рисунок игры. - Наши художники сейчас разместят «картинку – фотографию» этой игры на страничке | Дети – фотографы «делают» снимок. Дети – художники приклеивают заготовку дидактического пособия на страничку. | В микрогруппе | |
Интервьюиро - вание | Детям – корреспондентам предлагаются игрушечные микрофоны с символикой телеканалов. - Настало время поработать нашим корреспондентам и взять интервью у создателей журнала. -О чем вы хотели бы задать вопросы? Может быть спросим: - Скажите пожалуйста, вам понравился журнал? - Какая игра понравилась больше всего? - Что было труднее всего? Возьмите интервью, пожалуйста, у наших гостей. Спросите, хотели бы они сами создать свой собственный журнал, чему бы его посвятили? | - Дети – корреспонденты «берут интервью» друг у друга и гостей. | В микрогруппах |
Обобщение материала, Анализирова - ние деятельности детей | - Все ребята сегодня прекрасно справились с ролью корреспондентов, фотографов и художников, работали дружно, ответственно, в результате чего получился прекрасный детской журнал – подарок. Кому же мы можем его подарить? | - Нашим воспитателям. Мы будем его читать и играть в игры со звуками и буквами. | Фронтальный |
Прощальные слова педагога | - Теперь скажу вам на прощанье: «До новой встречи или до свидания», Добавлю так же: «Будьте вы здоровы, Надеюсь, в следующий раз мы поиграем снова!» | Прощаются с педагогом и гостями | Фронтальный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Пишичитай-ка».
Данная рабочая программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических ка...
"В горнице" Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....
Конспект проведения непрерывной образовательной деятельности. Область коммуникация «Развитие речи» для детей старшего/подготовительного возраста с современными (адаптированными) элементами ТРИЗ «Сочиняем сказку сами»
Данный конспект представляет собой модель, вариант сочинения сказки. Дети сочиняют сказку сами, воспитатель лишь направляет детей, и выступает в роли помощника, если это потребуется.Данная НОД отвечае...
Конспект проведения непрерывной образовательной деятельности. Область коммуникация «Развитие речи» для детей старшего/подготовительного возраста с современными (адаптированными) элементами ТРИЗ «Сочиняем сказку сами»
Даннй конспект представляет собой модель, вариант сочинения сказки. Дети сочиняют сказку сами, воспитатель лишь нарвляет, и выступает в роли помощника, если это требуется. Данная НОД отвечает всем сов...
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В данной статье кратко освящены основные направления в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В данной статье более подробно раскрыты основные направления в работе по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ЗПР....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Тема: Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.Задачи:Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.Учить читать сочетания гласных букв.Закреплять умение составлять предложения с п...
- Мне нравится (1)