РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_deystv.docx | 66.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса
Суминой Светланы Юрьевны,
учителя I квалификационной категории
г. Мегион
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе, что предполагает поиск новых подходов к организации учебного процесса.
Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеурочной работы по русскому языку. Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Язык обогащает и развивает духовный мир ребёнка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. У детей вырабатывается чутьё языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. К сожалению, огромный образовательный потенциал родного языка используется сейчас в школе не в полной мере. Моё обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации. Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.
Программа "Искусство слова» имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности ФГОС по направлению развития личности «общекультурное». Она позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности. Воспитание интереса к изучению мира слов должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Новизна программы:
- Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.
- Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий и исследовательский характер
Цели программы: развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Формирование коммуникативной компетентности учащихся – развитие речи школьников во всех ее формах: устной и письменной, во всех функциях: общения, сообщения, воздействия; навыков грамотной речи, как показателя общей культуры человека.
Задачи:
Образовательные:
- обеспечить хорошую языковую среду и речевую практику для учащихся, обогатить речь,
- расширение и углубление программного материала;
- совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
- пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
- расширение кругозора детей;
Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
- воспитание чувства патриотизма;
- повышение общей языковой культуры учащихся;
- выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы;
- воспитывать толерантность, коммуникабельность, формировать культуру общения и поведения в социуме.
Развивающие:
- развитие интереса к языку как учебному предмету;
- общего языкового развития школьников;
- развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности;
- формировать умение использовать различные способы поиска, сбора, анализа информации;
- обогатить опыт по созданию собственной информации в устной и письменной форме, по ее оформлению и представлению;
- развивать творческое мышление, умение критически и аналитически думать, свободно и логично излагать мысли.
Программа рассчитана на учащихся 5 класса, возраст обучающихся 10-12 лет. Нагрузка – 2 ч. в неделю (70 часов в год)
Организация внеурочной деятельности школьников по данной программе основывается на следующих принципах: добровольности участия школьников, научности, сознательности и активности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др.
Требования к результатам освоения программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
- осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельное определение и формулирование целей деятельности на занятии
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, умение корректировать свои действия;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация;
- учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- ориентироваться в тексте
- находить ответы на вопросы в тексте
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов во внеурочной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; владеть навыками диалогового общения; уметь вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других людей)
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
- овладеть следующими видами деятельности (комплексный анализ текста, написание творческих работ, поиск информации, редактирование, определение роли средств художественной выразительности в тексте).
- пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях;
- определять тему и основную мысль текста, его стиль;
- определять типы речи (повествование, описание, рассуждение)
- составлять простой и сложный план текста;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты и тексты-рассуждения ( в том числе с элементами описания предметов, животных);
- писать сочинения повествовательного характера с двумя типами речи (описание, повествование)
- адекватно понимать содержание научно-учебных и художественных текстов, воспринимаемых на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
Формы проведения занятий:
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов,
- комплексный анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- лингвостилистический анализ текста;
- сочинения и изложения;
- редактирование текста
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- работа с текстами-миниатюрами разных типов и стилей;
- составление синквейнов, кластеров к тексту;
- коммуникативные и игровые ситуации
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, написание мини-сочинений и других творческих работ.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии:
- Технология личностно-ориентированного подхода( И.С. Якиманская)
- Методы деятельностного подхода («учение через деятельность»)- Д.Дьюи., Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др.
- Методы развивающего обучения (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова
- Технология РКМЧП – « Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер)
- Технология «Дебаты»( Институт «Открытое общество».)
- Технология проектной и исследовательской деятельности
- Технология обучения в сотрудничестве;
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Формы контроля полученных результатов:
1.Самостоятельные работы.
2.Тесты.
3. Сочинения и изложения.
4.Презентации творческих работ.
Основное содержание программы
Раздел 1. Речь. (5 ч)
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Раздел 2. Слово. Средства художественной выразительности (тропы) и стилистические фигуры речи.(16 ч)
Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Изобразительно - выразительные средства языка и стилистический фигуры. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Раздел 3.Текст.(10 ч)
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Связь между предложениями в тексте.
Раздел 4. Стили речи.(4ч)
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Раздел 5.Типы речи.(21ч)
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Раздел 6.Расширяйте свой словарь! (6 ч)
Виды словарей: орфографический, орфоэпический, грамматических трудностей русского языка, толковый, этимологический, иностранных слов, фразеологический, словарь синонимов, антонимов. Знакомство со структурой словарей. Роль синонимов и антонимов в речи. Источники фразеологизмов,
Раздел 7. Повторение.(6 ч)
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Раздел 1. Речь. Введение в курс развития речи. Для чего людям нужна речь. | 5 1 | 1 | |
2 | Как различают формы речи? | 1 | 1 | |
3 | Что такое диалог и монолог? | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Как вести беседу? | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Сочинение сказки по рисункам с включением диалога. | 1 | 1 | |
Раздел 2. Слово. Средства художественной выразительности (тропы) и стилистические фигуры речи. | 16 | |||
6 | Что такое стилистические фигуры речи? Анафора и эпифора. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Антитеза. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Градация. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Инверсия. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Риторические вопросы и обращения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Что такое тропы? Аллегория. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Гипербола и литота. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Метафора. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Олицетворение. | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Сравнение. Метонимия. | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Эпитет. | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Зачем нам нужны в речи стилистические фигуры и тропы? | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Практическое занятие « Средства художественной выразительности и стилистические фигуры» | 1 | 1 | |
19,20 | Творческая работа (написание и компьютерное оформление) | 2 | 2 | |
21 | Презентация творческой работы. | 1 | 1 | |
Раздел 3.Текст. | 10 | |||
22 | Текст и его признаки. | 1 | 1 | |
23 | Что значит писать и говорить на тему? | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Главное в тексте идея, основная мысль. | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Для чего нужен план? | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Как связать предложения в тексте? | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Лексические средства связи предложений в тексте. | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Учитесь выразительно читать. | 1 | 1 | |
29 | Анализ текста. Устный пересказ по составленному плану. Рассказ В.Белова «Последняя синичка» | 1 | 1 | |
30 | Анализ текста. Подготовка к изложению по рассказу И.С.Соколова-Микитова «Умные гуси». | 1 | 1 | |
31 | Подробное изложению по рассказу И.С.Соколова-Микитова «Умные гуси». | 1 | 1 | |
Раздел 4. Стили речи. | 4 | |||
32 | Когда и где используют разговорный стиль? | 1 | 1 | |
33 | Составление диалогов. Знаки препинания при диалоге. | 1 | 1 | |
34 | Научный стиль. | 1 | 0,5 | 0,5 |
35 | Художественный стиль. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел 5.Типы речи. | 21 | |||
36 | Как различают типы речи? | 1 | 1 | |
37 | Повествовать – значит рассказывать. | 1 | 0,5 | 0,5 |
38 | Анализ текста. Русская народная сказка «Репка» как образец текста-повествования. | 1 | 1 | |
39 | Подготовка к сочинению-повествованию по рассказу в картинках: В.Сутеев«Находка» | 1 | 1 | |
40 | Сочинение по рассказу в картинках: В.Сутеев «Находка». | 1 | 1 | |
41 | Описание как тип речи. Как описать предмет? Как описать животное? | 1 | 0,5 | 0,5 |
42 | Анализ текстов-описаний. Самостоятельная работа | 1 | 1 | |
43 | Понятие признака. Анализ описания. Пересказ текста на основе его анализа. Обучение устной речи. | 1 | 1 | |
44 | Подготовка к изложению по тексту Н.И.Сладкова «Волшебная полочка» | 1 | 1 | |
45 | Изложению по тексту Н.И.Сладкова «Волшебная полочка». | 1 | 1 | |
46 | Устное описание бытового предмета повседневного назначения в художественном или разговорном стиле. | 1 | 0,5 | 0,5 |
47,48 | Сочинение-описание природы в художественном стиле. | 2 | 2 | |
49 | Анализ сочинений. | 1 | 1 | |
50 | Рассуждать – значит доказывать. Понятие текста-рассуждения. Анализ текста-рассуждения. Тезис. Доказательство. Вывод. | 1 | 1 | |
51 | Пересказ текста на основе его анализа: А.Дорохов «Под твоей защитой». | 1 | 1 | |
52 | Подготовка к сжатому изложению по тексту А.Онегова «Борьба с ночными заморозками» | 1 | 1 | |
53 | Сжатое изложение по тексту А.Онегова «Борьба с ночными заморозками» | 1 | 1 | |
54 | Анализ изложения. | 1 | 1 | |
55 | Обучению рассуждению. Подготовка к сочинению-рассуждению на свободную тему. | 1 | 0,5 | 0,5 |
56 | Сочинение-рассуждение. | 1 | 1 | |
57,58 | Раздел 6.Расширяйте свой словарь! Виды словарей. | 6 2 | 1 | 1 |
59 | Наш помощник – толковый словарь. | 1 | 0,5 | 0,5 |
60 | Для чего нужны синонимы и антонимы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
61,62 | Фразеологизмы. Игра в лото «Простейшие фразеологизмы» | 2 | 1 | 1 |
63 | Раздел 7. Повторение. Диалогическая и монологическая речь. | 8 1 | 0,5 | 0,5 |
64 | Средства художественной выразительности и стилистические фигуры речи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
65 | Текст. | 1 | 0,5 | 0,5 |
66 | Стили речи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
67 | Типы речи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
68 | Сочинение на свободную тему, в котором встретились бы два типа речи. | 1 | 1 | |
Итого: | 68 ч | 24 ч | 44 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Колич. часов | Основное содержание | Виды деятельности | Дата по плану | Дата фактическая |
Раздел 1. Речь (5 ч.) | ||||||
1 | Введение в курс развития речи. Для чего людям нужна речь. | 1 | Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с орфограммами, анализ текстов | 2.09 | |
2 | Как различают формы речи? | 1 | Устная и письменная речь | Составление плана статьи, фронтальная беседа, знакомство и комментирование высказываний учёных, инсценировка | 7.09 | |
3 | Что такое диалог и монолог? | 1 | Диалог. Монолог. | Составление плана статьи, фронтальная беседа, инсценировка | 9.09 | |
4 | Как вести беседу? | 1 | Беседа, её правила | Фронтальная беседа, знакомство и комментирование высказываний учёных, инсценировка отрывка из повести, пересказ | 14.09 | |
5 | Сочинение сказки по рисункам с включением диалога. | 1 | Композиция сказки. Диалог | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма написания сочинения с включением диалога | 16.09 | |
Раздел 2. Слово. Средства художественной выразительности (тропы) и стилистические фигуры речи (16 ч.) Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Изобразительно - выразительные средства языка и стилистические фигуры. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. | ||||||
6 | Что такое стилистические фигуры речи? Анафора и эпифора. | 1 | Стилистические фигуры, их роль в устной и письменной речи | Запись лекции, чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия анафора и эпифора | 21.09 | |
7 | Антитеза. | 1 | Антитеза.Её значение в устной речи и художественных текстах. | чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие антитеза | 23.09 | |
8 | Градация. | 1 | Градация. Её значение в устной речи и художественных текстах. | чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие градация | 28.09 | |
9 | Инверсия. | 1 | Инверсия. Её значение в устной речи и художественных текстах. | чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие инверсия | 30.09 | |
10 | Риторические вопросы и обращения. | 1 | Риторические вопросы и обращения. Их значение. | чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия риторические вопросы и обращения | 5.10 | |
11 | Что такое тропы? Аллегория. | 1 | Эпитеты. Их значение. Употребление эпитетов в устной и письменной речи. | Запись лекции, чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие аллегория | 7.10 | |
12 | Гипербола и литота. | 1 | Гипербола и литота, их роль в устной и письменной речи | чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия гипербола и литота | 12.10 | |
13 | Метафора. | 1 | Метафора. Употребление её в устной и письменной речи. | чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие метфоора | 14.10 | |
14 | Олицетворение. | 1 | Олицетворение. Употребление олицетворений в устной и письменной речи. | чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие олицетворение | 19.10 | |
15 | Сравнение. Метонимия. | 1 | Сравнение.Метонимия Употребление сравнений в устной и письменной речи. | чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия сравнение, метонимия | 21.10 | |
16 | Эпитет. | 1 | Эпитеты. Их значение. Употребление эпитетов в устной и письменной речи. | чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие эпитет | 26.10 | |
17 | Зачем нам нужны в речи стилистические фигуры и тропы? | 1 | Роль средств художественной выразительности и стилистических фигур в речи | Работа с текстами рождественских рассказов, заполнение таблиц, поиск примеров и определение роли средств художественной выразительности и стилистических фигур при выражении авторской позиции | 28.10 | |
18 | Практическое занятие « Средства художественной выразительности и стилистические фигуры» | 1 | Практическое занятие « Средства художественной выразительности и стилистические фигуры» | 9.11 | ||
19,20 | Творческая работа (написание и компьютерное оформление) | 2 | Написание текста (сказки, стихотворения, рассказа) на свободную тему с использованием средств худ.выр. и стил. фигур,подготовка комп. презентации с иллюстрациями | 11.11 16.11 | ||
21 | Презентация творческой работы. | 1 | Презентация творческой работы. | 18.11 | ||
Раздел 3. Текст (10 ч.) Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Связь между предложениями в тексте
| ||||||
22 | Текст и его признаки. | 1 | Текст и его признаки | Структурирование и систематизация изучаемого материала, языковой анализ текста, составление кластера | 23.11 | |
23 | Что значит писать и говорить на тему? | 1 | Тема текста и микротемы | Работа с текстом учебника, самостоятельная работа | 25.11 | |
24 | Главное в тексте идея, основная мысль. | 1 | Идея | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста. | 30.11 | |
25 | Для чего нужен план? | 1 | План, виды плана. | Работа с текстом учебника, самостоятельная работа | 2.12 | |
26 | Как связать предложения в тексте? | 1 | Лексические средства связи предложений в тексте. | Работа с текстом учебника, самостоятельная работа | 7.12 | |
27 | Лексические средства связи предложений в тексте. | 1 | Лексические средства связи предложений в тексте. | Работа с текстом учебника, самостоятельная работа | 9.12 | |
28 | Учитесь выразительно читать. | 1 | Выразительное чтение художественных текстов, их анализ | 14.12 | ||
29 | Анализ текста.Устный пересказ по составленному плану. Рассказ В.Белова «Последняя синичка» | 1 | Анализ текста | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста. Устный пересказ | 16.12 | |
30 | Анализ текста. Подготовка к изложению по рассказу И.С.Соколова-Микитова «Умные гуси». | 1 | Анализ текста | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста. | 21.12 | |
31 | Подробное изложению по рассказу И.С.Соколова-Микитова «Умные гуси». | 1 | Написание подробного изложения | 23.12 | ||
Раздел 4. Стили речи ( 4 ч.) Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный).Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. | ||||||
32 | Когда и где используют разговорный стиль? | 1 | Разговорный стиль | Работа с текстами учебника, определение признаков разговорного стиля, составление кластера | 28.12 | |
33 | Составление диалогов. Знаки препинания при диалоге. | 1 | Диалог и знаки препинания при диалоге. | Составление диалогов по данным началам | 11.01 | |
34 | Научный стиль. | 1 | Научный стиль | Работа с текстами учебника, определение признаков научного стиля, подготовка к монологическому выступлению по плану | 13.01 | |
35 | Художественный стиль. | 1 | Художественный стиль | Работа с текстами учебника, терминами, определение признаков худ.стиля | 18.01 | |
Раздел 5. Типы речи (21 ч.) Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. | ||||||
36 | Как различают типы речи? | 1 | Типы текста: повествование, описание, рассуждение. | Работа с учебником, выразительное чтение текстов, их анализ, пересказ, самостоятельная работа, составление кластера | 20.01 | |
37 | Повествовать – значит рассказывать. | 1 | Повествование | Работа с учебником, выразительное чтение текстов, их анализ, пересказ, самостоятельная работа | 25.01 | |
38 | Анализ текста. Русская народная сказка «Репка» как образец текста-повествования. | 1 | Анализ текста | Анализ текста по алгоритму | 27.01 | |
39 | Подготовка к сочинению-повествованию по рассказу в картинках: В.Сутеев «Находка» | 1 | Повествование | Подготовка к сочинению, работа по составлению плана, рабочих материалов | 1.02 | |
40 | Сочинение по рассказу в картинках: В.Сутеев «Находка». | 1 | Повествование | Написание сочинения | 3.02 | |
41 | Описание как тип речи. Как описать предмет? Как описать животное? | 1 | Описание | Работа с учебником, выразительное чтение текстов, их анализ, пересказ, самостоятельная работа | 8.02 | |
42 | Анализ текстов-описаний. Самостоятельная работа | 1 | Анализ текстов-описаний | Анализ текстов-описаний | 10.02 | |
43 | Понятие признака. Анализ описания. Пересказ текста на основе его анализа. Обучение устной речи. | 1 | Анализ текстов-описаний | Анализ текстов-описаний | 15.02 | |
44 | Подготовка к изложению по тексту Н.И.Сладкова «Волшебная полочка» | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста. | 17.02 | ||
45 | Изложению по тексту Н.И.Сладкова «Волшебная полочка». | 1 | Написание изложения | 22.02 | ||
46 | Устное описание бытового предмета повседневного назначения в художественном или разговорном стиле. | 1 | Описание | Работа с учебником, выразительное чтение текстов, их анализ, пересказ, самостоятельная работа | 24.02 | |
47,48 | Сочинение-описание природы в художественном стиле. | 2 | Описание природы в художественном стиле | Написание сочинения | 26.02 29.02 | |
49 | Анализ сочинений. | 1 | Анализ сочинений, формирование у учащихся способностей к рефлексии | 2. 03 | ||
50 | Рассуждать – значит доказывать. Понятие текста-рассуждения. Анализ текста-рассуждения. Тезис. Доказательство. Вывод. | 1 | Рассуждение | Работа с учебником, выразительное чтение текстов, их анализ, пересказ, самостоятельная работа | 9.03 | |
51 | Пересказ текста на основе его анализа: А.Дорохов «Под твоей защитой». | 1 | Составление плана и пересказ текста на основе его анализа | 12.03 | ||
52 | Подготовка к сжатому изложению по тексту А.Онегова «Борьба с ночными заморозками» | 1 | Подготовка к сжатому изложению, знакомство со способами сжатия текста | 14.03 | ||
53 | Сжатое изложение по тексту А.Онегова «Борьба с ночными заморозками» | 1 | Написание сжатого изложения | 16.03 | ||
54 | Анализ изложения. | 1 | Анализ изложений, формирование у учащихся способностей к рефлексии | 28.03 | ||
55 | Обучению рассуждению. Подготовка к сочинению-рассуждению на свободную тему. | 1 | Рассуждение | Подготовка к сочинению-рассуждению на свободную тему. | 30.03 | |
56 | Сочинение-рассуждение. | 1 | Написание сочинения-рассуждения | 4.04 | ||
Раздел 6. Расширяйте свой словарь! (6 ч.) | ||||||
57,58 | Виды словарей. | 2 | Виды словарей: орфографический, орфоэпический, грамматических трудностей русского языка, толковый, этимологический, иностранных слов, фразеологический, синонимов… Знакомство со структурой словарей. | Знакомство с разными видами словарей, их структурой и назначением, выступление с сообщениями | 6.04 11.04 13.04 | |
59 | Наш помощник – толковый словарь. | 1 | Толковые словари и их структура. | Работа с толковыми словарями, подготовка презентации | 18.04 | |
60 | Для чего нужны синонимы и антонимы. | 1 | Роль синонимов и антонимов в речи. | Подбор синонимов и антонимов, составление текстов с использованием синонимов. | 20.04 | |
61,62 | Фразеологизмы. Игра в лото «Простейшие фразеологизмы» | 2 | Источники фразеологизмов, | Составление статьи о данных фразеологизмах, составление плана статьи, работа по замене выделенных слов фразеологизмами, игровая деятельность | 25.04 27.04 | |
Раздел 7. Повторение (8 ч.) | ||||||
63 | Диалогическая и монологическая речь. | 1 | Комплексное повторение тем программы. | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа, фиксирования собственных затруднений в деятельности при нахождении средств худ.выр-ти, темы текста, типа речи. Написание сочинения на свободную тему с последующей проверкой (формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации изученного) | 4.05 | |
64 | Средства художественной выразительности и стилистические фигуры речи. | 1 | Комплексное повторение тем программы. | 11.05 | ||
65 | Текст. | 1 | Комплексное повторение тем программы. | 16.05 | ||
66 | Стили речи. | 1 | Комплексное повторение тем программы. | 18.05 | ||
67 | Типы речи. | 1 | Комплексное повторение тем программы. | 23.05 | ||
68 | Сочинение на свободную тему, в котором встретились бы два типа речи. | 2 | 25.05 |
Планируемые результаты изучения предмета
1) выразительное чтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске;
2) умение работать с толковым и этимологическим словарями;
3) различение особенностей разговорного и литературного языка, употребление их в соответствующих ситуациях;
4) верное определение темы и основной мысли текста;
5) создание собственного повествовательного текста на предложенную тему;
6) различение стихотворной и прозаической речи, умение подбирать рифмы к словам;
7) определение характерных особенностей лирики, эпоса и драм
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Программа «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, . – М.: Дрофа, 2008г.
- В.И.Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.- М.: Просвещение, 1991.
- Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. общеобразоват. учреждений/Науч.ред.В.В.Бабайцева.-5-е изд.-М.: Просвещение, 1996.
- Павлова Т.И., Белоусова Т.В. Компетентностные задания по русскому языку. Методический конструктор: учебно-методическое пособие/Авторы-составители Павлова Т.И., Белоусова Т.В.-Ростов н/Дону: Легион, 2012.
- Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение. Творческое задание на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. Путь к успеху: учебно-методическое пособие/ Павлова Т.И., Раннева Н.А.- .-Ростов н/Дону: Легион, 2013.
- Павлова Т.И., Романенко О.В. Практика формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка: учебно-методическое пособие/ Павлова Т.И., Романенко О.В.-Ростов н/Дону:Легион,2013.
- Пленкин Н.А.Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн.для учителя: Из опыта работы.-М.: Просвещение,1995.
- Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев.М., Просвещение,1974.
Интернет-ресурсы:
- Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru
- Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru
- Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: htp://katalog.iot.ru
- Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru
Литература для учащихся:
- Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. общеобразоват. учреждений/Науч.ред.В.В.Бабайцева.-5-е изд.-М.: Просвещение, 1996.
- Павлова Т.И., Раннева Н.А., Василенко Н.Н. Практика успешного написания сочинения-рассуждения: рабочая тетрадь по русскому языку. 5-7 классы/ Павлова Т.И., Раннева Н.А., Василенко Н.Н.-Изд. 4-е. исправ.идополн.- Ростов н/Дону: Легион, 2013.
- Волина В.В. Фразеологический словарь: Популярное пособие.-М.: АСТ-ПРЕСС,1997.
- Универсальный словарь по русскому языку.- СПб.: ИГ «Весь»,2009.
Материально-техническое обеспечение.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература - искусство слова.
Литература - искусство слова....
Рабочая программа по изобразительному искусству, общее образование 5класс
Рабочая программа «Изобразительное искусство. 5 классы» составлена в соответствии- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духов...
Конспект урока литературы в 9 классе "Роль художественной литературы как искусства слова и её связь с другими видами искусства"
Определение роли художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства, обзорная характеристика литературных направлений и краткий обзор курса литератур...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Творческая мастерская «Искусство слова» ДЛЯ 7 КЛАССА
Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения....
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Литература - искусство слова
Презентация-сопровождение к вводному уроку литературы в 5 классе....