Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Мир вокального искусства"
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокального искусства" для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_vneurochnaya_deyatelnost.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12
г. Ельца Липецкой области
Утверждено
приказом по МБОУ СОШ №12
№101 – ОД от 28 августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир вокального искусства» учителя музыки первой квалификационной категории Харьковой Раисы Анатольевны для 5 класса |
Принято на педагогическом совете
Протокол №1 от 28.08.2015 г.
|
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокального искусства» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта. Данная программа предполагает введение дополнительной деятельности пятиклассников в сфере музыкального искусства.
Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников навыков восприятия музыки с точки зрения разных видов вокального музицирования с использованием музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации и бесспорно дополняет успешное художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях ФГОС среднего общего образования, обусловлена возросшим интересом к вокальному исполнительству, ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.
Цель данной программы – оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого ребёнка, формирование певческой культуры с элементами музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.
Задачи:
- формирование певческой установки, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;
- формирование музыкальной памяти, навыков певческой эмоциональности, выразительности;
- развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания;
- воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости;
- развитие навыков музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.
Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в средней школе предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период предмутационного и мутационного периода формирования певческих навыков. Дополнение вокального музицирования разных видов (групповое, ансамблевое, сольное) музыкально-пластическим интонированием и двигательными импровизациями способствуют раскрепощению во время исполнения и облегчению вокальных трудностей, связанных с мутационными перестройками голосового аппарата в раннем подростковом возрасте (особенно у мальчиков).
Возраст детей, участвующих в реализации программы 11 – 13 лет.
Сроки реализации программы – 1 год, занятия проводятся 1 раза в неделю, 34 часа в год. Продолжительность 1 занятия 45 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии активных форм вокального музицирования позволяет поддерживать подвижный темп работы и избегать переутомления обучающихся.
Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
- вокально-хоровая работа;
- ансамблевое музицирование;
- сольное пение;
- занятия по музыкальной грамоте;
- музыкально-ритмические упражнения;
- дыхательная гимнастика;
- музыкально-пластическое интонирование;
- движения под музыку;
- двигательные импровизации.
Описание места курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №12 на внеурочную деятельность программы «Мир вокального искусства» в 5-х классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю, 34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию обучающихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у школьников формируются духовно-нравственные основы.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие обучающихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
- формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- формирование эмоциональное отношение к искусству;
- формирование духовно-нравственных оснований;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
- участвовать в жизни микро и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
- применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД:
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
- разнообразные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и познавательно-творческой деятельности;
- постижение нотной грамоты;
- знание особенностей музыкального языка;
- применение полученных знаний и приобретённого опыта творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- выражение образного содержания музыки через пластику и движение;
- создание коллективных музыкально-пластических композиций;
- исполнение песен.
Содержание курса внеурочной деятельности.
(34 часа)
Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями:
«Нотная грамота» - 2 часа.
Знакомство с элементарной нотной грамотой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.
«Хоровое сольфеджио» - 1 час.
Умение пропевать простейшие мелодии с названием нот, интонирование простейших музыкальных интервалов. Умение ориентироваться в нотном тексте, хоровых и вокальных партиях.
«Исполнение с сопровождением» - 6 часов.
Интонирование мелодии с сопровождением; сольное, ансамблевое и хоровое пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента и (или) других голосов.
«Работа с фонограммой» - 7 часов.
Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера; развития метроритмических навыков, ощущения темпоритма.
«Работа с микрофоном» - 3 часа.
Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном.
«Сценическое движение и культура» - 5 часов.
Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами пластики, сцендвижения и хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.
«Работа над репертуаром» - 10 часов.
Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Основные понятия | Планируемые результаты | Период проведения (план) | |
предметные | метапредметные | ||||
1. | Нотная грамота (2 часа) | Нотный стан, ноты, звукоряд, скрипичный ключ. | реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокальной деятельности в исполнении разножанровых и разнохарактерных произведений; выражать образное содержание музыки через пластику и движение; создавать коллективные музыкально-пластические композиции. | Личностные: творческая самореализация на занятии; Регулятивные: способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли в творчестве. | сентябрь 2015 |
2. | Хоровое сольфеджио (1 час) | Интервал, интонирование, координация, мелодия | сентябрь 2015 | ||
3. | Исполнение с сопровождением (6 часов) | Мелодия, аккомпанемент, фраза, кульминация. | сентябрь-октябрь- ноябрь 2015 | ||
4. | Работа с фонограммой (7 часов) | Фонограмма, песня, солист, ансамбль, хор | ноябрь-декабрь 2015 | ||
5. | Работа с микрофоном (3 часа) | Дикция, микрофон, утрирование | декабрь-январь 2016 | ||
6. | Сценическое движение и культура | Сцена, культура, певец, образ | январь-февраль 2016 | ||
7. | Работа над репертуаром (10 часов) | Репертуар | март-май 2016 | ||
ИТОГО: |
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.
№ | Дата проведения | Тема | Кол – во часов | Основные виды деятельности обучающихся |
1-2 | Сентябрь 2015 г. | Нотная грамота. | 2 | Нотный стан, ноты, звукоряд, скрипичный ключ. |
3 | Сентябрь 2015 г. | Хоровое сольфеджио. | 1 | Интервал, интонирование, координация, мелодия. Способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения. |
4-9 | Сентябрь – октябрь - ноябрь 2015 г. | Исполнение с сопровождением. | 6 | Разучивание и пение песен с сопровождением инструмента. Реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокальной деятельности в исполнении разножанровых и разнохарактерных произведений; выражать образное содержание музыки через пластику и движение; создавать коллективные музыкально-пластические композиции. |
10-16 | Ноябрь – декабрь 2015 г. | Работа с фонограммой. | 7 | Пение под фонограмму. Понятия фонограмма, песня, солист, ансамбль, хор. Творческая самореализация на занятии; |
17-19 | Декабрь 2015– январь 2016 г. | Работа с микрофоном. | 3 | Дикция, микрофон, утрирование. Реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокальной деятельности в исполнении разножанровых и разнохарактерных произведений; выражать образное содержание музыки через пластику и движение; создавать коллективные музыкально-пластические композиции. |
20-24 | Январь – февраль 2016 г. | Сценическое движение и культура. | 5 | Понятия сцена, культура, певец, образ. Умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли в творчестве. |
25-34 | Март – апрель – май 2016 г. | Работа над репертуаром. | 10 | Разучивание песен. Творческая самореализация на занятии. |
Итого 34 занятия. |
Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
- Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.1990 Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.
- Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;
- Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.
- Горюнова А.В. Говорить языком предмета. М., 1989.
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.
- Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» - видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П., 1997.
Интернет-ресурсы:
- Детям о музыке – http://www.muz-urok.ru/
- Искусство слышать – http://iskusstvo.my1.ru/
- Классическая музыка – http://classic.ru
- Музыка и я - http://musicandi.ru/
- Технические средства обучения:
- ноутбук
- колонки для ноутбука
- музыкальный центр
- музыкальная аппаратура
- микшер
- микрофоны
- флеш-карты
- Учебно-практическое оборудование:
- Фортепиано
- баян
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12
г. Ельца Липецкой области
Утверждено
приказом по МБОУ СОШ №12
№101 – ОД от 28 августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир вокального искусства» учителя музыки первой квалификационной категории Харьковой Раисы Анатольевны для 5 класса |
Принято на педагогическом совете
Протокол №1 от 28.08.2015 г.
|
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокального искусства» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта. Данная программа предполагает введение дополнительной деятельности пятиклассников в сфере музыкального искусства.
Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников навыков восприятия музыки с точки зрения разных видов вокального музицирования с использованием музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации и бесспорно дополняет успешное художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях ФГОС среднего общего образования, обусловлена возросшим интересом к вокальному исполнительству, ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.
Цель данной программы – оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого ребёнка, формирование певческой культуры с элементами музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.
Задачи:
- формирование певческой установки, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;
- формирование музыкальной памяти, навыков певческой эмоциональности, выразительности;
- развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания;
- воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости;
- развитие навыков музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
- формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- формирование эмоциональное отношение к искусству;
- формирование духовно-нравственных оснований;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
- участвовать в жизни микро и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
- применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД:
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
- разнообразные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и познавательно-творческой деятельности;
- постижение нотной грамоты;
- знание особенностей музыкального языка;
- применение полученных знаний и приобретённого опыта творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- выражение образного содержания музыки через пластику и движение;
- создание коллективных музыкально-пластических композиций;
- исполнение песен.
Содержание курса внеурочной деятельности.
(34 часа)
Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями:
«Нотная грамота» - 2 часа.
Знакомство с элементарной нотной грамотой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.
«Хоровое сольфеджио» - 1 час.
Умение пропевать простейшие мелодии с названием нот, интонирование простейших музыкальных интервалов. Умение ориентироваться в нотном тексте, хоровых и вокальных партиях.
«Исполнение с сопровождением» - 6 часов.
Интонирование мелодии с сопровождением; сольное, ансамблевое и хоровое пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента и (или) других голосов.
«Работа с фонограммой» - 7 часов.
Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера; развития метроритмических навыков, ощущения темпоритма.
«Работа с микрофоном» - 3 часа.
Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном.
«Сценическое движение и культура» - 5 часов.
Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами пластики, сцендвижения и хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.
«Работа над репертуаром» - 10 часов.
Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.
№ | Дата проведения | Тема | Кол – во часов | Основные виды деятельности обучающихся |
1-2 | Сентябрь 2015 г. | Нотная грамота. | 2 | Нотный стан, ноты, звукоряд, скрипичный ключ. |
3 | Сентябрь 2015 г. | Хоровое сольфеджио. | 1 | Интервал, интонирование, координация, мелодия. Способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения. |
4-9 | Сентябрь – октябрь - ноябрь 2015 г. | Исполнение с сопровождением. | 6 | Разучивание и пение песен с сопровождением инструмента. Реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокальной деятельности в исполнении разножанровых и разнохарактерных произведений; выражать образное содержание музыки через пластику и движение; создавать коллективные музыкально-пластические композиции. |
10-16 | Ноябрь – декабрь 2015 г. | Работа с фонограммой. | 7 | Пение под фонограмму. Понятия фонограмма, песня, солист, ансамбль, хор. Творческая самореализация на занятии; |
17-19 | Декабрь 2015– январь 2016 г. | Работа с микрофоном. | 3 | Дикция, микрофон, утрирование. Реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокальной деятельности в исполнении разножанровых и разнохарактерных произведений; выражать образное содержание музыки через пластику и движение; создавать коллективные музыкально-пластические композиции. |
20-24 | Январь – февраль 2016 г. | Сценическое движение и культура. | 5 | Понятия сцена, культура, певец, образ. Умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли в творчестве. |
25-34 | Март – апрель – май 2016 г. | Работа над репертуаром. | 10 | Разучивание песен. Творческая самореализация на занятии. |
Итого 34 занятия. |
Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
- Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.1990 Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.
- Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;
- Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.
- Горюнова А.В. Говорить языком предмета. М., 1989.
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.
- Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» - видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П., 1997.
Интернет-ресурсы:
- Детям о музыке – http://www.muz-urok.ru/
- Искусство слышать – http://iskusstvo.my1.ru/
- Классическая музыка – http://classic.ru
- Музыка и я - http://musicandi.ru/
- Технические средства обучения:
- ноутбук
- колонки для ноутбука
- музыкальный центр
- музыкальная аппаратура
- микшер
- микрофоны
- флеш-карты
- Учебно-практическое оборудование:
- Фортепиано
- баян
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности Кружок "Вокальная группа"
Рабочая программа рассчитана для работы внеурочно с учащимися старших классов, в которых предмет "музыка" уже не ведется....
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов.
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности вокальной студии "VOX".
Рабочая программа внеурочной деятельности вокальной студии "VOX" (общекультурного направления) 6 класс для учителей музыки....
Рабочая программа внеурочной деятельности по декоративно - прикладному искусству "Волшебный лоскуток"
Программа кружковой деятельности школьников “Волшебный лоскуток” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО ООО. Эта программа актуальна тем, что она...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 9 класса «Искусство дискуссии на немецком языке»
Так как школа, в которой я работаю, – участник проекта DSD (Deutsches Sprachdiplom), одним из основных навыков для старшеклассников является умение аргументированно излагать свои мысли. Особенно...
Рабочая программа внеурочной деятельности Вокальная студия "Эвит"
Новизна данной программы заключается в использовании в образовательном процессе комплекса игровых упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы у детей и коррекцию психоэмоциональных состояний....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир визуально-пространственных искусств» Модуль: «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир визуально-пространственных искусств» Модуль: «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография»...