Рабочая программа по математическим представлениям и конструированию для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
рабочая программа (9 класс) по теме
Содержание программы + календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_schyotu_i_konstruirovaniyu_9_klass.docx | 36.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по математическим представлениям и конструированию для учащихся 9 класса «Особый ребёнок» коррекционных школ 8 вида.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по математическим представлениям и конструированию для 9 класса (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2013/2014 учебный год рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) (учебная нагрузка – 3ч в неделю).
Цель программы: коррекция и развитие познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка к повседневной жизни и труду через овладение их математическими знаниями.
В ходе обучения учебному предмету «Математические представления и конструирование» выделяются следующие основные задачи:
- развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
- формирование практических навыков и умений в счёте, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
- формирование элементарных общеучебных умений;
- овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;
- развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровье сберегающими ситуациями, развитие наглядно-образного и логического мышления;
- общее развитие учащихся с умеренной умственной отсталостью.
Наряду с конкретными задачами в ходе обучения математическим представлениям и конструированию предусматривается и реализация и более широкой задачи – формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию «картины мира». Именно в ходе обучения этому предмету у учащихся с умеренной умственной отсталостью в разнообразной деятельности можно сформировать взаимосвязи с основными сферами бытия: предметным миром, миром людей, природой, то есть «картину мира».
Именно для этой категории учащихся очень важно, чтобы содержание учебного предмета «Математические представления и конструирование» способствовало решению задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания. Поэтому учебный предмет «Математические представления и конструирование» нельзя рассматривать в отрыве от решения задач целостного развития учащихся с умеренной умственной отсталостью с учётом их индивидуально-психологических особенностей, влияющих на успешность овладения элементарной предметно-практической, игровой и учебной деятельностью. К таким особенностям относятся своеобразие сенсорики, моторики и умственной деятельности, влияющее на успешность всего обучения.
Предмет «Математические представления и конструирование» для учащихся с умеренной умственной отсталостью включает:
- ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде;
- упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками);
- игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве;
- конструирование из строительного, природного и бросового материалов;
- формирование количественных представлений;
- «чтение» и письмо цифр;
- формирование представлений о форме;
- формирование представлений о величине;
- формирование пространственно-временных представлений и ориентировок.
Обучение строится таким образом, чтобы достичь максимальной активности детей, используя в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструирования занимательные и игровые материалы, полифункциональный игровой материал, красочное и эмоциональное оформление уроков-занятий. Процесс обучения осуществляется с использованием практических, наглядных методов в сочетании со словесными.
Для обучению предмету «Математические представления и конструирование» учащихся с умеренной умственной отсталостью характерны индивидуальный и дифференцированный подход, значительно сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний, максимально возможная самостоятельность и активность в процессе обучения, многократная повторяемость материала при небольшом увеличении объёма и усложнении его.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения учащиеся должны уметь:
- выполнять порядковый счёт прямой и обратный в пределах 10;
- выполнять письменно арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 10, в том числе с использованием при необходимости калькулятора, компьютера.
- название компонентов действий сложения и вычитания;
- временные представления (части суток, порядок следования);
- сравнивать предметы по размеру, количеству и определять, что больше, что меньше;
- соотносить количественные числительные с группами предметов;
- называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал);
- производить размен монет.
Практические упражнения:
- построение отрезков заданной длины;
- измерение отрезков с помощью линейки.
Содержание программы.
№ | Тема раздела программы | Знания, приобретаемые в ходе прохождения программы | Умения и навыки, приобретаемые в ходе прохождения программы | Примечания |
1 2 3 4 5 6 | Конструирование. Количественные представления. Представления о форме. Представления о величине. Пространственные представления. Временные представления. | - Знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). - Знание видов линий (прямая линия и кривая линия). - Знания о цифрах от 1 до 10, о составе чисел от 1 до 10. - Знания о калькуляторе и способах работы с ним. - Знание монет и бумажных купюр. - Знание геометрических форм (шар, куб, треугольная призма – крыша, брусок – кирпичик, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). - Знание плоскостных и пространственных фигур. - Знание о видах линий (прямые, извилистые, ломаные). - Понятия «большой – маленький». - Понятия «низкий - высокий». - Понятия «длинный – короткий». - Понятия «лево-право», «верх-низ». - Знание времён года, месяцев времён года, частей суток и их примет. - Знание приёмов работы с электронными и механическими часами. | - Умение выкладывать изображения из геометрических фигур и линий. - Умение выкладывать фигуры (геометрические фигуры, предметные изображения) и линии (прямые, кривые) из палочек (счётные палочки, палочки Кюизенера) по образцу и самостоятельно по словесной инструкции учителя. - Умение выделять 1-10 предметов из множества. - Умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10). - Умение работать с калькулятором. - Умение различать монеты и бумажные купюры, делать размен. - Навык активного использования монет в процессе практических специально организованных образовательных ситуациях. - Умение решать арифметические задачи-драматизации и задачи-иллюстрации с открытым результатом на наглядном материале в пределах 10, арифметических задач-иллюстраций с закрытым результатом в пределах 2-6. - Умение выполнять счёт объектов, расположенных в разном порядке. - Умение группировать предметы по форме по образцу и по словесной инструкции учителя. - Умение выполнять невербальную классификацию, сериацию фигур по одному и двум признакам на основе использования логических блоков Дьенеша, набора объёмных фигур для конструирования. - Соотнесение плоскостных и пространственных фигур. - Умение рисовать круг, квадрат, треугольник по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно. - Умение лепить пространственные фигуры из пластилина. - Умение выкладывать плоскостные фигуры из природного материала (шишек, каштанов, жёлудей). - Умение рисовать линии на песке, манке. - Умение выкладывать линии (прямые, извилистые, ломаные) с помощью ниток, верёвок, природного материала. - Умение выполнять практические действия с напольными и настольными весами. - Умение производить взвешивание, распределение по ёмкостям. - Умение производить измерение сыпучих веществ с помощью столовой и чайной ложки, мерных стаканов. - Умение ориентироваться в трёхмерном пространстве (в помещении), в двухмерном пространстве (на доске, в альбоме, в тетради) по словесной инструкции, по указательным знакам (стрелкам, точкам, символам). - Умение называть, узнавать, описывать времена года, погодные явления (холодно, тепло, сыро, прохладно, идёт дождь, идёт снег, снегопад, град, радуга). - Умение пользоваться часами в реальной бытовой жизни. - Умение регулировать время по часам. - Умение работать с календарями погоды и природы. |
Реализация учебной программы обеспечивается УМК.
Учебно-тематический план.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Число 1. Цифра 1. Счет. Круг. | 1ч | |
2 | Увеличение на 1. Число и цифра 2. Круг. | 1ч | |
3 | Увеличение и уменьшение на 1. Числа 1, 2. Цифры 1, 2. Круг. Шар. | 1ч | |
4 | Счет в пределах 2 (количественный). Умение отсчитывать нужное количество предметов. Увеличение, уменьшение на 1. | 1ч | |
5 | Число и цифра 3. Узнавание цифр 1, 2, 3, написание. Круг и квадрат. | 1ч | |
6 | Состав числа 3. | 1ч | |
7 | Состав числа 3. Увеличение, уменьшение на 1. Запись примеров. | 1ч | |
8 | Состав числа 3. Увеличение, уменьшение на 1. Запись примеров. Круг и квадрат. | 1ч | |
9 | Понятие на 1 больше, меньше. | 1ч | |
10 | Понятие на 1 больше, меньше. Счет и отсчитывание предметов в пределах 3. | 1ч | |
11 | Понятие на 1 больше, меньше. Счет и отсчитывание предметов в пределах 3. Решение примеров. Большой – маленький. | 1ч | |
12 | Число 4. Цифра 4. Счет до 4. Запись цифры 4. Низкий – высокий. | 1ч | |
13 | Число 4. Узнавание цифр 1, 2, 3, 4. Увеличение, уменьшение на 1. Низкий – высокий. | 1ч | |
14 | Счет в пределах 4. Запись примеров, используя знаки «+», «-». Составление задач-иллюстраций. | 1ч | |
15 | Состав числа 4. | 1ч | |
16 | Состав числа 4. Составление и решение задач-иллюстраций, их решение, запись. | 1ч | |
17 | Узнавание цифр 1, 2, 3, 4. Написание. Отсчитывание нужного количества предметов. Низкий – высокий. | 1ч | |
18 | Запись примеров, их решение. | 1ч | |
19 | Запись примеров, их решение. Сравнение 1 и много. | 1ч | |
20 | Число и цифра 5. | 1ч | |
21 | Число и цифра 5. Счет. Написание. | 1ч | |
22 | Состав числа 5. | 1ч | |
23 | Состав числа 5. Увеличение, уменьшение на 1. | 1ч | |
24 | Состав числа 5. Увеличение, уменьшение на 1. Запись примеров. | 1ч | |
25 | Состав числа 5. Увеличение, уменьшение на 1. Запись примеров. Решение. | 1ч | |
26 | Цифровой диктант. Сравнение 1 и много. Круг, квадрат. | 1ч | |
27 | Повторение изученного материала. | 1ч | |
28 | Число и цифра 5. Уменьшение, увеличение на 1 в пределах 5. Соседи числа (до 5). Круг и квадрат. | 1ч | |
29 | Цифра 6. Написание цифры. | 1ч | |
30 | Цифра 6. Написание цифры. Увеличение, уменьшение на 1. | 1ч | |
31 | Цифра 6. Написание цифры. Увеличение, уменьшение на 1. Запись примеров. Круг и квадрат. | 1ч | |
32 | Число и цифра 6. Отсчитывание нужного количества предметов. Решение задач-иллюстраций. Круг, квадрат. | 1ч | |
33 | Число 6. Состав числа. | 1ч | |
34 | Число 6. Состав числа. Решение задач-иллюстраций. Круг, шар. | 1ч | |
35 | Число и цифра 7. Написание 7. Увеличение, уменьшение на 1. Квадрат. | 1ч | |
36 | Число и цифра 7. Отсчитывание нужного количества предметов. | 1ч | |
37 | Число и цифра 7. Отсчитывание нужного количества предметов. Решение задач-иллюстраций. | 1ч | |
38 | Число и цифра 7. Отсчитывание нужного количества предметов. Решение задач-иллюстраций. Квадрат, куб. | 1ч | |
39 | Состав числа 7. Запись и решение примеров. | 1ч | |
40 | Состав числа 7. Запись и решение примеров. Понятия: длинный – короткий. | 1ч | |
41 | Число и цифра 8. Написание цифры. | 1ч | |
42 | Число и цифра 8. Написание цифры. Увеличение, уменьшение на 1. | 1ч | |
43 | Состав числа 8. Решение примеров. | 1ч | |
44 | Состав числа 8. Решение примеров. Запись примеров. | 1ч | |
45 | Число 8. Составление и решение задач-иллюстраций. | 1ч | |
46 | Узнавание 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Отсчитывание нужного количества предметов. | 1ч | |
47 | Число и цифра 9. Написание цифры. Треугольник. | 1ч | |
48 | Число и цифра 9. Состав числа. Треугольник. | 1ч | |
49 | Цифровой диктант. | 1ч | |
50 | Использование часов в реальной бытовой жизни. | 1ч | |
51 | Работа с электронными часами. | 1ч | |
52 | Работа с электронными часами. | 1ч | |
53 | Называние и показ на часах времени от 1 до 9 часов. | 1ч | |
54 | Упражнения с механическими часами. | 1ч | |
55 | Упражнения с механическими часами, перевод стрелок на указанное время. | 1ч | |
56 | Электронные часы. | 1ч | |
57 | Электронные часы. Регулирование времени по электронным часам. | 1ч | |
58 | Выделение по наиболее характерным признакам и называние времен года. | 1ч | |
59 | Определение времен года по иллюстрациям. | 1ч | |
60 | Знакомство с понятием «месяцы года». | 1ч | |
61 | Месяцы года: осенние и зимние месяцы. | 1ч | |
62 | Месяцы года: весенние и летние месяцы. | 1ч | |
63 | Упражнение учащихся в выборе карточек с числом и названием месяца. | 1ч | |
64 | Знакомство с числом и цифрой 10. | 1ч | |
65 | Число и цифра 10. | 1ч | |
66 | Число и цифра 10. Счет объектов, расположенных в разном порядке. | 1ч | |
67 | «Запись» цифр на калькуляторе. | 1ч | |
68 | Счётные операции на сложение на калькуляторе. | 1ч | |
69 | Счётные операции на вычитание на калькуляторе. | 1ч | |
70 | Счётные операции на сложение и вычитание на калькуляторе. | 1ч | |
71 | Знакомство с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей. | 1ч | |
72 | Различение монет. | 1ч | |
73 | Размен монет. | 1ч | |
74 | Бумажные деньги: 10 р., 50 р. (5 и 0). | 1ч | |
75 | Бумажные деньги: 10 р., 50 р. (5 и 0), 100 р. (1, 0 и 0). | 1ч | |
76 | Монеты и бумажные деньги. | 1ч | |
77 | Ролевая игра «Овощной магазин». Знакомство с правилами игры. | 1ч | |
78 | Ролевая игра «Овощной магазин». Распределение ролей. | 1ч | |
79 | Ролевая игра «Овощной магазин». Правила игры. | 1ч | |
80 | Ролевая игра «Овощной магазин». Разыгрывание ситуаций. | 1ч | |
81 | Подготовка к экскурсии в магазин. | 1ч | |
82 | Экскурсия в магазин. | 1ч | |
83 | Подведение итогов экскурсии в магазин. | 1ч | |
84 | Ориентация во времени: утро. | 1ч | |
85 | Ориентация во времени: утро. Приметы утра. | 1ч | |
86 | Ориентация во времени: день. | 1ч | |
87 | Ориентация во времени: день. Приметы дня. | 1ч | |
88 | Ориентация во времени: вечер. | 1ч | |
89 | Ориентация во времени: вечер. Приметы вечера. | 1ч | |
90 | Ориентация во времени: ночь. Приметы ночи. | 1ч | |
91 | Точка. Построение точки. | 1ч | |
92 | Отрезок. Построение отрезка. | 1ч | |
93 | Отрезок. Построение отрезков заданной длины. | 1ч | |
94 | Линия, построение линий. | 1ч | |
95 | Прямая линия. Построение. | 1ч | |
96 | Кривая линия. Построение. | 1ч | |
97 | Решение задач геометрического содержания. | 1ч | |
98 | Решение простых арифметических задач. | 1ч | |
99 | Увеличение числа на несколько единиц (в пределах 10). | 1ч | |
100 | Уменьшение числа на несколько единиц (в пределах 10). | 1ч | |
101 | Сравнение чисел. | 1ч | |
102 | Повторение изученного материала. | 1ч |
Приложение 2.
Учебно-методический комплекс по предмету «Математические представления и конструирование», 9 класс.
Использованные учебники (наименование, автор, год издания). | Использованные пособие для учителя, для учащихся. |
Хилько А.А. Математика: учеб.для 2 кл. вспомогательной школы.- М.: Просвещение, 1988. | 1.Баравалль Г. Преподавание счёта/Пер. с нем. О.И.Чибисовой. – М.: Парсифаль, 1994. 2.Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена; СОЮЗ, 2002. 3.Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры и логические упражнения с цифрами. –СПб.: КАРО, 2007. 4.Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях.- СПб.: КАРО, 2007. 5.Козлова В.А. Количество и счёт: Рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста.-М.: ДРОФА, 2008. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по альтернативному чтению для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа рассчитана на 9 год обучения учащихся коррекционной школы 8 вида, классов "Особый ребёнок"....
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса "Особый ребёнок" коррекционных школ 8 вида....
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью коррекционных школ 8 вида....
Рабочая программа по графике и письму для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы+планирование....
Рабочая программа по ручному труду для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы + тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету: "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся 9 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы + календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)
Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...