РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Речь и альтернативная коммуникация" (работа с учащимся 6 класса с расстройством аутистического спектра и с умеренной умственной отсталостью (6 класс, РАС, VIII вид)"
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутического спектра разработана и составлена на основе нормативных документов и является модифицированной, учитывает психо-физическое развитие учащегося.
Цель программы:
Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, необходимой для социализации, ориентации в социальной среде и в повседневных жизненных ситуациях, владение которыми в дальнейшем поможет учащемуся максимально реализоваться в самостоятельной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_alt_2020_2021_na_sayt.docx | 31.59 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Речь и альтернативная коммуникация
с учащимся с расстройством аутистического спектра
с умеренной умственной отсталостью (6 класс, РАС, VIII вид)
Составитель:
учитель-логопед
Аверкина Г. Н.
2020-2021 учебный год
Содержание программы
- Пояснительная записка…………………………………………………3
- Содержание программы…………………………………………….......5
- Планируемые результаты ………………………………………………7
Список литературы…………………………….……………………………......9
Приложение:
Календарно-тематическое планирование……………………………………………10
- Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутического спектра разработана и составлена на основе: Федерального Закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ», Конвенцией о правах ребенка ООН, Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) (ГКОУ ЛО «Кировская школа-интернат», 29.08.2016г. При.№190). Рабочая программа является модифицированной, учитывает психо-физическое развитие обучающегося.
Цель программы:
Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, необходимой для социализации, ориентации в социальной среде и в повседневных жизненных ситуациях, владение которыми в дальнейшем поможет учащемуся максимально реализоваться в самостоятельной жизни.
Задачи:
Обучающие:
Сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными:
- смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта
- повышение активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми;
- вступать в контакт используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации;
- обучение вербальному выражению своих желаний и чувств;
Развивающие:
- развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
- развитие внимания;
- развитие памяти, мышления;
- развитие речи, как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.
- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
- развивать понятийный аппарат и моторику рук;
- Развитие умения использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
Воспитывающие:
- воспитывать умение видеть красоту в окружающем мире;
-формирование навыков социально-бытового ориентирования и самообслуживания.
Актуальность программы
По данным всемирной организации здравоохранения 1 из 160 новорожденных детей имеет расстройства аутистического спектра (РАС). РАС представляет собой группу сложных расстройств, характеризующихся особым нарушением психического развития, ярким проявлением которого является нарушение развития социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми, стереотипность в поведении, проявляющаяся в стремлении сохранить постоянные привычные условия жизни. Нарушения в развитии коммуникации, то есть социального взаимодействия приводит к тяжёлым отклонениям в поведении и отражается на интеллекте ребёнка, развитии социально значимых качеств личности. Коммуникация представляет собой обмен сообщениями между двумя и более собеседниками. Традиционно ученые подразделяют коммуникацию на вербальную (с помощью слов) и невербальную (это общение с помощью других средств (жест, мимика, положение тела, эмоциональные проявления и т.п.). Коммуникативное общение - это не обязательно словесная форма взаимодействия ребенка с окружающими. Альтернативная коммуникация - это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь. Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и способствует её развитию. Реализация данной Рабочей программы дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру, способствует активному контакту ребенка РАС с окружающим миром, эмоциональному комфорту, следовательно будет осуществляться коррекция поведения.
- Содержание программы
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность ребёнка в быту, его социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. На занятиях «Речь и альтернативная коммуникация» проводится целенаправленная педагогическая работа по формированию потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. В рабочей программе уделяется большое внимание развитию у обучающегося доброжелательности, вежливости, честности, тактичности, терпения, любви и интереса к природе, Родине, к труду, ко всему живому. Программа составлена с учётом психофизических особенностей и характеристик ребенка.
Программа рассчитана на 1 год обучения. В основе коррекционно -развивающей программы - индивидуальные занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут. Содержание занятий «Речь и альтернативная коммуникация» включает следующие направления: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо», которые решают следующие задачи:
- Формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта.
- Активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия.
- Формирование доступных средств коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Развитие ручной и мелкой моторики, графомоторных умений.
- Формирование умения следовать словесной инструкции к заданиям.
- Развитие слухового внимания и восприятия.
- Формирование интереса к чтению.
Программа состоит из трех этапов:
1. Установочный этап. Главными задачами этого этапа является установка эмоционально -положительного контакт с ребенком, снятие эмоционального напряжения и развитие интереса к совместной работе. На данном этапе используются такие приемы как:
1. Методы альтернативной коммуникации;
2. Спонтанные игры;
3. Коммуникативные игры.
2. Коррекционно - формирующий этап.
На данном этапе используются следующие приёмы:
1. Методы альтернативной коммуникации;
2. Игры: с движениями и тактильными ощущениями; игры - на сенсорное развитие; речевые игры; игры - на снятие эмоционального напряжения.
3. Упражнения на развитие письменной речи.
3. Закрепляющий этап.
Задачами третьего этапа является закрепление сформированных знаний и умений.
В содержание занятия входят:
- развивающие игры;
- рассматривание рисунков и фотографий, беседа по иллюстрации;
- работа с видеоматериалом и презентациями;
- чтение художественных произведений;
- рассказ учителя;
- слушание музыкальных произведений;
- рисование;
- составление предложений;
- письмо.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи в форме невербальных и вербальных проявлений и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.
- Планируемые результаты
Результативность обучения проводится согласно личностным успехам, положительным достижениям в обучении, воспитании обучающегося с применением индивидуального и дифференцированного подхода.
Критерии оценки:
- Полнота знаний, прочность их усвоения и умения их применять.
- Степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи:
- Самостоятельное выполнение,
- При выполнении требуется направляющая помощь педагога, инструктирование по мере выполнения задания,
- При выполнении требуется контроль педагога,
- Требуется стимулирование для выполнения задания
Достаточный уровень.
Обучаюшийся проговаривает короткие чистоговорки в сопровождении двигательных действий;
Обучающийся говорит наизусть небольшие стихи – четверостишья.
Обучающийся различает гласные и согласные буквы, строит слова из букв, слогов, составляет предложения, грамотно оформляет границы предложения;
Подбор картинок к прочитанному слову, предложению.
Ответы на вопросы по прочитанному с опорой на предметные и сюжетные картинки.
С помощью педагога выделяет главных действующих лиц.
Письмо (напечатать) под диктовку буквы, слоги, односложные слова, двусложные слова.
Списывает с классной доски, с книги, с карточек слово.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Обучающийся знает: обобщающие понятия, имена собственные (имена людей, клички животных).
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Минимальный уровень.
Установление контакта с собеседником. Привлечение к себе внимания звуком, жестом. Способность указывать на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Способность выражать мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний.
Принятие сопряжённой помощи педагога.
Сохранность глобального чтения.
Копирование печатных, прописных и строчных букв и слогов.
Составление предложений из картинок-понятий.
Частичное воспроизведение заученных текстов.
Система оценки достижений обучающихся с РАС
При определении уровня развития обучающегося с РАС оценивается качественное содержание доступных ему действий. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним).
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого.
Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально).
Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу.
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
Список литературы
1. Расстройство аутического спектра [Электронный ресурс]: Всемирная организация здравоохранения. – 2016. – URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/autism-spectrum-disorders/ru [24.03.17]
2. Мухина, В.С. Аутизм как компонент психического или личностного развития на этапах детства, отрочества, юности//Научный электронный журнал "Развитие личности".– 2002.–№3 – С. 103-112. URL: http://rl-online.ru/articles/3-02/132.html.
3. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение I/ О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М Либлинг // Аутичный ребенок. –Москва, 2005. – С.10–16.
4. Шипицына, Л.М. Детский аутизм[Текст]: Хрестоматия / Л.М. Шипицына – СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997 . – С. 254.
5. Никольская, О.С. Детский аутизм: пути понимания и помощи [Электронный ресурс] / О.С. Никольская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. – Альманах №18 – Электрон. ст. – Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/psihologicheskaja-klassifikacija-detskogo-autizma [15.04.16]
6. Петровского, А.В. Словарь психология[Текст] / А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М.: издательской литературы 1990. – С. 32.
7. Штягинова, Е.А. Альтернативная коммуникация [Текст]: методический сборник / Е.А. Штягинова – Новосибирск : 2012. С. 5–10; 21–26.
8. Магутина, А. А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с не говорящими детьми[Текст] / А. А. Магутина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. – Уфа, 2015. – С. 188-190с.
Приложение:
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов |
I. | Установочный этап | 4 | |
Вводное занятие. | Установление эмоционального контакта. Задания на определение сохранности базовых учебных действий, освоенных в предыдущих годах обучения. Повторение правил поведения в школе, основные занятия в школе, режим дня школьника. | 4 | |
II. | Коррекционно-формирующий этап | 58 | |
1. | Правила дорожного движения. | Рассматривание иллюстраций «Улица города». Обсуждение опасных ситуаций, безопасный маршрут до дома. Чтение названий транспорта. Письмо слогов, слов по теме. Составление предложений. Начало и конец предложения. Предметно-ролевые игры: по правилам дорожного движения. | 2 |
2. | Осенняя пора. | Обобщение и расширение знаний про осень. Расширение словарного запаса. Графические упражнения. Речевые и неречевые звуки. Язык животных и язык человека. Гласные звуки и буквы. Письмо слогов и слов по теме. Составление и письмо предложений по теме. Чтение, работа с текстом, пересказ: истории «Мышонок и белочка» Е.Ульева, Я.Аким «Грибной лес», В.Суслов «Веселый звонок», Б.Заходер «Птичья школа», «Перемена», Н.Сладков «Осенние подарки», «В парке», В.Корабейников «Осенний лес», В.Голявкин «Зачем дети ходят в школу», В.Орлов «Осеннее наступление». Загадки про осень. Осенние месяцы в году: сентябрь, октябрь, ноябрь. Качественное обогащение словаря по теме. Закрепление знаний обобщающих понятий: «урожай», «овощи», «фрукты», «знания», «населенный пункт», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «перелетные птицы», «зимующие птицы», «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень». | 12 |
3. | В сказке – ложь, да в ней – намёк… | Соотнесение картинки с названием. Чтение названий животных. Определение первого и последнего звука в названии. Звуковое подражание голосу животного. Письмо букв, слогов, слов по теме. Составление предложений. Начало и конец предложения. Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных. Упражнения для тренировки. Загадки про животных. Работа по сказкам: «Теремок», «Лиса и волк», «Гуси и лиса», «Мышка вышла погулять», «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка», «Как белка и заяц не узнали друг друга». | 12 |
4. | Зимушка зима. | Изменения в жизни людей и животном мире с приходом зимних холодов. Беседы по картинкам. Составление предложений. Письмо букв, слогов, слов по тематике. Разучивание четверостиший. Беседа о традиции празднования Нового года. Изготовление новогодней поделки. Выполнение графических упражнений по тематике. Чтение и работа с текстами: И.Бунин «Первый снег», Р.Погодин «Неприятностей не оберешься», Г.Ладонщиков «Здравствуй, Зимушка-зима!», В.Голявкин «Как я встретил Новый год» Загадки про зиму, Новый год. | 12 |
10. | Настали дни весенние. | Изменения в жизни людей и животном мире с приходом весны. Составление предложений. Беседы по серии картинок. Письмо букв, слогов, слов по тематике. Разучивание четверостиший. Беседа о традиции празднования 8 марта. Изготовление поделки. Выполнение графических упражнений по тематике. Полет человека в космос. Значение этого события. Профессии. Работа с текстами сказок и пословиц о труде: «Колосок», «По работе и награда». Аллегория. Повторение знаний о стране, в которой живем. Основные сведения о праздник 9 мая (День Победы). Моя Родина - Россия. Символы государства: флаг, гимн. Символы Дня Победы. Беседы по картинкам. Составление предложений. Письмо слогов, слов, предложений по тематике. | 12 |
12. | Скоро лето. | Признаки лета. Изменения в жизни людей и животном мире. Виды летнего отдыха: беседы по картинкам, оставление предложений. Истории по серии картинок. Письмо букв, слогов, слов по тематике. Беседа о безопасном поведении на дорогах, в лесу, на берегу водоема и в водоеме. Ядовитые и неядовитые грибы и ягоды. | 8 |
III. | Закрепляющий этап. | 6 | |
1. | Закрепление. | Проведение итоговых обобщающих занятий. | 6 |
Итого: | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» (работа с обучающимся с расстройствами аутического спектра, 5 класс VIII вид)
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутического спектра разработана и составлена на основе: Федерального Закона от...
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с у/о).
Рабочая программа предназначена для учащихся 1 класса, обучающихся по АООП вариант 9.2...
Адаптированная рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 5 класса
Адаптированная рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" составлена на основе Примерной основной адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с тяжелой, умеренно...
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация с учащимся с расстройством аутистического спектра с умеренной умственной отсталостью", (7 класс, РАС, VIII вид).
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутистического спектра" разработана и составлена на основе: Федерального ...
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)...
Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основн...