Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Математика в искусстве, искусство в математике» для 7 класса
рабочая программа по математике (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.prog_vntur_7kl_matematika_-_iskusstvo.docx | 42.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования с. Конергино»
Рассмотрено руководитель МО ____________Ташбулатова А.А. Протокол №1 01. 08.2020 г. | «Согласовано» Зам.директора по УВР ____________Малькова С.В. 01.08. 2020 г. | «Утверждаю» Директор школы ______Чагдуров Б.В. Приказ №01-09-159 от 02.08.2020 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
(общекультурное направление)
«Математика в искусстве, искусство в математике»
для 7 класса
Составила программу учитель математики:
Ташбулатова Айсылу Абильевна
Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2015 г.
Учебно-методический комплект: учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература. Программа реализуется в адресованном учащимся учебнике Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений (Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова); под редакцией С.А.Теляковского, Москва: Просвещение, 2015г.
http://www.smekalka.pp.r u/picture
http://www.smekalka.pp.ru/opt ic.html
http://www.evilmadscientist.co m/2009/fractal-snowflake- cupcakes/
http://www.smekalka.pp.r u/word_other.html
2020г.
Планируемые результаты изучения внеурочной деятельности
в направлении личностного развития
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Оценивание результатов деятельности обучающихся
Реализация программы внеурочной деятельности «Математика в искусстве, искусство в математике» подразумевает выполнение индивидуального (группового) проекта, обязательно для каждого обучающегося. В соответствии с целями подготовки проекта для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которая включает в себя требования по следующим рубрикам:
- организация проектной деятельности;
- содержание и направленность проекта;
- защита проекта;
- критерии оценки проектной деятельности.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного
произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Критерии оценки индивидуального проекта:
- Сформированность познавательных учебных действий: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.
- Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
- Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
Содержание курса
1. Искусство, наука, красота. 4 часа.
Наука и искусство - два основных начала в человеческой культуре, две дополняющие друг друга формы высшей творческой деятельности человека. Красота математики среди наук недосягаема, а красота является одним из связующих звеньев науки и искусства.
Эстетика: наука о прекрасном. Математика: прекрасное в науке. Раздумья о красоте научного поиска, о величии человеческого духа никогда не переставали волновать мыслящих людей. Математика несет красоту в любую науку. Особая роль математики в науке и ее особая эстетическая ценность.
Наука и искусство - грани творчества. Что же сближает и что разъединяет науку и искусство? Прежде всего, наука и искусство - две грани одного и того же процесса - творчества. Таким образом, цель и у науки, и у искусства одна - торжество человеческой культуры, хотя достигается она разными путями.
Симметрия, пропорция, гармония - слагаемые прекрасного. Пифагорейцы пытались математически обосновать идею единства мира, утверждали, что в основе мироздания лежат симметричные геометрические формы. Об использовании пропорции в искусстве Леонардо да Винчи. Таким образом, пропорциональность, соразмерность частей целого является важнейшим условием гармонии целого и может быть выражена математически посредством пропорций.
Математика и музыка 4 часа
Пифагор и пифагорейское учение о числе. Пифагорова гамма. Именно в математике, в познании количественных отношений, видели пифагорейцы ключ к разгадке мировой гармонии, постижение которой и составляло-смысл их жизни. Звездчатый пятиугольник, или пентаграмма,- пифагорейский символ здравия и тайный опознавательный знак. Обет молчания, даваемый пифагорейцами, нашел отражение в символе "бык на языке", что на современный лад означает "держи язык за зубами". Именно в музыке была первые обнаружена таинственная направляющая роль чисел в природе. По преданию, сам Пифагор установил, что приятные слуху созвучия получаются лишь в том случае, когда длины струн, издающих эти звуки, относятся как целые числа первой четверки: 1:2, 2:3, 3:4.
"Космическая музыка": от Платона до Кеплера. Задолго до нашей эры, во времена, когда человечество "летало" только на восковых крыльях в мифах о Дедале и Икаре, была своя "космическая музыка", многим, возможно, покажется удивительным. По преданию, слово "космос", первоначально означавшее прекрасно устроенный, ввел в обиход Пифагор. Космос для пифагорейцев - это гармоничное, пропорциональное строение мира. Сами же пропорции, как мы уже видели, мыслились греками музыкально" поэтому и весь космос оказывался гармонично устроенным и музыкально звучащим телом. Учение о музыке сфер - самый туманный и вместе с тем поэтичный мотив пифагорейской эстетики. Он имел тысячи вариантов, оттенков и тысячелетнюю традицию, начиная от Пифагора и Платона до "Гармонии мира" Иоганна Кеплера, написанной уже в XVII веке.
Математический строй музыки. Пропорции музыкальной гаммы. Музыкальная гамма разделена на пропорциональные части; она буквально пронизана пропорциями, а пропорциональность, как мы знаем, является одним из объективных критериев красоты. Пифагорова комма. 12-звуковая равномерная темперация.
Математика и архитектура 5 часов
Архитектура = (наука + техника)*искусство. "Прочность - польза - красота",- говорит формула архитектуры Витрувия. "Прекрасно то, что хорошо служит данной цели",- учит Сократ. "Дома строят
для того, чтобы в них жить, а не для того, чтобы ими любоваться",- вторил Сократу через 2000 лет Фрэнсис Бэкон. Англичанина Рескина поддерживал француз Теофил Готье: "По- настоящему прекрасным является только то, что ничему не служит". Вся история архитектуры - это история поисков гармонического единства "функции - конструкции - формы", это история непрерывного восхождения на пути к вершине, имя которой "прочность - польза - красота ". В формуле архитектуры, данной известным советским архитектором, лауреатом Государственных премий Ф. А. Новиковым, искусство стоит не слагаемым, а сомножителем: архитектура = (наука + техника) * искусство.
Тайны золотого сечения. Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них - это теорема Пифагора, а другое - деление отрезка в среднем и крайнем отношении ... Первое можно сравнить с мерой золота; второе же больше напоминает драгоценный камень (И. Кеплер) Ряд золотого сечения и тесно связанный с ним ряд Фибоначчи обладают массой исключительных математических свойств, которые каким-то поразительным образом сошлись в этих феноменах. Но золотое сечение и числа Фибоначчи имеют не менее удивительные приложения не только в искусстве, но и в живой природе.
Пропорции: от Парфенона до Нотр-Дама. "Человек - мера всех вещей..." Этот знаменитый афоризм древнегреческого философа-софиста Протагора (ок. 490 - ок. 420 до н. э.) является ключом к разгадке тайны пропорций Парфенона, его поразительной гармонии и
спокойствия. Но если греческое сознание всегда было обращено к человеку, если даже в дорических колоннах греки видели торжественное могущество мужского тела, а в изящных завитках ионических волют - женскую грацию и кокетство, то ни о каких реминисценциях с пропорциями человеческого тела в готической архитектуре не могло быть и речи.
Пропорции: от Покрова на Нерли до Модулора ле Корбюзье. Шедевр древнерусского зодчества церковь Покрова Богородицы на Нерли. Система мер, существовавшая в Древней Руси. Основные древнерусские меры длины и геометрическая взаимосвязь между ними. "Как мера и красота скажет..."
союз математики (мера) и искусства (красота) в создании архитектурных памятников. Система модульной унификации – модулор.
Пропорция - математика архитектурной гармонии. Пропорции являются важным и надежным средством зодчего для достижения хрупкого и тонко сбалансированного равновесия между целым и его частями, имя которому - гармония. Гармония в природе и гармония в архитектуре - две стороны единого великого процесса созидания.
Математика и живопись 5 часов
"Законы красоты" человека. Во все времена, от наскальной живописи в Сахаре до полотен Сальвадора Дали, человек был и остается главной темой изобразительного искусства. С древнейших времен пропорции человека составляли предмет изучения художника, его "математическую лабораторию". Три древнеегипетских канона. Греческое искусство. Леонардо да Винчи. Труды Дюрера. Да, человек - мера всех вещей - настолько разнообразен, что его нельзя втиснуть в рамки дискретных канонов. Теория пропорций сегодня не умерла, а лишь замерла в ожидании качественно нового скачка, в ожидании перехода от "арифметического" к "аналитическому" и даже "компьютерному" выражению.
Перспектива - геометрия живописи. Все проблемы Перспективы можно пояснить при помощи пяти терминов Математики: точка, линия, угол, поверхность и тело. (Леонардо да Винчи). Развитие понятия перспективы. Начертательная и проективная геометрия. Важнейшие виды проекций: центральные (а), параллельные (б) и ортогональные (в).
Геометрия и живопись: страницы истории. Геометрия дарила живописи новые изобразительные возможности, обогащала язык живописи, а живопись эпохи Возрождения стимулировала исследования по геометрии, дала начало проективной геометрии. "Ортогональная" живопись Древнего Египта. "Параллельная" живопись средневекового Китая и Японии. Линейная перспектива Возрождения. Обратная перспектива живописи Древней Руси.
Математическое изобразительное искусство 6 часов.
Выдающиеся люди в истории математического изобразительного искусства.
Общие темы в математическом искусстве. Многогранники. Искажённые и необычные перспективы. Оптические иллюзии. Лента Мёбиуса. Фракталы. Математические изобразительное искусство процветает сегодня, и многие художники создают картины в стиле Эшера и в своем собственном стиле. Эти художники работают в различных направлениях, включая скульптуру, рисование на плоских и трехмерных поверхностях, литографию и компьютерную графику. А наиболее популярными темами математического искусства остаются многогранники, тесселляции, невозможные фигуры, ленты Мебиуса, искаженные системы перспективы и фракталы.
Математика и литература 3 часа
Математики-поэты. Математика и поэзия. Что роднит их, казалось, на первой взгляд они такие разные… Ученым не чужда поэзия. Как показывает история науки, еще со времен пифагорейцев выдающиеся математики увлекались поэзией и даже сами пробовали писать.Ученые и поэзия. Женщина-математик Софья Васильевна Ковалевская. Великий русский ученый М. В. Н.И. Лобачевский. Пушкин и математика.
Математика в литературных произведениях. Старинные сказочные литературные задачи. Задачи со словами.
Вечер поэзии:
стихи, посвящённые великим математикам;
стихи, в которых встречаются математические понятия; стихи – задачи.
Математика и театр 3часа
Подготовка и выступление "Математического театра": странички из жизни древних ученых- математиков; значение и роль некоторых математических кривых.
Резерв 3 часа
Формы организации и виды деятельности
- Предметные недели;
- Конкурсы, олимпиады;
- Проектная деятельность;
- Участие в научно-исследовательских конференциях;
- Разработка проектов к урокам.
Виды деятельности:
1) игровая;
2) познавательная;
3) проблемно-ценностное общение
Формы обучения: лекционно-семинарские занятия, сочетание групповой, коллективной и парной работы.
3.Тематическое распределение количества часов
№ | Тема, раздел | Кол-во часов | Творческая работа, проекты | План | Факт | |||||
1 | Искусство, наука, красота | 4 | Создание симметричных фигур, кляксов иллюстраций. Подбор альбома | |||||||
1.1 | Эстетика: наука о прекрасном. Математика: прекрасное в науке | 2 | ||||||||
1.2 | Наука и творчества | искусство | - | грани | 1 | |||||
1.3 | Симметрия, пропорция, гармония - слагаемые прекрасного | |||||||||
2 | Математика и музыка | 4 | Музыкальная гостиная (разучивание и исполнение песен, в которых есть математические термины, понятия) | |||||||
2.1 | Пифагор и пифагорейское учение о числе. Пифагорова гамма | 1 | ||||||||
2.2 | "Космическая музыка": Платона до Кеплера | от | 1 | |||||||
2.3 | Математический строй музыки. Пропорции музыкальной гаммы | 2 | ||||||||
3 | Математика и архитектура | 5 | Творческая работа «Создание эскиза фантастического здания» Создать выставку «Город будущего» | |||||||
3.1 | Архитектура = (наука техника)*искусство | + | 1 | |||||||
3.2 | Тайны золотого сечения. | 1 |
3.3 | Пропорции: от Парфенона Нотр-Дама | до | 1 | ||||||||
3.4 | Пропорции: от Покрова на Нерли до Модулора ле Корбюзье | 1 | |||||||||
3.5 | Пропорция - математика архитектурной гармонии | 1 | |||||||||
4 | Математика и живопись | 5 | Рефераты по истории живописи, истории проективной геометрии | ||||||||
4.1 | "Законы красоты" человека | 2 | |||||||||
4.2 | Перспектива живописи | - | геометрия | 2 | http://www.smekalka.pp.r u/picture задачи по картинкам | ||||||
4.3 | Геометрия и живопись: страницы истории | 1 | |||||||||
5 | Математическое изобразительное искусство | 6 | |||||||||
5.1 | Выдающиеся люди в истории математического изобразительного искусства | 2 | |||||||||
5.2 | Общие темы в математическом искусстве | 4 | |||||||||
5.2.1 | Многогранники | 1 | Модели правильных многогранников. | ||||||||
5.2.3 | Искажённые и необычные перспективы | 1 | http://www.smekalka.pp.ru/opt ic.html оптические иллюзии | ||||||||
5.2.4 | Лента Мёбиуса | 1 | Проек«Внебесконечность свёрнута кольцом…» | ||||||||
5.2.5 | Фракталы | 1 | http://www.evilmadscientist.co m/2009/fractal-snowflake- cupcakes/ проект «Печенье-фракталы» | ||||||||
6 | Математика и литература | 3 | http://www.smekalka.pp.r u/word_other.html старинные, сказочные, литературные задачи; задачи со словами |
6.1 | Математики-поэты (Ломоносов М.В., Ковалевская С.В., Лобачевский Н.И., Омар Хайам,..) | 1 | |||||
6.2 | Математика произведениях | в | литературных | 1 | |||
6.3 | Вечер поэзии:
| 1 | |||||
7 | Математика и театр | 3 | Подготовка и выступление | ||||
"Математического театра": странички из жизни древних ученых- математиков; значение и роль некоторых математических кривых Драма+ДРАМА = ТЕАТР Ответ: 18969 + 18969 = 37938 | |||||||
Резерв | 3 | ||||||
Итого | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Мы и наш мир» (6 класс)
Данная программа создает условия для культурного, социального, профессионального самоопределения и творческой самореализации личности ребёнка, а так же способствует ее интеграции в мировой и оте...
Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Мы и наш мир". 6 класс
Программа внеурочной деятельности для учащихся 6 класса. Программа расчитана на 134 часа....
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Моя малая Родина» для обучающихся 5-6 классов
Изучение родного края необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Школа вежливости»
Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в начальных классах в условиях надомного обучения, рассчитана на 4 года. Главное назначение дан...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление Свирель
Рабочая программа по музыкальному музицированию " Свирель"...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурной направленности «Язык, культура и традиции татарского народа» (программа рассчитана для детей с 9-15 лет)
Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения по изучению и сохранению истории, культуры и языка татарского народа имеет художественно-эстетическую напр...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Живое слово»
Программа направлена на овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового хар...