Рабочая программа по СБО для глубоко умственно отсталых детей 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
адаптированная рабочая программа по СБО для ГУО детей 8 класс | 64.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа №23
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Зам. директора по УР Директор
Протокол № Л.А.Клещевникова Х.И.Гладикова
руководитель МО _________________ _____________
А.А. Гизятова «___ »____ 20__ г. «___»____ 20__ г.
________________ «__» ________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Социально – бытовая ориентировка»
8 Б класс
РАКЕЕВОЙ ТАТЬЯНЫ РИНАТОВНЫ
учителя
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ___________ от
«____» __________ 200 __г.
2015 – 2016 учебный год
Социально – бытовая ориентировка
по программе VIII вида специальных (коррекционных)
образовательных учреждений
Составитель:Ракеева Т.Р., учитель ГБОУ «Нижнекамская школа№23»
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» в 8Б классе создана на основе стандарта основного общего образования коррекционных учреждений VIII вида, базисного учебного плана Приказ МО РФ № 29/2065-п от 10.04.2002г. и учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 Б класса по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и реализуется на основе следующих документов:
1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Е.Малофеев, О.С.Никольская, О.И.Кукушкина, Е.Л.Гончарова.
2. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой – С-П., ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011 – с. 58- 64; 372 – 375.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и календарно-тематическое планирование.
Пояснительная записка
Проблема социализации учащихся (подростков) с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является наиболее значимой в процессе их образования. Практическая направленность всего образовательного процесса, ориентированного на индивидуально-типологические особенности каждого учащегося, — важная составляющая обучения предмету «Социально-бытовая ориентировка» в течение всех лет обучения в шкоде. В основу уроков по предмету «Социально - бытовая ориентировка» положен интегративный подход, который предполагает освоение учащимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.
Целью обучения данному предмету является освоение воспитанниками системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни. Цель уроков СБО — подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности. Обучение организуется с учетом местных и региональных социально-бытовых, в том числе климатических, особенностей.
На уроках дети и подростки обучаются элементарным социально-бытовым умениям сначала с помощью учителя, а затем и с элементами самостоятельности, используя определенный диапазон моделей коммуникативного общения.
На всех этапах обучения на основе линейно-концентрического принципа у учащихся:
- формируются, затем уточняются и закрепляются основные бытовые умения и навыки, обеспечивающие постепенное вхождение в социальную жизненную среду;
- формируется, закрепляется и постепенно расширяется спектр социально-бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности в разные временные периоды (во время пребывания в школе, в течение дня, недели и т. п.);
- формируются и вводятся в предметно-бытовое и межличностное общение с учетом индивидуальных особенностей учащихся невербальные и вербальные средства коммуникации.
На уроках учащиеся осваивают:
- элементарную систему информационно-бытовых знаний, обеспечивающих им комфортное пребывание в школе (центре и других учреждениях), а в целом — проживание и социуме;
- социально-бытовые навыки и умения, операции, необходимые им в течение времени, установленного определенным режимом жизнедеятельности (урока, дня, недели и т. д.);
- невербальные и вербальные модели коммуникативного общения, необходимого в процессе межличностного взаимодействия с окружающими в различных социально-бытовых ситуациях.
Программа СБО включает следующие разделы: «Одежда и обувь», «Питание», «Жилище», «Культура поведения», «Транспорт», «Семья», «Торговля», «Средства связи».
- Одежда и обувь. В данном разделе предлагается обучение учащихся называнию предметов одежды и обуви, элементарным способам ухода за ними, аккуратному пользованию этими предметами.
- Питание. Учитывая низкий уровень самостоятельности и психофизических возможностей детей и подростков, в данном разделе предлагаются варианты обучения как учащихся, овладевших элементарными навыками разговорной речи, так и неговорящих школьников. Детей и подростков учат практическим умениям приготовления элементарных блюд, правилам хранения некоторых продуктов, соблюдению санитарно-гигиенических требований к содержанию посуды, хранения и использования продуктов.
- Жилище. После изучения материала, предлагаемого в этом разделе, учащиеся приобретут умения выбирать и пользоваться средствами и инвентарем по уходу за жилищем, выполнять элементарные действия по созданию уюта в доме, использовать для украшения интерьера изделия собственного изготовления.
- Культура поведения. Данный раздел предполагает обучение учащихся элементарным правилам поведения в классе, дома, в транспорте, в общественных местах, а также альтернативной коммуникации и правилам общения со взрослыми и сверстниками. Учащиеся обучаются культуре приема пищи, ношения одежды, обуви.
- Транспорт. Задачей данного раздела является обучение учащихся алгоритмам проездки на транспорте, нахождению нужной остановки, оплате за проезд, альтернативной коммуникации и навыкам элементарного общения.
- Торговля. Материал раздела направлен на обучение учащихся умению различать магазины по видам, совершать элементарные покупки для приготовления пищи и ухода за собой, жилищем, для стирки белья и одежды.
- Средства связи. Учащиеся знакомятся со средствами связи: почтой, телеграфом, телефоном, правилами пользования и поведения в экстренных случаях.
В процессе изучения материала вышеназванных разделов учащиеся должны: уточнить и закрепить понятийный аппарат (название предметов, действий с ними); четко представлять последовательность операций с различными предметами, при этом знать правила безопасного поведения; уметь вести себя в чрезвычайных ситуациях; освоить доступные их восприятию модели межличностного общения, необходимые в различных ситуациях.
В «Программу» включены тематические разделы, которые являются жезнеобеспечивающими для образования не только по предмету СБО, но и по остальным учебным предметам. Таким образом, исходя из индивидуально-типологических особенностей и условий проживания (в семье, в детском доме-интернате) детей и подростков, на доступном для них уровне формируются необходимые для современного социума практические умения и навыки.
Огромное значение для эффективности уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка» имеет предметно - практическая среда, отвечающая современному уровню жизнеобеспечения. Обучение организуется с учетом местных и региональных социально-бытовых особенностей, в том числе климатических. Это необходимо для адекватной ориентировки учащихся в социальной и природной среде проживания, для формирования у них практических навыков безопасной жизнедеятельности.
Учитель обучает учащихся использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе формирования представлений о предметах личной гигиены, о необходимом наборе одежды, обуви и т. п., о продуктах питания и способах приготовления элементарных блюд. Для закрепления действий учащихся и соблюдения их алгоритма активно используются специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми они многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях. При этом важно, чтобы учащиеся овладели и могли «прочитать» такие символы и пиктограммы, которые стандартно используются в социуме: на улице, в помещениях, при маркировке продуктов питания, одежды, обуви и т. п.
Особенности развития мыслительной деятельности учащихся, их индивидуально-типологические характеристики диктуют необходимость наряду с формированием у них практических навыков и умений СБО, воспитания (тренировки) состояния их физической, психической и социальной защищенности. Это является основой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Учащиеся в доступной форме получают представления о том, что такое социальный окружающий мир и как надо вести себя и действовать, чтобы пребывание в нем было безопасным и комфортным для себя и окружающих.
В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у детей и подростков формируются основы собственной жизнедеятельности: представления о некоторых жизненных ситуациях и способах практической деятельности, адекватных им. Кроме того, учащиеся в доступной форме знакомятся с основами безопасности жизнедеятельности в социуме, с некоторыми видами социальных ситуаций. У них формируется осторожное и осмотрительное отношение к окружающему социальному и природному миру.
В процессе занятий с учащимися по предмету «Социально - бытовая ориентировка»:
- уточняется и закрепляется понятийный аппарат (название предметов, действия с ними);
- отрабатывается последовательность операций с различными предметами с учетом правил безопасного поведения;
- прорабатываются доступные восприятию учащихся модели межличностного общения, необходимые в различных стандартных и чрезвычайных ситуациях.
Предмет «Социально-бытовая ориентировка» является практико-ориентированным, поэтому значительное количество часов отводится на проведение дидактических игр и упражнений, ролевых игр, практических упражнений, экскурсий.
На уроках учащихся обучают применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире средства альтернативной коммуникации и вербальные средства общения, необходимые для сообщения о своих действиях, демонстрации умений, обращения за помощью в случае затруднений.
Предлагаемая «Программа» позволяет систематизировать знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении других предметов, закрепить их. Расширение кругозора детей и подростков, умение ориентироваться в условиях города, в быту позволит им быстрее интегрироваться в современный мир.
Освоение предмета СБО, предполагает опору на уже имеющиеся знания, умения и навыки и формирование на их базе новых.
Необходимое количество часов на каждую тему определяет учитель, исходя из психофизических и индивидуальных возможностей детей, результатов психолого-педагогической диагностики.
Содержание учебного материала 8 класс
Одежда и обувь – 4 часа
- Виды одежды (летняя, зимняя, демисезонная), Уход и хранение сезонной одежды – 2 часа.
- Сухая и влажная чистка одежды, ее стирка. Практические упражнения по уходу и хранению сезонной одежды в специально созданных педагогических условиях – 2 часа.
Питание – 6 часов
- Виды салатов, простейшие рецепты салатов – 5 часов.
- Практические упражнения в сервировке стола к ужину (с помощью учителя) – 1 час.
Жилище - 4 часа
- Интерьер помещений. Виды мебели. Уход за мебелью. Средства и способы ухода за мебелью – 3 часа.
- Практическое занятие по уборке гостиной – 1 час.
Средства связи - 4 часа
- Почта. Назначение почтового отделения. Виды почтовых отправлений (письмо, телеграмма). Ролевая игра «Почта» – 2 часа.
- Экскурсия на почту, телеграф. Наблюдение за работой почтальона (сортировка писем, газет, журналов), телеграфиста – 2 часа.
Культура поведения- 4 часа
- Моделирование реальных ситуаций «Учимся разговаривать в различных видах деятельности, обращаться друг к другу с просьбами и т. д.» – 2 часа.
- Рассматривание иллюстраций, наблюдение за специально созданной ситуацией взаимодействия мальчика и девочки – 2 часа.
Транспорт – 6 часов.
- Ролевые игры «Я пассажир», «В автобусе трамвае, такси» – 2 часа.
- Практические занятия «Поездка в автобусе», «Поездка в трамвае» – 2 часа.
- Экскурсия по улицам города – 2 часа.
Торговля – 4 часа.
- Экскурсия в овощной магазин – 2 часа.
- Экскурсия на продуктовый рынок – 2 часа.
Одежда и обувь – 2 часа.
- Ручная стирка и сушка изделий из шерсти: шапочки, шарфы, варежки – 4 часа.
Питание – 8 часов.
- Каши. Виды круп (овсяная, гречневая, рисовая), простейшие рецепты каш. Приготовление гречневой, рисовой каши – 2 часа.
- Упражнения в сервировке стола к завтраку, ужину (с помощью педагога) – 2 часа.
Жилище – 4 часа.
- Помещения жилища: ванная и туалетная комнаты. Дидактические игры и упражнения на узнавание и называние предметов сантехники – 2 часа.
- Средства для мытья ванны, унитаза, раковины, инвентарь для уборки туалетных комнат – 2 часа.
Культура поведения – 6 часов.
- Уход за внешним видом – 2 часа.
- Практические уроки: выбор одежды для посещения театра, утюжка одежды – 4 часа.
Транспорт – 6 часов.
- Дидактические, ролевые игры и упражнения на формирование умений учащихся распознавать знаки остановок общественного транспорта – 4 часа.
- Практические занятия «Поездка в автобусе», «Поездка в трамвае» – 2 часа.
Торговля – 8 часов.
- Специализированные магазины «Мебель» – 2 часа.
- Виды мебели – 2 часа.
- Экскурсия в мебельный магазин – 2 часа.
- Дидактические игры и упражнения «Выбираем мебель для жилых помещений» (с помощью педагога) – 2 часа.
Обобщение, повторение – 2 часа.
«Общие сведения по предмету»
Предмет: социально- бытовая ориентировка
Класс: 8 Б
Программа обучения: VIII вида для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Количество часов в неделю: 2
Сведения по часам:
Период | Количество часов | Из них: | |||
Плановых уроков | Экскурсий, учебных прогулок | Проверочных работ | Практических занятий | ||
I | 18 | 3 | 2 | - | 13 |
II | 14 | 1 | 8 | - | 5 |
III | 20 | 3 | - | - | 17 |
IV | 16 | 2 | 4 | 1 | 9 |
ГОД | 68 | 14 | 1 | 44 |
Используемый учебно - методический комплекс:
- учебник не используется;
- минимальное использование тетрадей;
- использование дополнительной справочной, энциклопедической и художественной литературы, наглядных и раздаточных плакатов и пособий, технологических карт, ИКТ:
Дополнительная литература для учителя:
- Социально - бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: М., Владос, 2008, под ред. A.M. Щербаковой
- В.В. Воронкова, С.А. Казакова «Социально - бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида», М., Владос, 2013, авт.
- Учебное пособие для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида 5,6,7,8,9 класс: М., Владос, 2013, авт. В.П. Субчева
- С.А. Львова «Практический материал к урокам социально - бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида», М., Владос, 2013г.;
- Учебники для учащихся 5 классов «Технология», М., изд.центр «Вентана - Граф», 2001г.В.Д. Симоненко;
- Учебники для учащихся 5 классов «Технология», М., изд.центр «Вентана-Граф», 2007г., под ред. И.А. Сасовой;
- С. Потапов, О. вакса «Этикет для подростков», М., «АСТ-ПРЕСС», 1999г.;
- Ю.Н. Амелин, М.Ю. Амелин «Этикет в вопросах и ответах», Ростов н/Д., изд. «Феникс», 2001г.;
- В.В. Михайлов «Как вырастить здорового ребенка», Ленинград, изд. «Медицина», 1990г.;
- Б.А. Райзберг «Экономическая энциклопедия для детей и взрослых», М., АОЗТ «Нефтехиминвест», 1995г.;
- «Маленькие домашние хитрости, или 1000 полезных советов», М., «Молодая гвардия», 1992г.;
- «Маленькие хитрости», Нижнекамск, 1992г.;
- В.А. Рожок, Ю.Ю. Сахненко «Хозяину и хозяйке», Казань, Татарское кн. изд-во, 1992г.;
- И.А. Мусская «Домоводство», Ижевск, РИО «Квест», 1992г.;
- Х.Г. Кучушев «Для дома, для семьи», Казань, Татарское кн. изд-во, 1987г.;
- Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина «Физкультура для всей семьи», М., Физкультура и спорт, 1990г.;
- Т.М. Афанасьева «Семья: пробное учебное пособиедля учащихся средних учебных заведениях», М., Просвещение, 1986г.;
- Н.М. Волчек, Е.А. Добрицкая и др. «1000 советов. Рукоделие для девочек», Мн., ООО «Харвест», 2003г.;
- «Школьный иллюстрированный справочник. Детская сексология», М., изд. дом «Росмэн», 1997г.;
- «Школьный иллюстрированный справочник. Твое питание и здоровье», М., изд. дом «Росмэн», 1997г.
- Загадки. Чебоксары, чувашское книжное из-во, 1993г.
- С.А. Шинкарчук «Правила безопасности дома и на улице»;
- В. Дюмон «Откуда я взялся?», ООО «Издательство АСТ», 2007г.;
- Г.Кублицкий «Письмо шло пять тысячелетий», изд-во «Малыш», 1991г.;
- Л. В. Петровская «Что делать, если…», М., изд. АСТ. И др.
Для учащихся:
- Комплект карточек «Пожарная безопасность. Беседы с ребенком», МЧС России, изд. дом «Карапуз»;
- С. Вохринцева, дидактический материал «Окружающий мир. Пожарная безопасность», Екатеринбург, изд. «Страна фантазий»;
- Комплект карточек «Безопасность на дороге. Беседы с ребенком», ГИБДД России, изд. дом «Карапуз»;-
- И.А. Лыкова, В.А. Шипунова «Азбука безопасного общения и поведения», М.,изд. дом «Цветной мир», 2013г.;
- С.А. Шинкарчук «Правила безопасности дома и на улице», С-П., изд.дом «Литера», 2008г.;
- А. Кривицкая «У кого на кухне газ», Каменск – Уральский, Из- во «Калан», 1997г.
- Интерактивное обучение (обучающие диски):
- 1С: образовательная коллекция. «Экономика для детей. Игры и упражнения»;
- 1С: образовательная коллекция. «Веселые уроки детского этикета. Играем и учимся»;
- 1С: образовательная коллекция. «Уроки хорошего поведения дома, в гостях, вежливые слова»;
- Пособие «Первые уроки этикета»;
- «Умные шнурочки», «Веселые шнурочки» и другие.
Развивающие настольно – печатные игры:
- «Пирамида здоровья», «Зуб Неболей-ка»; «Чррезвычайные ситуации на прогулке»;«Учим дорожные знаки», «С Хрюшей через дорогу»; «Соответствия. Осваиваем профессии»? «Изучаем профессии»; «Веселый распорядок дня»; «Поймай рыбку»; «Правила этикета»: «Хорошо и плохо»; «Играем в магазин», «Валеология» т др.
Наглядно – дидактические пособия, демонстрационный материал:
- «Еда и напитки», «Овощи и фрукты», «Как растет живое», «Офисная техника и оборудование», «Строительство: специальности, техника, материалы», «Уроки доброты», «Я и мое поведение», «Я расту», «Виды спорта», «Профессии», «Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка», «Распорядок дня», «Права ребенка», «ОБЖ. Опасные предметы и явления», «ОБЖ. Опасное общение», «Первая помощь», «Если малыш поранился», «Здоровый образ жизни семьи», «Российская геральдика», «Знаю все профессии», выставка рисунков к русским народным пословицам и поговоркам «Веселись, играй, да дело знай!», комплект картин «Русские народные сказки», «Кто как устроен?», «Деньки - недельки», «Животные России», «Мой дом», и др.
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Дата | Материально – техническое обеспечение | Основные задачи | Коррекционные цели | Словарная работа | Коммуникативные навыки и социальная направленность |
I четверть – 17 часов. Одежда и обувь – 4 часа. | ||||||||
1 2 3 4 12 | Виды одежды. Уход и хранение сезонной одежды. Сухая и влажная чистка одежды, ее стирка. Практические упражнения по уходу и хранению сезонной одежды в специально созданных педагогических условиях. | 2 2 | 01.09 07.09 08.0914.09 УП ПП | Картинный материал, образцы одежды, ИКТ, оборудование класса | Дальнейшее знакомство учащихся с видами одежды (летняя, зимняя, демисезонная), способами ухода и хранения сезонной одежды. Дать представления о сухой и влажной чистке одежды, ее стирке. Учить удалять загрязнения, подготавливать одежду к хранению. Закрепление на практике навыков по уходу и хранению сезонной одежды в специально созданных педагогических условиях. Воспитание дисциплинированности и ответственности за свои действия. | Коррекция мышления, нормативного поведения в процессе трудовых действий, соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. | летняя, зимняя, демисезонная, щетка, чистка, стирка | Развитие речевого общения, координации движений. Учимся соблюдать ухаживать за своей одеждой |
Питание – 6 часов. | ||||||||
5 6 7 8 9 10 | Виды салатов, простейшие рецепты салатов. Практические упражнения в сервировке стола к ужину (с помощью учителя). | 5 1 | 15.09 21.09 22.09 28.09 29.09 05.10 П | оборудование и инвентарь кабинета | Обучение учащихся приготовлению простейших салатов. Обучение технологии приготовления салата из помидоров и огурцов, зеленого лука и укропа; винегрета. Подготовка овощей к приготовлению салатов (обработка, нарезка). Смешивание ингредиентов, заправка маслом (сметаной, майонезом). Упражнения в чтении рецепта, технологической карты, пиктограмм. Отработка навыка безопасного пользования ножом, теркой при нарезке овощей под наблюдением педагога или в процессе совместных действий. Упражняться в сервировке стола к ужину (с помощью учителя). | Коррекция познавательной деятельности, речевого этикета Сопряженное и отраженное проговаривание выполняемых действий. | Винегрет, салат, нож, разделочная доска, сервировка | Учить применять полученные знания в практической деятельности. |
Жилище - 4 часа. | ||||||||
11 12 13 14 | Интерьер помещений. Виды мебели. Уход за мебелью. Средства и способы ухода за мебелью. Практическое занятие по уборке гостиной. | 3 1 | 06.10 12.10 13.10 19.10 УП | Дидактические игры и упражнения на узнавание и называние предметов мебели, инвентарь для уборки гостиной, моющие средства.аа | Знакомство учащихся с интерьером помещений, видами мебели. Дать представление о способах ухода и средствами ухода за мебелью. Научить приемам чистки мягкой мебели и ковровых покрытий при помощи пылесоса. Отработка приемов по уборке гостиной в специально созданных организационно-педагогических условиях (с помощью педагога). Отработка последовательности уборки гостиной по технологической карте, пиктограммам. | Инвентарь, полировка, чистка, пылесос, щетка, ковер, палас | ||
Средства связи - 4 часа. | ||||||||
15 16 17 | Почта. Назначение почтового отделения. Виды почтовых отправлений (письмо, телеграмма). Ролевая игра «Почта». Экскурсия на почту, телеграф. Наблюдение за работой почтальона (сортировка писем, газет, журналов), телеграфиста (прием и отправка телеграмм. | 2 1 | 20.10 26.10 27.10 П Э | Чтение произведений С. Я. Маршака, рассматривание иллюстраций к ним. Г.Кублицкий «Письмо шло пять тысячелетий» | Знакомство учащихся с почтой, назначением почтового отделения, видами почтовых отправлений (письмо, телеграмма). Формировать представление о работе почтового отделения. Развивать бытовую направленность восприятия и внимания в процессе практической деятельности. Наблюдение за работой почтальона (сортировка писем, газет, журналов), телеграфиста (прием и отправка телеграмм. Формирование нормативного поведения в процессе игр, упражнений и экскурсии. | Обучение учащихся отобразительным действиям отправителя, адресата, почтальона, телеграфиста в ролевой игре «Почта». | Почта, письмо, почтовый ящик, телеграмма, почтальон, | Усвоение социального опыта через практические упражнения. |
II четверть – 14 часов. Культура поведения - 4 часа. | ||||||||
19 20 21 22 | Моделирование реальных ситуаций «Учимся разговаривать в различных видах деятельности, обращаться друг к другу с просьбами и т. д.» Рассматривание иллюстраций, наблюдение за специально созданной ситуацией взаимодействия мальчика и девочки. | 2 2 | ПП УП | Иллюстрации, ИКТ, игра «Веселый этикет», раскраски, разрезные картинки | Обучение учащихся взаимодействию мальчиков и девочек: разговаривать в различных видах деятельности, обращаться друг к другу с просьбами и т. д. Рассматривание иллюстраций, наблюдение за специально созданной ситуацией взаимодействия мальчика и девочки. Воспитание и выработка правильных форм взаимодействия. | Коррекция и отработка правильных форм поведения и взаимодействия мальчика и девочки. | Здравствуй, до свидания, добрый день | Усвоение социального опыта через практические упражнения. |
Транспорт – 6 часов. | ||||||||
23 24 25 26 27 28 | Ролевые игры «Я пассажир», «В автобусе трамвае, такси». Практические занятия «Поездка в автобусе», «Поездка в трамвае». Экскурсия по улицам города. | 2 2 2 | ПП Э Э | Пиктографические рисунки, картинки | Обучение учащихся правилам пользования общественным транспортом в ролевых играх. Дать представление о способах и правилах оплаты проезда в различных видах транспорта при помощи пиктографических рисунков. Отработка навыков поездки в городском транспорте, полученных на практических занятиях и в ролевых играх. Обучение учащихся умению узнавать дорогу у полицейского, прохожих в сопряженной и отраженной речи, при помощи пиктографических рисунков в специально созданных организационно - педагогических условиях. Расширять знания детей о существующих транспортных средствах. Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам. | Коррекция и отработка формы обращения к кондуктору, водителю, пассажирам в сопряженной и отраженной речи | Транспорт, пассажир, водитель, кондуктор, полицейский | Развитие речевой активности, адаптация учащихся в социуме. Приспособление к окружающей жизни, подготовка к реальной жизни. |
Торговля – 4 часа. | ||||||||
29 30 31 32 | Экскурсия в овощной магазин, Экскурсия на продуктовый рынок. | 2 2 | Э Э | Экскурсия, инструктаж | Дальнейшее знакомство со специализированными магазинами, отделами «Фрукты, овощи», продуктовым рынком. Отработка навыка сопряженного и отраженного называния овощей. Учить выбирать овощи для приготовления салата, определять количество овощей, их стоимость и покупка в магазине с помощью педагога. (Интеграция с уроками по предмету «Математические представления и конструирование».) | Коррекция поведения, речевого этикета. | Овощи, фрукты, магазин, рынок, продавец, цена | Деловое общение с учителем и с продавцами. Развитие речевого общения. |
III четверть – 20 часов. Одежда и обувь – 2 часа. | ||||||||
33 34 | Ручная стирка и сушка изделий из шерсти: шапочки, шарфы, варежки. | 2 | ПП | Оборудование класса, реальные предметы одежды | Обучение подбору моющих средств, ручной стирке и сушке изделий из шерсти: шапочки, шарфы, варежки. Формировать положительную мотивацию к учению, познавательный интерес. Воспитывать культуру внешнего вида. | Коррекция речедвигательного, слухового и зрительного анализатора. | Шерстяные вещи, мыло, порошок, сушка | Учимся обслуживать себя и близких, подготовка к самостоятельной жизни. |
Питание – 8 часов. | ||||||||
35 36 37 38 39 40 | Каши. Виды круп (овсяная, гречневая, рисовая), простейшие рецепты каш. Приготовление гречневой, рисовой каши. | 6 | П | Оборудование кабинета, крупы | Обучение учащихся приготовлению каши. Дать представление о видах круп (овсяная, гречневая, рисовая). Обучение технологии приготовления гречневой, рисовой каши. Обучение учащихся ставить кастрюлю на плиту, снимать с плиты с соблюдением правил безопасности (с помощью учителя); варить кашу с соблюдением рецепта. | Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания, мыслительной деятельности учащихся. | Крупа, каша, гречневая, манная, рисовая, овсяная | Формирование готовности к самообслуживанию |
41 42 | Упражнения в сервировке стола к завтраку, ужину (с помощью педагога). | 2 | П | Оборудование кабинета, плакаты, картинный материал | Дать знания и закреплять на практике правила сервировки стола завтраку, ужину (с помощью педагога), подбора соответствующей посуды. Воспитание аккуратности, умения довести начато дело до конца. Отработка полученных знаний в практической деятельности. | Коррекция речеслухового и речедвигательного аппарата. | Сервировка, салфетки, красиво | Учимся применять полученные знания на практике. |
Жилище – 4 часа. | ||||||||
43 44 45 46 | Помещения жилища: ванная и туалетная комнаты. Дидактические игры и упражнения на узнавание и называние предметов сантехники. Средства для мытья ванны, унитаза, раковины, инвентарь для уборки туалетных комнат. | 2 2 | УП УП | Оборудование класса, пазлы «Мой дом», ИКТ | Дальнейшее знакомство учащихся с помещениями жилища. Воспитание бережного отношения к предметам сантехники. Наблюдение за уборкой туалетных комнат. Средства для мытья ванны, унитаза, раковины, инвентарь для уборки туалетных комнат. Дать представление о необходимости соблюдения гигиенических требований в ванных комнатах. Отработка правил мытья раковины. Воспитание навыка соблюдения личной гигиены после уборки помещений. | Коррекция и развитие слухового , зрит. восприятия через словесные инструкции, и дидактические игры и упражнения на узнавание и называние предметов сантехники. | ванная и туалетная комнаты, сантехника | Формировать адекватное восприятие своей социальной роли. |
Культура поведения – 6 часов. | ||||||||
47 48 49 50 51 52 | Уход за внешним видом. Практические уроки: выбор одежды для посещения театра, утюжка одежды. | 2 4 | УП П | Книги Е. Благининой, К. Чуковского. А. Барто, иллюстрации, ИКТ, оборудование кабинета | Дальнейшее обучение учащихся умениям следить за своим внешним видом (уход за носом, лицом, опрятное ношение одежды). Чтение произведений Е. Благининой, К. Чуковского. А. Барто, рассматривание иллюстраций к ним. Учить правильно выбирать одежду для посещения театра, утюжить одежду. Воспитание опрятности, аккуратности. | Коррекция поведения, развитие речевого общения. | Чистота, опрятность, утюг, носовой платок, одежда | Учить применять полученные ЗУН в практической деятельности. |
IV четверть – 16 часов. Транспорт – 6 часов. | ||||||||
53 54 55 56 57 58 | Дидактические, ролевые игры и упражнения на формирование умений учащихся распознавать знаки остановок общественного транспорта. Практические занятия «Поездка в автобусе», «Поездка в трамвае». | 4 2 | П Э | ИКТ, раздаточный материал, наборы картинок, разрезные картинки, экскурсия | Продолжать обучать учащихся умению находить остановки общественного транспорта по знакам, выбирать транспортное средства для наиболее рационального передвижения. Закрепление умений учащихся распознавать знаки остановок общественного транспорта. Отработка навыков поездки в городском транспорте. Воспитание культуры поведения и безопасного поведения на улице. | Развитие мышления через практическую работу | Автобус, трамвай, остановка, кондуктор | Усвоение социального опыта через практические упражнения. |
Торговля – 8 часов. | ||||||||
59 60 61 62 63 64 65 66 | Специализированные магазины «Мебель». Виды мебели.
Экскурсия в мебельный магазин. Дидактические игры и упражнения «Выбираем мебель для жилых помещений» (с помощью педагога). | 2 2 2 2 | УП Э П | д/и, ИКТ, иллюстрации, экскурсия | Знакомство детей с сетью специализированных магазинов «Мебель». Дать представление о видах мебели (мебель для спальни, мебель для гостиной, мебель для кухни). Наблюдение за приобретением мебели в магазине, погрузкой мебели для доставки покупателю. Обучение учащихся посредством дидактических игр и упражнений, компьютерных презентаций выбирать необходимую мебель для жилых помещений (с помощью педагога). Воспитывать бережное отношение к мебели. | Развитие делового общения с учителем и с товарищами. Коррекция памяти через использование опорных слов. | Мебель, кровать, диван, стол, мягкая, кухонная | Формирование готовности устанавливать продуктивные социальные контакты. |
67 68 | Повторение, Обобщение. | 2 | УО | Закрепление и систематизация полученных знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для детей с глубокой умственной отсталостью 5 класс
Рабочая программа по математике предназначена для 5 класса детей с глубокой умственной отсталостью...
Адаптированная рабочая программа по СБО для глубоко умственно отсталых детей
Адаптированная рабочая программа по предмету социально - бытовая ориентировка для детей с глубокой умственной отсталостью 7, 9 классов...
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация учителя высшей квалифик
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Окружающий мир
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе...
Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс
Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс...
Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс
Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс...