Рабочая программа подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Пишичитай-ка».
рабочая программа по теме
Данная рабочая программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Этим и обусловлена значимость программы, применение которой поможет детям осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по подготовке к обучению грамоте | 94.51 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №163
(ГБОУ Школа №163)
Рабочая программа подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
«Пишичитай-ка».
Подгрупповые занятия
Срок реализации 2014 – 2016 гг. Программу составил
учитель – логопед высшей категории
Калинина О.В.
Москва 2014 год.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Практический опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что именно у детей в возрасте 5-6 лет развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать.
Наше ОУ работает по программе, основанной на примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы». Образовательная область « Речевое развитие» которой не предусматривает знакомство детей с буквами, обучение чтению и навыку печатания. Поэтому мною было принято решение организовать работу по подготовке обучению грамоте. Данная форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в подгруппе.
Данная рабочая программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Этим и обусловлена значимость программы, применение которой поможет детям осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации. Рабочая программа является авторской, с использованием Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» ФГОС под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. и авторских технологий Т.А. Ткаченко.
Цель программы: подготовка дошкольников к обучению грамоте.
Задачи.
- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
- Развитие звукобуквенного анализа слова.
- Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
- Уточнение значений слов и обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи и за счет овладения различными способами словообразования.
- Уточнение и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. Совершенствование умения строить предложение адекватно замыслу.
- Развитие навыков построения связного высказывания, установление логической последовательности, связности предложений. Обучение отбору языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения.
Обучение грамоте - это сложный процесс, который рассчитан на 2 года обучения и включает несколько этапов:
- подготовительный этап (старшая группа)
- основной этап (подготовительная группа)
Подготовительный этап обучения
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом)
Задачи этапа:
- формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы))
-развитие элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука)
Основной этап обучения
Цель этапа - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Задачи этапа:
- Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
- Развитие звукобуквенного анализа слова.
- Обучение чтению.
- Формирование первоначальных навыков письма.
В основу данной программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста.
Занятия на подготовительном этапе проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей
Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), карточки с условным обозначением: слово - предмет, слово- признак, слово- действие; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.
На основном этапе включаются игры с буквами (кроссворды, ребусы), работа с карточками – схемами; задания на развитие моторики, ориентировку на рабочем листе бумаги, графические диктанты, печатание слов и предложений Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе.
Планирование работы
группа | количество занятий в неделю | количество занятий в месяц | продолжительность занятия |
Старшая группа | 2 | 8 | 25 мин |
Подготовительная группа | 2 | 8 | 30 мин |
Примерное календарно- тематическое планирование
занятий по обучению грамоте (подготовительный этап; старшая группа)
№ | краткое содержание занятия |
1 | Понятие о слове и звуке; о коротких и длинных словах. Дифференциация звуков: музыкальных, механических и речевых. Д/и «В гости к Вини-Пуху» (картинки) |
2 | Знакомство со звуком «А» (его символом). Дать понятие «гласный звук. Выделение в словах первого гласного звука. Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова) Д/и «Загадки кота Васятки». Игры с картинками. |
3 | Знакомство со звуком «У» (его символом). Выделение в словах первого гласного звука. Д/и «Для кого картинка?» |
4 | Знакомство со звуком «И» (его символом). Раскрашивание символа «И» в тетради. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (АУ, УА) Д/и «Разные загадки кота Васятки» (игрушки картинки) |
5 | Знакомство со звуком «О» (его символом). Рисование пальчиком на манке символа звука «О». Определение первого и последнего гласного звука фишкой красного цвета (работа со схемой слова) Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (ИА, АО, ИА) Определение наличия либо отсутствия в словах гласного звука (А, У, И, О) (картинки) |
6 | Знакомство со звуком «Ы» (его символом). Выделение первого и последнего гласного звука (ОсЫ, АвтобусЫ, УдочкА, ИголкА…) (работа со схемой слова) Выделение ударного гласного в словах (посУда, Ослик, картИны..) Д/и «Назови словечко с нужным звуком» (О, Ы) Д/и «Разложи картинки к символам» |
7 | Закрепление артикуляции гласных звуков и их зрительных символов. Рисование символов звуков пальчиком на манке. «Разные загадки кота Васятки» (определение первого звука в словах) |
8 | Закрепление артикуляции гласных звуков и их зрительными символами. Д/и «Подарки для Ани и Оли» (подбор картинок с нужным звуком) Д/и «Назови словечко с нужным звуком» Анализ и синтез сочетаний из трех гласных (ИАУ, ОАИ, ИУЫ…) |
9 | Знакомство со звуком «М», с его артикуляцией, зрительным символом Дать понятие «согласный звук». Учить определять «звонкость» согласного. Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АМ, УМ) |
10 | «Звук «М». Дать представление о твердости и мягкости согласного звука (обозначение фишками синего и зеленого цвета) Д/и «Вата и камень»; Д/и «Сигнальщики» Д/и «Загадки кота Васятки» (картинки, в названиях которых есть твердый или мягкий звук «М» в начале слова) |
11 | Знакомство со звуком «Н», с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звука «Н» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий)) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Магазин» (картинки) Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (ОН) |
12 | Звук «Н». Характеристика звука «Н» Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Синтез слов, состоящих из двух звуков; АН, ОН, УН. ЫН, ИН, НА, НО, НУ… Д/и: «Подставь символ к картинке», «Пропускаем мы во двор слов особенных подбор» |
13 | Знакомство со звуком «В», с его артикуляцией, зрительным символом Синтез слов, состоящих из двух звуков: ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВИ Д/и «Эхо», «Повтори правильно», «Какой звук пропущен?» |
14 | Звук «В». Характеристика звука «В» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий)) Д/упр. «Сундучок. Звуки перепутались» (дифференциация гласных и согласных звуков) Синтез слов, состоящих из двух звуков: АВ, ОВ, УВ. ЫВ, ИВ. |
15 | Знакомство со звуком «Б», с его артикуляцией, зрительным символом. Игровой момент: приход в Гости Буратино. Характеристика звука (по таблице). Д/и «Кубик» (отыскать выставленные картинки, в названиях которых есть звук «Б») Синтез звукосочетаний: АБ, ОБ, УБ. БА, БУ, БЫ. БО… |
16 | Звук «Б». Д/и «Угостим Буратино» (картинки) «Разные загадки от кота Васятки» Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Демонстрация сказки с использованием мелких игрушек и картинок. Синтез односложных звукоподражательных слов (БАМ, БОМ, БУМ) |
17 | Знакомство со звуком «П» Характеристика звука «П» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий)) Игровой момент «Паровозик из Ромашково» (выбрать картинки со звуком «П») Синтез звукосочетаний: АП, ОП. УП, ИП, ЫП, ПА, ПО, ПУ, ПИ, ПЫ |
18 | Звук «П» Игра с мячом - деление слов на слоги Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Чудесный мешочек» - назови словечки с нужным звуком Демонстрация сказочного сюжета про поросенка и попугая (картинки) |
19 | Закрепление полученных навыков Д/и «Паровозик из Ромашково» (деление слов на слоги) Д/и «Сундучок» Звуки перепутались (дифференциация гласных и согласных) Д/и: «Живые звуки», «Волшебный кубик» (подбор слов с нужным звуком) Синтез звукосочетаний |
20 | Дифференциация звуков «Б-П» Д/и: «Доскажи словечко», «Какой игрушки не стало?», «Волшебная стрелка» (подбор слов с нужным звуком) |
21 | Дифференциация звуков «Б-П» Д/и «Добавь звук «П» (добавление и определение последнего согласного звука в словах) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Подарки для Пима и Бима» Д/и «Вспомни сказку» |
22 | Закрепление полученных навыков Д/и «Паровозик из Ромашково» (деление слов на слоги) Д/и «Сундучок» Звуки перепутались (дифференциация гласных и согласных) Д/и: «Живые звуки», «Волшебный кубик» (подбор слов с нужным звуком) Синтез звукосочетаний |
23 | Знакомство со звуком «Д»; с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звук «Д» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий)) Д/и «Поможем кукле Даше» (набор предметов или игрушек в названии которых есть звук «Д») Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки) |
24 | Звук «Д» Д/и «Сигнальщики» (определение мягкого и твердого звуков) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Выбери словечки из стихотворения» Синтез звукосочетаний: АТ, ОТ, УТ, ЫТ, ИТ, ТА, ТО, ТУ….. |
25 | Знакомство со звуком «Т» с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звук «Т» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий)) Д/и «Цветик - семицветик» (подбор слов со звуком «Т») Синтез односложных звукоподражательных слов (ТОМ, ТАМ, ТОП-ТОП) |
26 | Звук «Т» Д/и «Умная удочка» (игра с магнитом) Д/и «Гномики в гостях. Подарки для Тома и Тимы» (определение мягких и твердых звуков) Игра с мячом « Я знаю 5 названий» (названия транспорта, насекомых, имена людей, животных, которые начинаются со звука «Т») Синтез звукосочетаний |
27 | Дифференциация звуков «Д-Т» Д/и «Добавь звук «Т» (добавление и определение последнего согласного звука в словах) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Подарки для Тима и Димы» Д/и «Вспомни сказку» |
28 | Закрепление полученных навыков Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех) Д/и «Заселим домики», «Паровозик», «Какой игрушки не стало?» Разгадывание ребусов, кроссворда |
29 | Знакомство со звуком «Х» »; с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звук «Х» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий)) Игровой момент Хомяк Хомка и Петух. Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки) Синтез звукосочетаний: АХ, ОХ, УХ |
30 | Звук «Х» Д/и «Волшебный клубочек» (подбор слов со звуком «Х») Звуковой анализ и синтез слов с использованием зрительных символов МОХ, ПУХ, МУХА Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах |
31 | Знакомство со звуком «Г» с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звук «Г» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий)) Д/и «Магазин» (подбор слов) |
32 | Звук «Г» Д/и «Сигнальщики» (определение мягкого и твердого звуков) Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (ГАМ) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки) |
33 | Знакомство со звуком «К», с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звук «К» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий)) Д/и «Цепочка слов» (подбор слов) Д/и «Вспомним сказку» |
34 | Дифференциация звуков «Г-К» Игры с Карлсоном. Д/и «Продолжи словечко» (ка…., ко…., ку……, ки…) Д/и «Продолжи словечко» (га…, го,…., гу…., ги…) Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (МАК) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах |
35 | Знакомство со звуком «Ф», с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звук «Ф» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий)) Синтез звукосочетаний, коротких слов |
36 | Звук «Ф» Игра с мячом - деление слов на слоги Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Чудесный мешочек» - назови словечки с нужным звуком Демонстрация сказочного сюжета про Фому и фикус (картинки) |
37 | Дифференциация звуков «В-Ф» Игры с Вовкой из Тридевятого Царства. Д/и «Продолжи словечко» (ва…., во…., ву……, ви…) Д/и «Продолжи словечко» (фа…, фо,…., фу…., фи…) Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (ВОЗ) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах |
38 | Закрепление полученных навыков Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех) Д/и «Заселим домики», «Паровозик», «Какой игрушки не стало?» Разгадывание ребусов, кроссворда |
39 | Знакомство со звуком «С», с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звук «С» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий)) Синтез звукосочетаний, коротких слов |
40 | Звук «С» Игра с мячом - деление слов на слоги Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Чудесный мешочек» - назови словечки с нужным звуком Демонстрация сказочного сюжета про Сову и Сойку (картинки) |
41 | Знакомство со звуком «З», с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звук «З» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий)) Д/и «Цепочка слов» (подбор слов) Д/и «Вспомним сказку» |
42 | Звук «З» Д/и «Сигнальщики» (определение мягкого и твердого звуков) Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (ЗОВ) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки) |
43 | Закрепление полученных навыков Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех) Д/и «Заселим домики», «Паровозик», «Какой игрушки не стало?» Разгадывание ребусов, кроссворда |
44 | Закрепление полученных навыков Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех) Д/и «Чей домик?», «Окошки», «Живой-неживой?» Разгадывание ребусов, кроссворда |
45 | Дифференциация звуков «З-С» Игры с Зайкой. Д/и «Продолжи словечко» (за…., зо…., зу……, зи…) Д/и «Продолжи словечко» (са…, со,…., су…., си…) Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (САД) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах |
46 | Закрепление полученных навыков Д/и «Паровозик из Ромашково» (деление слов на слоги) Д/и «Сундучок» Звуки перепутались (дифференциация гласных и согласных) Д/и: «Живые звуки», «Волшебный кубик» (подбор слов с нужным звуком) Синтез звукосочетаний |
47 | Закрепление полученных навыков Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех) Д/и «Заселим домики», «Паровозик», «Какой игрушки не стало?» Разгадывание ребусов, кроссворда |
48 | Знакомство со звуком «Ч», с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звука «Ч» (по таблице: согласный, звонкий, мягкий) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Магазин» (картинки) Синтез слов, состоящих из трёх звуков (ЧАС) |
49 | Звук «Ч» Игра с мячом - деление слов на слоги Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Чудесный мешочек» - назови словечки с нужным звуком Демонстрация сказочного сюжета про Чебурашку и свечку (картинки) |
50 | Знакомство со звуком «Р», с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звука «Р» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий)) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Магазин» (картинки) Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (ОР) |
51 | Звук «Р» Д/и «Сигнальщики» (определение мягкого и твердого звуков) Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (РОВ) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки) |
52 | Закрепление полученных навыков Д/и «Паровозик из Ромашково» (деление слов на слоги) Д/и «Сундучок» Звуки перепутались (дифференциация гласных и согласных) Д/и: «Живые звуки», «Волшебный кубик» (подбор слов с нужным звуком) Синтез звукосочетаний |
53 | Знакомство со звуком «Ш», с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звука «Ш» (по таблице: согласный, глухой, твердый ) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Магазин» (картинки) Синтез слов, состоящих из трёх звуков (ШУМ, ШАГ) |
54 | Звук «Ш» Игра с мячом - деление слов на слоги Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Чудесный мешочек» - назови словечки с нужным звуком Демонстрация сказочного сюжета про Шапокляк и Шушу (картинки) |
55 | Знакомство со звуком «Ж», с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звука «Ж» (по таблице: согласный, звонкий, твердый ) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Магазин» (картинки) Синтез слов, состоящих из трёх звуков (ЖУК, УЖИ) |
56 | Звук «Ж» Д/и «Сигнальщики» (определение мягкого и твердого звуков) Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (ЖАР) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки) |
57 | Закрепление полученных навыков Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех) Д/и «Заселим домики», «Паровозик», «Какой игрушки не стало?» Разгадывание ребусов, кроссворда |
58 | Дифференциация звуков «Ш-Ж» Игры с Шапокляк. Д/и «Продолжи словечко» (ша…., шо…., шу……, ши…) Д/и «Продолжи словечко» (жа…, жё,…., жу…., жи…) Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (ШАР) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах |
59 | Знакомство со звуком «Л», с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звука «Л» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий)) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Магазин» (картинки) Синтез слов, состоящих из трёх звуков (ЛОМ) |
60 | Знакомство со звуком «Й», с его артикуляцией Характеристика звук «Й» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий)) Д/и «Цепочка слов» (подбор слов) Д/и «Вспомним сказку» |
61 | Звук «Й» Игра с мячом - деление слов на слоги Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Чудесный мешочек» - назови словечки с нужным звуком Демонстрация сказочного сюжета про попугая и лайку (картинки) |
62 | Закрепление полученных навыков Д/и «Паровозик из Ромашково» (деление слов на слоги) Д/и «Сундучок» Звуки перепутались (дифференциация гласных и согласных) Д/и: «Живые звуки», «Волшебный кубик» (подбор слов с нужным звуком) Синтез звукосочетаний |
63 | Знакомство со звуком «Щ», с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звука «Щ» (по таблице: согласный, звонкий, мягкий) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Магазин» (картинки) Синтез слов, состоящих из трёх звуков (ЛЕЩ) |
64 | Звук «Щ» Игра с мячом - деление слов на слоги Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Д/и «Чудесный мешочек» - назови словечки с нужным звуком Демонстрация сказочного сюжета про Щуку и Леща (картинки) |
65 | Закрепление полученных навыков Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех) Д/и «Чей домик?», «Окошки», «Живой-неживой?» Разгадывание ребусов, кроссворда |
66 | Закрепление полученных навыков Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех) Д/и «Заселим домики», «Паровозик», «Какой игрушки не стало?» Разгадывание ребусов, кроссворда |
67 | Закрепление полученных навыков «В стране Звуковичков» Закрепление пройденного материала: игры со словами, загадывание загадок. Подбор слов к звуковым схемам. |
Примерное календарно- тематическое планирование
занятий по обучению грамоте (основной этап; подготовительная группа)
| |||
№ | краткое содержание занятия | ||
1 | Вводное занятие (повторение пройденного материала) Деление слов на слоги; «Засели слова в домики» | ||
2 | Вводное занятие (повторение пройденного материала) Деление слов на слоги; «Засели слова в домики» | ||
3 | Звук и буква «У» Отгадывание «загадок от кота Васятки». Деление слов на слоги.Печатание буквы. Раскрашивание буквы «У» | ||
4 | Звук и буква «А». Отгадывание «загадок от кота Васятки». Деление слов на слоги.Печатание буквы. Найди букву «А» (газетная вырезка) | ||
5 | Знакомство со схемой предложения. Д/упр. «Скажи одним словом» (пылесос, скалолаз, ледоход, снегопад) | ||
6 | Буква «О». «Рисование буквы «О» фасольками», Д/упр. «Цепочка слов». Печатание буквы. Чтение слогов | ||
7 | Составление предложений по картинкам. Составление схем предложений. (Дети играют. Зайчик прыгает. Рыбка плавает.) | ||
8 | Звук и буква «Ы» Отгадывание «загадок от кота Васятки» Д/упр. «Один- много». Печатание буквы; чтение слогов. | ||
9 | Знакомство с предлогами. Работа со схемами | ||
10 | Звук и буква «Э» Д/упр. «Цепочка слов». Печатание буквы. Чтение слогов | ||
11 | Звук и буква «И». Звукобуквенный анализ (АУИ, АИУ, ИУА…)Работа с предложением | ||
12 | Звуки «Ы-И» Дифференциация. Работа со звуковыми линейками | ||
13 | Знакомство сложными словами | ||
14 | Звук и буква «М». Назови первый звук в слове. Печатание буквы | ||
15 | Определение позиции звука в слове. Анализ слогов (АМ, МА) Составление из букв разрезной азбуки | ||
16 | Звук и буква «П». Печатание буквы. Игровые упражнения. | ||
17 | Характеристика звука. Дифференциация (П и Пь). Самостоятельный анализ слова папа | ||
18 | Звук и буква «Б». Игры и задания на дифференциация (на слух и на произношение) | ||
19 | Характеристика звука «Б» Работа со звуковыми линейками. Составление схем из кружков, анализ (баба, Бим) | ||
20 | Дифференциация «Б-П» Игровое упражнения: «Сигнальщики» (Б-П) «Исправь словечко», «Хлопни, если услышишь» | ||
21 | Чтение слогов, звуковой анализ слов (составление схем). Составление предложений с предлогами (на, над, под) | ||
22 | Звук и буква «Т» Характеристика звука «Т» Проговаривание чистоговорки Игры: «Договори последний звук». Печатание буквы | ||
23 | Чтение слогов, звуковой анализ слов (Тим, Том). Печатание предложения (Тут Тим.) | ||
24 | Звук и буква «Д» Характеристика звука «Д» Работа со звуковыми линейками Отгадывание загадок Печатание буквы, чтение и анализ слогов: да, ду, ды, ад, од, ид. | ||
25 | Дифференциация «Д-Т» Игры: «Скажи наоборот», Найди ошибку», «Убери лишнюю картинку» Составление слов из букв разрезной азбуки (Тима- Дима, том-дом) | ||
26 | Звук и буква «К» Характеристика звука «К» Отгадывание «загадок от кота Васятки» Печатание буквы «к», составление из букв, чтение и анализ слов: коты, маки, тук-тук | ||
27 | Печатание под диктовку: мак- маки, кот - коты, кит - киты. .Работа с предложением: составь предложение из деформированной фразы, составь предложений с предлогом «к» | ||
28 | Звук и буква «Г» Характеристика звука «Г» Назови первый звук в отгаданных загадках (горох, гриб, гнездо), игра с мячом «Мяч- смягчитель). Печатание буквы. | ||
29 | Дифференциация «Г-К» «Назови лишнее слово», «Один - много», Анализ и чтение предложения. Зрительный диктант: Вот Гога. | ||
30 | Составление слогов, слов и предложений из букв разрезной азбуки. Работа с предложением: составь предложение из предложенных слов, составь предложений с предлогом «в-на-за» | ||
31 | Звук и буква «В» Характеристика звука «В» Отгадывание «загадок от кота Васятки» Д/упр. «Назови ласково» (или полное имя), Печатание буквы, чтение и анализ слогов | ||
32 | Звук и буква «Н» Характеристика звука «Н» «Поймай звук» - дифференциация «н-нь»; составление предложений с предлогами на, над; | ||
33 | Составление и преобразование слов из букв разрезной азбуки (нота - Ната; нота- ноты; ива- Иван). Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом «У» | ||
34 | Звук и буква «Х» Характеристика звука «Х» Разучивание логоритмического упр. «Хомка, хомка, хомячок…»; «Подбери слова по его началу»; печатание буквы «Х» в тетради; чтение слогов и слов. | ||
35 | Буква «Х» Разучивание скороговорки; Д/и: «Буквы перепутались» (гласные и согласные); «Шифровальщики» (Найди букву); самостоятельный звуко-буквенный анализ. Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки | ||
36 | Звук и буква «С» Характеристика звука «С» Д/и :» « Отгадай загадки, назови первый звук в отгадках», «Найди лишнее слово», «Объясни значение слова: листопад, снегопад, пылесос…»; Знакомство с буквой «С», чтение слогов и слов. | ||
37 | Звуко-слоговой анализ слов, составление схем их кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание; подсчет слов в предложении, нахождение предлога и определение его места в предложении. (Вот Сима. У Симы стакан. У Симы сок. У Тимы и Димы стаканы. Там сок) | ||
38 | Звук и буква «З» Характеристика звука «З» Отгадывание «загадок от кота Васятки» Д/упр: «Замени первый звук в слове», «Найди ошибку»; печатание буквы З», чтение слогов | ||
39 | Дифференциация «З-С» Д/упр: «Хлопни в ладоши»: «Составь слово». Чтение, анализ предложений. Составление схемы предложения. Списывание: Вот Сима. У Симы сова. Вот Зина. У Зины коза. Тут Сима и Зина. | ||
40 | Звук и буква «Ш» Характеристика звука «Ш» Д/упр: «Закончи слово слогом ША(ШИ); «Замени первый звук в словах на звук «Ш». Печатание буквы «Ш» в тетради; чтение слогов и слов. | ||
41 | Самостоятельный звукко-буквенный анализ слов (шуба, Миша, кошка, душ, шум). Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки (мишка-мышка, мушка, мошка…) Диктант: Вот Даша. У Даши шуба. | ||
42 | Звук и буква «Ж» Характеристика звука «Ж» Отгадывание «загадок от кота Васятки». Д/упр: «Большой-маленький», «Назови все отгадки», «Повтори предложения». Печатание буквы «Ж». Звуко- буквенный анализ: жаба, жук, ёжик. Правило «ЖИ-ШИ» | ||
43 | Дифференциация «Ш-Ж» Д/упр: Закончи слово подходящим слогом: «жи-ши»; «Замени звук «Ш» на звук «Ж»; «Подарки Жене и Шуре». Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки (ужи-уши). Чтение, списывание, запись предложений по памяти: У Маши мишка. У мишки ушки. | ||
44 | Дифференциация «С-Ш» Д/игры: «Цепочка слов», «Найди одинаковый первый звук в словах», «Повтори пару слов», «Разложи картинки, в названиях которых первый звук С(Ш)» Звуко-буквенный анализ слов с помощью кружков: сушка, Саша, сушки. Разучить скороговорку «Шла Саша по шоссе..» | ||
45 | Звук и буква «Ф» Характеристика звука «Ф» Д/упр. «Найди картинку», «Кто-что?», «Найди ошибки в предложении». Печатание буквы «Ф». Чтение слогов: фан, фук, фта, фон, наф, нуф. | ||
46 | Буква «Ф». Дифференциация звуков (Ф-Фь); Д/упр «Эхо», «Мяч- смягчитель», Звуко-слоговой анализ слов. Составление схемы их кружков, подсчет слогов в слове; составление слов из букв разрезной азбуки, чтение. (Вот Фима. У Фимы дом. Фима дома.) | ||
47 | Дифференциация «В-Ф» Д/и«Исправь ошибку», «Найди лишнюю картинку». Составление звуковой схемы слов. Чтение и анализ предложений. Списывание: Вот Вова. У Вовы вата. | ||
48 | Д/упр. «Хлопни в ладоши, если услышишь», «Скажи наоборот», «Закончи слово слогом ВЫ или ФЫ.» «Из названный слов назови слова, в которых есть звук «Ф» и «В» Составление предложений с предложенными словами: фокус, фикус, фартук, вафли. | ||
49 | Д/упр. «Подарки Вите и Фиме», «Разучивание стихотворения «В огороде Фекла…».Работа со звуковыми линейками и перфокартами. Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом «В» | ||
50 | Звук и буква «Л» Характеристика звука «Л» Деление слов на слоги Д/упр.» Засели домики», «Убери из слов звук «Л»; «Мяч- смягчитель»Отгадывание «загадок от кота Васятки». Печатание буквы «Л», чтение слогов и слов., определение местонахождение звука Л» в слове. | ||
51 | Д/игры: «Буквы перепутались (согласные: глухие и звонкие), «Подбери слово к схеме»; разгадывание ребусов; Чтение и анализ предложений. Составление схем предложений (Лиза шла в магазин. У Луши кукла. Луша мыла куклу. Луша мыла куклу в тазу.) | ||
52 | Звук и буква «Р» Характеристика звука «Р» Д/упр. «Повтори серию слогов», «Вспомни как можно больше слов по первому слогу: ра, ро, ру, ры. Печание буквы «Р». Чтение слогов и слов: рыба, раки, куры, икра, дырка. | ||
53 | Отгадывание «загадок от кота Васятки». Д/упр. «Подарки для Ромы и Риты».Звуко-слоговой анализ слов. Составление слов из букв разрезной азбуки: рука, рубаха, радуга, рис, репка. Запись предложения под диктовку: У Ромы репка. У Риты марка. | ||
54 | Дифференциация «Р-Л» Д/упр. «Найди лишнее слово», «Хлопни в ладоши», « Повтори слоговой ряд», «Разложи картинки на две стопки (Ль-Рь). Составь предложения со словами: корабль, камель, лагерь, ларек, зеркало, карусель. Преобразование слов с помощью разрезной азбуки: игла- игра,: иглы- игры, лак- рак; лама- рама; жил-жир; | ||
55 | Звук и буква «Ч» Характеристика звука «Ч» Отгадывание «загадок от кота Васятки Д/упр. «Назови первый звук в отгадках», «Замени первый звук на звук «Ч»; печание буквы «Ч»; чтение, списывание: часы, час, удача, задача. Правила «ЧА» | ||
56 | Дифференциация «Ч-Т» Д/упр. «Замени звук «Ч» на звук «Т», «Найди и исправь ошибки», «Слоговые часы». Чтение по индивидуальным карточкам. | ||
57 | Звук и буква «Е-Ё» Характеристика звуков «Е-Ё» Д/упр. «Скажи наоборот» (парные гласные); «Эхо», «Определи наличие и место звука Е-Ё в слове». Отгадывание «загадок от кота Васятки». Печатание букв в тетради. Чтение слогов, слов: село, лес, мед, река, лён. | ||
58 | Буквы «Е-Ё». Д/упр. «Слоговые часы», «Слоги перепутались», «Разгадай кроссворд» Чтение и звуковой анализ слов: кресло, весло, песик, ёлка, вес. | ||
59 | Звук и буква «Щ» Характеристика звука «Щ». Скороговорка» Два щенка, щекой к щеке, грызли щетку в уголке», Д/упр.: Закончи слова одинаковым звуком «Щ», «Кто это?». Печатание буквы «Щ». Составление звуковой схемы слов с помощью кружков: щенок, щука, щит, плащ) | ||
60 | Составь схему предложения и определи, каким по счету стоит слово со звуком «Щ» (Щука плавает. Барабанщик барабанит. Щенок ел мясо.. Кошка поймала щуку.) | ||
61 | Звук и буква «Й» Отгадывание «загадок от кота Васятки». Характеристика звука «Й» Д/упр. «Закончи слово слогом: КА (май…, гай.., чай.., лай…, зай..). Печатание буквы в тетради. Составление слов из букв разрезной азбуки: май, чай, лай, гайка. | ||
62 | Буква «Й». Самостоятельный слого-звуковой анализ слов, письмо печатными буквами, чтение слов: май, чайник, лайка, зайка. Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки: зайка- майка-гайка-шайка-чайка. Чтение с доски: Кто тут? Тут Зина. У Зины зайка. Тут Дима. У Димы майка. Тут Сима. У Симы чайка. | ||
63 | Буква «Ь». Д/упр. «Ответь на вопросы»; «Какие гласные дают мягкость согласному звуку?», Преврати слова- предметы в слова- действия. Печатание буквы «Ь». Составление слов из букв разрезной азбуки: уголь, ель, мель, пыль, зверь. | ||
64 | Буква «Ъ».Д/упр. «Эхо». Составление слов из букв разрезной азбуки (подъезд, объявление, объезд) Д/упр. «Слоговые часы», «Разгадывание кроссворда» | ||
65 | Звук и буква «Я» Характеристика звуков «Я» Д/упр. «Скажи наоборот» (парные гласные); «Эхо», «Определи наличие и место звука Я в слове». Отгадывание «загадок от кота Васятки». Печатание букв в тетради. Чтение слогов, слов: яма, Яна, Яша, мята. | ||
66 | Звук и буква «Ю» Характеристика звука «Ю» » Д/упр. «Скажи наоборот» (парные гласные); «Эхо», «Определи наличие и место звука Ю в слове». Отгадывание «загадок от кота Васятки». Печатание букв в тетради. Чтение и звуко - буквенный анализ слогов, слов; юнга, Юра, юла. | ||
67 | «Викторина «Веселая азбука» Разгадывание ребусов, кроссворда. Составление предложений с предлогами по предложенной схеме. |
Предполагаемые результаты:
К концу 2 –ого года обучения дети умеют ориентироваться на листе бумаги, печатать слова, предложения, небольшие тексты; у дошкольников значительно обогащается словарный запас; дети правильно строят предложения и согласовывают в нем слова. Многолетний опыт подготовки детей к грамоте свидетельствует: дошкольники способны успешно овладеть начальными навыками звукобуквенного анализа и синтеза, что является основой для формирования чтения и письма.
Литература:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" ФГОС под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Москва, 2014
Ткаченко Т.А. Программа "Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет" Москва, 2008
Ткаченко Т.А. «Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков». Логопедическая тетрадь. Москва, 2007
Ткаченко Т.А. «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте». Москва, 2000г.
Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», Москва, 1991г
Морозова И.А., Пушкарева М.А, «Занятия по развитию речи в специализированном детском саду»; Москва, 2006
Доронова В.И., Дриняева О.А. «Предшкольное обучение грамоте в ДОУ», Москва, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В горнице" Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В данной статье кратко освящены основные направления в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В данной статье более подробно раскрыты основные направления в работе по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ЗПР....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"
Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)
Данная рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта. В соответствии с Зак...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Тема: Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.Задачи:Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.Учить читать сочетания гласных букв.Закреплять умение составлять предложения с п...
Консультация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....