Рабочая программа внеурочной деятельности "Шаги к искусству"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Программы для обучающихся 1 и 3 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shagi_k_iskusstvu_1a.docx | 45.03 КБ |
shagi_k_iskusstvu_3.docx | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Шаги к искусству» составлена на основе Примерной программы художественно - эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника» Е.И. Коротеевой».
Рабочая программа «Шаги к искусству» рассчитана на учащихся 1а класса, на 33 часа, реализует общекультурное направление. Соответствует требованиям ФГОС начального общего образования.
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, аппликация, бумажная пластика, работа с природными материалами).
Задачи:
- Развить природные задатки и способности помогающие, достижению успеха в изобразительном искусстве.
- Научить приёмам исполнительского мастерства.
- Научить слушать, видеть , понимать и анализировать произведение искусства;
- Научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Программа «Шаги к искусству» рассчитана на учащихся начальной школы,увлекающихся изобразительным искусством.
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Занятия направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики.
Программа поможет решить различные
учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;
воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы | I год обучения | II год обучения |
1 | Живопись | 4 | 4 |
2 | Графика | 10 | 10 |
3 | Скульптура | 3 | 3 |
4 | Аппликация | 10 | 10 |
5 | Бумажная пластика | 3 | 3 |
6 | Работа с природными материалами | 3 | 3 |
7 | Организация и обслуживание выставки детских работ | 1 | 1 |
Итого | 34 | 34 |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
o учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
o формулировать собственное мнение и позицию;
o договариваться, приходить к общему решению;
o соблюдать корректность в высказываниях;
o задавать вопросы по существу;
o использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Живопись (4 часа)
Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветное пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
- Графика(10 часов)
Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
- Скульптура(3 час)
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: Лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
- Аппликация(10 час)
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезания аппликации» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными травами и цветами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умению видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: Изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами(создание простых композиций).
- Бумажная пластика(3 час)
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
- Работа с природными материалами(3 час)
В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, камни, семена, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д.
Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластиковые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: Изображение уголка природы.
- Организация и обсуждение выставки детских работ(1 час)
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1а класс
№ П/п | Тема | Дата по плану | |
1 | Графика. Чем можно рисовать? | ||
2 | Графика. Рисует линия. Цв. фломастеры. | ||
3 | Графика. Рисуем линией зверей: кошка, мышка. | ||
4 | Графика. От светлого к тёмному: травы и цветы. | ||
5 | Живопись. Знакомство с красками. Цветное пятно. | ||
6 | Живопись. Тёплые и холодные цвета. Тёплые – солнышко, одуванчик. Живопись. | ||
7 | Живопись. Природные материалы. Картинка из семян. Холодные цвета. Сугробы и снежинки. | ||
8 | Аппликация. Орнамент в полоске. | ||
9 | Аппликация. Орнамент в круге. | ||
10 | Бумажная пластика. Плыви мой кораблик. | ||
11 | Аппликация. Игрушки из геометрических фигур. | ||
12 | Графика. Цв. фломастеры. «Неваляшка». | ||
13 | Бумажная пластика. Новогодняя хлопушка. | ||
14 | Бумажная пластика. Новогодняя игрушка. | ||
15 | Графика. Узор для рукавички. | ||
16 | Природный материал – «Лесовичёк из шишки». | ||
17 | Графика. Снежинки. | ||
18 | Аппликация. Вырезки из бумаги. | ||
19 | Аппликация. Вырезки из бумаги. Хоровод. | ||
20 | Скульптура. Пластилиновая зарядка. Колобок – блин – бублик – пирожок. | ||
21 | Скульптура. Пластилиновая зарядка. Ваза с фруктами. | ||
22 | Графика. Деревья и кусты. | ||
23 | Аппликация. Аквариум. | ||
24 | Аппликация. Птицы. | ||
25 | Скульптура. Русский пряник. | ||
26 | Аппликация. Игрушки из геометрических фигур. | ||
27 | Природные материалы. Картинка из семян. | ||
28 | Природные материалы. Картинка из семян. | ||
29 | Аппликация. Бабочки над цветами. | ||
30 | Аппликация. Цирк. | ||
31 | Графика. Цв. фломастеры. Цветы и травы. | ||
32 | Живопись. Весёлая полянка. | ||
33 | Графика. Композиция: «Здравствуй лето!» | ||
34 | Выставка детских работ. | ||
Итого: | 34 часа |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под. ред. В.А. Горского. М: Просвещение, 2011.
- Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева – М., 1991.
- Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д. Алёхин - М.,1994.
- Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева – М.,1991.
- Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева – М., 2009.
- Коротеева Е.И. Весёлые друзья фантики: аппликация из фантиков/ Е.И. Коротеева – М., 2009.
- Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги / Е.И. Коротеева – М., 2009.
- Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги / Е.И. Коротеева – М., 2009.
- Коротеева Е.И. Изобразительное искусство : учебно – наглядное пособие для учащихся 1 – 4 классов / Е.И. Коротеева – М., 2003.
- Коротеева Е.И.Озорные подружки – нитки: аппликация из ниток / Е.И. Коротеева – М., 2009.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М., 1987.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО от _____ августа 2012 №_____________ __________Фёдорова Е.Б. |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ОВВВР
____________ Аверкина Е.И.
«_____» августа 2012г.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Шаги к искусству» составлена на основе Примерной программы художественно - эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника» Е.И. Коротеевой».
Рабочая программа «Шаги к искусству» рассчитана на учащихся 3 класса, на 34 часа, реализует общекультурное направление. Соответствует требованиям ФГОС начального общего образования.
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, аппликация, бумажная пластика, работа с природными материалами).
Задачи:
- Развить природные задатки и способности помогающие, достижению успеха в изобразительном искусстве.
- Научить приёмам исполнительского мастерства.
- Научить слушать, видеть , понимать и анализировать произведение искусства;
- Научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Программа «Шаги к искусству» рассчитана на учащихся начальной школы,увлекающихся изобразительным искусством.
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Занятия направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики.
Программа поможет решить различные
учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;
воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы | I год обучения | II год обучения |
1 | Живопись | 4 | 4 |
2 | Графика | 10 | 10 |
3 | Скульптура | 3 | 3 |
4 | Аппликация | 10 | 10 |
5 | Бумажная пластика | 3 | 3 |
6 | Работа с природными материалами | 3 | 3 |
7 | Организация и обслуживание выставки детских работ | 1 | 1 |
Итого | 34 | 34 |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
o учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
o формулировать собственное мнение и позицию;
o договариваться, приходить к общему решению;
o соблюдать корректность в высказываниях;
o задавать вопросы по существу;
o использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Живопись (4 часа)
Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветное пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
- Графика(10 часов)
Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
- Скульптура(3 час)
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: Лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
- Аппликация(10 час)
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезания аппликации» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными травами и цветами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умению видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: Изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами(создание простых композиций).
- Бумажная пластика(3 час)
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
- Работа с природными материалами(3 час)
В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, камни, семена, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д.
Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластиковые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: Изображение уголка природы.
- Организация и обсуждение выставки детских работ(1 час)
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Графика. Материалы и приёмы работы. | ||
2 | Графика. Рисунок линиями разного нажима карандаша. | ||
3 | Графика. Тоновые пятна. | ||
4 | Графика. Пятно. Силуэт. Сказка. | ||
5 | Живопись. Основные и составные цвета. | ||
6 | Живопись. Контраст тёплых и холодных цветов. | ||
7 | Природные материалы. Поделки из скорлупок грецких орехов. | ||
8 | Аппликация. Вырезки из бумаги. Узор в полоске, в круге. | ||
9 | Аппликация. Вырезки из бумаги. Фигурки животных. | ||
10 | Графика. Рисунок восковыми мелками. Цветы и травы. | ||
11 | Графика. Рисунок восковыми мелками. Композиция. | ||
12 | Аппликация. Обрывная аппликация. Коврик. | ||
13 | Аппликация. Вырезки из бумаги. Симметричные формы. | ||
14 | Бумажная пластика. Декоративные птицы. | ||
15 | Бумажная пластика. Новогодние игрушки. | ||
16 | Графика. Узоры на окне. Парафин, акварель. | ||
17 | Графика. Узоры на окне. | ||
18 | Аппликация. Море – океан. Подводное царство. | ||
19 | Аппликация. Подводное царство. | ||
20 | Скульптура. Пластилин. Лепка игрушек, посуды, птиц. | ||
21 | Скульптура. Пластилин. Лепка игрушек, фигурки животных. | ||
22 | Живопись. Роспись игрушек из пластилина. | ||
23 | Природный материал. Композиция из семян, косточек и т. д. | ||
24 | Природный материал. Композиция из семян, косточек и т. д. | ||
25 | Аппликация. «Цирк! Цирк! Морские львы с мячами». | ||
26 | Аппликация. «Цирк! Цирк! Клоуны, гимнасты» | ||
27 | Графика. Композиция. | ||
28 | Бумажная пластика. Формы из мятой бумаги. | ||
29 | Аппликация. Вырезки из бумаги. Птицы, животные. | ||
30 | Аппликация. Композиция: «У бабушки в деревне». | ||
31 | Живопись. Птицы и звери, красочные пятна. | ||
32 | Живопись. Весёлая полянка – цветы и травы, бабочки и птицы. | ||
33 | Графика. «Здравствуй лето!» | ||
34 | Выставка детских работ. |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под. ред. В.А. Горского. М: Просвещение, 2011.
- Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева – М., 1991.
- Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д. Алёхин - М.,1994.
- Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева – М.,1991.
- Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева – М., 2009.
- Коротеева Е.И. Весёлые друзья фантики: аппликация из фантиков/ Е.И. Коротеева – М., 2009.
- Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги / Е.И. Коротеева – М., 2009.
- Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги / Е.И. Коротеева – М., 2009.
- Коротеева Е.И. Изобразительное искусство : учебно – наглядное пособие для учащихся 1 – 4 классов / Е.И. Коротеева – М., 2003.
- Коротеева Е.И.Озорные подружки – нитки: аппликация из ниток / Е.И. Коротеева – М., 2009.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М., 1987.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО от _____ августа 2012 №_____________ __________Фёдорова Е.Б. |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ОВВВР
____________ Аверкина Е.И.
«_____» августа 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Мир вокального искусства"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокального искусства" для 5 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир искусств".
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир искусств"....
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов.
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов....
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для 5-6 классов.
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для 5-6 классов. 34 часа....
Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Математика в искусстве, искусство в математике» для 7 класса
Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015 Программы общеобразовательных учреждений. ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир визуально-пространственных искусств» Модуль: «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир визуально-пространственных искусств» Модуль: «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография»...