Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Мир вокального искусства"
рабочая программа (5 класс) на тему

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокального искусства" для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_vneurochnaya_deyatelnost.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12

г. Ельца Липецкой области

  Утверждено

приказом  по МБОУ СОШ №12

№101 – ОД от 28 августа 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебного курса

«Мир вокального искусства»

учителя музыки

первой квалификационной категории

Харьковой Раисы Анатольевны

для 5 класса

Принято на педагогическом  совете

Протокол №1 от 28.08.2015 г.

  1. – 2016 уч.г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокального искусства» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта. Данная программа  предполагает введение дополнительной деятельности пятиклассников в сфере музыкального искусства.

Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников навыков восприятия музыки с точки зрения разных видов вокального музицирования с использованием музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации и бесспорно дополняет успешное художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Актуальность данной программы связана   с необходимостью организации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях ФГОС среднего общего образования, обусловлена возросшим интересом к вокальному исполнительству, ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.

Цель данной программы – оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого ребёнка, формирование певческой культуры с элементами музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.

Задачи:

  • формирование певческой установки, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;
  • формирование музыкальной памяти, навыков певческой эмоциональности, выразительности;
  • развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания;
  • воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости;
  • развитие навыков музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.

Общая характеристика курса.

 Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в средней школе предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период предмутационного и мутационного периода формирования певческих навыков.  Дополнение вокального музицирования разных видов (групповое, ансамблевое, сольное) музыкально-пластическим интонированием и двигательными импровизациями способствуют раскрепощению во время исполнения и облегчению вокальных трудностей, связанных с мутационными перестройками голосового аппарата в раннем подростковом возрасте (особенно у мальчиков).

Возраст детей, участвующих  в реализации программы 11 – 13  лет.

Сроки реализации программы – 1 год, занятия проводятся 1 раза в неделю, 34 часа  в год. Продолжительность 1 занятия 45 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии активных форм вокального музицирования позволяет поддерживать подвижный темп работы и избегать переутомления обучающихся.

Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

  • вокально-хоровая работа;
  • ансамблевое музицирование;
  • сольное пение;
  • занятия по музыкальной грамоте;
  • музыкально-ритмические упражнения;
  • дыхательная гимнастика;
  • музыкально-пластическое интонирование;
  • движения под музыку;
  • двигательные импровизации.

Описание места курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №12 на внеурочную деятельность программы «Мир вокального искусства» в 5-х классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю, 34 часа в год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.

 Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию обучающихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

В результате у школьников формируются духовно-нравственные основы.

 Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие обучающихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса

внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

  • формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
  • формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • формирование эмоциональное отношение к искусству;
  • формирование духовно-нравственных оснований;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

  • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
  • выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.

коммуникативные УУД:

  • участвовать в жизни микро и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
  • уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
  • применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;

познавательные УУД:

  • использовать знаково-символические средства для решения задач;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

Предметные результаты:

  • разнообразные способы  воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений  в различных видах музыкальной и познавательно-творческой деятельности;
  • постижение нотной грамоты;
  • знание особенностей музыкального языка;
  • применение полученных знаний и приобретённого опыта творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
  • выражение образного содержания музыки через пластику и движение;
  • создание коллективных музыкально-пластических композиций;
  • исполнение песен.

Содержание курса внеурочной деятельности.

(34 часа)

Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

«Нотная грамота» - 2 часа. 

Знакомство с элементарной нотной грамотой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.

«Хоровое сольфеджио» - 1 час.

Умение пропевать простейшие мелодии с названием нот, интонирование простейших музыкальных интервалов. Умение ориентироваться в нотном тексте, хоровых и вокальных партиях.

«Исполнение  с сопровождением»  - 6 часов.

Интонирование мелодии с сопровождением; сольное, ансамблевое и хоровое  пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента и (или) других голосов.

«Работа с фонограммой»  - 7 часов.

Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера; развития метроритмических навыков, ощущения темпоритма.

«Работа с микрофоном» - 3 часа.

Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном.

«Сценическое движение и культура»  - 5 часов.

Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами пластики, сцендвижения и хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.

«Работа над репертуаром» - 10 часов.

Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.

Календарно-тематическое планирование.

Тема

Основные понятия

Планируемые результаты

Период

проведения (план)

предметные

метапредметные

1.

Нотная грамота

(2 часа)

Нотный стан, ноты, звукоряд, скрипичный ключ.

реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокальной деятельности в исполнении разножанровых и разнохарактерных произведений; выражать образное содержание музыки через пластику и движение;  создавать коллективные музыкально-пластические композиции.

Личностные: творческая самореализация на занятии;

Регулятивные: способность контролировать время на выполнение заданий;  осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли в творчестве.

сентябрь

2015

2.

Хоровое сольфеджио

(1 час)

Интервал, интонирование, координация, мелодия

сентябрь

2015

3.

Исполнение с сопровождением (6 часов)

Мелодия, аккомпанемент, фраза, кульминация.

сентябрь-октябрь-

ноябрь

2015

4.

Работа с фонограммой (7 часов)

Фонограмма, песня, солист, ансамбль, хор

ноябрь-декабрь 2015

5.

Работа с микрофоном

(3 часа)

Дикция, микрофон, утрирование

декабрь-январь 2016

6.

Сценическое движение и культура
(5 часов)

Сцена, культура, певец, образ

январь-февраль

2016

7.

Работа над репертуаром

(10 часов)

Репертуар

март-май 2016

ИТОГО:
34 часа

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.

Дата проведения

Тема

Кол – во часов

Основные виды деятельности обучающихся

1-2

Сентябрь

2015 г.

Нотная грамота.

2

Нотный стан, ноты, звукоряд, скрипичный ключ.

3

Сентябрь

2015 г.

Хоровое сольфеджио.

1

Интервал, интонирование, координация, мелодия.

Способность контролировать время на выполнение заданий;  осознание качества и уровня усвоения.

4-9

Сентябрь – октябрь - ноябрь

2015 г.

Исполнение с сопровождением.

6

Разучивание и пение песен с сопровождением инструмента. Реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокальной деятельности в исполнении разножанровых и разнохарактерных произведений; выражать образное содержание музыки через пластику и движение;  создавать коллективные музыкально-пластические композиции.

10-16

Ноябрь – декабрь

2015 г.

Работа с фонограммой.

7

Пение под фонограмму. Понятия фонограмма, песня, солист, ансамбль, хор.

Творческая самореализация на занятии;

17-19

Декабрь  2015– январь

2016 г.

Работа с микрофоном.

3

Дикция, микрофон, утрирование.

Реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокальной деятельности в исполнении разножанровых и разнохарактерных произведений; выражать образное содержание музыки через пластику и движение;  создавать коллективные музыкально-пластические композиции.

20-24

Январь – февраль

2016 г.

Сценическое движение и культура.

5

Понятия сцена, культура, певец, образ.

Умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли в творчестве.

25-34

Март – апрель – май

 2016 г.

Работа над репертуаром.

10

Разучивание песен.  

Творческая самореализация на занятии.

Итого 34 занятия.

        

        

Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

  • Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.1990 Домогацкая И.Е.  Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.
  • Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;
  • Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.
  • Горюнова А.В. Говорить языком предмета. М., 1989.
  • Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.
  • Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» - видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П., 1997.

 Интернет-ресурсы:

  1. Технические средства обучения:
  • ноутбук
  • колонки для ноутбука
  • музыкальный центр
  • музыкальная аппаратура
  • микшер
  • микрофоны
  • флеш-карты
  1. Учебно-практическое оборудование:
  • Фортепиано
  • баян

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12

г. Ельца Липецкой области

  Утверждено

приказом  по МБОУ СОШ №12

№101 – ОД от 28 августа 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебного курса

«Мир вокального искусства»

учителя музыки

первой квалификационной категории

Харьковой Раисы Анатольевны

для 5 класса

Принято на педагогическом  совете

Протокол №1 от 28.08.2015 г.

  1. – 2016 уч.г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокального искусства» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта. Данная программа  предполагает введение дополнительной деятельности пятиклассников в сфере музыкального искусства.

Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников навыков восприятия музыки с точки зрения разных видов вокального музицирования с использованием музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации и бесспорно дополняет успешное художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Актуальность данной программы связана   с необходимостью организации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях ФГОС среднего общего образования, обусловлена возросшим интересом к вокальному исполнительству, ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.

Цель данной программы – оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого ребёнка, формирование певческой культуры с элементами музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.

Задачи:

  • формирование певческой установки, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;
  • формирование музыкальной памяти, навыков певческой эмоциональности, выразительности;
  • развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания;
  • воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости;
  • развитие навыков музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса

внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

  • формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
  • формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • формирование эмоциональное отношение к искусству;
  • формирование духовно-нравственных оснований;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

  • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
  • выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.

коммуникативные УУД:

  • участвовать в жизни микро и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
  • уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
  • применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;

познавательные УУД:

  • использовать знаково-символические средства для решения задач;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

Предметные результаты:

  • разнообразные способы  воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений  в различных видах музыкальной и познавательно-творческой деятельности;
  • постижение нотной грамоты;
  • знание особенностей музыкального языка;
  • применение полученных знаний и приобретённого опыта творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
  • выражение образного содержания музыки через пластику и движение;
  • создание коллективных музыкально-пластических композиций;
  • исполнение песен.

Содержание курса внеурочной деятельности.

(34 часа)

Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

«Нотная грамота» - 2 часа. 

Знакомство с элементарной нотной грамотой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.

«Хоровое сольфеджио» - 1 час.

Умение пропевать простейшие мелодии с названием нот, интонирование простейших музыкальных интервалов. Умение ориентироваться в нотном тексте, хоровых и вокальных партиях.

«Исполнение  с сопровождением»  - 6 часов.

Интонирование мелодии с сопровождением; сольное, ансамблевое и хоровое  пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента и (или) других голосов.

«Работа с фонограммой»  - 7 часов.

Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера; развития метроритмических навыков, ощущения темпоритма.

«Работа с микрофоном» - 3 часа.

Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном.

«Сценическое движение и культура»  - 5 часов.

Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами пластики, сцендвижения и хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.

«Работа над репертуаром» - 10 часов.

Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.

Дата проведения

Тема

Кол – во часов

Основные виды деятельности обучающихся

1-2

Сентябрь

2015 г.

Нотная грамота.

2

Нотный стан, ноты, звукоряд, скрипичный ключ.

3

Сентябрь

2015 г.

Хоровое сольфеджио.

1

Интервал, интонирование, координация, мелодия.

Способность контролировать время на выполнение заданий;  осознание качества и уровня усвоения.

4-9

Сентябрь – октябрь - ноябрь

2015 г.

Исполнение с сопровождением.

6

Разучивание и пение песен с сопровождением инструмента. Реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокальной деятельности в исполнении разножанровых и разнохарактерных произведений; выражать образное содержание музыки через пластику и движение;  создавать коллективные музыкально-пластические композиции.

10-16

Ноябрь – декабрь

2015 г.

Работа с фонограммой.

7

Пение под фонограмму. Понятия фонограмма, песня, солист, ансамбль, хор.

Творческая самореализация на занятии;

17-19

Декабрь  2015– январь

2016 г.

Работа с микрофоном.

3

Дикция, микрофон, утрирование.

Реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокальной деятельности в исполнении разножанровых и разнохарактерных произведений; выражать образное содержание музыки через пластику и движение;  создавать коллективные музыкально-пластические композиции.

20-24

Январь – февраль

2016 г.

Сценическое движение и культура.

5

Понятия сцена, культура, певец, образ.

Умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли в творчестве.

25-34

Март – апрель – май

 2016 г.

Работа над репертуаром.

10

Разучивание песен.  

Творческая самореализация на занятии.

Итого 34 занятия.

        

        

Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

  • Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.1990 Домогацкая И.Е.  Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.
  • Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;
  • Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.
  • Горюнова А.В. Говорить языком предмета. М., 1989.
  • Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.
  • Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» - видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П., 1997.

 Интернет-ресурсы:

  1. Технические средства обучения:
  • ноутбук
  • колонки для ноутбука
  • музыкальный центр
  • музыкальная аппаратура
  • микшер
  • микрофоны
  • флеш-карты
  1. Учебно-практическое оборудование:
  • Фортепиано
  • баян


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности Кружок "Вокальная группа"

Рабочая программа рассчитана для работы внеурочно с учащимися старших классов, в которых предмет "музыка" уже не ведется....

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов.

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для  1-5 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности вокальной студии "VOX".

Рабочая программа внеурочной деятельности вокальной студии "VOX" (общекультурного направления) 6 класс для учителей музыки....

Рабочая программа внеурочной деятельности по декоративно - прикладному искусству "Волшебный лоскуток"

Программа кружковой деятельности школьников “Волшебный лоскуток” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО ООО. Эта программа актуальна тем, что она...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 9 класса «Искусство дискуссии на немецком языке»

Так как школа, в которой я работаю, – участник проекта DSD (Deutsches Sprachdiplom), одним из основных навыков для старшеклассников является умение аргументированно излагать свои мысли. Особенно...

Рабочая программа внеурочной деятельности Вокальная студия "Эвит"

Новизна данной программы заключается в использовании в образовательном процессе комплекса игровых упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы у детей и коррекцию психоэмоциональных состояний....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир визуально-пространственных искусств» Модуль: «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир визуально-пространственных искусств» Модуль: «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография»...