РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по альтернативному чтению
рабочая программа на тему
Цель:
Предмет предполагает развитие у детей умения слушать художественный текст и адекватно реагировать на его содержание.
Задачи:
• Формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах.
• Знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы.
• Приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях.
• Развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность.
• Обеспечить необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения-картинок, книг типа «Азбука» в специально созданных ситуациях общения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу.
• Развивать фразовую речь.
• Знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их по содержанию по ролям.
• Формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности, учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alternativnoe_chtenie.docx | 78.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 613 Московского района Санкт-Петербурга
Московский пр., дом. 203 Тел.: 417 32 10
Обсуждена и согласована
Председатель МО ______________
______________________________
« ____ » _______________ 201 ___ г.
Обсуждена и согласована
Заместитель директора по УР
О.А. Авдонина
___________________
« ____ » _______________ 201 ___ г.
Принята педагогическим советом
школы № 613
Протокол № _________ от
«_____» _____________ 201__ г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы № 613
О.Н. Рябова
____________________
« _____ » ______________ 201____ г.
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
По альтернативному чтению
4б КЛАССА
II варианта обучения
(для учащихся с интеллектуальными нарушениями)
Составлена учителем: Карахановой
Натальей Валерьевной
1квалификационой категории
Учебный год: 2015_-2016
Санкт – Петербург
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу
«альтернативному чтению» 4 б класс
Нормативная основа программы
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «ОБ утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015
- Устав ГБСКОУ № 623 Московского района Санкт-Петербурга
- Программа для общеобразовательных учреждений. Альтернативное чтение. 4 б класс. Авторы: Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, Е.Т, Логинова, Н.Н. Яковлева и др. – Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б Баряевой 2011 год
- Учебный план Московского района Санкт-Петербурга – 2015г.
Цели и задачи обучения по предмету «альтернативное чтение» в 4 б классе
Цель:
Предмет предполагает развитие у детей умения слушать художественный текст и адекватно реагировать на его содержание.
Задачи:
- Формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах.
- Знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы.
- Приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях.
- Развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность.
- Обеспечить необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения-картинок, книг типа «Азбука» в специально созданных ситуациях общения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу.
- Развивать фразовую речь.
- Знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их по содержанию по ролям.
- Формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности, учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 4 часа в неделю (согласно учебному плану). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение альтернативного чтения в 4б классе составит 136 часов.
1 четверть – 32 часов
2 четверть – 32 час
3 четверть – 40 часов
4 четверть – 32 час
Общая характеристика учебного предмета
Альтернативное чтение. В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащийся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью оказывается в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить его альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. Предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» следующим вариантам «чтения»:
- «чтение» телесных и мимических движений;
- «чтение» жестов;
- «чтение» изображений на картинках и картинах;
- «аудиальное чтение»: слушание аудиокниг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски и др.);
- «чтение видеоизображений» (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных, фрагментов художественных фильмов и т. п.);
- «чтение» пиктограмм;
- глобальное чтение;
- чтение букв, цифр и других знаков;
- чтение по складам и т. п.
Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии с этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащихся.Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с предметами «Развитие речи и окружающий мир», «Графика и письмо», «Здоровье и ОБЖ», а также различными направлениями коррекционно-адаптационной работы. Он тесно связан с логопедической работой с учащимися с умеренной умственной отсталостью.
Учет особенностей обучающихся класса
Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса.
Грачев Даниил Павлович 01.11.2004 года рождения.
Обращенную речь понимает частично, ситуативно. Речь отсутствует. В течение учебного года научился произносить звуки и аморфные слова, научился соотносить слова с картинками мама, папа, баба. Пассивный словарь на уровне бытового. Группирует предметы по цветам. Обводит буквы и цифры по контуру с помощью учителя, самостоятельно закрашивает в пределах контура, заштриховывает фигуры. Собирает пазлы и различные композиции из конструктора, кубиков. Распределяет числовой ряд от 1 до 10 и от 10 до 1. Внимательно вглядывается в картинки, в лицо и в жесты говорящего, урок за партой высиживает. Любит музыку, выполняет упражнения под музыку, водит хоровод. Контактирует не со всеми одноклассниками.
МагеррамоваАйтачВидадиевна 24.01. 2005 года рождения.
Обращенную речь понимает хорошо. Речь девочки развита плохо, говорит аморфными словами, стали появляться фразы из 2 — 3 слов. Самостоятельно обводит буквы, цифры. Самостоятельно обводит трафареты, раскрашивает предметы, не выходя за контуры, заштриховывает фигуры. Самостоятельно собирает крупные пазлы. Узнает домашних животных (кошку, собаку, корову, свинью) и диких животных (волка, лису, зайца, медведя), показывая и называя их. Внимание устойчивое. Урок за партой высиживает. Любит музыку, выполняет упражнения под музыку, водит хоровод. Контактирует со всеми одноклассниками. Со взрослыми вступает в контакт выборочно.
Мартыненко Анна Денисовна 21.11.2004 года рождения.
Обращённую речь понимает частично. Самостоятельная речь не развита. Плохо развита мелкая моторика. Пишет с помощью руки учителя, трафареты не обводит, самостоятельно раскрашивает, выходя за контуры. Показывает буквы, но не всегда показывая правильно называет. Внимательно вглядывается в картинки, в лицо и в жесты говорящего, урок за партой высиживает. Любит музыку, выполняет упражнения под музыку, водит хоровод. Контактирует не со всеми одноклассниками.
Пшеницын Владимир Андреевич 27.07.2005 года рождения.
Обращенную речь понимает. Речь мальчика развита плохо: может повторять слоги, короткие слова. Различает цвета, раскрашивает картинки самостоятельно, не выходит за контуры. Мелкая моторика развита хорошо. Самостоятельно выполняет плоскостное моделирование из пластилина. Собирает самостоятельно пазлы и различные композиции из конструктора, кубиков. Внимание становится более устойчивое, выполняет самостоятельно задания: обводит буквы, слоги, слова по контуру. Сформированы элементарные математические представления: прямой счёт до 10, счёт предметов и соотнесение количества предметов с соответствующей цифрой. цифрыпишет самостоятельно. Урок за партой высиживает не полностью, нужна смена деятельности. Собирая различные конструкции, удерживает внимание до тех пор, пока не получит результат. Классифицирует овощи и фрукты, которые хорошо знает. Знает домашних животных, называет их аморфными словами. Любит музыку, выполняет упражнения под музыку, водит хоровод. Хорошо контактирует с одноклассниками.
Столяров Егор Игоревич 06.02.2005 года рождения.
Обращенную речь не понимает. Речь мальчика не развита, гулит, появился лепет. В пространстве школы не ориентируется. Постоянно меняется настроение, когда радуется вскрикивает и подбрасывает предметы, которые на виду. Нет игровой деятельности. На уроке за партой сидит, но внимание рассеяное. Пишет с помощью руки учителя (рука в руке). Нуждается в постоянном контроле.Любит музыку, выполняет упражнения под музыку с помощью взрослого, водит хоровод. Не контактирует с одноклассниками.
Червинский Артем Дмитриевич 19.05.2005 года рождения.
Обращенную речь понимает частично. Речь отсутствует. Все больше появляются громкие вокализации, автономно, безотносительно к ситуации наблюдаются отдельные слова. Цвета не различает. Мелкая моторика развита плохо, карандаш не фиксирует. Любит музыку, водить хоровод. С одноклассниками не контактирует.
При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в уровне развития учащихся и индивидуальный характер восприятия ими образовательных знаний и умений. Таким образом мы разделили класс на 3 группы:
Группа | 1 | 2 | 3 |
Учащиеся | -МагеррамоваАйтачВидадиевна -Пшеницын Владимир Андреевич | -Грачев Даниил Павлович -Мартыненко Анна Денисовна | -Столяров Егор Игоревич -Червинский Артем Дмитриевич |
Индивидуальные особенности | - Уровень знаний и представлений об окружающем мире сформирован на уровне возрастной нормы. - Речь представлена отдельными словами - Обращённую речь понимает на бытовом уровне. - Возможна концентрация внимания на достаточно продолжительный период времени | -Уровень знаний и представлений об окружающем мире сформирован на достаточном уровне. - Речь развита слабо. - Пассивный словарь ниже возрастной нормы. - Низкая степень концентрации и распределения внимания. - Учебное поведение у сформировано частично, ученики не знают своих рабочих мест. | -Уровень знаний и представлений об окружающем мире не достаточно сформирован. -Речь у ребенка отсутствует. - Понимают отдельные инструкции. - Повышенная утомляемость и низкая степень концентрации внимания. - Наблюдаются вспышки немотивированной агрессии |
Особенности организации учебного процесса по предмету:
Методы обучения
- Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
- Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
- Детальное расчленение материала на простейшие элементы. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое, а учащиеся подводятся к обобщению.
- Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
- Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.
Основные виды организации учебного процесса:
- урок;
- практическая работа на каждом уроке;
- индивидуальная форма работы;
- групповая форма работы.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- практическая деятельность.
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями.
Активные методы обучения: деловые игры, драматизация, театрализация.
Средства обучения:
- для учащихся: демонстрационные таблицы, раздаточный материал, технические средства обучения- компьютер, магнитофон, сказки.
- для учителя: Детский фольклор. Стихи, игры потешки: «Раным-рано поутру», «Стуки-стуки, глянь в ворота», «Пошел котик на торжок», «Гречку мыли, гречку мяли» «Ты, мороз, мороз, мороз», «Уж ты зимушка-зима», «Купим сыну валенки»,»Будут пальчики вставать», «В этом домике пять этажей» и проч. Звуки окружающей природы, голоса животных, голоса птиц - DVD диск. Букварь Жуковой Н.С.
Используемый учебно-методический комплект
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплекс:
1. Боряева Л.Б., Бойков Д.И., Гаврилушкина О.П., Яковлева Н.Н., Липакова В.И. Програмаобразования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой Л.Б., 2011.
2. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
3. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие. – М; 2010.
4. . Боряева Л.Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я - говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: ДРОФА, 2007.
5. Детский фольклор: " Три медведя ", "Колобок", "Теремок", "Маша и медведь", "Мойдодыр", "Федорино горе"
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
Уроки | практические работы, уроки развития речи | |||
1 | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. | 38 | 38 | 38 |
2 | «Аудиальное чтение» | 81 | 81 | 81 |
3 | Чтение букв и слов (глобальное чтение) | 17 | 17 | 17 |
В нижней части таблицы часы суммируются | ||||
Итого: | 136 | 136 | 136 |
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название темы | Необходимое количество часов для ее изучения | Основные изучаемые вопросы темы |
1 | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. | 38 | Аудиальные и визуальные упражнения с предметами посуды, личной гигиены, бытовой техники и картинками. Совместное рассматривание картин и картинок с доступным для учащихся содержанием: иллюстрации к сказкам, изображения посуды, бытовой техники, природы, животных, труда людей и из жизни животных и растений в разные времена года. Ситуационные упражнения с использованием пиктограмм. Игровые ситуации на узнавание социально-бытовых предметов, нахождение игрушки-аналога данных предметов, а так же узнавание их изображений по отдельным деталям. |
2 | «Аудиальное чтение» | 81 | Совместное прослушивание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов птиц и животных. Слушание звучания различных музыкальных инструментов. Музыкально-дидактические игры и упражнения с музыкальными игрушками для развития аудиального восприятия. Упражнения на развитие восприятия речи, внимания к речи с помощью выполнения 2-3-х ступенчатой инструкции, прослушивание и элементарное обсуждение стихов и сказок. Слушание с учащимися аудиокниг. Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти и закрепление связи действий и движений с глаголами. Разыгрывание в группах театрализованных игр с использованием вербальных и невербальных средств общения. |
3 | Чтение букв и слов (глобальное чтение) | 17 | Знакомство с буквами А, О, У. «Чтение» и артикуляции: узнавание и воспроизведение гласных А, О, У. Выделение первого звука в слове и соотнесение с изученными буквами. Составление слогов из разрезной азбуки с изученными буквами. |
Календарно-тематическое планирование по альтернативному чтению
на 2015-2016 учебный год
№ | Тема учебного материала | Дата проведения/ фактическая дата | Кол-во час. | Планируемые результаты | ||
знания | умения | навыки | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 четверть (32 ч.) | ||||||
1 | Упражнения на движения мимической мускулатуры по образцу и словесной инструкции (зажмурить глаза,надутьщеки,втянуть щеки) | 1 | Правила поведения в классе. Классный кабинет, свои учебные принадлежности, своё место в класс Сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя». Звуки природы | Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. Слушать сказку с демонстрацией картинок или иллюстраций. Участвовать в хороводных играх и танцах. Участвовать в коллективном рассказывании(показывании). Определять местонахождение источника звука, различать тихое и громкое, быстрое и медленное звучание. Составлять сказки по картинкам. Воспроизведение гласных букв А, О, У. Работа с пиктограммами | Повторять за педагогом движения Выполнять простые инструкции педагога | |
2 | Упражнения для губ и языка перед зеркалом по образцу и по словесной инструкции. | 1 | ||||
3 | Аудиальные и визуальные упражнения с предметами и картинками типа: «Внимательно рассмотри..» | 1 | ||||
4 | Аудиальные и визуальные упражнения с игрушками и картинками типа: «Слушай и показывай..» | 1 | ||||
5 | Аудиальные и двигательные упражнения «Слушай и выполняй движение» | 1 | ||||
6 | Визуальные упражнения типа: «Называй, а я показываю..» | 1 | ||||
7 | Аудиальные и визуальные упражнения с предметами «Внимательно смотри, .слушай и показывай» | 1 | ||||
8 | Звуки окружающей действительности: звуки природы | 1 | ||||
9 | Звуки окружающей среды: голоса животных | 1 | ||||
10 | Рассматривание картин и картинок (природа, животные в разное время года) | 1 | ||||
11 | Звуки окружающей действительности: звуки города | 1 | ||||
12 | Рассматривание картин и картинок (иллюстрации к сказкам) | 1 | ||||
13 | Слушание сказки «Колобок» (называние героев, показ по иллюстрации) | 1 | ||||
14 | Составление по картинкам сказки «Колобок» | 1 | ||||
15 | Слушание сказки «Репка» (называние героев, показ по иллюстрации) | 1 | ||||
16 | Составление по картинкам сказки «Репка» | 1 | ||||
17 | Слушание сказки «Три медведя» (называние героев, показ по иллюстрации) | 1 | ||||
18 | Составление по картинкам сказки «Три медведя» | 1 | ||||
19 | Проговаривание (договаривание) за педагогом стихотворений. | 1 | ||||
20 | Предметные и игровые действия по показу пиктограмм из рабочих тетрадей: «Я – ребенок». | 1 | ||||
21 | Предметные и игровые действия по показу пиктограмм из рабочих тетрадей: «Ребенок и мир животных». | 1 | ||||
22 | Предметные и игровые действия по показу пиктограмм из рабочих тетрадей: «Ребенок в школе». | 1 | ||||
23 | Предметные и игровые действия по показу пиктограмм из рабочих тетрадей: «Ребенок и его дом». | 1 | ||||
24 | Упражнение в выборе нужной пиктограммы из ряда других | 1 | ||||
25 | Знакомство с буквой А | 1 | ||||
26 | «Чтение» и артикуляции: узнавание и воспроизведение гласных А, О, У. | 1 | ||||
27 | Дидактические упражнения с буквой А | 1 | ||||
28 | Слушание аудиокассет и узнавание звуков природы, улицы, голосов животных и птиц | 1 | ||||
29 | Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их | 1 | ||||
30 | Игры и игровые упражнения на развитие слухового восприятия, умения различать неречевые звуки и соотносить их с картинкой | 1 | ||||
31 | Развитие умения определять местонахождение источника звука, различать тихое и громкое, быстрое и медленное звучание | 1 | ||||
32 | Слушание аудиокассет и узнавание звуков природы, улицы, голосов животных и птиц | 1 | ||||
2 четверть (32 ч.) | ||||||
1 | «Чтение» движений, которые выполняет педагог | 1 | Правила поведения в классе. Классный кабинет, свои учебные принадлежности, своё место в классе. Знать названия изучаемых животных и птиц. Знать музыкальные инструменты «Читать» по артикуляции буквы О, У. | Называть и показывать изучаемые предметы, действия. Выполнять простые инструкции педагога. Участвовать в хороводных играх и танцах Участвовать в коллективном рассказывании (показывании). | Повторять за педагогом движения Слушать и выполнять движение | |
2 | Повторение движений языком и губами, затем называние того, что делает педагог. | 1 | ||||
3 | «Чтение» необходимого действия: расстегивания, застегивания пуговиц, «соединения с помощью липучек», крупных кнопок | 1 | ||||
4 | Слушание аудиокассет и узнавание звуков природы, улицы, животных и птиц | 1 | ||||
5 | Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их | 1 | ||||
6 | Игры и игровые упражнения на развитие слухового восприятия, умения различать неречевые звуки и соотносить их с картинкой | 1 | ||||
7 | Аудиальные и двигательные упражнения «Слушай и выполняй движение» | 1 | ||||
8 | Развитие умения определять местонахождение источника звука, различать тихое и громкое, быстрое и медленное звучание | 1 | ||||
9 | Слушание аудиокассет и узнавание звуков природы, улицы, голосов животных и птиц | 1 | ||||
10 | Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их | 1 | ||||
11 | Развитие умения определять местонахождение источника звука, различать тихое и громкое, быстрое и медленное звучание | 1 | ||||
12 | Игры, имитирующие отдельные действия человека, животных, птиц, и демонстрирующие основные эмоции человека, выполняющего те или иные действия | 1 | ||||
13 | Игры с сюжетными игрушками (передача в движении образов кукол, животных, птиц, выполняющих различные гигиенические процедуры и действия по уходу за собой) | 1 | ||||
14 | Игры, имитирующие персонажей сказок (Машенька убирает в домике медведя) | 1 | ||||
15 | Игры, имитирующие персонажей сказки «Маша и медведь» (мишка умывается) | 1 | ||||
16 | Договариваниеучащимися при прослушивании стихов (сопряженно), а затем и самостоятельному рассказыванию их. | 1 | ||||
17 | Бессловесные игры-импровизации с одним персонажем по текстам стихов | 1 | ||||
18 | Визуальные и аудиальные упражнения с предметами игрушками и картинками типа «Внимательно рассмотри... слушай и показывай...», «Называй, а я показываю..» | 1 | ||||
19 | Разыгрывание совместно с учащимися ситуаций по сказке «Колобок» с помощью перчаточного театра. | 1 | ||||
20 | Разыгрывание совместно с учащимися ситуаций по сказке «Репка» с помощью настольного театра. | 1 | ||||
21 | Разыгрывание совместно с учащимися ситуаций по сказке «Три медведя» с помощью настольного театра. | 1 | ||||
22 | Слушание сказки «Теремок» с договариванием названий героев сказки. | 1 | ||||
23 | Разыгрывание совместно с учащимися ситуаций по сказке «Теремок» с помощью настольного театра. | 1 | ||||
24 | Слушание сказки «Федорино горе» с договариванием названий героев сказки. | 1 | ||||
25 | Разыгрывание совместно с учащимися ситуаций по сказке «Федорино горе» с помощью перчаточного театра. | 1 | ||||
26 | Разыгрывание совместно с учащимися ситуаций к коротким рассказам. | 1 | ||||
27 | Подвижная игра "Я грущу и улыбаюсь" | 1 | ||||
28 | Двигательные упражнения типа "Слушай и выполняй движения" | 1 | ||||
29 | Игры и игровые упражнения на развитие слухового восприятия, умения различать неречевые звуки и соотносить их с картинкой | 1 | ||||
30 | Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг :звучащие книги, запись текста на аудиокассете ,на CD-диске | 1 | ||||
31 | Прослушивание стихотворений и рассказов о Новом годе | 1 | ||||
32 | Заучивание учащимися вместе с педагогом стихотворений о Новом годе | 1 | ||||
3 четверть (40 ч.) | ||||||
1 | Работа с пиктограммами в рабочей тетради «Ребенок в школе». | 1 | Правила поведения в классе. Классный кабинет, свои школьные принадлежности, своё место в классе. Названия игрушек. «Читать» по артикуляции буквы А, О, У.. Названия игрушек. Повторять за педагогом движения. Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. Разыгрывать игровые ситуации по сюжетам сказок | Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. Слушать сказку с демонстрацией картинок или иллюстраций «Мойдодыр», «Маша и медведь» . Участвовать в хороводных играх и танцах. Участвовать в коллективном рассказывании (показывании). Находить изученные буквы среди других графем «Читать» слоги с изученными буквами Имитация образов героев сказок. | Повторять за педагогом движения. Выполнять простые инструкции педагога. Составлять слоги из разрезной азбуки. Работа с пиктограммами | |
2 | Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок на которых изображены школьные принадлежности, и действия с ними типа: «Слушай и показывай на картинке» | 1 | ||||
3 | Аудиальные и визуальные упражнения «Слушай и показывай на картинке»: животные и птицы | 1 | ||||
4 | Аудиальные и визуальные упражнения с стихотворным текстом «Слушай и выполняй движения» | 1 | ||||
5 | Визуальные и аудиальные упражнения с предметами, игрушками и картинками "Внимательно рассмотри.. слушай и показывай" | 1 | ||||
6 | Знакомство с пиктограммами «портфель», «читать», «учить», «смотреть» | 1 | ||||
7 | Целостное восприятие учениками предметов для школы, игрушек по отдельным деталям. | 1 | ||||
8 | Слушание сказки «Маша и медведь» (называние героев, показ по иллюстрации). | 1 | ||||
9 | Составление по картинкам сказки «Маша и медведь» | 1 | ||||
10 | Слушание сказки «Мойдодыр» (называние героев, показ по иллюстрации). | 1 | ||||
11 | Составление по картинкам сказки «Мойдодыр» | 1 | ||||
12 | Разыгрывание ситуаций из сказки «Мойдодыр» с помощью пальчикового театра | 1 | ||||
13 | «Чтение» буквы А. Артикуляция | 1 | ||||
14 | Знакомство с буквой О «Чтение» и артикуляции: узнавание и воспроизведение гласных А, О, У. | 1 | ||||
15 | Дидактические упражнения с буквой О. | 1 | ||||
16 | Упражнения в соотнесении артикуляции: учитель произносит, а учащиеся показывают букву на картинке. | 1 | ||||
17 | «Чтение» букв и произношение звуков АО, чередование их. | 1 | ||||
18 | Составление слогов из разрезной азбуки с изученными буквами | 1 | ||||
19 | «Чтение» по артикуляции: узнавание и воспроизведение гласных А, | 1 | ||||
20 | Работа с пиктограммами "игрушки" | 1 | ||||
21 | Работа с пиктограммами "Животные" | 1 | ||||
22 | Работа с пиктограммами "Растения" | 1 | ||||
23 | Работа с пиктограммами "Школьные предметы" | 1 | ||||
24 | Упражнение в выборе нужной пиктограммы из ряда других | 1 | ||||
25 | Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг: звучащие книги, запись текста на аудиокассете ,на CD-диске | 1 | ||||
26 | Игровые ситуации с пиктограммами из серии «Ребенок в школе» | 1 | ||||
27 | Аудиальные и визуальные упражнения с предметами, игрушками и картинками. Работа с серией картинок «Я – ребёнок» | 1 | ||||
28 | «Чтение» сигналов светофора. | 1 | ||||
29 | «Чтение» запрещающих знаков дорожного движения: «Дети», «Пешеходная дорожка». | 1 | ||||
30 | «Чтение» запрещающих знаков дорожного движения: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено». | 1 | ||||
31 | «Чтение» запрещающих знаков дорожного движения: «Больница», «Место астоновки автобуса и троллейбуса» | 1 | ||||
32 | «Чтение» запрещающих знаков дорожного движения: «Медицинский кабинет» | 1 | ||||
33 | Чтение учителем песенок(без показа иллюстраций)с последующим проведением игр по песенкам | 1 | ||||
34 | Театрализованные игры с использованием вербальных и невербальных средств общения | 1 | ||||
35 | Жестово-образные игры, иммитирующие отдельные действия человека | 1 | ||||
36 | Игры, иммитирующие образы хорошо знакомых сказочных персонажей | 1 | ||||
37 | Игры-импровизации по текстам рассказов и стихов, отражающих тематику вежливого отношения людей друг к другу | 1 | ||||
38 | Игры-импровизации по текстам рассказов и стихов, отражающих тематику безопасного поведения | 1 | ||||
39 | Закрепление и повторение на узнавание и чтение гласных букв А, О. | 1 | ||||
40 | Дидактические упражнения на выбор букв А, О среди картинок | |||||
4 четверть (25 ч.) | ||||||
1 | «Чтение» буквы У. Артикуляция. | 1 | Правила поведения в классе. Классный кабинет, свои учебные принадлежности, своё место в классе. «Читать» слоги с изученными | Называть (показывать) изучаемые предметы, действия Слушать сказку с демонстрацией картинок или иллюстраций. «Читать» по артикуляции изученные буквы. Составлять слоги из разрезной азбуки с изученными буквами | Повторять за педагогом движения Выполнять простые инструкции педагога Находить изученные буквы среди других графем. | |
2 | Чтение» по артикуляции: узнавание и воспроизведение гласных А,О,У. | 1 | ||||
3 | Дидактические упражнения с буквой У | 1 | ||||
4 | Упражнения в соотнесении артикуляции: учитель произносит звук, а учащийся выбирает букву… | 1 | ||||
5 | Работа с карточками, на которых напечатаны слова стол, стул. | 1 | ||||
6 | Упражнения в соотнесении предмета со словом | 1 | ||||
7 | Упражнения в соотнесении картинки со словом | 1 | ||||
8 | Упражнения в соотнесении пиктограммы со словом | 1 | ||||
9 | Упражнения в соотнесении карточки со словом | 1 | ||||
10 | Составление слогов из разрезной азбуки с изученными буквами. | 1 | ||||
11 | «Чтение» по артикуляции: узнавание и воспроизведение гласных А, О, У на основе восприятия их беззвучной артикуляции. | 1 | ||||
12 | Выделение первого звука в слове и соотнесение с изученными буквами. | 1 | ||||
13 | Игры-импровизации по текстам коротких сказок | 1 | ||||
14 | Застегивание застежек на липучках, пуговицах, застежек-молний с помошью взрослого и самостоятельно | 1 | ||||
15 | "Чтение" движений куклы бибабо, повторение за куклой и называние действий | 1 | ||||
16 | Подвижная игра "Я грущу и улыбаюсь" | 1 | ||||
17 | Совместное разыгрывание с учащимися с помощью персонажей пальчикового театра содержание картин из серии «Мы играем» | 1 | ||||
18 | Совместное разыгрывание с учащимися с помощью персонажей перчаточного театра содержание картин из серии «Мы играем» | 1 | ||||
19 | Совместное разыгрывание с учащимися с помощью персонажей наглядных объемных и плоскостных моделей содержание картин из серии «Мы играем» | 1 | ||||
20 | Чтение учителем сказок (без показа иллюстраций) с последующим проведением игр и называнием персонажей. | 1 | ||||
21 | Чтение учителем стихов (без показа иллюстраций) с последующим проведением игр | 1 | ||||
22 | Чтение учителем песенок (без показа иллюстраций) с последующим проведением игр | 1 | ||||
23 | "Чтение" движений куклы бибабо, повторение за куклой и называние действий | 1 | ||||
24 | Упражнение "Слушай и показывай" с использованием картинок ,изображающих природу | 1 | ||||
25 | Упражнение "Слушай и показывай" с использованием картинок ,изображающих предметы бытовой техники | 1 | ||||
26 | Игры-импровизации по текстам коротких сказок | 1 | ||||
27 | Подвижные игры "Салют", "Солнечные зайчики" | 1 | ||||
28 | Закрепление. Работа с пиктограммами из серии «Школьные предметы» | 1 | ||||
29 | Закрепление. Работа с пиктограммами из серии «Ребенок и школе», «Ребенок и его дом» | 1 | ||||
30 | Закрепление. Работа с пиктограммами из серии «Я и мир животных» | 1 | ||||
31 | Повторение. Чтение согласных букв А, О, У. | 1 | ||||
32 | Игры-импровизации по пройденным сказкам. | 1 |
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
по альтернативному чтению (к образовательным результатам)
к концу 4 класса
Достаточный уровень: | Минимальный уровень: |
Обучающиеся должны знать/понимать: Правила поведения в классе. Классный кабинет, свои учебные принадлежности, своё место в классе. Иметь представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях Названия животных и птиц, игрушек, посуды, школьных принадлежностей и проч. Первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в школе». | Обучающиеся должны знать/понимать: Правила поведения в классе, школе. Знать названия некоторых животных и птиц. Дифференцировать свои школьные принадлежности от игрушек. |
Обучающиеся должны уметь: Повторять за педагогом движения. Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. Слушать сказку с демонстрацией картинок или иллюстраций. Участвовать в хороводных играх и танцах. Участвовать в коллективном рассказывании (показывании). Повторять за педагогом движения. Выполнять простые инструкции педагога. «Читать» по артикуляции изученные буквы. Составлять слоги из разрезной азбуки с изученными буквами. «Читать» слоги с изученными буквами. Находить изученные буквы среди других графем. | Обучающиеся должны уметь: Называть (показывать) некоторые изучаемые предметы. Сосредотачивать внимание на предоставляемом учебном материале. Участвовать в хороводных играх. Выполнять простейшие инструкции учителя. |
Ресурсное обеспечение программы
1. Боряева Л.Б., Бойков Д.И., Гаврилушкина О.П., Яковлева Н.Н., ЛипаковаВ.И.Програмаобразования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой Л.Б., 2011.
2. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
3. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М; 1994.
4. Боряева Л.Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я - говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: ДРОФА, 2007.
5. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие. – М; 2010.
- материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы
информационно – техническая оснащенность учебного кабинета: ноутбук, магнитофон
_______________________________________________________________________________________
ПРЕДМЕТ | |
СОСТАВИТЕЛЬ(и) РП (ФИО; должность; звание) | |
ЭКСПЕРТ (ы) (ФИО; должность; звание) | |
КЛАСС | |
ДАТА ЗАПОЛНЕНИЯ |
Используемые сокращения: рабочая программа – РП
ФОРМА 1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Позиция для технической экспертизы | Оценки | |
Да (1) | Нет (0) | ||
1. | ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ РП ОФОРМЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ: | ||
1.1. | Полное наименование ОУ(в соответствии с уставом) | ||
1.2. | Гриф согласования программы | ||
1.3. | Гриф утверждения | ||
1.4. | Наименование РП | ||
1.5. | Срок реализации РП | ||
1.6. | Сведения о составителе программы | ||
1.7. | Место реализации | ||
2. | СТРУКТУРА РП: | ||
2.1. | Пояснительная записка | ||
2.2. | Общая характеристика учебного предмета, курса | ||
2.3. | Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | ||
2.4. | Содержание учебного предмета, курса; | ||
2.5. | Тематическое планирование | ||
2.6. | Учебно-методического и материально-технического обеспеченияРП | ||
2.7. | Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. | ||
3 | Перечень нормативных и нормативно-методических документов | ||
4 | Библиографическое описание примерной программы, с указанием УМК | ||
5 | РП оформлена в соответствии с локальными актами ОУ |
Шкала оценки (отметить результат):
100% | Полное соответствие требованиям |
90%-100% | достаточный уровень соответствия, необходимы незначительные коррективы |
80%-90% | неполное соответствие, необходимо улучшение, требует доработки |
Менее 80% | результаты неудовлетворительные, РП требует значительной доработки |
Программа представлен на бумажном (3 титульных листа + 1 экземпляр полный) и электроном носителях, регламент разработки соблюден.
Подпись технического эксперта (заместителя директора по УВР) __________________________/_________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по альтернативному чтению для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа рассчитана на 9 год обучения учащихся коррекционной школы 8 вида, классов "Особый ребёнок"....
Рабочая программа по альтернативному чтению
Рабочая программа по альтернативному чтению для 8 класса "Особый ребёнок"....
Рабочая адаптированная программа Чтение и развитие речи(5кл) для детей 8 вида
Пояснительная запискак рабочей программе по чтению и развитию речидля 5 класса (VIII вид)Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) об...
Рабочая адаптированная программа по чтению для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Цели и задачи Обучение чтению направлено на достижение следующей цели: формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.Основными задачами обучения чте...
Рабочая программа Предмет: «Альтернативное чтение» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР
Рабочая программа Предмет: «Альтернативное чтение» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР...
рабочая программа Предмет: "Альтернативное чтение"
рабочая программа Предмет: "Альтернативное чтение"...
Рабочая адаптированная программа 5-9классы по чтению и развитию речи
Данная программа используется в коррекционном классе 8 вида...