ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
статья ( класс) по теме
В данной статье более подробно раскрыты основные направления в работе по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ЗПР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Витусевич Светлана Александровна
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дети с задержкой психического развития характеризуются как категория детей, испытывающих трудности в обучении. Связано это с нарушением познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, лежащих в основе структуры дефекта, и влияющих на познавательную активность и интеллектуальную продуктивность детей.
Нередко, ребёнок с задержкой психического развития уже с начала первого класса становиться стойко неуспевающим, особенно при возросшей в последнее время тенденции к школьному обучению с шестилетнего возраста. Поэтому актуальной остаётся специальная подготовка к школе детей данной категории.
Одним из важнейших направлений в работе по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является развитие речи, которое включает в себя и подготовку к обучению грамоте. С помощью правильно организованного педагогического процесса возможно активизировать познавательную деятельность ребёнка, совершенствовать фонематическое восприятие, сформировать представления о звук, слове, предложении, увеличить активный словарь, совершенствовать графомоторные навыки, тем самым, подготавливая ребёнка к обучению в начальной школе.
Анализ работ, посвященных особенностям речевого развития детей данной категории, обусловленного своеобразием их познавательной деятельности В.И. Лубовского, Н. Ю. Боряковой, Е.В. Мальцевой, Р. Д. Тригер и др. позволил определить основные направления в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Обучение грамоте детей – это процесс обучения овладения ребёнком чтением и письмом. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста является неотъемлемой частью занятий по развитию речи в государственных дошкольных учреждениях. По мнению педагогов и психологов, старший дошкольный возраст является наиболее эффективным для освоения детьми элементарных грамматических знаний. Именно в этом возрасте дети наиболее эффективно усваивают звуковую сторону родной речи, овладевают навыками первичного фонемного и слогового анализа и синтеза, моделирования звуко-слогового состава слова и состава предложения, навыками послогового чтения.
Успешно овладевать грамотой могут только дети дети с хорошо развитой речью. «Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, которые основываются на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает её», писал выдающийся отечественный психолог Б.Г. Ананьев [1].
«Установлено, что на эффективность обучения детей грамоте можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе. Психологи (Л.С. Выготский, С.Н. Карпова, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Ф.А.Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) подчёркивают, что вычленение ребёнком новой для него области объективного мира не только имеет практическое значение, обеспечивая овладение грамотой, но и является важным этапом его умственного развития. Также установлено, что обучение ребёнка возможно при условии, если он стихийно, в процессе разнообразных видов деятельности, начинает осознавать элементы языка», – отмечает Р.Д. Тригер [11].
Таким образом, при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей, который включает развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.
Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеет ряд особенностей. Связано это с замедленным темпом речевого развития и большой распространённостью нарушений речи у детей данной категории.
Задержка психического развития является нарушением нормального темпа психического развития ребёнка. Согласно исследованиям психологов у детей данной категории страдают предпосылки развития интеллекта: внимание, восприятие, память, мышление. Грубых нарушений в развитии этих психических процессов не наблюдается, и степень недоразвития зависит от клинического типа задержки психического развития. Также наблюдается и недоразвитие эмоционально-волевой сферы. В силу этих нарушений дети данной категории отличаются слабой познавательной активностью и сниженной учебной мотивацией, что является основной причиной непродуктивности педагогического процесса.
По мнению ряда исследователей в области специальной педагогики и психологии (Н.Ю. Борякова, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко, Л.Ф. Яссман), речевая деятельность детей данной категории во многом обусловлена своеобразием их мыслительной деятельности. Несформированность речевой системы и оперирование элементами речи на практическом уровне ограничивает у детей с задержкой психического развития возможность перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова и др.) [8].
По данным исследований, которые проводили В.А. Ковшиков и Ю.Г. Демьянов – учённые РГПУ им. Герцена, среди детей с задержкой психического развития в возрасте 7-9 лет из 40 детей у 38 (95%) выявлены разнообразные нарушения речи. Также учёный Gwerder отмечал, что нарушения речи чаще наблюдаются у мальчиков (44, 5%), чем у девочек (28,3%) [6].
В исследованиях Н.Ю. Боряковой, Г.И. Жаренковой, Е.В. Мальцевой, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер показано, что у большинства детей данной категории имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, как устной, так и письменной речи.
Импрессивная речь – восприятие, понимание речи; импрессивная речь устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а импрессивная речь письменная – в зрительном восприятии текста (чтении). У дошкольников с задержкой психического развития ряд исследователей обнаруживают несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень развития фонематического анализа и синтеза. По данным Е.В. Мальцевой недостаточность мыслительной деятельности, низкая познавательная активность, свойственные детям данной категории, затрудняет приобретение ими элементарных сведений о звуковой действительности речи. Таким детям сложно установить соответствие между фонемой, являющейся минимальной единицей звукового строя языка и графемой – основной структурной единицей, входящей в систему письменного варианта данного языка. Они с трудом определяют связь между звуком и буквой. Это значительно сказывается на процессе обучения чтению и письму, затрудняет его.
В своих работах Н.Ю. Борякова также отмечала трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа «Коля старше Миши», «Берёза растёт на краю поля». Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднён процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа.
Экспрессивная речь детей данной категории характеризуется нарушениями звукопроизношения, бедностью словарного запаса, недостаточностью сформированности грамматического строя речи, наличием грамматических стереотипов, аграмматизмов.
Нарушения звукопроизношения у детей с задержкой психического развития встречаются довольно часто и носят характер дислалии. Много детей с таким речевым нарушением как дизартрия.
Что касается развития словаря у детей с задержкой психического развития, то здесь можно отметить ограниченный словарный запас, недостаточное употребление в речи прилагательных, наречий. Грамматическому строю речи детей с задержкой психического развития также характерен ряд особенностей. Исследования Н.Ю. Боряковой, С.В. Зориной, Е.В, Мальцевой, Г.Н. Рахмаковой, А.А. Хохловой показали, что у детей с задержкой в дошкольном возрасте особенно отмечаются нарушения словоизменений как существительных и прилагательных, так и глаголов [8]. Дети с трудом осваивают флексийную систему русского языка. Также отмечается затруднения, связанные со словообразовательными процессами, запаздывание периода детского словотворчества, который возникает позже, чем у детей с нормой развития и продолжается до 7-8 лет.
Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в грамматическом оформлении предложений. К примеру, ребёнок понимает смысловую сторону прочитанного ему рассказа, может ответить на вопросы по тексту, а воплотить мысль в развёрнутое речевое сообщение затрудняется.
Таким образом, во многих случаях множественные речевые нарушения свидетельствуют о наличии у детей данной категории общего недоразвития речи и задержанном процессе речевого развития. Учитывая сложный полиморфный характер речевых нарушений у детей с задержкой психического развития можно определить основные направления в работе по подготовке к обучению грамоте:
- Развитие фонематического восприятия.
- Формирование действий звукового анализа и синтеза.
- Уточнение, расширение и систематизация словарного запаса.
- Формирование представлений о предложении, его словесным составом.
- Развитие мелкой моторики для подготовки к обучению технике письма.
Следует отметить, что при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития, т.е. развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.
Занятия по подготовке к обучению грамоте начинаются еще в старшей группе. Упражнения на развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти, первичного фонемного и слогового анализа и синтеза, формирования графомоторных навыков входят в структуру занятия по развитию речи. В подготовительной группе упражнения по подготовке к обучению грамоте выделяются в отдельные занятия.
Особое внимание уделяется подготовке детей старшего дошкольного возраста к письму. Здесь важно проводить работу по формированию правильной посадки и захвата карандаша; развитию ручной моторики и зрительно-моторной координации; развитию умения ориентироваться на нелинованном и линованном листах (сначала на линованном в клетку, – затем в линейку). Детей знакомят с печатными буквами, их графическим изображением, техникой написания элементов прописных букв.
Занятия по подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития следует проводить с большей опорой на зрительный анализатор, учитывая структуру дефекта. Поэтому детям лучше предлагать игры по обучению грамоте с наглядным моделированием. Также необходимо учитывать и ведущий тип деятельности для данного возраста – игровую деятельность, что обеспечивает эффективность обучения. Многие психологи и педагоги рекомендуют при обучении грамоте использовать метод куклотерапии, сказкотерапии, необходимые вспомогательные средства – зрительные символы гласных и согласных букв, традиционные звуковые схемы из цветных фишек и т.д.
Таким образом, работа по подготовке к обучению грамоте является неотъемлемой частью общего речевого развития ребёнка и должна проводиться системно, поэтапно, предусматривать целый комплекс занятий, куда входят развитие фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи и т.д., а также упражнений по обучению детей элементарным навыкам письма и чтения.
Занятия по подготовке к обучению грамоте в дошкольном возрасте являются начальной ступенью последующего систематического изучения русского языка в школе. Также целью занятий по подготовке обучению грамоте являются развитие интереса детей к родной речи, способы превращения речи из средства общения в объект познания, развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Литература
- Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.; 20 см. – 10000. – ISBN 978-5-7695-0521-8.
- Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.; 22 см. – Библиогр.: с. 131-133.– 3000 экз. – ISBN 5-93196-066-Х.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие – М.: Гном-Пресс, 2002 – 64 с. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0487/1_0487-1.shtml. – Загл. с экрана.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста [Текст] : научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с.; 22 см. – 2000 экз. – ISBN 978-5-9925-0125-4.
- Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : учебное пособие: хрестоматия; – Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.; 21 см. – Библиогр.: с. 163-165. – 3000 экз. – ISBN 5-9268-0630-5.
- Лалаева Р.И. нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева. Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 303 с.; 22 см. – (Коррекционная педагогика). – Библиогр.: с. 301-303. – 10000 экз. – ISBN 5-691-01076-Х.
- Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР [Электронный ресурс]. // Дефектология. – 1990. – № 6. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0120/1_0120-1.shtml. – Загл. с экрана.
- Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития [Текст] : научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.; 21 см. – Библиогр. с. 340-346. – 2000 экз. – ISBN 5-9268-0298-9.
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития [Текст] : Книга первая. / Под общей редакцией С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2007. – 96 с. («Воспитание и обучение детей с нарушением развития. Библиотека журнала»; Вып. 12); 20 см. – 3000 экз. – ISBN 5-9219-0309-4.
- Специальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.] ; под ред. В.И. Лубовского. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.; 22 см. – 4000 экз. – ISBN 978-5-7695-3781-3.
- Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте [Электронный ресурс] : Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000. – 80 с.: ил. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0084/2_0084-1.shtml. – Загл. с экрана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Пишичитай-ка».
Данная рабочая программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических ка...
Методика исследования пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методика исследования пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В данной статье кратко освящены основные направления в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"
Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающ...
Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии
Одним из методов развития коммуникативных навыков является песочная арт-терапия. Она включает в себя систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, на...
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии
У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...
Проект «Мультстудия» как инновационный метод развития познавательного интереса и социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Современные дети живут в век информационных технологий и находятся в разнообразной медиасреде. Они хорошо ладят со всевозможными гаджетами, легко разбираются, как пользоваться компьютером...