рабочая программа Предмет: "Альтернативное чтение"
методическая разработка
рабочая программа Предмет: "Альтернативное чтение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_alternativnaya_kommun_.docx | 79.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №17
Невского района Санкт-Петербурга
192131, Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д.58 корп.1
тел./факс 417-55-60 тел. 417-55-58
ОКПО 53250470 ОКОГУ 23280 ОГРН 1027806078266 ИНН 7811066830 КПП 781101001
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом ОУ
Директор ГБОУ школа № 17
Протокол № 4 от 22.06.2018г. __________ Сандеева С.В.
Приказ № 46-ш от 22.06. 2018 года
Рабочая программа ФГОС ОВЗ
Предмет: речь и альтернативная коммуникация
Класс: 0-1
Вид программы: АООП ФГОС О УО(ИН) ТМНР (вариант 2)
Учитель: Кузнеченкова Екатерина Александровна
Санкт-Петербург
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
2. Общая характеристика учебного предмета:
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Физическая недостаточность при ДЦП ограничивает формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.
Задачи предмета:
- Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов
— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
— Использование доступных жестов для передачи сообщения
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 132 часа, 4 часа в неделю, 33 учебные недели. В соответствии с календарным учебным графиком образовательного учреждения, выходными и праздничными днями, программа может быть скорректирована.
4. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные:
- Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя, как «Я»
- Социально – эмоциональное развитие в процессе обучения
- Формирование определенных социальных навыков поведения в общении со взрослыми и сверстниками
- Воспитание желания общаться с уважением с другими педагогами школы
- Овладение начальными навыками учебы в процессе данного предмета
- Развитие учебной мотивации в уроках
- Воспитание желания и трудолюбия к учению
- Воспитание желания аккуратно выполнять различные виды заданий
- Воспитание бережного отношения к дидактическому материалу, используемому на уроке
Предметные:
- Развитие речи как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающихся
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков, рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений, неспецифических жестов.
- Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры).
- Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые вербальные и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Обучение глобальному чтению в доступных для обучающихся пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова.
- Обучение копированию с образца отдельных букв, слогов или слов
- Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму
- Овладение чтением и письмом на доступном уровне.
5.Содержание курса состоит из следующих разделов:
- - «Коммуникация»:
- Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;
- - «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации»;
- - «Импрессивная речь»:
- Формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, различать напечатанные и написанные слова;
- - «Экспрессивная речь»:
- Формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания.
- 6. . Описание материально – технического обеспечения учебного предмета
- «Речь и альтернативная коммуникация»
- «Речь и альтернативная коммуникация» включает:
- - графические средства для альтернативной коммуникации:
- таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами,
- - наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- . технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства
- - компьютерные устройства, синтезирующие речь
- - информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм.
- -компьютерные программы символов.
- -компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.)
- - обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- - аудио и видеоматериалы.
7. Характеристика класса.
В классе обучается 5 человек, из которых 4 мальчика и 1 девочка.
Для обучающихся данной группы характерны затруднения в сосредоточении внимания, понимании и удержании простейших инструкций. Зачастую трудно добиться произвольной целенаправленной деятельности обучающихся.
Учащиеся отличаются рядом особенностей, таких, например, как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции и т. п. У одних учащихся максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются. У других детей с ограниченными возможностями здоровья сосредоточение внимания наступает лишь после того как они непосредственно приступят к деятельности. А вот у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания
У детей наблюдаются трудности с восприятием. Об этом свидетельствует недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающей действительности. Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. Все эти недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не все замечает в окружающем его мире, «не видит» многое при демонстрации педагогом наглядных пособий. Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, например направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с ограниченными возможностями здоровья с запозданием, поэтому долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучению чтению и письму, где очень важно различать последовательность и расположение элементов.
У всех учащихся наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: произвольного и непроизвольного, долговременного и кратковременного. В первую очередь, ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости по всем предметам. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья – их низкая познавательная активность. Такие учащиеся с трудом воспроизводят словесный материал.
8. Календарно-тематические планирование.
Раздел | Дата (план) | Коррекция даты | Тема урока | Количество часов на тему | Содержание видов учебной деятельности | Ожидаемый результат |
Адаптационный период Раздел "Я" | Дай мне ответ- да или нет | 1 | Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель – ученик), использует на начальном уровне принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем, одноклассниками Получит возможность использовать коммуникативные средства (речь, жесты, пиктограммы) для решения различных коммуникативных задач | С помощью учителя овладевает начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и мире (соблюдать режим и порядок дня); будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; представления об этических нормах и правилах поведения в школе; | ||
Я. Мое имя. (жест и пиктограмма "я") | 1 | |||||
Я- ребенок (сведения о себе) | 2 | |||||
Просьбы (Дай. Я хочу) | 2 | |||||
Мальчишки и девчонки! (работа с пиктограммами) | 2 | |||||
Учимся дружить | 2 | |||||
Учат в школе | Школа. | 2 | Адекватно использует ритуалы школьного поведения (с помощью учителя оценивает свое поведение), нормы речевого этикета Обращается за помощью к учителю и принимает помощь Использует предметы по назначению. Слушает и понимает инструкцию к учебному заданию. | Создать условия для принятия образа «хорошего ученика» положительной мотивации учебной деятельности Соблюдения простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | ||
Школьные принадлежности (обзор). | 2 | |||||
Игры "Собери портфель, Чудесный мешочек" | ||||||
Упражнения с пиктограммами: "Найди такой предмет", Где (карандаш)...? Попроси у меня.... | 2 | |||||
" Я - Человек" | Части тела (голова, руки, ноги) | 1 | Подражает действиям, выполняемым педагогом Переключает взгляд с одной картинки на другую Принимает помощь | Управляет своими эмоциями в различных ситуациях, в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Осознает общность и различия «Я» с другими. Принимает установку на здоровый образ жизни и реализует её в реальном поведении и поступках; | ||
Я и мое отражение. | 1 | |||||
Мое лицо. Эмоции. | 2 | |||||
Рот. Что умеет язычок (артикуляционные упражнения). Артикуляция гласных звуков. | 2 | |||||
Работа с пиктограммами "Лицо и тело" (упражнения: Найди такую, Покажи (нос), Найди пару) | 2 | |||||
Природа и человек | «Осень, в гости к нам пришла» | 2 | Принимает цели и произвольно включается в деятельность. Подражает действиям, выполняемым педагогом Выполняет действия рука в руке. | Включается в деятельность с учителем и взаимодействует со сверстниками. Получит возможность начать осваивать умение проводить наблюдения за природой, узнать об осенних изменениях в неживой природе (холодный ветер, тучи, дождь, листья опадают), - понимать элементарные причинно-следственные связи в окружающем мире. Находить один и много предметов. | ||
Деревья и листья | 2 | |||||
«Явление природы» Мир вокруг нас | 25.10 | Солнце (рисование) Солнце прослушивание потешек, ритмические упражнения | 2 | При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. Понимает и сохраняет учебную задачу. Получит возможность научиться осуществлять синтез при складывании разрезных картинок. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. Понимает последовательную инструкцию по пиктограммам. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. С помощью педагога выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (наглядный план). Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. Понимает эмоциональные состояния других людей Проявляет собственные чувства. Обогащает словарный запас. Расширяет кругозор. | Умеет ориентироваться на листе бумаге, располагать трафарет в верхнем углу листа, проводить прямые и отрывистые линии, проводит прямые отрывистые линии. Сопровождает движение речью (дождик кап-кап). | |
Дождь рисование. Дождь прослушивание потешек, ритмические упражнения | 2 | |||||
Фрукты. Яблоко (где растет, рисование) | 1 | |||||
Отличия (форма, цвет) | 1 | |||||
Обобщение темы (рисование яблока восковыми мелками) | 1 | |||||
Овощи. Морковь (где растет, рисование) | 1 | |||||
Отличия (форма, цвет) | 1 | |||||
Обобщение темы (лепка морковки пластилином) | 1 | |||||
Игрушки (Мяч, кукла). | 1 | |||||
Чтение стихов. Работа с пиктограммами. | 1 | |||||
«Мой веселый, звонкий мяч» | 1 | С помощью педагога расширяет и обогащает опыт реального взаимодействия с окружающими предметами. Понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д. Представления о кошке, её внешнем виде, чем питается. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика» | ||||
Игры с мячом | 1 | |||||
Домашние животные | 1 | |||||
Кошка (внешний вид, части тела) | 1 | |||||
Отличия (поведение, повадки, аппликация) | 1 | |||||
Домашние животные в деревне | 1 | |||||
Корова (внешний вид, части тела) | 1 | |||||
Отличия (поведение, повадки, аппликация) | 1 | |||||
«Здравствуй, Зимушка-зима» Признаки зимы | 1 | |||||
Сравнение с другими временами года | 1 | |||||
«Свойства снега» | 1 | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. | Охотно участвует в совместной деятельности | |||
«Игры со снегом» | 1 | |||||
Зимний город | 1 | |||||
Посуда | Тарелка, вилка | 1 | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. Понимает эмоциональные состояния других людей Проявляет собственные чувства | Использует элементарные формы речевого этикета Охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх). | ||
Ложка, кружка | 1 | |||||
Действия с посудой | 1 | |||||
Чтение сказки К.И. Чуковского "Федорино горе" | 1 | |||||
Беседа на основе прочитанного произведения | 1 | |||||
Просмотр фрагмента из мультипликационного фильма по мотивам К.И. Чуковского «Федорино горе» и обсуждение | 1 | |||||
Творческая работа | 1 | |||||
«Одежда» | «Кофта» | 1 | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Выполняет упражнения с использованием пиктограмм «Слушай и показывай". Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.) Участвует в игровых ситуациях на узнавание одежды по названию | ||
«Штаны» | 1 | |||||
«Подбираем одежду для мальчика и девочки» | 2 | |||||
«Обувь» | Виды обуви по сезонам | 1 | Понимает инструкцию по пиктограммам | «Читает» изображения на картинках Умеет классифицировать обувь по сезону: зимняя, летняя, осенняя. Выбирает (вместе с учителем) одежду,обувь соответствующую показанному образу. | ||
Сапоги, сандалии | 1 | |||||
Лепка | 1 | |||||
«Одежда, обувь» Урок закрепления | 2 | |||||
Мебель (обзор) | «Стол» | 1 | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Узнает стол, стул среди реальных предметов, на картинках, на пиктограммах | ||
«Стул» | 1 | |||||
«Кровать» | 1 | |||||
«Фрукты» | «Яблоко» | 1 | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. Фиксирует взгляд на экране монитора. Выполняет стереотипную инструкцию | Узнает изучаемые объекты неживой природы; Получит возможность: сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; группировать предметы по заданному признаку. | ||
«Банан» | 1 | |||||
«Овощи». | 31.01 | Морковь | 1 | Составляет разрезные картинки из двух частей, соотносит картинку с предметами. Узнает изучаемые объекты неживой природы на пиктограмме, составляет словосочетания. | Узнает изучаемые объекты неживой природы; Получит возможность: сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; группировать предметы по заданному признаку (по форме, по цвету). | |
Капуста | 1 | |||||
Во саду ли, в огороде | 1 | |||||
Работа с пиктограммами | 1 | |||||
Вода. Свойства воды. | Чтение сказки К.И. Чуковского "Мойдодыр" | 1 | Проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Соблюдают аккуратность при использовании воды из- под крана. Переливает воду из одной ёмкости в другую. | ||
Беседа на основе прочитанного произведения | 1 | |||||
Просмотр фрагмента из мультипликационного фильма по мотивам К.И. Чуковского «Мойдодыр» и обсуждение | 1 | |||||
Тематический рисунок | 1 | |||||
Птицы. | «Домашняя птица» | 1 | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин | Имеет представление о домашних и зимующих птицах, соотносит картинки «Найди пару» Выполняет движения в соответствии с дид.игрой Птицы учатся летать, размяли ноги, (импровизация) | ||
«Петух» (внешний вид, части тела) | 1 | |||||
Отличия (поведение, повадки, аппликация) | 1 | |||||
Зимующие птицы | 1 | |||||
Ворона (внешний вид, части тела) | 1 | |||||
Отличия (поведение, повадки, рисование) | 1 | |||||
Весна. | Тает снег. | 1 | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Видит сезонные изменения в природе. Находит отличительные черты, сравнивает парные картинки. Имеет представление о снеге и его свойствах (сосулька-солнце-тает-капель кап-кап) имитирует стук капель с помощью рук | ||
Признаки весны | 1 | |||||
Капель | 1 | |||||
Отличия весны от других времен года | 1 | |||||
Игры с водой | 1 | |||||
Опыты с водой | 1 | |||||
«Растительный мир» | «Трава» | 1 | Подражает действиям, выполняемым педагогом. Проявляет попытки выполнить задание по образцу. | Воспринимает и наблюдает за окружающими предмета ми и явлениями. Схематично изображает дерево, травку. Знает карандаш зеленого цвета. | ||
Аппликация | 1 | |||||
«Цветы» | 1 | |||||
Строение, внешний вид | 1 | |||||
Рисование | 1 | |||||
Дикие животные весной | Медведь (внешний вид, части тела) | 1 | Подражает действиям, выполняемы педагогом. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Получит возможность усвоить, что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью; научиться узнавать медведя среди других животных. | ||
Отличия (поведение, повадки) | 1 | |||||
Аппликация | 1 | |||||
«Закрепление по теме» | «Моя школа» | 1 | Принимает цели и произвольно включаться в деятельность | Осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: книг, карандашей, мебели в собственном классе, школе. | ||
«Мой класс» (парта, стул, принадлежности) | 1 | |||||
Столовая, гардероб, туалет, медицинский кабинет (экскурсия) | 1 | |||||
«Я и моё тело» «Лицо» (мимика, части лица) | 1 | Ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету | Сформированы понятия части тела. Ориентируется в собственном теле. Различает пол окружающих людей | |||
«Туловище, ноги, руки» | 1 | |||||
Творческая работа | 1 | |||||
«Мои игрушки» Дома | 1 | Ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога. | Проявляет бережное отношение к игрушкам, взаимно помощь, желание трудиться. | |||
В школе | 1 | |||||
Моя любимая игрушка | 1 | |||||
«Домашние животные» Городские (какие бывают, назначение, уход) | 1 | Выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (наглядный план) с помощью педагога. | Сформированы обобщающие понятие «домашние животные»; Умеет узнавать животных среди игрушек и на картинке; обогащены представления детей о домашних животных, об уходе за ними, о пользе животных. | |||
Деревенские (какие бывают, назначение, уход) | 1 | |||||
Творческая работа | 1 | |||||
«Дикие животные» Крупные (волк, медведь, лиса, сезонные изменения) | 1 | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Сформированы представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах лесных обитателей. Умеет дифференцировать дикие и домашние животные | |||
Мелкие (заяц, белка, еж, сезонные изменения) | 1 | |||||
Творческая работа | 1 | |||||
«Мебель» Виды | 1 | Выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (наглядный план) с помощью педагога. | Умеет понимать обобщающее слово «мебель», отбирать пиктограммы. Будет иметь возможность научиться группировать предметы домашнего обихода по их назначению (мебель); | |||
Назначение | 1 | |||||
Раскрашивание пластилином | 1 | |||||
«Овощи и фрукты» Овощи | 1 | Понимает инструкцию по инструкционным картам | Умеет классифицировать по цвету, форме и овощи и фрукты. Знает о пользе овощей и фруктов. | |||
Фрукты | 1 | |||||
Обобщение: аппликация на классификацию | 1 | |||||
«Посуда» Посуда для приготовления пищи | 1 | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики | Расширены и конкретизированы представления о посуде, ее назначении | |||
Посуда для принятия пищи | 1 | |||||
Лепка посуды | 1 | |||||
«Растительный мир» Трава | 1 | Выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (наглядный план) с помощью педагога | Находить комнатное растение по признакам (круглый, колючий) знает об основных потребностях растений. Находить одинаковые цветы. Умеет поливать цветы из лейки. | |||
Цветы | 1 | |||||
Деревья, кусты | 1 | |||||
«Явления природы» Дождь, гром, молния (звуки природы, рисование) | 1 | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Понимает и оценивает природу явления. Их влияние на эмоциональное состояние человека(пасмурно, дождь – нам грустно. Выглянуло солнышко, запели птички – нам весело) | |||
Радуга (рисование) | 1 | |||||
Ассоциации с настроением (карточки с изображением эмоций) | 1 |
Итого: 132 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по чтению 2 класс (школа 2 вида)
учреждения 2 вида...
Коррекционное обучение.Рабочая программа по чтению (8 вид) 6 класс
Рабочая программа по чтению и развитию речи представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; учебно-тематический п...
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 кл. ( для учащихся с у/о)
Рабочая программа АООП УО вариант 9.1...
Адаптированная рабочая программа предмета «Чтение (Литературное чтение)» для 6 класса
Планируемые результаты изучения предмета «Чтение (Литературное чтение)»Базовый уровеньУченик научится:- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;- читать «про себя»;- вы...
Адаптированная рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 класс
Адаптированная рабочая программа составлена на основе:Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: Под ред. В.В. Воронковой. –М: Гуманит. изд. центр...