Рабочая программа по альтернативному чтению для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
рабочая программа (9 класс) по теме

Жерело Любовь Валентиновна

Рабочая программа рассчитана на 9 год обучения учащихся коррекционной школы 8 вида, классов "Особый ребёнок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_alternativnomu_chteniyu.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по альтернативному чтению для учащихся 9 класса «Особый ребёнок» коррекционной школы 8 вида.

Пояснительная записка

   Рабочая программа по альтернативному чтению для 9 класса (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

   Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ на 2013/2014 учебный год рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) (учебная нагрузка –2ч в неделю).

   При разработке программы учитывался контингент детей класса (дети с умеренной степенью умственной отсталости). Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приёмов, перераспределение содержания программы по годам обучения, учёт индивидуальных психофизических возможностей учащихся класса и распределение программного материала по уровням.

   В основу  предмета «Альтернативное чтение» в данной программе положена система  формирования навыков  коммуникативного  поведения на  основе использования средств вербальной и невербальной коммуникации.

   Предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение учащихся с умеренной умственной отсталостью следующим вариантам «чтения»:

  • «чтение» телесных и мимических движений;
  • «чтение» изображений на картинках и картинах;
  • «аудиальное чтение»: слушание аудиокниг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD- диски и др.);
  • «чтение видеоизображений» (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных, фрагментов художественных фильмов и т.п.);
  • «чтение» пиктограмм;
  • глобальное чтение;
  • чтение букв, цифр и других знаков;
  • чтение по складам и т.п.

   При обучении «Альтернативному чтению» учащихся этой категории основной акцент делается на то, что важнейшей задачей обучения является не собственно ознакомление учащихся с художественной литературой, не занятие их литературным образованием, а ежедневное чтение им художественной литературы (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов и т.п.) и формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя для этого невербальные и вербальные средства коммуникации.

   Основные цели и задачи предмета:

  • формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах;
  • знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
  • приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях;
  • развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
  • создавать условия для пробуждения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения книг-картинок, книг типа «Азбука» в специально созданных ситуациях общения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу;
  • расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»;
  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения по содержанию прочитанного или рассказанного;
  • развивать фразовую речь;
  • формировать умение пересказывать прочитанное с помощью педагога;
  • знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям;
  • использовать в процессе «чтения» «комментированное» рисование для лучшего понимания содержания литературных произведений;
  • формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности, учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.

   В ходе уроков по альтернативному чтению учащиеся знакомятся с невербальными средствами коммуникации. При этом под невербальными средствами коммуникации подразумеваются различные средства, замещающие произносительную, звуковую речь:

-естественно-экспрессивные (мимика, жесты, пантомимика), выполняющие функции передачи эмоций, комментирования, замещение отдельных слов или фраз. Характерный признак этих средств - их обобщенность, зависимость грамматического значения от контекста;

-искусственно-экспрессивные (например, язык танца), передающие информацию в самом обобщенном виде и требующие специального уточнения и разъяснения;

-специальные, которые применяются в тех случаях, когда люди не могут самостоятельно использовать устную или письменную формы речи.

Эффективным  средством организации общения с неговорящими  учащимися,  является метод пиктограмм. Опора на «графический» язык помогает  становлению импрессивной речи учащихся, что  создает благоприятные предпосылки для формирования зачатков их экспрессивной речи.

   Ребёнок, владеющий кодовой системой, сможет не только «читать», но и «отвечать»  на вопросы по содержанию прочитанного.  Альтернативные системы общения могут использоваться в следующем качестве:

-как средство временного общения, когда ребёнок пока не говорит, но в перспективе может овладеть устной речью;

-как средство постоянного общения для учащихся, неспособных говорить и в будущем;

-как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий);

-как этап в освоении детьми чтения.

   Цель применения метода пиктограмм организовать коммуникацию с неговорящими учащимися, пробудить и актуализировать их  перцептуальные и понятийные возможности, активизировать невербальный интеллект. Пиктограммы - эффективное средство коррекции психики умственно отсталых детей. Большое внимание в работе с пиктограммами уделяется тем символическим изображениям, которые часто встречаются в окружающем ребёнка социальном мире (разрешающие, запрещающие, предупреждающие, информационные знаки и т. п.).

   В основу обучения элементам традиционного чтения учащихся положено два метода: буквенный  аналитико-синтетический метод (анализу и синтезу подвергается буквенный состав слова) и метод чтения целыми словами (глобальное чтение). Использование звукового аналитико-синтетического метода возможно только для отдельных детей, которые могут им овладеть.

   Учитывая  индивидуальные особенности детей, предполагаемые результаты обучения можно разделить на 3 уровня.

   Учащиеся первого уровня в ходе занятий учатся сотрудничеству с учителем и одноклассниками в разнообразных видах деятельности, приобретают навык осмысленного восприятия информации, умение выражать свои мысли и желания в устной форме с использованием речевых и неречевых средств общения, по возможности осваивают печатный вариант отдельных букв.

   Учащиеся второго уровня осваивают буквы (печатный и, по возможности, письменный вариант), учатся читать буквы, слоги, отдельные слова, учатся элементарно осмысливать прочитанное.

   Учащиеся третьего уровня, как правило, овладевают элементарными навыками чтения отдельных слов, предложений.

   На основе развития познавательной сферы, сформированности психических процессов и речевой характеристики учащихся класса можно условно разделить на 3 уровня (3 группы).

   К концу года предусматривается усвоение программного материала по альтернативному чтению детьми класса с умеренной степенью умственной отсталости в соответствии с уровнем развития (1,2,3 уровень соответствует 1,2,3 группе).

   Содержание программы.

Тема раздела программы

Знания, приобретаемые в ходе прохождения программы

Умения и навыки, приобретаемые в ходе прохождения программы

Примечания

1

2

3

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

«Аудиальное чтение».

Чтение букв и слов («глобальное чтение»).

- Пополнение активного и пассивного словарного запаса.

- Пополнение активного и пассивного словарного запаса.

- Знание печатных и письменных прописных и строчных букв алфавита.

- Умение составлять рассказ по картине – пиктограмме.

- Умение выстраивать пиктограммы в нужной последовательности.

- Умение подбирать пиктограммы к реальным предметам.

- Умение внимательно слушать рассказ учителя, аудиокнигу.

- Умение изобразить действие героя по прочитанному учителем произведению.

- Умение узнавать и находить в тексте нужную букву, слог, слово.

Реализация учебной программы обеспечивается УМК – Приложение 2.

Учебно-тематический план.

№ урока

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

1

Рассказ о лете. Создание и чтение пиктограмм «Летние забавы».

2

«Чтение» цветовых пятен «Цветы», соотношение их с муляжами, фотоизображениями.

3

Создание и чтение пиктограммы «Осень». Звук [а]. Чтение буквы А.

4

«Чтение» рассказа «Осень». Звук [а]. Чтение буквы А. Нахождение буквы А в тексте.

5

Пиктограмма «Деревья и листья». Чтение и нахождение и нахождение буквы А.

6

«Чтение» пиктограммы «Прогулка в парке». Буква У. Звук [у].

7

«Чтение» пиктограммы «Осенняя погода». Чтение буквы У. нахождение её в тексте.

8

Пиктограмма «Фрукты». Загадки про фрукты. Слияние ау, уа. Нахождение и вычленение из текста букв А, У.

9

Слияние АУ, УА. Пиктограмма «Фрукты», «чтение» названий фруктов, опираясь на изображение.

10

Звук и буква М. Чтение буквы. Чтение названий фруктов, опираясь на изображение.

11

Соединение М с гласными У, А в разной последовательности. Пиктограммы «Фрукты», «Овощи».

12

Чтение слогов МА, МУ, АМ, УМ. Нахождение и выделение в словах. Пиктограмма «Труд людей осенью».

13

Составление рассказа «Осень» по пиктограммам. Чтение слогов АМ, УМ, МУ, МА.

14

Буква и звук О. Чтение буквы О. Нахождение в тексте. Чтение слогов МА, МУ, АМ, УМ.

15

Пиктограмма «Одежда». Чтение слогов МА, МО, МУ, УМ, АМ, ОМ. Нахождение их в слогах.

16

«Чтение» пиктограммы «Последовательность одевания». Чтение названий одежды с опорой на изображение. Чтение слогов.

17

Пиктограмма «Последовательность одевания». Чтение названий одежды с опорой на изображение. Чтение слогов.

18

Звук [с]. Буква С. Чтение буквы С. Определение местонахождения звука [с] в словах.

19

Звук и буква С. Чтение, нахождение С в словах. «Чтение» световых пятен «Одежда».

20

Чтение слогов. Нахождение и выделение слогов в словах. Слова на С.

21

Чтение слогов М-, С- с гласными. Нахождение и выделение слогов в словах. Слова на М, С.

22

Буква и звук Х. Узнавание и нахождение буквы среди картинок.

23

Буква и звук Х. Чтение буквы Х. Слова на Х.

24

Чтение Х. Нахождение буквы в тексте. «Чтение» названий одежды, опираясь на картинки.

25

Сочленение Х с гласными. Чтение слогов. Нахождение и выделение слога в слове.

26

Чтение слогов. Нахождение и выделение слога в слове. Слова на м, с, х.

27

Буква и звук Ш. Узнавание и выделение букв среди картинок

28

Буква и звук Ш. Чтение. Слова на Ш.

29

Чтение Ш. Нахождение буквы в тексте. Чтение названий одежды с опорой на изображение.

30

Сочетание Ш с гласными, чтение слогов. Нахождение и выделение слога в словах.

31

Чтение слогов. Нахождение и выделение слогов в словах.

32

Звук [ш]. Буква Ш. Чтение буквы Ш. Определение местонахождения звука [ш] в словах. Создание пиктограммы «Обувь».

33

Чтение слогов. Нахождение и выделение слогов в словах. Слова на Ш. Чтение пиктограммы «Обувь».

34

Чтение слогов м-, с-, х-, ш- с гласными. Нахождение и выделение слогов в словах. Слова на М, С, Х, Ш.

35

Звук и буква Л.  Узнавание и нахождение буквы среди картинок.

36

Звук и буква Л. Чтение слова на Л.

37

Чтение Л. Нахождение буквы в тексте. «Чтение» названий обуви, опираясь на картинки.

38

Сочленение  Л с гласными. Чтение слогов. Нахождение и выделение слога в слове.

39

Чтение слогов. Нахождение и выделение слога в слове. Составление пиктограммы «Зимняя обувь».

40

Чтение слогов с М, С, Х, Ш, Л. Чтение пиктограммы «Зимняя обувь».

41

Чтение слогов  (с-, м-, х-, ш-, л-). Чтение пиктограммы «Зимняя обувь».

42

Звук и буква Ы. Чтение буквы Ы. Определение местонахождения  звука [ы] в словах.

43

Звук и буква Ы. Чтение, нахождение Ы в словах.

44

Чтение слогов. Нахождение и выделение слогов в словах. Слова с Ы.

45

Чтение слогов с Ы. Нахождение буквы Ы в тексте с опорой на картинки.

46

Звук и буква Н. Узнавание и нахождение буквы среди картинок.

47

Звук и буква Н. Чтение. Слова на Н.

48

Чтение Н. нахождение буквы в тексте.

49

Сочленение Н с гласными. Чтение слогов. Нахождение и выделение слога в слове.

50

Чтение слогов. Нахождение и выделение слога в слове.

51

Чтение слогов. Нахождение и выделение слога в словах

52

Чтение слогов (с-, м-, х-, ш-, л-, н-). Пиктограмма «Овощи». Загадки и стихотворения про овощи.

53

Чтение слогов (с-, м-, х-, ш-, л-, н-). Пиктограмма «Овощи».

54

Звук и буква Р. Чтение буквы. Чтение названий овощей, опираясь на изображение.

55

Соединение Р с гласными в разной последовательности. Составление пиктограммы «Цветы». Стихотворения о цветах.

56

Чтение слогов. Нахождение и выделение слога в слове. Пиктограмма «Цветы».

57

Чтение слогов. Пиктограмма «Цветы».

58

Звук и буква К. Узнавание и нахождение буквы среди картинок.

59

Звук и буква К. Чтение слова на К.

60

Чтение К. Нахождение буквы в тексте. «Чтение» названий цветов, опираясь на картинки.

61

Сочленение К с гласными. Чтение слогов. Нахождение и выделение слога в слове. Составление пиктограммы «Весна». Стихотворения о весне.

62

Чтение слогов с с-, м-, х-, ш-, л-, р-, к-, н-. Нахождение и выделение слога в слове. Пиктограмма «Весна».

63

Чтение слогов (-с, -м, -х, -ш, -л, -р, -к, -н). Пиктограмма «Птицы прилетели».

64

Чтение слогов. Прослушивание стихотворения Г.Ладонщикова «Возвращаются скворцы».

65

Пиктограмма «Птицы прилетели». Заучивание стихотворения «Возвращаются скворцы».

66

Пиктограмма «Птицы прилетели». Воспроизведение по памяти стихотворения «Возвращаются скворцы».

67

Чтение и отгадывание загадок.

68

Чтение стихотворений о лете.

   Учебно-методический комплекс по предмету «Альтернативное чтение», 9«Б» класс.

Использованные учебники (наименование, автор, год издания).

Использованные пособие для учителя, для учащихся.

  1. Чтение: учеб.для 3 кл.спец. (коррекционных) образоват. учреждений 8 вида /авт.-сост. В.В.Воронкова и др. –М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.
  2. Чтение: учеб.для 4 кл.спец. (коррекционных) образоват. учреждений 8 вида /авт.-сост. В.В.Воронкова и др. –М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2003.

1. Берестов В.Д. Книга для чтения в детском саду. –М.: Астрель, 2001.

2.Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине.-СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой, 2009.

3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая: Рекомендации по обучению детей с тяжёлой умственной отсталостью.- М., 2002.

4. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Быстрое обучение чтению. Учеб.пособие для детей младшего шк.возраста.- М.: ООО «Изд-во Астрель», 2002.

5. Сутеев В.Г. Сказки и картинки. –СПб.: Герион, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса "Особый ребёнок" коррекционных школ 8 вида....

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью коррекционных школ 8 вида....

Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)

Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...