Профилактика вредных привычек у младших школьников. Презентация "Полезные и вредные привычки"
методическая разработка по теме

Ранцева Светлана Сергеевна

Тема занятия: ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Цель: Дать понять какие привычки у нас бывают полезные, а какие вредные.


Задачи:

 Формировать сознательное отношение учащихся к своему здоровью;

Учить активным приёмам ведения здорового образа жизни;
Пропаганда здорового образа жизни;
Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Советы психолога родителям первоклассников

РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

(советы психолога)

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника».

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

НОВЫЕ ПРАВИЛА

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей.

Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других — одну четверть, у третьих — растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности. У детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-14 годам, а по некоторым данным — лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе.

Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно — это правильный режим дня. Большинство родителей знают это, но на практике довольно трудно убедить, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Очень важно иметь расписание дня, составленное вместе с ребенком, и ГЛАВНОЕ — его соблюдать. Нельзя требовать от ребенка организованности и самоконтроля, если сами родители не в состоянии соблюдать ими же установленные правила.

Пробуждение

Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Гораздо лучше научить его пользоваться будильником, пусть это будет его личный будильник.

Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его «лежебокой», не вступать в спор по поводу «последних минуток». Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: » Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут». Можно включить погромче радио.

Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.

Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: » Через 10 минут тебе надо выходить в школу». «Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол».

…Итак, ребенок встал (за час-полтора до выхода в школу), сделал утреннюю зарядку, позавтракал (завтрак обязательно должен быть горячим, и не стоит надеяться, что ребенок поест в школе…).

Выход в школу

Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.

«Вот твои очки» — лучше, чем «Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки».

Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: «Пусть все сегодня будет хорошо», чем «Смотри, веди себя хорошо, не балуйся». Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: «Увидимся в два часа», чем «После школы нигде не шляйся, сразу домой».

Возвращение из школы

Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.

- Как дела в школе?

- Нормально.

- А что сегодня делали?

- А ничего.

Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей («им нужны мои оценки, а не я»). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции «написаны» у него на лице. («День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?»).

Пришел из школы. Помните — на спаде работоспособности! Вот почему абсолютно необходимо ему сначала пообедать, отдохнуть — и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки (а так, к сожалению, бывает часто). Отдохнуть надо бы не лежа, не у телевизора или видеомагнитофона, а на воздухе, в активных играх, в движении.

Гигиенисты считают: нормальное время прогулки для школьников младших классов — не меньше 3-3,5 часа.

А еще нередки случаи, когда родители лишают детей прогулки — в наказание за плохие оценки, плохое поведение и т. п. Худшего не придумаешь! Наказали не проступок, а самого ребенка, его завтрашнее настроение в школе!

Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки. Но это именно для детей ослабленных — есть и много таких, для кого лучшим отдыхом будет движение.

Лучшее время для приготовления уроков — 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут — перерыв, физкультминутки под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление). Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных (помните о врабатывании!), затем переходить к самым трудным.

Больной вопрос — телевизор. Не стоит младшим школьникам сидеть у телевизора больше 40-45 минут в день! А детям возбудимым, ослабленным — лучше сократить и это время. Ни в коем случае не смотреть телевизор лежа.

Пора спать

Особенно важно для борьбы с утомлением соблюдение необходимой продолжительности ночного сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные правила: перед сном не играть в шумные, «заводные» игры, не заниматься спортом, не смотреть страшные фильмы, не устраивать взбучку и т.д.

А это мало-помалу сказывается: ухудшаются память, внимание, работоспособность. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио.

Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).

2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем — 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок может быть реализует себя и с поддержанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.

Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что — то, а вопреки всему.

Как это можно сделать?

1. Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами.

2. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.

3. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.

1. Четкое распределение, регуляция родительского внимания к ребенку по формуле » уделять ребенку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший и больше, когда он хороший». Здесь главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимания.

Главная награда — это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит). Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором и т.д.).

2. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

УЧИТЕЛЬНИЦА

Учительница, даже самая строгая, даже не всегда справедливая, для ребенка, особенно в первое время,- «самая-самая», и ваше негативное отношение к ее требованиям только затруднит ребенку его собственное определение в статусе ученика. Критерии того, «что можно» и «что нельзя», чаще определяются учителем, поэтому не сердитесь, если в ответ на свое требование услышите: «А Софья Петровна сказала, что так нельзя». Софья Петровна — высший авторитет, перед которым меркнет даже родительский. Не огорчайтесь и запомните: парировать это замечание фразой: «Много знает твоя Софья Петровна…» или тому подобной — запрещенный прием. Если ваш малыш встанет ни свет, ни заря потому, что он сегодня дежурный, и говорит, что должен прийти раньше всех, отнеситесь к этому так же серьезно, как он. Если он попросил вас что-то подготовить к школе, а вы по какой-то причине не сделали этого, для вас не должна быть неожиданной бурная реакция и даже слезы. Вы же сами требуете серьезного отношения к школе, и ребенок не умеет разделить, что значимо, что нет, для него одинаково значимо все: чистая тетрадь и цветные карандаши, спортивная форма и цветок, который вы обещали принести в класс.

Более полувека назад известный педагог Я.Корчак писал: «Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен».



Предварительный просмотр:

                            Профилактика вредных привычек у младших школьников

E-mail

 «Поступки — плоды помыслов.

Будут разумны помыслы — будут хорошие поступки».

Грасиа-и-Моралес Бальтасар

Ещё вчера он был совсем маленьким, и вы носили его на руках, называли малышом. Для него не существовало никого, кроме вас, и самой главной вашей проблемой было вовремя поменять ребёнку пелёнки. Ещё вчера...

А сегодня  он уже почти взрослый, ваш ребёнок. У него свой взгляд на многие вещи, он пытается быть независимым. Попытки эти чаще всего приводят к конфликтам, непониманию и растущему отчуждению между вами. Порой у вас просто опускаются руки, и вы не знаете, что делать дальше. Как понять своего ребёнка? Как вести себя с ним? Как уберечь от ошибок, ведь он ещё совсем неопытный?

Вы хотите для него только добра, но почему же все чаще он уходит, хлопнув дверью? Откуда все эти конфликты буквально “на ровном месте”, ведь ещё так недавно вам казалось, что вы прекрасно знаете и понимаете своего ребёнка? Вопросы, вопросы, вопросы... А среди них извечно-главные: что делать, и кто виноват. Не спешите отчаиваться, с подобными проблемами сталкиваются очень многие родители! Лучше попытаемся вместе найти выход из этой ситуации.

Очень важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброжелательности, взаимоуважения, чтобы контроль со стороны родителей не был избыточным и не мешал развитию самостоятельности и ответственности детей.

Вообще, понимать ребёнка значит уметь встать на его позицию и взглянуть на ситуацию его глазами. Действительно ли вы так хорошо чувствуете своего сына или дочь, что всегда можете определить его (её) настроение? К сожалению, многим родителям только кажется, что они “настроены на волну” своего чада, а на самом деле они выдают желаемое за действительное.

1. Подростковая среда и вредные привычки

Из маленьких и беспомощных они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьёзными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Сегодня я хотела бы предложить вам задуматься о вредных привычках, подстерегающих любого человека на жизненном пути, иногда перечёркивающих всю жизнь. Как уберечь своего ребёнка от наркотиков? Возможно мы не найдём сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.

Привычка – это вторая натура.… Как мы часто слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычка – это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению у людей – и у взрослых, и у детей – сими собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить её будет трудно. Проблему вредных привычек решают и психологи, и педагоги, с вредными привычками детей борются и родители. Как мы это делаем? Попытаемся от теории перейти к практике.

1.1.Курение

Как уберечь своего ребёнка от курения? Возможно, мы не найдём сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.

О том, что табак вреден для организма, знали давно. Опыты показали, что животные гибнут под действием никотина. Тогда и родилась фраза: « Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей никотина можно убить не одну, а целых три лошади. Слайд 22.

Никотин – сильнейший нервный яд. Для человека смертельной дозой является 0,08 г никотина (такое количество содержится всего в 10 сигаретах). Далеко не весь дым поступает в лёгкие. Курильщику достаётся около 25% этого «дымного букета», 60% рассеивается в атмосфере, а вот 15% попадает в лёгкие окружающих. В организме ребёнка механизмы, позволяющие за счёт работы печени, почек, лёгких, по возможности быстро освобождаться от токсических веществ только формируются. Отсюда и печальная статистика: заболеваемость у детей курильщиков простудными инфекциями в 3 раза выше, бронхиальной астмой в 4 раза выше, аллергиями в 2 раза выше по сравнению с детьми из семей некурящих.

Меры избегания пассивного курения:

- В семье должно быть наложено табу на курение в присутствии ребёнка;

-  Квартиру нужно часто и регулярно проветривать;

-  Научить ребёнка правильному поведению в присутствии курящих людей;

-  Объяснить ребёнку, почему кто-то из его домашних курит, а ему это делать ни в коем случае нельзя.

При первом курении першит в горле, учащённо бьётся сердце, во рту появляется противный вкус. Все эти неприятные ощущения, связанные с первой сигаретой, не случайны. Это защитная реакция организма, и надо ею воспользоваться-отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко.

Можно выделить 3 стадии курения.

1.Нерегулярное курение – психологическая зависимость.

2.Длительное курение – психофизиологическая зависимость.

3.Интенсивное курение – физиологическая зависимость.

Важно объяснить ребёнку опасность курения для его здоровья. При этом главный акцент стоит делать на значимых для девочки или мальчика вещах. Курение влияет на рост. Оно быстро старит человека и делает его менее привлекательным. Ни одному курящему человеку не удавалось достичь высот в спорте.

Что делать, если вы узнали, что ребёнок пробовал курить.

Попросите его объяснить, почему он решил попробовать закурить. Сын или дочь должны понимать, что за честным признанием не последует наказание. Следует разобраться в причинах, заставивших ребёнка попробовать закурить. Ребёнок должен знать, что его поступок очень расстроил вас. Попросите его успокоить вас: дать обещание больше не повторять свой проступок.

1.2. Детский алкоголизм – это страшно!

В современном мире эти проблемы внезапно “помолодели”: среди курильщиков, пьяниц и наркоманов сегодня так много подростков, что взрослые просто не имеют права отмахиваться от этой проблемы. Нет гарантии, что ваш собственный ребёнок, ещё вчера послушный и скромный, завтра не пристрастится к табаку, спиртному и не начнёт употреблять наркотики; разумеется, вы должны постараться избежать этого.

Но что нужно делать, чтобы подросток не скатился на дно, не превратился в алкоголика или наркомана, не променял реальную жизнь на галлюцинаторный бред? Прежде всего здесь важен личный пример: что видит ребёнок с детства, как относитесь к курению, спиртному вы сами, ваши ближайшие родственники, друзья вашей семьи? Как у вас принято отмечать праздники?

Второй момент - это ваше отношение к информации, в большом количестве поступающей с экрана телевизора, из радиоприёмников, со страниц газет и журналов: если вы радостно смеётесь над шутками про наркоманов, гордитесь “подвигами” наших пьяных соотечественников (“Русского никто во всем мире не перепьёт!”), скептически хмыкаете, читая про цирроз печени, то чего вы хотите от подростка? Он будет точно так же относиться к данному вопросу, как и вы! Будьте осторожны в высказываниях, а ещё лучше — пересмотрите свою концепцию жизни и поменяйте установки.

1.3. Наркомания            

 «Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве тебе безразлична судьба детей?»- спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоём справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это».

Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны и занимаются профессионалы. Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой.

Что же мы должны сегодня знать о наркомании?

Каждому периоду жизни общества свойственны трудности и противоречия. Перестройка затронула многие стороны жизни, принесла не только какие-то положительные результаты, но и множество новых проблем, среди которых: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы глобальны, носят общественный характер и поражают больше всего подростков, отличающихся неустойчивой психикой.

Итак, наркотики сегодня стали реальностью, их опасность связана с тремя основными моментами:

1)       Наркотик – это средство, которое постоянно увеличивает потребности его использования. Наркомания, токсикомания это приём ядов, которые, становясь частью обменных процессов организма, вызывают потребность принимать всё новые и крупные дозы.

2)       Привязанность к наркотику, токсикомания ведут к быстрой деградации личности подростка, который готов любыми методами добыть вещество, идёт на совершения преступления, не останавливаясь ни перед чем. При этом в 90% случаев судам не удаётся выяснить источников и заправил наркобизнеса.

3)       Наркотики и токсикомания ведут к понижению работоспособности, движения делаются замедленными, внимание рассеянным, реакция на любой раздражитель становится неадекватной, подросток теряет ориентиры во внешнем мире, происходит нравственная и интеллектуальная деградация.

Выделяют следующие причины начала употребления наркотиков:

1.     Бесплатное предложение попробовать наркотик.

2.     Из любопытства.

3.     Не осознаёт пагубности и вредности привычки, реакция на которую в 15 – 20 раз выше, чем на алкоголь.

4.     Низкая самооценка подростка.

5.     Стремление уйти от тоски и одиночества.

Учёные и практики, занимающиеся проблемами наркомании, выделяют специфические факторы способствующие вовлечению подростков в компании употребляющих наркотики. Родителям тоже надо это знать и иметь в виду.

1.     Сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей.

2.     Отдельные подростки стремятся проявить себя или выделиться в коллективе сверстников любой ценой – из-за того, что привыкли к повышенному вниманию в семье. У них возникает потребность удивить, совершить, сделать то, что не делали до этого другие подростки.

3.     Нередко используется сила принуждения, особенно к слабовольным, либо к подросткам, лишённым внимания взрослых.

Каждый год подпольные рынки нашей страны поступают новейшие разновидности наркопрепаратов. В России на почве наркомании совершает более 20 тысяч преступлений. В последние пять лет общее количество изъятых наркотиков возросло от 12 до 85 тонн. По данным социологических опросов 12% школьников в возрасте до 16 лет хотя бы один раз в жизни пробовали наркотики,1% употребляют их регулярно. Представители криминальной среды крайне заинтересованы, чтобы первый опыт подростков по употреблению наркотика повторился. Ведь это деньги.

Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребёнка к наркотикам:    

1.   Резкая смена друзей.

2.   Резкое ухудшение поведения.

3.   Изменение пищевых привычек.

4.   Случаи забывчивости, бессвязная речь.

5.   Резкие перемены настроения.

6.   Полная утрата прежних интересов.

7.   Внезапное нарушение координации движений.

8.   Частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах.

9.   На фоне полного здоровья – расширение зрачков, покраснение глаз, кашель, насморк, рвота.

Однако быть внимательным к ребёнку – это не значит пристально следить за каждым его шагом и подозревать во всём плохом. Это значит – любить и поддерживать его. Очень давно известная актриса Марлен Дитрих так сказала о своей маме: «Твёрже пола под ногами, когда я была маленькой. Твёрже скалы, когда нужна поддержка, и много твёрже скалы в том момент, когда стоишь без помощи и готов бежать сломя голову».

2. Ответственность несовершеннолетних.

Кодекс об административных правонарушениях

Статья 20. 20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Статья 20. 21. Появление (в общественных местах в состоянии опьянения).

Статья 20.22. Распитие и появление, а также употребление наркотических, психотропных веществ несовершеннолетними в возрасте до 16 лет. Влечёт наложение административного штраф на родителей или их законных представителей в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда.

Уголовный кодекс.

Статья 228. Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (лишение свободы на срок от 3 до 10 лет).

Статья 230. Склонение к употреблению наркотических средств или психотропных веществ (лишение свободы на срок от 2 до 8 лет).

Статья 231. Незаконное культивирование (штраф в размере от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда).

Статья 232. Организация притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (лишение свободы на срок от 3 до 7 лет).

Попробуйте помочь понять им, что…

Средства массовой информации часто создают привлекательные образы людей, которые употребляют алкоголь и курят, но в реальной жизни не так много и не больше, чем среди непьющих и некурящих.

Алкоголь и наркотики притупляют разум и могут нарушать координацию движений, но они не помогают решить ни одну проблему.

Ни сигарета, ни алкоголь, ни наркотики не способны превратить ребёнка во взрослого человека. Только время и опыт могут сделать это. Более того, употребление алкоголя несовершеннолетними является нарушением закона, ровно как и курение детьми до 14 лет.

Отсутствие зависимости от табака, алкоголя или наркотиков в будущем поможет приобрести хороших друзей занять лучшее положение в обществе. Чтобы стать успешным в жизни, дети должны научиться эффективно общаться, уметь действовать в коллективе и выбирать друзей, не имеющих зависимости от алкоголя и наркотиков.

Абсолютное большинство известных актёров, музыкантов, певцов, которых часто видим на экранах, приходят к выводу о необходимости трезвого образа жизни, а те, кто этого не понял, плохо заканчивают.

Приёмы противостояния вредным привычкам.

  • Учите подростка иметь свою индивидуальность. Рассказывайте ему, что делает человека особенным и уникальным. Поговорите с ним о людях, которых он уважает о том, почему они этого достойны.
  • Изучите с ним значение слова «дружба». Попросите его составить список качеств, которыми он бы охарактеризовал бы друга, а другой список – недруга. Напишите свои списки, сравните их.
  • Многие родители учат ребёнка вежливости. Это хорошо. Но объясните подростку, что существуют ситуации, когда о вежливости нужно забыть. Например, когда на него кто-то оказывает давление с целью заставить курить, принимать алкоголь или наркотики, надо твёрдо сказать «нет».
  • Избавьте детей от соблазна. Не разрешайте вашим детям ходить к друзьям, когда их родителей нет дома, не допускайте, чтобы они становились участниками «скрытых» компаний. Никаких вечеринок в отсутствии родителей.
  • Стимулируйте участие подростка в общественной жизни школы и класса, в спорте, музыке, не требуя от него, чтобы он был лучшим. Тогда будет меньше вероятности, что увлечётся плохим.
    Больше проводите времени с ребёнком, дети это ценят и гордятся.
    Очень важно, как родители ведут себя в отношении алкоголя и курения. Поступки детей более ответственны, когда родители показывают пример.
  • Есть простая закономерность: чем больше подростков, окружающих вашего ребёнка, употребляют алкоголь или курят, тем больше вероятность, что он будет поступать так же. Пусть ребёнок вращается в благополучной среде.

Памятка родителям от ребёнка.

Не балуйте меня

Не бойтесь быть твёрдым со мной

Не полагайтесь на силу

Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить

Не заставляйте меня чувствовать себя младше

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей

Не пытайтесь читать мне нотации

Не забывайте, что я люблю экспериментировать

Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и одобрения

И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же...

Любите своих детей, но не будьте слепыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика девиантного поведения среди младших школьников.

В  данной  статье  содержатся рекомендации   социальному  педагогу,  классному  руководителю   по ранней профилактике девиантного поведения  среди...

Социальный проект "Профилактика вредных привычек у младших школьников"

Презентация по профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста....

Обобщение АПО на тему:" Нейропсихологический подход в профилактике нарушений письменной речи младших школьников"

Ведущая педагогическая  идея опыта: Создание условий для повышения грамотности учащихся младшего школьного возраста через использование традиционного психолого-педагогического и нейропсихологичес...

Рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников.

В методической разработке представлена рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников,  имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Рассматриваютс...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ НАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ "ПРОФИЛАКТИКА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение являются базой и средством дальнейшего обучения.Ошибки письма носят у младших школьников с...

Профилактика нарушений осанки у младших школьников (1-4 кл.)

Здесь вы, уважаемые родители, можете найти материалы и памятки с упражнениями для профилактики распространенных нарушений у младших школьников...

Значение профилактики компьютерной аддикции у младших школьников (cтатья)

Значение профилактики компьютерной аддикции у младших школьников (cтатья)...