Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
план-конспект по русскому языку
Тема: Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.
Задачи:
- Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.
- Учить читать сочетания гласных букв.
- Закреплять умение составлять предложения с предлогами по схемам.
- Упражнять в делении слов на части.
- Продолжать формировать фиксированный выдох.
- Развивать общую и артикуляционную моторику, графо-моторные навыки.
- Воспитывать навыки организованного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_znakomstvo_s_glasnymi.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Тема: Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.
Задачи:
- Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.
- Учить читать сочетания гласных букв.
- Закреплять умение составлять предложения с предлогами по схемам.
- Упражнять в делении слов на части.
- Продолжать формировать фиксированный выдох.
- Развивать общую и артикуляционную моторику, графо-моторные навыки.
- Воспитывать навыки организованного поведения.
Материалы: схемы предложений, символы: «ухо», «рот», «глаз», «рука»; символы гласных звуков; карточки с гласными буквами: А,О,У,И,Ы,Э; изображения «Звукарика» и «Букварика»; фишки красного цвета, тетради; карточки с «зашумленными» гласными буквами; карандаши красного цвета; кассы букв с гласными буквами.
Ход:
1.Организационный момент.
- На место сядет тот, кто составит предложение по схеме. (Схемы предложений с предлогами).
2. Дыхательная гимнастика.
- Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки) сначала без голоса, затем – с голосом (а-а-а…).
- Вдох носом. Плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф…).
3. Артикуляционная гимнастика: «Трубочка», «Воронка», «Барабанщик», «Футбол»
4. Упражнение «Вспомни и ответь».
- Что такое звук? (Выставляет символы: «ухо», «рот»).
- Правильно, то, что мы произносим и слышим.
- Какие бывают звуки? (Речевые и неречевые).
- Вспомните, какие звуки называют неречевыми.
- Кто живет в нашем речевом уголке и знает все о звуках? (Звукарик).
- О чем подсказывает нам Звукарик? (Что звуки мы слышим и произносим).
- Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О звуках).
5. Сказка
- Послушайте сказку.
Давным-давно жили-были звуки. Их было шесть. У каждого звука был свой характер: А – радостный и веселый, У – угрюмый, О – очень любил всему удивляться, И – игривый, улыбчивый, Э – медлительный, рассудительный, Ы – самый упрямый.
Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Пели звуки по одному: А,О,У,И,Э,Ы; (дети пропевают отдельные звуки и цепочки звуков вместе с логопедом); парами (дуэтом): АУ,ОИ,ЭЫ…; по трое (трио): АУО,ИЭЫ… и даже хором: АУОИЭЫ!
Ходили звуки по свету. Голосисто пели. За этот их стали называть гласными и красные рубашки подарили.
- Когда мы произносим гласные звуки. звук идет из горлышка и не встречает на своем пути никаких преград, ему ничего не мешает: ни зубы, ни губы, ни язычок.
Но однажды задумались звуки:
- Как же так? – говорит А. – У всех есть дома, а у нас нет.
- У зверей – у кого дупло, у кого берлога, - поддержал У.
- О, и у каждой птички есть гнездо! – подхватил О.
- И люди в домах живут, - тихонько заметил И.
-Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! – возмутились Э и Ы.
Подумали-подумали, да и начали дома строить. А да И нашли по три палочки (по ходу повествования. На доску выставляются соответствующие буквы). А сделал шалаш с перекладиной, И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен. У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности. О увидел колесо, оно ему и подошло. Э долго смотрел на треснутый ободок колеса, потом приделал к нему палочку и устроился. Домики появились у всех!
Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали: у звука А – домик-буква А, у звука У – домик-буква У, у звука О – О, у И – И, у Э – Э, у Ы – Ы.
С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.
- Кто запомнил, как одним словом называются все звуки, о которых я вам рассказала? (Гласные).
- Какого цвета у них рубашки?
- Гласные звуки мы будем обозначать фишками красного цвета. Найдите их в своих пеналах и покажите мне.
6. Упражнение «Раздели слово на части»
Логопед предлагает детям разделить на части слова: КАША, МОЛОКО, ДЫМ, КНИГИ, СТУЛ, ЭХО. (Дети делят слова хлопками).
- Сколько слогов в слове КАША?
- Выложите на стол столько красных фишек, сколько в этом слове гласных звуков?
- Запомните правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько в нем и слогов».
7. Физкультминутка
Логопед показывает буквы, дети выполняют упражнения.
А – поднять руки вверх, У – вытянуть руки вперед, И – разводят руки в стороны, Э – руки к плечам, О – сделать большой круг перед собой.
- Упражнение «Обведи буквы»
- Если звуки мы произносим и слышим, то буквы … (выставляет на доску символы «глаз», «рука»).
- Правильно, видим и пишем.
- О буквах все знает Букварик. Теперь и он поселяется в нашем речевом уголке.
Дети обводят контуры гласных букв в тетрадях.
- Упражнение «Раскрась только гласные буквы»
Логопед раздает детям карточки с «зашумленными» буквами и предлагает раскрасить только гласные буквы, с которыми познакомились сегодня.
- Упражнение «Прочитай»
- Я буду произносить звуки, а вы подбирайте буквы.
Логопед произносит звукосочетания: «АУ», «ОИ», «АУИ», «ЭОЫ» и т.п. Задает вопросы:
- Сколько звуков я произнесла?
- Какой первый (второй, третий) звук?
После каждого анализа дети выкладывают сочетания из букв и читают их.
- Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Пишичитай-ка».
Данная рабочая программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических ка...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»
Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...
"В горнице" Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В данной статье кратко освящены основные направления в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В данной статье более подробно раскрыты основные направления в работе по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ЗПР....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"
Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающ...
Консультация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....