Рабочая программа по математическим представлениям и конструированию для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
рабочая программа (9 класс) по теме

Жерело Любовь Валентиновна

Содержание программы + календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по математическим представлениям и конструированию для учащихся 9 класса «Особый ребёнок» коррекционных школ 8 вида.

Пояснительная записка.

   Рабочая программа по математическим представлениям и конструированию для 9 класса (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

   Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2013/2014 учебный год рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) (учебная нагрузка – 3ч в неделю).

   Цель программы: коррекция и развитие познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка к повседневной жизни и труду через овладение их математическими знаниями.

   В ходе обучения учебному предмету «Математические представления и конструирование» выделяются следующие основные задачи:

  • развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
  • формирование практических навыков и умений в счёте, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
  • формирование элементарных общеучебных умений;
  • овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;
  • развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровье сберегающими ситуациями, развитие наглядно-образного и логического мышления;
  • общее развитие учащихся с умеренной умственной отсталостью.

   Наряду с конкретными задачами в ходе обучения математическим представлениям и конструированию предусматривается и реализация и более широкой задачи – формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию «картины мира». Именно в ходе обучения этому предмету у учащихся с умеренной умственной отсталостью в разнообразной деятельности можно сформировать взаимосвязи с основными сферами бытия: предметным миром, миром людей, природой, то есть «картину мира».

   Именно для этой категории учащихся очень важно, чтобы содержание учебного предмета «Математические представления и конструирование» способствовало решению задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания. Поэтому учебный предмет «Математические представления и конструирование» нельзя рассматривать в отрыве от решения задач целостного развития учащихся с умеренной умственной отсталостью с учётом их индивидуально-психологических особенностей, влияющих на успешность овладения элементарной предметно-практической, игровой и учебной деятельностью. К таким особенностям относятся своеобразие сенсорики, моторики и умственной деятельности, влияющее на успешность всего обучения.

   Предмет «Математические представления и конструирование» для учащихся с умеренной умственной отсталостью включает:

  • ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде;
  • упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками);
  • игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве;
  • конструирование из строительного, природного и бросового материалов;
  • формирование количественных представлений;
  • «чтение» и письмо цифр;
  • формирование представлений о форме;
  • формирование представлений о величине;
  • формирование пространственно-временных представлений и ориентировок.

   Обучение строится таким образом, чтобы достичь максимальной активности детей, используя в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструирования занимательные и игровые материалы, полифункциональный игровой материал, красочное и эмоциональное оформление уроков-занятий. Процесс обучения осуществляется с использованием практических, наглядных методов в сочетании со словесными.

   Для обучению предмету «Математические представления и конструирование»  учащихся с умеренной умственной отсталостью характерны индивидуальный и дифференцированный подход, значительно сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний, максимально возможная самостоятельность и активность в процессе обучения, многократная повторяемость  материала при небольшом увеличении объёма и усложнении его.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения учащиеся должны уметь:

  • выполнять порядковый счёт прямой и обратный в пределах 10;
  •  выполнять письменно арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 10, в том числе с использованием при необходимости  калькулятора, компьютера.
  • название компонентов действий сложения и вычитания;
  • временные представления (части суток, порядок следования);
  • сравнивать предметы по размеру, количеству и определять, что больше, что меньше;
  • соотносить количественные числительные с группами предметов;
  • называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал);
  • производить размен монет.

Практические упражнения:

  • построение отрезков заданной длины;
  • измерение отрезков с помощью линейки.

 

   

Содержание программы.

Тема раздела программы

Знания, приобретаемые в ходе прохождения программы

Умения и навыки, приобретаемые в ходе прохождения программы

Примечания

1

2

3

4

5

6

Конструирование.

Количественные представления.

Представления о форме.

Представления о величине.

Пространственные представления.

Временные представления.

- Знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

- Знание видов линий (прямая линия и кривая линия).

- Знания о цифрах от 1 до 10, о составе чисел от 1 до 10.

- Знания о калькуляторе и способах работы с ним.

- Знание монет и бумажных купюр.

- Знание геометрических форм (шар, куб, треугольная призма – крыша, брусок – кирпичик, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

- Знание плоскостных и пространственных фигур.

- Знание о видах линий (прямые, извилистые, ломаные).

- Понятия «большой – маленький».

- Понятия «низкий - высокий».

- Понятия «длинный – короткий».

- Понятия «лево-право», «верх-низ».

- Знание времён года, месяцев времён года, частей суток и их примет.

- Знание приёмов работы с электронными и механическими часами.

- Умение выкладывать изображения из геометрических фигур и линий.

- Умение выкладывать фигуры (геометрические фигуры, предметные изображения) и линии (прямые, кривые) из палочек (счётные палочки, палочки Кюизенера) по образцу и самостоятельно по словесной инструкции учителя.

- Умение выделять 1-10 предметов из множества.

- Умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).

- Умение работать с калькулятором.

- Умение различать монеты и бумажные купюры, делать размен.

- Навык активного использования монет в процессе практических специально организованных образовательных ситуациях.

- Умение решать арифметические задачи-драматизации и задачи-иллюстрации с открытым результатом на наглядном материале в пределах 10, арифметических задач-иллюстраций с закрытым результатом в пределах 2-6.

- Умение выполнять счёт объектов, расположенных в разном порядке.

- Умение группировать предметы по форме по образцу и по словесной инструкции учителя.

- Умение выполнять невербальную классификацию, сериацию фигур по одному и двум признакам на основе использования логических блоков Дьенеша, набора объёмных фигур для конструирования.

- Соотнесение плоскостных и пространственных фигур.

- Умение рисовать круг, квадрат, треугольник по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно.

- Умение лепить пространственные фигуры из пластилина.

- Умение выкладывать плоскостные фигуры из природного материала (шишек, каштанов, жёлудей).

- Умение рисовать линии на песке, манке.

- Умение выкладывать линии (прямые, извилистые, ломаные) с помощью ниток, верёвок, природного материала.

- Умение выполнять практические действия с напольными и настольными весами.

- Умение производить взвешивание, распределение по ёмкостям.

- Умение производить измерение сыпучих веществ с помощью столовой и чайной ложки, мерных стаканов.

- Умение ориентироваться в трёхмерном пространстве (в помещении), в двухмерном пространстве (на доске, в альбоме, в тетради) по словесной инструкции, по указательным знакам (стрелкам, точкам, символам).

- Умение называть, узнавать, описывать времена года, погодные явления (холодно, тепло, сыро, прохладно, идёт дождь, идёт снег, снегопад, град, радуга).

- Умение пользоваться часами в реальной бытовой жизни.

- Умение регулировать время по часам.

- Умение работать с календарями погоды и природы.

Реализация учебной программы обеспечивается УМК.

Учебно-тематический план.

№ урока

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

1

Число 1. Цифра 1. Счет. Круг.

2

Увеличение на 1. Число и цифра 2. Круг.

3

Увеличение и уменьшение на 1. Числа 1, 2. Цифры 1, 2. Круг. Шар.

4

Счет в пределах 2 (количественный). Умение отсчитывать нужное количество предметов. Увеличение, уменьшение на 1.

5

Число и цифра 3. Узнавание цифр 1, 2, 3, написание. Круг и квадрат.

6

Состав числа 3.  

7

Состав числа 3.  Увеличение, уменьшение на 1. Запись примеров.

8

Состав числа 3.  Увеличение, уменьшение на 1. Запись примеров. Круг и квадрат.

9

Понятие на 1 больше, меньше.

10

Понятие на 1 больше, меньше. Счет и отсчитывание предметов в пределах 3.

11

Понятие на 1 больше, меньше. Счет и отсчитывание предметов в пределах 3. Решение примеров. Большой – маленький.

12

Число 4. Цифра 4. Счет до 4. Запись цифры 4. Низкий – высокий.

13

Число 4. Узнавание цифр 1, 2, 3, 4. Увеличение, уменьшение на 1. Низкий – высокий.

14

Счет в пределах 4. Запись примеров, используя знаки «+», «-». Составление задач-иллюстраций.

15

Состав числа 4.

16

Состав числа 4. Составление и решение задач-иллюстраций, их решение, запись.

17

Узнавание цифр 1, 2, 3, 4. Написание. Отсчитывание нужного количества предметов. Низкий – высокий.

18

Запись примеров, их решение.

19

Запись примеров, их решение. Сравнение 1 и много.

20

Число и цифра 5.

21

Число и цифра 5. Счет. Написание.

22

Состав числа 5.

23

Состав числа 5. Увеличение, уменьшение на 1.

24

Состав числа 5. Увеличение, уменьшение на 1. Запись примеров.

25

Состав числа 5. Увеличение, уменьшение на 1. Запись примеров. Решение.

26

Цифровой диктант. Сравнение 1 и много. Круг, квадрат.

27

Повторение изученного материала.

28

Число и цифра 5. Уменьшение, увеличение на 1 в пределах 5. Соседи числа (до 5). Круг и квадрат.

29

Цифра 6. Написание цифры.

30

Цифра 6. Написание цифры. Увеличение, уменьшение на 1.

31

Цифра 6. Написание цифры. Увеличение, уменьшение на 1. Запись примеров. Круг и квадрат.

32

Число и цифра 6. Отсчитывание нужного количества предметов. Решение задач-иллюстраций. Круг, квадрат.

33

Число 6. Состав числа.

34

Число 6. Состав числа. Решение задач-иллюстраций. Круг, шар.

35

Число и цифра 7. Написание 7. Увеличение, уменьшение на 1. Квадрат.

36

Число и цифра 7. Отсчитывание нужного количества предметов.

37

Число и цифра 7. Отсчитывание нужного количества предметов. Решение задач-иллюстраций.

38

Число и цифра 7. Отсчитывание нужного количества предметов. Решение задач-иллюстраций. Квадрат, куб.

39

Состав числа 7. Запись и решение примеров.

40

Состав числа 7. Запись и решение примеров. Понятия: длинный – короткий.

41

Число и цифра 8. Написание цифры.

42

Число и цифра 8. Написание цифры. Увеличение, уменьшение на 1.

43

Состав числа 8. Решение примеров.

44

Состав числа 8. Решение примеров. Запись примеров.

45

Число 8. Составление и решение задач-иллюстраций.

46

Узнавание 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Отсчитывание нужного количества предметов.

47

Число и цифра 9. Написание цифры. Треугольник.

48

Число и цифра 9. Состав числа. Треугольник.

49

Цифровой диктант.

50

Использование часов в реальной бытовой жизни.

51

Работа с электронными часами.

52

Работа с электронными часами.
Определение времени, запись.

53

Называние и показ на часах времени от 1 до 9 часов.

54

Упражнения с механическими часами.

55

Упражнения с механическими часами, перевод стрелок на указанное время.

56

Электронные часы.

57

Электронные часы. Регулирование времени по электронным часам.

58

Выделение по наиболее характерным признакам и называние времен года.

59

Определение времен года по иллюстрациям.

60

Знакомство с понятием «месяцы года».

61

Месяцы года: осенние и зимние месяцы.

62

Месяцы года: весенние и летние месяцы.

63

Упражнение учащихся в выборе карточек с числом и названием месяца.

64

Знакомство с числом и цифрой 10.

65

Число и цифра 10.

66

Число и цифра 10. Счет объектов, расположенных в разном порядке.

67

«Запись» цифр на калькуляторе.

68

Счётные операции на сложение на калькуляторе.

69

Счётные операции на вычитание на калькуляторе.

70

Счётные операции на сложение и вычитание на калькуляторе.

71

Знакомство с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

72

Различение монет.

73

Размен монет.

74

Бумажные деньги: 10 р., 50 р. (5 и 0).

75

Бумажные деньги: 10 р., 50 р. (5 и 0), 100 р. (1, 0 и 0).

76

Монеты и бумажные деньги.

77

Ролевая игра «Овощной магазин». Знакомство с правилами игры.

78

Ролевая игра «Овощной магазин». Распределение ролей.

79

Ролевая игра «Овощной магазин». Правила игры.

80

Ролевая игра «Овощной магазин». Разыгрывание ситуаций.

81

Подготовка к экскурсии в магазин.

82

Экскурсия в магазин.

83

Подведение итогов экскурсии в магазин.

84

Ориентация во времени: утро.

85

Ориентация во времени: утро. Приметы утра.

86

Ориентация во времени: день.

87

Ориентация во времени: день. Приметы дня.

88

Ориентация во времени: вечер.

89

Ориентация во времени: вечер. Приметы вечера.

90

Ориентация во времени: ночь. Приметы ночи.

91

Точка. Построение точки.

92

Отрезок. Построение отрезка.

93

Отрезок. Построение отрезков заданной длины.

94

Линия, построение линий.

95

Прямая линия. Построение.

96

Кривая линия. Построение.

97

Решение задач геометрического содержания.

98

Решение простых арифметических задач.

99

Увеличение числа на несколько единиц (в пределах 10).

100

Уменьшение числа на несколько единиц (в пределах 10).

101

Сравнение чисел.

102

Повторение изученного материала.

Приложение 2.

   Учебно-методический комплекс по предмету «Математические представления и конструирование», 9 класс.

Использованные учебники (наименование, автор, год издания).

Использованные пособие для учителя, для учащихся.

Хилько А.А. Математика: учеб.для 2 кл. вспомогательной школы.- М.: Просвещение, 1988.

1.Баравалль Г. Преподавание счёта/Пер. с нем. О.И.Чибисовой. – М.: Парсифаль, 1994.

2.Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена; СОЮЗ, 2002.

3.Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры и логические упражнения с цифрами. –СПб.: КАРО, 2007.

4.Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях.- СПб.: КАРО, 2007.

5.Козлова В.А. Количество и счёт: Рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста.-М.: ДРОФА, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по альтернативному чтению для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа рассчитана на 9 год обучения учащихся коррекционной школы 8 вида, классов "Особый ребёнок"....

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса "Особый ребёнок" коррекционных школ 8 вида....

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью коррекционных школ 8 вида....

Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)

Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...