Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир искусств".
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_iskusstv_3-4.docx | 48.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мир искусств»
Рабочая программа внеурочной деятельности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НАПРАВЛЕННОСТЬ – художественное творчество.
Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
ПРОГРАММА ОРИЕНТИРОВАНА на учеников 1-4 класса
ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ – 34 ЧАСА.
РЕЖИМ РАБОТЫ. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю по одному учебному часу.
Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа кружка по изобразительной деятельности. На занятиях младший школьник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
На занятиях рисования дети также научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации
Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.
ЗАДАЧИ:
- Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги);
- создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;
- развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
- формирование чувства цвета;
- воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
- содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками.
Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, заложенные в основу творческой работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип сотрудничества (совместная работа родителями);
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;
- применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
- основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
- название материалов и инструментов и их назначение;
- правила безопасности и личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
- определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
- получать простые оттенки (от основного к более светлому);
- рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
- рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Основная форма занятия – практическая творческая изо-деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
ВЫХОД ПРОГРАММЫ. Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера школы к праздникам, родительским собраниям, др. Кроме того, кружок позволяет обучающимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.
Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.
Развивающая среда в изостудии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:
- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру,радости существования;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная
4. Гуашь.
5. Восковые мелки.
6. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки.
12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
13. Клей ПВА.
14. Аптечный парафин или восковые свечи
Учебно-тематический план 1-го года обучения
(Одно занятие – один учебный час)
№ | Тема занятия | Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения | Кол-во часов | дата | ИКТ | примечание | |
1 | «Воздушные шарики» | Рисование с натуры и по представлению | 1 час |
| презентация | ||
2 | Простые очертания | Обводка лекало раскраски | 1 час |
| презентация | ||
3, 4 | Разнообразные листья | Обводка по контуру, рисование по памяти | 2 часа |
| презентация | ||
5 | «Мои любимые краски» | Рисование с натуры | 1 час |
| презентация | ||
6, 7 | «Овощи и фрукты» | Рисование с натуры и по представлению | 2 часа |
| презентация | ||
8 | «Разноцветные пятна» | Рисование с заданием | 1 час |
| презентация | ||
9 | «Мир полон украшений» | Рисование по памяти | 1 час |
| презентация | ||
10 | «Дождик идёт» | Рисование по представлению | 1 час |
| презентация | ||
11, 12 | Красавица-зима | Рисование с натуры и по представлению | 2 часа |
| презентация | ||
13, 14 | Новогодняя Ёлка | Рисование по представлению | 2 часа |
| презентация | ||
15 | Праздничный салют | Рисование по представлению | 1 час |
| презентация | ||
16, 17 | «Праздничный сказочный дворец» | Рисование с фантазией | 2 часа |
| презентация | ||
18 | «Постройки бывают разные» | Аппликация из кусочков бумаги | 1 час |
| презентация | ||
19, 20 | «Современные машины» | Рисование по представлению | 2 часа |
| презентация | ||
21, 22, 23 | Любимые игрушки | Рисование с натуры по представлению | 3 часа |
| презентация | ||
24, 25 | Наши друзья животные | Рисование с натуры и по представлению | 2 часа |
| презентация | ||
26, 27 | «Моя любимая сказка» | Рисование по представлению | 2 часа |
| презентация | ||
28 | «Солнышко» | Рисование по представлению | 1 час |
| презентация | ||
29 | Разноцветные жуки | Рисование по представлению | 1 час |
| презентация | ||
30 | Разные птицы | Рисование по представлению | 1 час |
| презентация | ||
31, 32 | Весенние цветы | Рисование и вырезание из бумаги, наклеивание | 2 часа |
| презентация | ||
33 | Сказочные рыбки | Рисование с натуры и по представлению | 1 час |
| презентация | ||
34 | Здравствуй, лето | Рисование с натуры и по представлению | 1 час |
| презентация |
Учебно-тематический план 2-го года обучения
(Одно занятие – один учебный час)
№ | Тема | Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения | Кол-во часов | дата | ИКТ | Примечание | |||
1 | «Чему я научусь» | Беседа. Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности | 1 час |
| презентация | ||||
2 | «Воздушный шар». Коллективная работа ко Дню учителя | Рисование примакиванием кусочком поролона. Акварель | 1 час |
| презентация | ||||
3 | «Мои волшебные ладошки». Введение в технику рисования ладошками | Рисование ладошками. Акварель | 1 час |
| презентация | ||||
4 | «Петушок – золотой гребешок» | Рисование ладошками. Акварель. | 1 час |
| презентация | ||||
5 | «Праздничный букет»- коллективная работа | Рисование осенних цветов. Масляные мелки, акварельные краски, маркер. | 1 час |
| |||||
6 | «Волшебные листья» - введение в технику печатания листьями | Беседа; сбор природного материала (листьев с разной листовой пластиной). Пробные упражнения. | 1 час |
| презентация | ||||
7 | «Осенний день» | Рисование листьями; техника «по-сырому». Акварель. Маркер. | 1 час |
| презентация | ||||
8 | «Капелька за капелькой» - знакомство с техникой «набрызг» | Беседа. Пробные упражнения по усвоению техники «Набрызг». Творческие работы с использованием новой техники. | 1 час |
| презентация | ||||
9 | «Кленовый лист». Конструктивное рисование | Конструктивное рисование кленового листа. Акварель. Цветные мелки. | 1 час |
| презентация | ||||
10,11 | «От точки к точке». Рисование по точкам | Игровое занятие (соединение пронумерованных точек). Масляные мелки, акварель. | 2 часа |
| презентация | ||||
12, 13, 14 | «Вкусно и полезно!» Рисование фруктов | Конструктивное рисование фруктов. Использование техники «по-сырому».Акварель. | 3 часа |
| презентация | ||||
15 | «Натюрморт». Аппликация | Составление композиции из ранее нарисованных фруктов. Аппликация. Коллективная работа. | 1час |
| презентация | ||||
16 | Морозные узоры. | Знакомство с техникой«рисование воском» | 1 час |
| презентация | ||||
17 | «Новогодний сувенир» | Бумагоплатиска. Техника «торцевание». Аппликация. | 1 час |
| презентация | ||||
18 | «Новогодняя елка». Смешанные техники | Рисования руками: ладонью, пальцем. Акварель. | 1 час |
| презентация | ||||
19 | «Моя картина». Творческая работа по замыслу ребёнка | Использование знакомых способов и техник рисования | 1 час |
| презентация | ||||
20 | Декоративное рисование. Роспись стеклянного сосуда. | Техника рисования на стекле. Акриловые краски, контурная краска. | 1 час |
| презентация | ||||
21 | Зимний пейзаж | Кляксография (рисование деревьев способом выдувания из кляксы). Акварель. Тушь | 1 час |
| презентация | ||||
22 | Рисование птиц | Конструктивное рисование птиц. Акварель | 1 час |
| презентация | ||||
23 | Февральская лазурь | Рисование берёз Акварель. Гуашь. Техника «по-сырому», «вливание цветов» | 1 час |
| презентация | ||||
24 | Весенний букет | Конструктивное рисование цветов. Акварель. Цветные карандаши, маркер. | 1 час |
| презентация | ||||
25 | «Котёнок и щенок». | Рисование ладошками. Акварель. Маркер. Мелки. | 1 час |
| презентация | ||||
26, 27 | Дек.рис. «Пасхальный сувенир» | Бумагопластика. Прорезная аппликация. | 2 часа |
| презентация | ||||
28 | Портрет друга | Знакомство с портретным жанром. Рисование фигуры человека. Смешанные техники. | 1 час |
| презентация | ||||
29 | «Моя семья» | Жанр портрета. Акварель. Гуашь | 1 час |
| презентация | ||||
30,31 | Сувенир «Последний звонок» | Тестопластика. Гуашь | 2 часа |
| презентация | ||||
32 | Рисование бабочек | Коллективная работа. Украшение интерьера школы к лету | 1 час |
| презентация | ||||
33 | «Моя картина» | Творческая работа по замыслу детей. Смешанные техники. | 1 час |
| презентация | ||||
34 | «Я - художник» | Выставка лучших работ. Оформление альбома «Мои рисунки» | 1 час |
| презентация |
Учебно-тематический план 3-го года обучения
(Одно занятие – один учебный час)
№ | Тема | Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения | Кол-во часов | дата | ИКТ | примечание |
1, 2 | Осень в саду | Рисование по памяти и представлению | 2 часа |
| презентация | |
3, 4 | Осенние листья | Обводка и закраска | 2 часа |
| презентация | |
5, 6 | Иллюстрация к сказке «Репка» | Рисование по памяти | 2 часа |
| презентация | |
7, 8 | Любимый конструктор из плодов и листьев | Работа с природным материалом | 2 часа |
| презентация | |
9 | Сказочная веточка | Рисование по представлению | 1 час |
| презентация | |
10, 11 | Насекомые везде | Рисование по памяти | 2 часа |
| презентация | |
12, 13, 14 | Народные игрушки | Работа с глиной, соломой, деревом | 3 часа |
| презентация | |
15 | Иллюстрируем сказки А.С. Пушкина | Рисование по памяти | 1 час |
| презентация | |
16 | Художник в цирке | Рисование по памяти и представлению | 1 час |
| презентация | |
17 | Художник в театре | Рисование по памяти и представлению | 1 час |
| презентация | |
18, 19 | Школьный карнавал (маски) | Выполнение задания | 2 часа |
| презентация | |
20 | Афиша и плакат | Рисование с заданием и по представлению | 1 час |
| презентация | |
21, 22, 23 | Лепка из пластилина «Волшебный пластилин» | Лепка из пластилина | 3 часа |
| презентация | |
24, 25 | Роспись сказочных сосудов | Рисование по представлению | 2 часа |
| презентация | |
26, 27, 28, 29 | Любимые игрушки | Рисование по памяти, лепка из пластилина | 4 часа |
| презентация | |
30 | Картина – пейзаж | Знакомство. Материалы ИКТ | 1 час |
| презентация | |
31 | Картина – натюрморт | Знакомство. Материалы ИКТ | 1 час |
| презентация | |
32 | Картина – портрет | Знакомство. Материалы ИКТ | 1 час |
| презентация | |
33, 34 | Предметы быта | Рисование по памяти | 2 часа |
| презентация | |
35, 36 | Коврик на стене, коврик под ногами | Составление узоров | 2 часа |
| презентация |
Учебно-тематический план 4-го года обучения
(Одно занятие – один учебный час)
№ | Тема занятия | Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения | Кол-во часов | дата | ИКТ | примечание | |
1, 2 | Русский пряник | Рисование с натуры | 2 часа |
| презентация | ||
3, 4 | Русские народные сказки | Рисование по памяти | 2 часа |
| презентация | ||
5, 6 | Предметы быта | Рисование по памяти | 2 часа |
| презентация | ||
7, 8 | «Слава спорту» | Рисование по представлению | 2 часа |
| презентация | ||
9, 10, 11, 12 | Лепка из пластилина «Волшебный пластилин» | Лепка из пластилина | 4 часа |
| презентация | ||
13, 14 | Аппликация: «Волшебные кусочки» | Работа с бумагой | 2 часа |
| презентация | ||
15, 16 | Аппликация: «Чёткие и ровные» | Работа с бумагой | 2 часа |
| презентация | ||
17, 18 | Аппликация: «Солнце над морем» | Работа с бумагой | 2 часа |
| презентация | ||
19, 20 | Моделирование из бумаги: Фигурки животных | Работа с бумагой и картоном | 2 часа |
| презентация | ||
21, 22 | Моделирование из бумаги: Модели домов | Работа с бумагой и картоном | 2 часа |
| презентация | ||
23, 24 | Моделирование из бумаги: Машины | Работа с бумагой и картоном | 2 часа |
| презентация | ||
25, 26 | Лепка из солёного теста: Солнышко - оберег | Работа с тестом | 2 часа |
| презентация | ||
27, 28 | Лепка из солёного теста: Розочка | Работа с тестом | 2 часа |
| презентация | ||
29, 30 | Лепка из солёного теста: Лягушка | Работа с тестом | 2 часа |
| презентация | ||
31 | Лепка из солёного теста: Роспись по тесту | Работа с тестом | 1 час |
| презентация | ||
32, 33 | Составление сюжетной композиции: «В лесу» | Комбинированная работа | 2 часа |
| презентация | ||
34, 35 | Составление сюжетной композиции: Чудесная сказка | Комбинированная работа | 2 часа |
| презентация | ||
36 | «Красота вокруг нас» | Беседа об искусстве | 1 час |
| презентация | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шаги к искусству"
Программы для обучающихся 1 и 3 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Мир вокального искусства"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокального искусства" для 5 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса...
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов.
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ИСКУССТВО ЧТЕНИЯ и ПИСЬМА"
Составлена на основе образовательной программы дополнительного образования детей «Искусство письма»О.С.Бордовских, О.А.Шитикова. .- М.: Просвещение, 2010. Учебно-методическое пособие [Элек...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Искусство общения"
Программа внеурочной деятельности "Искусство общения" общекультурной направленности...
Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Математика в искусстве, искусство в математике» для 7 класса
Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015 Программы общеобразовательных учреждений. ...