Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
план-конспект по русскому языку

Тема:    Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.

Задачи:

  1. Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.
  2. Учить читать сочетания гласных букв.
  3. Закреплять умение составлять предложения с предлогами по схемам.
  4. Упражнять в делении слов на части.
  5. Продолжать формировать фиксированный выдох.
  6. Развивать общую и артикуляционную моторику, графо-моторные навыки.
  7. Воспитывать навыки организованного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znakomstvo_s_glasnymi.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Тема:    Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.

Задачи: 

  1. Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.
  2. Учить читать сочетания гласных букв.
  3. Закреплять умение составлять предложения с предлогами по схемам.
  4. Упражнять в делении слов на части.
  5. Продолжать формировать фиксированный выдох.
  6. Развивать общую и артикуляционную моторику, графо-моторные навыки.
  7. Воспитывать навыки организованного поведения.

Материалы: схемы предложений, символы: «ухо», «рот», «глаз», «рука»; символы гласных звуков; карточки с гласными буквами: А,О,У,И,Ы,Э; изображения «Звукарика» и «Букварика»; фишки красного цвета, тетради; карточки с «зашумленными» гласными буквами; карандаши красного цвета; кассы букв с гласными буквами.

Ход:

1.Организационный момент.

- На место сядет тот, кто составит предложение по схеме. (Схемы предложений с предлогами).

2. Дыхательная гимнастика.

  • Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки) сначала без голоса, затем – с голосом (а-а-а…).
  • Вдох носом. Плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф…).

3. Артикуляционная гимнастика: «Трубочка», «Воронка», «Барабанщик», «Футбол»

4. Упражнение «Вспомни и ответь».

- Что такое звук? (Выставляет символы: «ухо», «рот»).

- Правильно, то, что мы произносим и слышим.

- Какие бывают звуки?  (Речевые и неречевые).

- Вспомните, какие звуки называют неречевыми.

- Кто живет в нашем речевом уголке и знает все о звуках? (Звукарик).

- О чем подсказывает нам Звукарик? (Что звуки мы слышим и произносим).

- Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О звуках).

5. Сказка

- Послушайте сказку.

Давным-давно жили-были звуки. Их было шесть. У каждого звука был свой характер: А – радостный и веселый, У – угрюмый, О – очень любил всему удивляться, И – игривый, улыбчивый, Э – медлительный, рассудительный, Ы – самый упрямый.

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Пели звуки по одному: А,О,У,И,Э,Ы; (дети пропевают отдельные звуки и цепочки звуков вместе с логопедом); парами (дуэтом): АУ,ОИ,ЭЫ…; по трое (трио): АУО,ИЭЫ… и даже хором: АУОИЭЫ!

Ходили звуки по свету. Голосисто пели. За этот их стали называть гласными и красные рубашки подарили.

- Когда мы произносим гласные звуки. звук идет из горлышка и не встречает на своем пути никаких преград, ему ничего не мешает: ни зубы, ни губы, ни язычок.

Но однажды задумались звуки:

- Как же так? – говорит А. – У всех есть дома, а у нас нет.

- У зверей – у кого дупло, у кого берлога, - поддержал У.

- О, и у каждой птички есть гнездо! – подхватил О.

- И люди в домах живут, - тихонько заметил И.

-Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! – возмутились Э и Ы.

Подумали-подумали, да и начали дома строить. А да И нашли по три палочки (по ходу повествования. На доску выставляются соответствующие буквы). А сделал шалаш с перекладиной, И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен. У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности. О увидел колесо, оно ему и подошло. Э долго смотрел на треснутый ободок колеса, потом приделал к нему палочку и устроился. Домики появились у всех!

Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали: у звука А – домик-буква А, у звука У – домик-буква У, у звука О – О, у И – И, у Э – Э, у Ы – Ы.

С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.

- Кто запомнил, как одним словом называются все звуки, о которых я вам рассказала? (Гласные).

- Какого цвета у них рубашки?

- Гласные звуки мы будем обозначать фишками красного цвета. Найдите их в своих пеналах и покажите мне.

6. Упражнение «Раздели слово на части»

Логопед предлагает детям разделить на части слова: КАША, МОЛОКО, ДЫМ, КНИГИ, СТУЛ, ЭХО. (Дети делят слова хлопками).

- Сколько слогов в слове КАША?

- Выложите на стол столько красных фишек, сколько в этом слове гласных звуков?

- Запомните правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько в нем и слогов».

7. Физкультминутка

Логопед показывает буквы, дети выполняют упражнения.

А – поднять руки вверх, У – вытянуть руки вперед, И – разводят руки в стороны, Э – руки к плечам, О – сделать большой круг перед собой.

  1. Упражнение «Обведи буквы»

- Если звуки мы произносим и слышим, то буквы … (выставляет на доску символы «глаз», «рука»).

- Правильно, видим и пишем.

- О буквах все знает Букварик. Теперь и он поселяется в нашем речевом уголке.

Дети обводят контуры гласных букв в тетрадях.

  1. Упражнение «Раскрась только гласные буквы»

Логопед раздает детям карточки с «зашумленными» буквами и предлагает раскрасить только гласные буквы, с которыми познакомились сегодня.

  1. Упражнение «Прочитай»

- Я буду произносить звуки, а вы подбирайте буквы.

Логопед произносит звукосочетания: «АУ», «ОИ», «АУИ», «ЭОЫ» и т.п. Задает вопросы:

- Сколько звуков я произнесла?

- Какой первый (второй, третий) звук?

После каждого анализа дети выкладывают сочетания из букв и читают их.

  1. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Пишичитай-ка».

Данная рабочая  программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических ка...

"В горнице" Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье кратко освящены основные направления в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье более подробно раскрыты основные направления в работе по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ЗПР....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"

Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающ...

Консультация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей при подготовке ребёнка к школе...