Рабочая программа по истории отечества для умственно отсталых учащихся (7 класс)
рабочая программа (7 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» на основе типовой «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 2-е издание, авторы программ О.И. Бородина, В.М. Мозговой (история), Москва «Просвещение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_otechestva_7_klass.docx | 92.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по истории отечества для 7 класса на 2015-2016 учебный год
Нормативно-правовая база
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» на основе типовой «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 2-е издание, авторы программ О.И. Бородина, В.М. Мозговой (история), Москва «Просвещение», 2005.
Пояснительная записка
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Основными задачами курса являются:
- освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;
- помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
- развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
- овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности умственно отсталых детей.
Образовательные задачи связаны с формированием у учащихся прочных знаний по истории, что означает следующее:
1. Изучая историю, учащиеся с нарушением интеллекта должны усвоить важнейшие факты, которые не только имеют большое образовательное значение, но и помогают усвоить выводы, полученные в результате разбора и обобщения фактов. Учащиеся должны знать, как жили наши далекие предки – восточные славяне, когда и как у них возникло государство, как они мужественно сражались за свою независимость и т. п. Без знания этих и многих других исторических фактов, по мнению А.А. Вагина, «представления школьника о родной стране... окажутся бедными, смутными, уровень его общественного сознания низким, а социальные эмоции – неразвитыми».
2. Усвоение исторических фактов предполагает создание у учащихся исторических представлений, отражающих основные явления прошлого.
3. Усвоение учащимися доступных для них исторических понятий, понимание временных, локальных, причинно-следственных связей, некоторых закономерностей общественного развития.
4. Овладение учащимися умением применять знания по истории, пользоваться ими при изучении исторического материала (особенно при изучении аналогичных событий), на других учебных предметах (литературном чтении, краеведении и др.), во внеклассной работе, в жизни; умением разбираться в событиях прошлого и современности (анализировать и оценивать их на уровне своих возможностей).
5. Выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом: текстом учебника, историческим документом, научно-популярной и художественной литературой, газетой, различным наглядным материалом. Учащиеся с нарушением интеллекта должны уметь составлять планы, вести краткие записи в тетрадях, связно излагать исторический материал, делать небольшие сообщения на основе дополнительной литературы. Формирование умений и навыков самостоятельной работы требует индивидуального подхода к учащимся, поэтому все задания предлагаются учителем, исходя из возможностей каждого ученика.
В процессе изучения истории наряду с образовательными задачами, в неразрывном единстве с ними осуществляются и задачи воспитательные, важнейшими из которых считают:
1. Гражданское воспитание учащихся (воспитание социальной активности, принципиальности в отстаивании своей позиции, способности участвовать в общественной жизни, воспитание чувства ответственности за судьбу страны).
2. Патриотическое воспитание учащихся (это воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время; готовности к защите Родины в случае необходимости – т. е. военно-патриотическое воспитание).
3. Воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей (это воспитание стремления жить в дружбе и согласии, уважать обычаи и традиции разных народов, знакомиться с их культурой проявлять солидарность с теми, кто оказался в беде).
4. Нравственное воспитание учащихся (это воспитание таких качеств, как мужество, смелость, честность, честь и достоинство, сострадание, милосердие, доброта, отзывчивость и т. д.). Эта задача тесным образом связана с первыми тремя, но в то же время она подразумевает и такие аспекты, которые не обязательно связаны с гражданским долгом или патриотизмом.
5. Эстетическое воспитание учащихся (это воспитание умения видеть красивое и безобразное в искусстве, жизни, природе, человеке; дать оценку с эстетической точки зрения; развитие эстетического вкуса). Решению этой задачи в курсе истории способствует привлечение различных средств наглядности на уроках, организация экскурсий. С другой стороны, эстетическое воспитание осуществляется посредством изучения развития культуры в разные исторические эпохи. Например, ученики знакомятся с праздниками, обычаями, традициями древних славян, искусством древнерусских ремесленников, архитектурным обликом старинных городов, достижениями культуры в более поздние века.
6. Трудовое воспитание учащихся (это привитие уважения к людям труда и результатам их трудовой деятельности, воспитание добросовестного и ответственного отношения к труду, понимания необходимости труда и готовности трудиться). Эта задача наиболее актуальна в специальной (коррекционной) школе, выпускники которой должны быть не только практически, но и психологически подготовлены к трудовой деятельности. Решается эта задача на протяжении всего курса истории, т. к. основные его идеи – следующие: труд – основа жизни на Земле, все материальные и духовные богатства созданы трудом людей, труд – основа прогресса в развитии общества. При изучении исторического материала в хронологической последовательности учащиеся узнают об изменениях орудий труда, занятий людей; их взаимоотношениях в процессе труда, требованиях к труженику, которые усложняются по мере развития общества. 7. Экологическое воспитание учащихся (это воспитание бережного отношения ко всему окружающему, забота о природе и ее ресурсах, оздоровлении окружающей среды, сохранении ее для будущих поколений).
8. Правовое воспитание учащихся (это воспитание правовой культуры, т. е,. уважительного отношения к законам, стремления их выполнять, проявлять нетерпимое отношение к тем, кто нарушает законы). Эта задача имеет очень большое значение для социальной адаптации учащихся с нарушением интеллекта, и в курсе истории она решается на протяжении всех трех лет его изучения.
9. Формирование мировоззрения учащихся (мировоззрение – это совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы или общества в целом). Конечно, сформировать мировоззрение учащихся с нарушением интеллекта очень непросто, но это не означает, что в специальной школе от решения такой задачи можно отказаться. Научные знания, полученные учащимися в курсе истории, служат цели непосредственной практической ориентации в окружающей социальной реальности. Нравственные и правовые принципы и нормы регулируют взаимоотношения, поведение людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему миру.
Таким образом, реализация всех образовательных и воспитательных задач курса истории будет способствовать формированию мировоззрения учащихся. Их взгляды и убеждения, которые удалось сформировать за годы обучения в школе, в частности, на уроках истории, помогут ученикам правильно оценивать свои и чужие поступки, события, происходящие в России и мире.
В процессе обучения истории в специальной (коррекционной) школе решаются следующие коррекционно-развивающие задачи.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
1. Развитие и коррекция внимания. Внимание является обязательным компонентом учебно-познавательной деятельности. Учитывая неустойчивый характер внимания школьников с нарушением интеллекта, учитель истории должен проводить работу по его развитию и коррекции. Формирование интереса к предмету, создание на уроке атмосферы доброжелательности и вместе с тем требовательности к выполнению заданий будут способствовать поддержанию внимания учащихся на уроках.
Исторический материал интересен и разнообразен по содержанию. На одном уроке часто чередуется сюжетное изложение захватывающего события, поэтому важно развивать такие качества произвольного внимания учащихся, как устойчивость, распределение, переключение. Для этого необходимо на уроках разнообразить источники знаний и приемы учебной работы, постепенно увеличивая продолжительность однородной деятельности. Так, например, от выборочного чтения небольших фрагментов текста по заданию учителя можно постепенно подводить учащихся к самостоятельному прочтению текста учебника, заметки из газеты, рассмотрению картины, чтобы затем провести беседу по обсуждению изученного материала.
2. Развитие и коррекция восприятия. Учащиеся на каждом уроке истории знакомятся с разнообразными событиями, явлениями, деятелями, и все это рассматривается в непрерывном движении (каждый урок – новая тема), поэтому история относится к предметам, где очень важна полноценность восприятия происходившего (без этого нельзя усвоить процесс развития общества, особенности жизни в разные эпохи). Учитывая имеющиеся у учащихся нарушения восприятия, учитель должен, прежде всего, сообщать конкретные, образные сведения, отделяя главное от второстепенного. Речь учителя и отвечающих учеников не должна напрягать слух и утомлять громкостью, монотонностью. Необходимо помнить, что плохо воспринимаются и утомляют зрение мелкие и неразборчивые записи на доске, демонстрация пособий, которые трудно рассмотреть, поэтому учитель должен тщательно подходить к наглядному оформлению уроков истории.
3. Развитие и коррекция воображения. Воображение обогащает деятельность других психических процессов, неразрывно связано с мышлением, памятью и важно само по себе, поэтому его также необходимо развивать у учащихся специальной (коррекционной) школы в процессе обучения истории. История знакомит школьников с событиями прошлого, и полнота их восприятия достигается с помощью воображения учащихся; иногда оно изменяет представления, модернизирует их, поэтому учитель должен проводить коррекционную работу по предупреждению возникновения неверных представлений или их исправлению, давая, прежде всего, точное описание объектов, участников и хода самих исторических событий, привлекая разнообразные средства наглядности для создания верных образов.
4. Развитие и коррекция памяти. Учащиеся должны помнить изучаемые события, место и время их совершения, участников (т. е. факты, даты, географические названия, имена) и воспроизводить имеющиеся знания. Большинство учащихся специальной школы отличаются слабой памятью, имеют тенденцию заучивать, механически запоминать материал без его осмысления. Учитель должен не только продумать методику изложения материала, но и работу по его разбору, обобщению и закреплению непосредственно на уроке.
5. Развитие и коррекция мышления. Исторический материал требует глубокого осмысления, что является сложной задачей для учащихся специальной (коррекционной) школы, т. к. их мышление «отличается инертностью; они плохо понимают сообщаемый им учебный материал. Учитывая эту особенность мышления умственно отсталых детей, учитель должен тщательно отбирать сообщаемые ученикам факты и явления и хорошо продумывать форму своего изложения; только предельно ясный, четкий, простой рассказ может быть доступен ученикам...», – считают специалисты.
Для развития и коррекции мышления умственно отсталых учащихся необходимо ставить перед ними такие познавательные задачи, которые постоянно требовали бы известного интеллектуального напряжения, заставляли бы думать ребенка. Н.Б. Лурье считает, что «наряду с вопросами, требующими работы памяти, очень полезно с целью коррекции мышления детей ставить такие вопросы, когда на основании старых, известных связей нужно образовывать новые связи. Эти вопросы могут ставиться как при повторении старого материала, так и в процессе изложения учителем нового материала, а также при закреплении материала».
Учащиеся с нарушением интеллекта плохо осуществляют «перенос» усвоенных знаний на аналогичные факты и явления. Учитель должен учитывать эту особенность и помогать ученикам устанавливать нужные связи и отношения между историческими событиями.
6. Развитие и коррекция речи. Каждый учитель истории знает, как трудно бывает учащимся с нарушением интеллекта выразить свою мысль, связно передать содержание рассказа. Нередко, зная материал, ученик, тем не менее, не может последовательно и связно изложить его. Поэтому работа над коррекцией речи учащихся должна занимать на уроках истории большое место. Для этого используются внешние опоры, облегчающие ученику рассказ (исторические картины, иллюстрации учебника).
На уроках истории должна вестись работа по развитию таких качеств речи учащихся, как:
а) содержательность (по возможности правильное, полное, конкретное освещение темы);
б) логичность (последовательность изложения, обобщение фактов, формулирование выводов);
в) богатство речи (образное и яркое выражение мыслей и чувств);
г) правильность (соблюдение норм литературного языка, чистота речи);
д) специфические для истории качества речи (стиль изложения и терминология должна соответствовать изучаемой эпохе);
е) различные виды изложения (описание, объяснение, повествование);
ж) умения отвечать на вопросы кратко и развернуто (задавать их, составлять план, обсуждать прочитанное).
Необходимо развивать и письменную речь учащихся. Это связано с тем, что на уроках истории они ведут записи в тетрадях (записывают темы, даты, имена исторических деятелей, важные выводы; составляют текстовые таблицы; ведут словарную работу; выполняют небольшие письменные работы).
Словарная работа пронизывает весь процесс обучения истории. Цель ее – формирование умения активно и правильно пользоваться историческими терминами. Учитель называет и записывает новые исторические термины, выражающие понятия, над которыми предстоит работа; объясняет эти понятия, добиваясь от учащихся правильного произношения, написания и употребления исторических терминов.
7. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы. В фактах прошлого учащиеся специальной (коррекционной) школы учатся видеть борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости; различают тружеников и бездельников, защитников Отечества и его врагов и т. п. При правильной подаче и дозировке материала, эмоционально насыщенного и подкрепленного наглядными средствами, у учащихся возникает свое отношение к событиям и их участникам: ненависть к угнетателям, сочувствие угнетенным, уважение к результатам человеческого труда, гордость за великие достижения, любовь к Родине и т. п. Это значит, что ученики не только понимают материал, но и эмоционально откликаются на него, проявляют желание узнать, что будет дальше.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не только по истории, но и иным предметам. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный подход к отечественной истории с тем чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации.
Методы обучения
На уроках истории в школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор отдельных фрагментов кино.
Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.
Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.
Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).
Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.
Созданию ярких, отчетливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведенные экскурсии. Внимание учащихся на экскурсии и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.
При характеристике определенной исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличии от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.
Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.
Типы уроков:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
- Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
- Комбинированный урок
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, самостоятельные работы. В курс вошло 3 (три) урока проверки контроля знаний, на тестовые, срезовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке.
Содержание учебного предмета.
7 класс - (2 ч. в неделю)
Введение
Что такое история. Что изучает история. Как пользоваться книгой по истории. Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом.
Наша Родина — Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте.
История нашей страны древнейшего периода
Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской. Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян. Верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские витязи-богатыри и варяги-русичи. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Появление княжеств в VIII—IX веках у восточных славян. Объединение восточных славян под началом князя Рюрика.
Киевская Русь
Объединение и подчинение Киеву восточно-славянских племен. Создание Киевского государства. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки. Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Княжеское подворье, дружина. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри — спасители земли русской. Жизнь простых людей, их быт и традиции, песни и верования, виды занятий и орудия труда. Искусство древнерусских ремесленников, иконопись, строительство храмов, летописание, образование и грамотность. Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. Последние годы великой державы. Лента времени. Исторические даты. «Повесть временных лет».
Распад Киевской Руси
Причины распада Киевской Руси. Рост городов. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Краткая характеристика основных княжеств (по выбору учителя) Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского, Полоцкого, Смоленского, Новгородского. Владимиро-Суздальская Русь и наследие Киевской Руси. Андрей Боголюбский и перенос столицы во Владимир. Икона Владимирской Богоматери — хранительницы земли русской. Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Торговля, Ремесло. Управление в Новгороде. Внешнеторговые связи. Русская культура в XII—XIII в. Памятники церковно-учительной литературы. Архитектура, летописание, фольклор. Былины. «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.
Борьба Руси с иноземными завоевателями
Создание державы Чингисхана. Условия жизни монгольских кочевников. Войско, военная дисциплина. Нашествие монголо-татар на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрат и других. «Злой город Козельск». Государство Золотая орда. Земли и народы, вошедшие в состав Золотой Орды. Русь под монголо-татарским игом. Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.
Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Усиление роли Москвы. Московский князь Иван Калита, его успехи. Основные слои городского населения, их быт и традиции. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского, хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Сергей Радонежский. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.
Иван III (1462—1505 гг.). Освобождение от иноземного ига (1480); возвеличение Москвы и укрепление Московского царства.
Повторение за год
В конце изучения курса истории Отечества учащиеся должны знать:
- основные понятия курса;
- даты и персоналии (исторических деятелей, полководцев, руководителей);
- основные исторические события;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
1-й уровень
- удовлетворительное осмысление и реализация основных понятий и представлений из всех разделов программы, их использование в самостоятельной речи, в пересказах, ответах на вопросы;
- умение участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы;
- умение высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным темам;
- сформированность основных компонентов учебной деятельности;
- понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно и с помощью учителя;
- овладение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
- овладение элементами оценки и самооценки;
- интерес к изучению истории.
2-й уровень
- усвоение наиболее доступных понятий на уровне их понимания и узнавания;
- использование части понятий в активной речи;
- умение последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);
- сформированность основных компонентов учебной деятельности;
- умение слушать учителя, самостоятельное выполнение предложенных видов заданий;
- использование помощи учителя при выполнении учебных задач, умение самостоятельно исправить ошибки;
- усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);
- адекватная реакция на оценку учебных действий.
Рабочая программа по истории отечества на 2015-2016 учебный год 7-г класс | ||||||||
№ | Тема урока | ч | Форма организации учебного процесса | Новая терминология | Основные знания | Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | ||
I четверть | ||||||||
1 | 1 | Раздел I. Введение в историю История – наука о прошлом. Какие науки помогают истории? | 1 | Сообщение новых знаний | История, историки, Отечество, Родина, предки | «История» – рассказ, повествование. С.М. Соловьев – известный русский историк | Основные требования к знаниям и умениям: 1 уровень Учащиеся должны знать: - история – рассказ о прошедшем, наука, изучающая жизнь наших предков; - исторические памятники: устные, письменные, вещественные; - Россия – страна, где мы живем, Москва – столица; генеалогия – родословная; - что такое дата, обозначение числа, месяца, года какого-либо события; век – сто лет; ленту времени; Учащиеся должны уметь: - составлять устный рассказ о себе, родственниках и членах семьи с опорой на рисунок родословного дерева; - ориентироваться в ленте времени. 2 уровень предполагает сокращение объема сведений по сравнению с 1-м уровнем. Учителю для осуществления контроля за усвоением знаний рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, перечень конкретных заданий. Учащиеся должны уметь объяснять значения слов и понятий в контексте изучаемых тем. | |
2 | 2 | Исторические памятники. Как работают археологи? | 1 | Комбинированный урок | Исторические памятники, археологи, музей, былины, гусли, берестяные грамоты, чернила | Исторические памятники: вещественные, письменные, устные. Археологи – ученые, изучающие историю по предметам, найденным в земле во время раскопок. Музей – помещение, где хранятся вещественные памятники истории | ||
3 | 3 | Наша Родина – Россия. | 1 | Комбинированный урок | Россия, россияне, граница, столица, Президент, флаг, герб, гимн | Россия – наш общий дом; Москва – столица нашей страны; Президент – глава государства; Конституция России – это основной документ нашего государства, где записано, как устроено наше государство, определены права и обязанности граждан; герб, гимн и флаг – это символы нашего государства. | ||
4 | 4 | Моя родословная. | 1 | Сообщение новых знаний | Родословная, генеалогия, герб, род | Родословная – списки родственников и предков; генеалогия – наука, изучающая родословную людей; род – объединение родственников. | ||
5 | 5 | Что такое время. История календаря. | 1 | Комбинированный урок | Мера времени, хронология, эра, календарь | Календарь – это исчисление всех дней в году с делением их на недели и месяцы | ||
6 | 6 | Счёт лет в истории. Историческое время. | 1 | Комбинированный урок | Дата, век, лента времени | Дата – это обозначение числа, месяца, года какого-либо события; век – это сто лет. | ||
7 | 7 | Историческая карта. | 1 | Комбинированный урок | Историческая карта, условные обозначения | Историческая карта – графическое изображение государства в разные исторические периоды времени. | ||
8 | 8 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Введение в историю». | 1 | Обобщение и систематизация знаний | ||||
9 | 9 | Раздел II. История нашей страны древнейшего периода. Жизнь и быт людей в каменном веке. | 1 | Сообщение новых знаний | Первобытное общество, каменный век, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный | Основные требования к знаниям и умениям: 1 уровень Учащиеся должны знать: - восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов; - роды и племена восточных славян; - поселение – место, где селились славяне; жилища славян: мазанка, изба, землянка; хозяйственные постройки: амбар, хлев; - земледелие – основное занятие восточных славян; - обычаи и традиции восточных славян; - язычество – вера во многих богов; - соседние племена – финны, половцы, литовцы, болгары; - вооружение славян, военное искусство; - IX век – объединение восточных славян, Рюрик – первый русский князь. Учащиеся должны уметь объяснять значение словарных слов и понятий, а также устанавливать причины - возникновения языческих верований и обрядов; -влияния образа жизни на развитие ремесел, торговых отношений, культуры восточных славян; - описывать образ жизни восточных славян, места их расселения. 2 уровень предполагает сокращение объема сведений по сравнению с 1-м уровнем. Учителю для осуществления контроля за усвоением знаний рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, перечень конкретных заданий. Учащиеся должны уметь - объяснять значения слов и понятий в контексте изучаемых тем; - (по вопросам учителя) устанавливать причины: - возникновения верований на основе явлений природы; - возникновения разнообразных видов труда; - возвышения среди племен отдельных личностей; - объединения соседних племен. | ||
10 | 10 | Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов. | 1 | Сообщение новых знаний | Восточные славяне, племя, братские народы | Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов; племя – объединение людей, которые говорили на одном языке, жили на одной территории и были связаны родственными узами; братские народы – современные славянские народы, у которых были общие предки. | ||
11 | 11 | Роды и племена восточных славян и их старейшины. | 1 | Комбинированный урок | Семья, община, старейшина, вече, князь, дружина, соплеменник | Община – объединение людей, у которых все имущество было общим; старейшина – самый старый, мудрый и уважаемый член общины; вече – народное собрание племени; князь – военный начальник племени. | ||
12 | 12 | Славянский поселок. | 1 | Комбинированный урок | Поселение, мазанка, землянка, изба, частокол, амбар, хлев | Поселение – место, где селились славяне; типы жилища славян: мазанка, землянка, изба; хозяйственные постройки: амбар, хлев. | ||
13 | 13 | Основные занятия восточных славян. | 1 | Сообщение новых знаний | Земледелие, плуг и соха, пашня, невод, рогатина, скотоводство, пастух, бортничество, собирательство | Земледелие – обработка земли – основное занятие славян; скотоводство – разведение домашнего скота; собирательство – сбор даров природы; бортничество – сбор меда диких пчел. | ||
14 | 14 | Ремесла восточных славян. | 1 | Комбинированный урок | Гончар, кузнец, туесок, бондарь, ладья | Гончар – мастер, изготавливающий изделия из глины; кузнец – мастер, изготавливающий изделия из железа; бондарь – мастер по изготовлению бочек и кадок. | ||
15 | 15 | Обычаи восточных славян. | 1 | Сообщение новых знаний | Хоровод, плач, тризна | Хоровод – старинный танец, который водили, взявшись за руки по кругу, с песнями и музыкой; плач – погребальная песня; тризна – прощальный пир. | ||
16 | 16 | Верования восточных славян. | 1 | Комбинированный урок | Духи, язычество, идол, святилище, жертва, волхвы, кудесник | Духи – невидимые существа, живущие повсюду вокруг людей; язычество – вера во многих природных богов и поклонение им; идол – деревянное или каменное изображение языческого божества; святилище – место для молитв и жертвоприношений языческим богам. | ||
17 | 17 | Соседи восточных славян. | 1 | Сообщение новых знаний | Кочевники, юрта, дань, варяги, гости | Кочевники - степные племена, которые не жили на одном месте, а постоянно переезжали; юрта – переносное жилище кочевников из войлока; дань – плата, которую брали победители с побежденного племени; варяги – скандинавские племена, жившие по берегам Балтийского моря. | ||
По плану за I четверть 17 часов | ||||||||
II четверть | ||||||||
18 | 1 | Славянские воины и богатыри. | 1 | Комбинированный урок | Колчан, секира, палица, дозорный, засека, ратник, булава, кольчуга, шлем | Вооружение славян: колчан – сумка для стрел; секира – боевой топор в виде полумесяца; палица – тяжелая палка с утолщением на конце; булава – тяжелая палка с железным шаром на конце. Защита: кольчуга – рубаха воина из железных колец и пластин; шлем – железный головной убор воина. | ||
19 | 2 | Объединение восточных славян под властью Рюрика. | 1 | Сообщение новых знаний | Пленники, князь, княжество, послы | Послы – представители соседних народов для ведения переговоров; князь – правитель славян; княжество – объединение славянских племен под властью князя. | ||
20 | 3 | Повторительно-обобщающий урок "Восточные славяне" | 1 | Систематизация и обобщение знаний | ||||
21 | 4 | Раздел III. Образование государства Русь. Образование государства восточных славян - Киевской Руси. | 1 | Сообщение новых знаний | Полюдье, император | IX век – образование государства Русь; полюдье – дань с людей. | Основные требования к знаниям и умениям: 1 уровень Учащиеся должны знать: - IX век – образование Древнерусского государства; полюдье – дань с людей; - первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав, княгиня Ольга; династия Рюриковичей; - укрепление единой верховной власти при князе Владимире; - оборону Руси от печенегов, хазаров, половцев; оборонительные сооружения – крепости, дозорная служба для охраны границ; - 988 год – крещение Руси, христианство – вера в Бога Иисуса Христа; - былины – источник знаний о Киевской Руси; - храм – центр культуры Киевской Руси; - князь – верховный правитель Руси; - натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором производится все необходимое для жизни; - Князь Ярослав Мудрый создал «Русскую Правду» - первый русский сборник законов; - Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности; - летопись – описание событий из года в год, «из лета в лето»; Нестор – первый летописец; - Владимир Мономах – внук византийского императора, при котором на Руси временно укрепилась единая власть; - древнерусский город – крепость, центр культуры, ремесла и торговли. Учащиеся должны уметь объяснять значение словарных слов и понятий, а также устанавливать причины - возникновения государства; -развития православия, смены языческой культуры на христианскую. Учащиеся должны уметь описывать: - отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир) Учащиеся должны уметь ориентироваться в: - названиях древних городов Руси (3-6 названий); - основных событиях периодов (IX век – первое Древнерусское государство (Киевская Русь), X век – Крещение Руси, XI век – расцвет Русского государства при Ярославе Мудром, XI –XIII вв – расцвет культуры Древней Руси). | |
22 | 5 | Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга. | 1 | Комбинированный урок | Мирный договор, доспехи | Мирный договор – соглашение о мире между государствами. | ||
23 | 6 | Укрепление власти князя. | 1 | Комбинированный урок | Бояре, ополчение, раб, оборона, пир, братина | Боярин – богатый, знатный дружинник; ополчение – временное войско; раб – полностью зависимый от своего хозяина человек; оборона – защита. | ||
24 | 7 | Оборона Руси от врагов. | 1 | Комбинированный урок | Дозорная служба, каган | Дозорная служба – служба по охране границы; каган – хазарский князь. | ||
25 | 8 | Крещение Руси при князе Владимире. | 1 | Комбинированный урок | Религия, христиане, крещение, священник, крест, молитва, патриарх, митрополит, проповедники | Религия – это вера в Бога или нескольких богов; христиане – люди, которые верят в Бога Иисуса Христа; крещение – обряд принятия христианства; священник – человек, который служит Богу в церкви; крест – символ христианства; молитва – слова, обращенные к Богу. | ||
26 | 9 | Былины - источник знаний о Киевской Руси. | 1 | Комбинированный урок | Былины, побратимы | Былины – песни-рассказы времен Древней Руси. | ||
27 | 10 | Культура и искусство Киевской Руси. | 1 | Сообщение новых знаний | Алтарь, фреска, иконы, иконописцы, мозаика, церковная утварь | Алтарь – главное место в храме; фрески – это картины из жизни Иисуса Христа и святых, нарисованные на стенах храмов; иконы – это живописное изображение Иисуса Христа или святых; иконописцы – художники, которые пишут иконы; мозаика – изображение, выполненное из небольших кусочков цветного стекла. | ||
28 | 11 | Княжеское и боярское подворье. | 1 | Сообщение новых знаний | Хоромы и палаты, горница, терем, челядь, воевода | Хоромы и палаты – богатые дома князей и бояр; терем – женская половина дворца; воевода – глава младшей дружины. | ||
29 | 12 | Жизнь и быт людей в Киевской Руси. | 1 | Комбинированный урок | Вотчина, усадьба, натуральное хозяйство, холоп, закупы, смерды | Вотчина – владение землей; усадьба – дом землевладельца-вотчинника с хозяйственными постройками; натуральное хозяйство – хозяйство, в котором производится все необходимое для жизни; холоп – полностью зависимый от хозяина человек, раб. | ||
30 | 13 | Правление Ярослава Мудрого. | 1 | Комбинированный урок | Междоусобица, "Русская Правда", закон, вира | Междоусобицы – вооруженная борьба между князьями, связанными родственными узами; «Русская Правда» - первый русский сборник законов; закон – правила жизни. | ||
31 | 14 | Образование и грамотность на Руси. | 1 | Комбинированный урок | Переписчик, устав, библия, библиотека, пергамен | Переписчик – монах, который переписывал книги; устав – тип письма кириллицей; Библия – главная книга всех христиан; библиотека – место, где хранится собрание книг. | ||
По плану за II четверть 14 часов | ||||||||
III четверть | ||||||||
32 | 1 | Летописи и летописцы. | 1 | Комбинированный урок | Летопись, летописцы, Нестор | Летопись – запись событий русской истории по годам; летописец – человек, который писал летописи; Нестор – первый русский летописец. | 2 уровень предполагает сокращение объема сведений по сравнению с 1-м уровнем. Учителю для осуществления контроля за усвоением знаний рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, перечень конкретных заданий. Учащиеся должны знать: - исторические имена (3-5 имен); - главные исторические события изучаемого периода. Учащиеся должны уметь
- возникновения государства; - крещения Руси. . | |
33 | 2 | Правление князя Владимира Мономаха | 1 | Сообщение новых знаний | Удельный князь, бармы, царский венец | Удельный князь – правитель удела; бармы – накидка на плечи, вышитая драгоценными камнями и жемчугом; царский венец – украшенная драгоценностями золотая шапка, которой венчали на царство. | ||
34 | 3 | Рост и укрепление древнерусских городов. | 1 | Сообщение новых знаний | Тысяча, тысяцкий, кремль, торг, посад, корчма | Тысяча – городское ополчение; кремль – центральная часть города, обнесенная стенами и башнями; торг – городская торговая площадь; посад – часть древнерусского города, расположенная за пределами крепостных стен. | ||
35 | 4 | Повторительно-обобщающий урок по разделу "Киевская Русь" | 1 | Систематизация и повторение пройденного материала | ||||
36 | 5 | Раздел IV. Распад Руси на отдельные самостоятельные государства. Причины распада Киевской Руси. | 1 | Сообщение новых знаний | Раздробленность, вотчинник | Причины распада Древней Руси: раздробленность русских земель, борьба между князьями за великокняжеский престол. | Основные требования к знаниям и умениям: 1 уровень Учащиеся должны знать: -причины распада Киевской Руси: раздробленность русских земель, усобица между князьями за киевский престол; -XIII век – образование самостоятельных княжеств; - ослабление власти киевского князя; -1147 год – первые сведения о Москве; Юрий Долгорукий – основатель Москвы; -Новгород – важнейший торговый путь, новгородское вече – народное собрание Новгорода; правители Новгорода – посадник, тысяцкий, архиепископ; - культура – достижение деятельности людей. Учащиеся должны уметь объяснять значение словарных слов и понятий, а также устанавливать причины распада Киевской Руси; ориентироваться в: - названиях древних городов Руси (3-6 названий); - основных событиях периодов (раздробленность русских земель). 2 уровень предполагает сокращение объема сведений по сравнению с 1-м уровнем. Учителю для осуществления контроля за усвоением знаний рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, перечень конкретных заданий. Учащиеся должны знать: - названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль. Учащиеся должны уметь : - объяснять значения слов и понятий в контексте изучаемых тем; - устанавливать (по вопросам учителя) причины распада Руси. . | |
37 | 6 | Формирование самостоятельных княжеств на территории Руси. | 1 | Комбинированный урок | Период раздробленности | XII век – образование самостоятельных княжеств. | ||
38 | 7 | Киевской княжество в XII веке | 1 | Комбинированный урок | Титул | Ослабление Киеского княжества и власти великого князя. | ||
39 | 8 | Владимиро-Суздальское княжество. | 1 | Комбинированный урок | Торжок, хан | 1147 год – первые сведения о Москве; Юрий Долгорукий – основатель Москвы. | ||
40 | 9 | Господин Великий Новгород. | 1 | Комбинированный урок | Архиепископ | 859 год – первое упоминание о Новгороде. | ||
41 | 10 | Торговля и ремесла Новгородской земли. | 1 | Комбинированный урок | Пошлина, пристань, гусляр | Новгород – важнейший торговый путь. | ||
42 | 11 | Новгородское вече. | 1 | Комбинированный урок | Новгородское вече, посадник, гонец, республика, помост | Новгородское вече – народное собрание Новгорода; правители Новгорода – посадник, тысяцкий, архиепископ. | ||
43 | 12 | Русская культура в XII - XIII веках. | 1 | Сообщение новых знаний | Культура | Культура – достижения деятельности людей в искусстве, литературе, науке, архитектуре; художественные ремесла; прикладное искусство, архитектурные памятники. | ||
44 | 13 | Повторительно-обобщающий урок по разделу "Распад Киевской Руси" | 1 | Повторительно-обобщающий урок | ||||
45 | 14 | Раздел V. Борьба Руси с иноземными завоевателями Монгольские орды. | 1 | Сообщение новых знаний | Пастбища, орды, караул, кумыс | Монголы – кочевой народ. | Основные требования к знаниям и умениям: 1 уровень Учащиеся должны знать: - монголы – кочевой народ; - 1223 год – первая встреча русских с монголами, 1237 год – нашествие на Русь; - героическое сопротивление русских людей остановило монгол от нашествия на Европу; - установление господства монгол на Руси; - цели завоевательного похода рыцарей – крестоносцев; - князь Александр Ярославович – новгородский князь; - 1240 год – битва на р. Неве. Биргер – основатель Стокгольма, русский полководец – Александр Невский; - 1242 год – Ледовое побоище. Учащиеся должны уметь: - объяснять значение словарных слов и понятий, а также устанавливать причины установления монгольского ига на Руси. - ориентироваться в: - названиях древних городов Руси (3-6 названий); -основных событиях периодов (монгольское нашествие, нашествие рыцарей-крестоносцев). 2 уровень предполагает сокращение объема сведений по сравнению с 1-м уровнем. Учителю для осуществления контроля за усвоением знаний рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, перечень конкретных заданий. Учащиеся должны знать: - названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль; - исторические имена (3-5 имен). Учащиеся должны уметь: - объяснять значения слов и понятий в контексте изучаемых тем; - устанавливать (по вопросам учителя) причины установления монгольского ига на Руси. | |
46 | 15 | Образование монгольского государства. Чингисхан и его армия | 1 | Комбинированный урок | Стойбище, аркан, повсеместно, перебежчики | |||
47 | 16 | Монгольское нашествие на Русь. | 1 | Комбинированный урок | Тараны | 1223 год – первое сражение русских дружин с монгольскими войсками на реке Калке; 1237 год – нашествие войск хана Батые на Русь. | ||
48 | 17 | Героическая борьба русских людей против монгольского нашествия. | 1 | Комбинированный урок | Батый | Героическое сопротивление русских людей освободило Европу от монгольского нашествия. | ||
49 | 18 | Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска. Походы Батыя на южнорусские земли. | 1 | Комбинированный урок | Оборона, положить жизнь | |||
50 | 19 | Русь под ордынским игом. | 1 | Комбинированный урок | Иго, Золотая Орда, ярлык, баскаки, шатер | Установление ордынского господства на Руси | ||
51 | 20 | Урок-викторина "Монгольское нашествие на Русь" | 1 | Систематизация и обобщение знаний | ||||
52 | 21 | Рыцари - крестоносцы. | 1 | Комбинированный урок | Ливония, рыцарь, Ливонский орден, Великий магистр, латы | Рыцари – крестоносцы, цели рыцарей-крестоносцев. | ||
53 | 22 | Александр Невский и новгородская дружина. | 1 | Сообщение новых знаний | Новгородский князь | Князь Александр Ярославич – новгородский князь. | ||
По плану за III четверть 22 часов | ||||||||
IV четверть | ||||||||
54 | 1 | Невская битва. | 1 | Комбинированный урок | Герцог | 1240 год – битва на реке Неве. Биргер – шведский военачальник; русский полководец Александр Невский. | ||
55 | 2 | Ледовое побоище. | 1 | Комбинированный урок | Фланг | 1242 год – Ледовое побоище | ||
56 | 3 | Повторительно-обобщающий урок по разделу "Борьба с иноземными завоевателями" | 1 | Обобщение и систематизация знаний | ||||
57 | 4 | Раздел VI. Начало объединения русских земель вокруг Москвы Усиление Московского княжества. | 1 | Сообщение новых знаний | Династия | Даниил Александрович – первый московский князь; причины усиления Московского княжества; географическое расположение Москвы. | Основные требования к знаниям и умениям: 1 уровень Учащиеся должны знать: - Даниил Александрович – первый московский князь; причины возвышения Москвы, ее географическое расположение; - Иван Калита – первый московский князь, «собиратель русской земли»; - возрождение и развитие хозяйства – условие для объединения страны; - объединение русских князей для борьбы за освобождение русских земель от власти Золотой Орды; - Святой Сергий Радонежский – основатель Троице – Сергиева монастыря; - 8 сентября 1380 г. – Куликовская битва, Мамаево побоище, значение Куликовской битвы; - 1480 год – свержение монгольского ига, значение освобождения, появление первого огнестрельного оружия; - Русь – Российское государство, символы государственной власти – скипетр, держава; монархия – новая форма правления на Руси. Учащиеся должны уметь: - объяснять значение словарных слов и понятий, а также устанавливать причины возвышения Москвы, объединения русских земель вокруг г. Москвы; свержения монгольского ига на Руси. - ориентироваться в: - названиях древних городов Руси (3-6 названий); - основных событиях данного исторического периода. 2 уровень предполагает сокращение объема сведений по сравнению с 1-м уровнем. Учителю для осуществления контроля за усвоением знаний рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, перечень конкретных заданий. Учащиеся должны знать: - названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль; - исторические имена (3-5 имен); - главные исторические события от Крещения Руси до Куликовской битвы. Учащиеся должны уметь - объяснять значения слов и понятий в контексте изучаемых тем; - устанавливать (по вопросам учителя) причины: - возвышения и укрепления Московского государства; - освобождения Руси от монгольского ига. | |
58 | 5 | Московский князь Иван Калита, его успехи. | 1 | Комбинированный урок | Свита | Иван Калита – московский князь – «собиратель русских земель» вокруг Москвы. | ||
59 | 6 | Наследники Калиты. Изменения в Золотой Орде. | 1 | Комбинированный урок | Заветный, наследник | |||
60 | 7 | Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. | 1 | Сообщение новых знаний | Десятина, оброк, дворяне, погреб | Возрождение и развитие хозяйства – условия для объединения страны. | ||
61 | 8 | Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. | 1 | Комбинированный урок | Белокаменный Московский Кремль | Объединение русских князей для борьбы за освобождение русских земель от власти Золотой Орды. | ||
62 | 9 | Сергий Радонежский. | 1 | Комбинированный урок | Отшельники, пустынь, игумен, послушник, жертвовать | Святой Сергий Радонежский – основатель Троице-Сергиевой Лавры (монастыря). | ||
63 | 10 | Битва на Куликовом поле. | 1 | Сообщение новых знаний | Полк, пехота | 8 сентября 1380 года – Куликовская битва, Мамаево побоище. | ||
64 | 11 | Значение Куликовской битвы для русского народа. | 1 | Комбинированный урок | Памятник | Значение Куликовской битвы. | ||
65 | 12 | Урок-викторина "Первые московские князья" | 1 | Повторительно-обобщающий урок | ||||
66 | 13 | Иван III. Освобождение от иноземного ига. | 1 | Комбинированный урок | Пищаль, тюфяк | 1480 год – свержение монгольского ига, значение освобождения; появление первого огнестрельного оружия. | ||
67 | 14 | Укрепление Московского государства. | 1 | Комбинированный урок | Монархия, монарх, скипетр, держава, бойницы | Русь – Российское государство, символы государственной власти – скипетр, держава; монархия – новая форма правления на Руси. | ||
68 | 15 | Повторительно-обобщающий урок по разделу "Начало объединения русских земель" | 1 | Обобщение и систематизация знаний | ||||
69 | 16 | Урок-викторина "От Киевской Руси до Российского государства". | 1 | Обобщение и систематизация знаний | ||||
70 | 17 | |||||||
По плану за IV четверть 17 часов По плану за 2015-2016 учебный год 70 часов |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7-г класса:
Учащиеся должны знать:
- когда началось и закончилось событие (по выбору);
- как протекало конкретное событие;
- великих русских поэтов, писателей, ученых.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться лентой времени;
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
- оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.
2-й уровень предполагает сокращение объема требований по сравнению с 1-м уровнем. Учителю для осуществления контроля за усвоением знаний рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, перечень конкретных заданий.
Методическое обеспечение рабочих программ по истории отечества:
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл. (история (О.И. Бородина, В.М. Мозговой)): В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, - Сб. 1.
- Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М.: Гкманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Пузанов Б.П., Сековец Л.С., Бородина О.И.: Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
- Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Учебники и учебные пособия:
7 класс
Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: Учеб. для 7 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математическим представлениям и конструированию для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы + календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по СБО для глубоко умственно отсталых детей 8 класс
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и реализуется на основе программы образования учащихся с ум...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Речь и альтернативная коммуникация" (работа с учащимся 6 класса с расстройством аутистического спектра и с умеренной умственной отсталостью (6 класс, РАС, VIII вид)"
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутического спектра разработана и составлена на основе нормативных документов ...
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (умственная отсталость) по Всеобщей истории 5 класс
Рабочая программа по истории для 5-го специально – коррекционного класса составлена на основе ФКГОС основного общего образования. Программа разработана с использованием учебника по истории Древн...
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (умственная отсталость) по Всеобщей истории 6 класс
Адаптированная рабочая программа предназначена для преподавания курса истории в 6 классе. Программа составлена на основе требований к ...
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (умственная отсталость) по Истории России 9 класс
Нормативную правовую основу настоящей программы по учебному предмету История России составляют следующие документы: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Росси...