Обобщение АПО на тему:" Нейропсихологический подход в профилактике нарушений письменной речи младших школьников"
учебно-методический материал по теме

Шипилова Елена Николаевна

Ведущая педагогическая  идея опыта: Создание условий для повышения грамотности учащихся младшего школьного возраста через использование традиционного психолого-педагогического и нейропсихологического подходов  в системе логопедических занятий по коррекции дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_shipilovoy_e.n.docx115.44 КБ

Предварительный просмотр:

Шипилова  Елена  Николаевна

Областное государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования специалистов 
«Белгородский институт развития образования»

Нейропсихологический подход в профилактике нарушений письменной речи младших школьников

                                     

                             

   

   

                                          Шипилова Елена Николаевна,

                    учитель-логопед

                                                МБОУ  «Основная общеобразовательная

 Каплинская школа»                                                                                                                                                                                                                                                                                  Старооскольского городского округа

Белгород                                                                                                                                                              2013


Содержание:

Информация об опыте …………………............................................................ 3

Технология опыта……………………………………………………………….6

Результативность опыта………………………………………………………11

Библиографический список……………………..............................................15

Приложение к опыту…………………………………………………………...17

Тема опыта: «Нейропсихологический подход в профилактике нарушений письменной речи младших школьников»

Раздел I                                                                                                                                                                  Информация  об опыте

        Условия возникновения и становления опыта. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная Каплинская школа» находится в селе Федосеевка. Её посещают дети с близлежащих сёл, где преобладают семьи со средним специальным и средним техническим образованием. В силу своей занятости и недостаточной информированности, родители не могут оказать квалифицированную помощь ребёнку с речевым нарушением в достаточно полном объёме. Ещё одним усложняющим фактором является  проведение  логопедических занятий в послеурочное время, когда ученикам начальной школы уже трудно усваивать речевой материал, что тоже не способствует  повышению грамотности  обучающих.    

          Началом работы по теме опыта стало изучение результатов исследования развития речи и интеллекта. Психолого-педагогический мониторинг, проведённый в крупнейших городах страны, показал, что индекс интеллекта детей, поступающих в первый класс, ежегодно снижается на 1,5-3%. Как следствие этого – низкий уровень развития речи, который  имеют 25-30% первоклассников. Начальная диагностика речевых нарушений по методике Т.А. Фотековой [29] , проведённая в МБОУ «ОО Каплинская школа», выявила, что у первоклассников недостаточно полно сформированы объём зрительного и слухового восприятия, навыки языкового анализа и синтеза, словообразования, у них неустойчивое внимание, слабая речевая память. По результатам исследования видно, что 4 уровень успешности (самый высокий) встречается только у  8% детей.

Учебный год

Количество зачисленных  на логопедический пункт детей

   Уровень

Время     диагностики  

IV уровень

III уровень

Количество человек

%

Количество человек

%

Сентябрь 2010

25

На начало учебного  года

8

32

17

68

I уровень успешности  –  ниже 44,95 %                                              

II уровень успешности  –  45%-64,9%

III уровень успешности  –  65 %-79,9%                                                  

IV уровень успешности  –  80%-100 %

Актуальность. В Концепции модернизации российского образования обозначена задача – «обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения» [26]. Поэтому тема опыта представляется актуальной, так как применение нейропсихологических методик значительно расширяет информацию о ребенке, и педагогическая стратегия может быть личностно-ориентированной и, значит, более эффективной. Практика коррекционной работы выявила  следующие противоречия:                                                                                                                      - между требованиями ФГОС по родному языку и затруднениями у младших школьников  с недоразвитием речи в усвоении школьной программы;

- между успешностью овладения письменной речью у учащихся и сформированностью у них операций и психических функций, ответственных за формирование письма.

        Выявленные противоречия дают  основания  сформулировать проблему

выявления, предупреждения и коррекции  нарушений  письменно-речевой  деятельности  у детей с нарушениями речи. В настоящее время недостаточно использовать традиционные методы коррекции, так как они не всегда устраняют первопричину нарушений и не приносят устойчивого положительного результата. Необходим нейропсихологический подход к исправлению  речевых ошибок на письме у младших школьников, направленный на  развитие речевых функций с опорой на сохранные анализаторы. Он обусловлен и вводом Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, требующих учета «индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения».

Ведущая педагогическая  идея опыта: Создание условий для повышения грамотности учащихся младшего школьного возраста через использование традиционного психолого-педагогического и нейропсихологического подходов  в системе логопедических занятий по коррекции дисграфии.

Длительность работы  над опытом:

I этап – сентябрь, октябрь 2010 г. – всестороннее обследование детей с речевыми недостатками, выявление наиболее распространённых ошибок, причины их возникновения, определение оптимальных условий их исправления.

II этап – 2010-2013 г.г. – создание системы работы на основе использования современных рекомендаций по проведению занятий, пропедевтика нарушений письменной речи, разработка поурочного планирования и методических рекомендаций с применением новых методов и приёмов, проведение родительских собраний для ознакомления.

III этап – май 2013 г. –  итоговая диагностика.

Диапазон опыта: Система коррекционных логопедических занятий с учащимися начальных классов.  

Теоретическая база опыта.  Практическое применение опыта основано на теории известных педагогов, нейропсихологов, дефектологов. Методологической основой нейропсихологического направления исследования дисграфии у детей являются фундаментальные теоретические положения Л.С. Выготского [8] и А.Р. Лурия [17] о системном строении высших психических функций. А.Р. Лурия с другими советскими психологами (А.В. Запорожцем, Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым и др.) разработали научно обоснованные методы восстановления различных психических функций – двигательных, гностических, речевых, интеллектуальных. Методические рекомендации ведущих педагогов-дефектологов и практикующих учителей-логопедов Р.И.Лалаевой [16], И.Н. Садовниковой [23], Т.А.Алтуховой [1] О.Б.Иншаковой [14], используемые в работе позволяют развивать речевую активность наиболее эффективно, «поднимать» речевое развитие детей на новый уровень.

       Согласно данным Т.В. Ахутиной [2], Л.С. Цветковой [30], Л.В.Семенович [25], дисграфия у школьников может быть следствием нарушения любого из функциональных компонентов письма. Это можно заметить по типичным ошибкам, выявленным в результате обследования учащихся младших классов МБОУ «ОО Каплинская школа». На сегодняшний день необходимо, по мнению Л.С. Волковой,                       «создание современных комплексных психолого-педагогических, нейропсихологических и нейролингвистических методик, которое поможет вскрывать... истинные механизмы и ведущее ядро речевого дефекта» [7].

          На первом этапе овладения графическим навыком письма имеет место неадекватная затрата сил, вовлечение в действие лишних мышц. В результате возникает сильное напряжение мышц руки, лица, туловища, сердечнососудистой и дыхательной системы. Поэтому применяемые на логопедических занятиях систематические упражнения для общей и мелкой моторики, разминки для мозга, релаксация, дыхательные упражнения, элементы развивающих технологий, хорошо помогают детям включаться в процесс обучения.  

      Новизна опыта заключается в  совершенствовании диагностики и пропедевтики нарушений письменной речи на основе использования традиционных и нейропсихологических методик.

     Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта: система коррекционных логопедических занятий, система начального и дошкольного обучения,  внеклассной работы.

Раздел II

Технология опыта

Цель опыта – развитие  грамотности и орфографической зоркости у детей с нарушением письма с опорой на психолого-педагогический подход к обучению.

       Для её достижения  поставлено ряд  задач:

-  Изучение  особенностей  формирования навыка письма у детей с точки   зрения нейропсихологии и нейролингвистики.

-   Диагностирование  речевого развития  младших школьников.

- Формирование психологической базы письменной речи: восприятия, внимания, памяти, мышления.

- Активизирование нарушенных или ослабленных функций, отвечающих за физическое и психическое здоровье ребёнка.

- Определение методов и приёмов обучения, оптимальных для коррекции письменной речи.                                                                                                                          

        Опыт опирается на психолого-педагогические принципы :

1. Принцип «от простого к сложному». При этом главное — определить, что именно является сложным или простым при данном нарушении функции.

2. Принцип учета объема и степени разнообразия материала (вербального и картиночного). Объем не должен загружать внимание, поэтому он не может быть очень большим или слишком разнообразным;

3. Принцип учета сложности вербального материала. Необходимо учитывать объективную и субъективную частотность лексики, фонематическую сложность, длину слов, фраз, текста;

4. Принцип учета эмоциональной сложности материала. Он должен создавать положительный эмоциональный фон для занятий, положительный настрой ребёнка.

       Используя психолого-педагогический подход к коррекции дисграфических ошибок, логопедическая работа была разделена на этапы:                 

I  Своевременная диагностика. 

       Речевое обследование проводилось  в начале и конце учебного года и  включало изучение анамнеза каждого ребёнка. Более полную информацию даёт диагностика Т.А. Фотековой, применяя которую, изучалось состояние основных речевых и психических функций, лежащих в основе чтения и письма, у детей, поступивших в первый класс.  Переработанный вариант диагностики  предоставлен в  приложении №1. В процессе работы определялась основа для компенсации, выявлялось, на какие сохранные качества ребёнка можно опереться. Для этого использовалось адаптированное нейропсихологическое исследование Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. В эту диагностику включается не только исследование состояния речевых функций, но и изучение уровня развития мелкой моторики, зрительно-моторных координаций, пространственных и временных представлений, психических функций, тесно связанных с речью (произвольное внимание, восприятие, память,мышление)(приложение  №2). 

II  Профилактика речевых нарушений на письме.    

       С целью профилактики дисграфических ошибок  проводится  последовательная работа  по следующим направлениям:

Коррекция

Используемые

приёмы

Цель

Содержание

1

Активизация работы больших полушарий

Создание благоприятных условий для самостоятельной компенсации мозга

Выявление  скрытых способностей ребёнка и расширение границы возможностей мозга

Разработанные

рекомендации и консультации для учителей и родителей

2

Развитие психических функций

Гимнастика для мозга, правильный подбор упражнений и времени проведения

Повышение работоспособности, уменьшение количества ошибок

Составленный  комплекс упражнений для развития психических функций

3

Тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук

Упражнения для мелкой и общей моторики

Повышение уровня развития речи   и других психических процессов

Практический материал для общей и мелкой моторики ребёнка

4

Активизация межполушарного взаимодействия

Кинезиологические  упражнения

Повышение работоспособности и концентрации внимания учащихся

Составленный комплекс  кинезиологических упражнений

5

Воздействие на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез

Цветотерапия

Активизация деятельности учащихся

Игровые моменты, наглядные пособия

6

Нормализация питания обоих полушарий мозга, профилактика болезней дыхательных путей и сердечнососудистой системы

Дыхательные  упражнения

Воспитание правильного речевого дыхания,  повышение тонуса, улучшение качества выполняемых заданий

Разработанный комплекс дыхательной гимнастики

 

        Уровень грамотности зависит от работы больших полушарий  головного мозга, от их взаимодействия. Незрелость структур левого полушария мозга, доминантного в речевом процессе в сочетании с развитым воображением, за которое отвечает правое полушарие, – это не такой уж редкий случай активного школьника с ярким воображением и абсолютно неграмотного. Поэтому главное – не упустить момент: мозг пластичен до 12 лет, и в этом возрасте изъяны легко поправимы. Иногда бывает достаточно создать благоприятные условия, чтобы мозг компенсировался самостоятельно.  Для этого были разработаны рекомендации  для учителей и  родителей.  Систематическое и  правильное их применение позволяют повысить работоспособность детей  и улучшить качество обучения  (приложение№3).                                                              

Психолого-педагогический подход позволяет проводить профилактику нарушения письма путём развития психических функций. Поэтому в структуру логопедических занятий целесообразно включать гимнастику для мозга. Разработанный комплекс упражнений для развития психических функций используется для мобилизации  силы обучающихся при усвоении материала, улучшения переключаемости с одного вида деятельности на другой. Уменьшению количества ошибок способствует правильно подобранные упражнения и время проведения мозговой гимнастики (приложение  №4).                                                                                                              

           Для стимуляции учебной деятельности на занятиях часто  используются упражнения для мелкой моторики. На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важную роль в становлении реакций. Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функций рук. Таким образом, разработанный комплекс для тренировки функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребёнка, но и развитие психики и речи. (приложение  №5).

        Данный опыт представляет комплекс  кинезиологических упражнений, развивающий межполушарное взаимодействие, способствующий повышению работоспособности, концентрации внимания учащихся. Их использование на логопедических коррекционных занятиях позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличие от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходят на уровне спинного мозга. Применение кинезиологических упражнений даёт результаты при соблюдении следующих условий:  

  • Систематичность выполнения
  • Постепенное увеличение темпа и сложности
  • Точность выполнения движений и приёмов

       Выполнение стандартных учебных действий на занятиях чередуются с кинезиологическими упражнениями; при вовлечении учащихся в творческую деятельность упражнения следует проводить до начала работы. Для логопедических занятий разработан комплекс упражнений, используемый для повышения усвоения материала ( приложение №6).                  

        В становлении речи важны дыхательные упражнения, позволяющие ребёнку правильно оформлять звуковую сторону речи, нормализовать питание обоих полушарий мозга, дыхательных путей и сердечнососудистой системы. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это процесс управляемый. Оно считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен или слишком большой вдох. Регулярные занятия по разработанному комплексу дыхательной гимнастики способствуют воспитанию правильного речевого дыхания, профилактике болезней дыхательных путей. Используемые упражнения этого комплекса позволяют выработать правильное носовое дыхание, которое способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение (приложение №7). У детей повышается тонус, улучшается качество выполняемых заданий.

       Цветотерапия. Через рецепторы зрительного нерва осуществляется проведение энергии цвета и цветовых ощущений из внешнего мира к различным отделам ЦНС. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и  другие, жизненно важные органы и процессы в организме. Эти знания эффективно применяю в учебно-коррекционном процессе. Например: в начале урока демонстрируется игровой момент с красным предметом («Сигнальные огоньки» красного цвета мобилизуют) или  оранжевым («Чудесный мешочек» концентрирует внимание). Для минуток релаксации (приложение№7) часто использую белый цвет. Он нейтрализует агрессию, отрицательные эмоции и полезен как в окружении (снегопад, облака), так и в одежде, игрушках. Поэтому на занятиях в физкультминутках, для создания благоприятного климата, применяю игровой момент со снежным полем или белым облаком.

III  Коррекционно-логопедическая помощь. Важное условие занятий – неосознанный процесс запоминания в момент спокойной предметно-игровой деятельности, многократное повторение. Реализация этих целей осуществляется как традиционными формами проведения занятий, так и новыми методами и приёмами коррекции.  В настоящее время  школьной практике широко используется обучение  с использованием образовательных развивающих технологий. Такие технологии можно адаптировать и использовать в коррекционно-педагогическом процессе. Одна из них – методика педагога-новатора С.А. Белолипецкого «Метод врождённой успеваемости» [3]. Способ обучения был адаптирован и использован  в опыте на этапе обучения грамоте в соответствие с основными принципами логопедической коррекции и специфики детского восприятия и мышления.  Методика работы :

  • Обучение начинается с изучения согласных букв алфавита. Научившись присоединять к ним гласную А, ребёнок уже начинает читать и писать отдельные слова. К седьмому уроку он может усвоить 30 слов и несколько простых предложений.  
  • Для развития ассоциативного мышления  были разработаны индивидуальные комплекты образных картинок, которыми  дети пользуются на занятии. Картинки помогают  выделять в слове первую букву и легко её запоминать. Наглядно демонстрируется ребёнку сходство между картинкой и буквой. Для этого накладывается прозрачная плёнка (можно использовать папку-файл) на рисунок, например лестницу, раскрашивается  фломастером, отмечается сходство между лестницей на картинке и буквой  Л  на плёнке (приложение №8).
  • Гласные буквы вводятся постепенно. При таком последовательном подходе ребёнок вскоре начинает писать слова с различными гласными и небольшие тексты.
  • Для фронтальных занятий используются  комплекты индивидуальных таблиц для чтения и письма. Они были адаптированы к уровню развития детей школьного логопункта. Разделительная чёрточка стоит строго после гласной буквы  и имеет соединительный  характер. Читая и списывая  нараспев первый слог, ребёнок может удлинить в нём звучание гласной, сосредоточив при этом своё внимание на следующей букве или слоге. Это позволяет добиваться слитного произнесения всего слова. Но эта чёрточка ни в коем случае не показывает деление слова на слоги.

ПРЯ--НИ—К

ТРЕ--НЕ--Р

КРЮ--ЧО--К

КЛЮ--ЧИ--К

ПРИ--ВЕ--Т

ЗВЕ--РЁ--К

  • Каждому этапу обучения соответствуют группы слов различных буквенных конструкций (односложные слова, слова со стечением, двусложные, слова с мягким знаком, с различной слоговой структурой) и предложений. Специально подобранные слова разбиты на серии с учётом возрастания сложности. С их помощью можно также расширить диапазон дыхания. Оттого, как ребёнок научится  регулировать своё дыхание, зависит скорость и лёгкость чтения и письма  в дальнейшем.

РА--К

МА--К

ЛА--К

ПА--Р

ША--Г

СА--М

ША--Р

ГРА--Д

ФЛА--Г

ЗНА--К

БРА--Т

КРА--Н

ВРА--Г

СКА--З

МА--МА

ПА--ПА

КА--ША

МА--ША

ВА--ЗА

ПА--РА

РА--НА

ДЕ--НЬ

ПЕ--НЬ

ЛЕ--НЬ

ТЕ--НЬ

ВЕ--ЩЬ

ДИ--ЧЬ

ПЕ--ЧЬ

МАГНИТОФОН

ПРИВИДЕНИЕ

ПОДОРОЖНИК

ЛИТЕРАТУРА

МЕТРОПОЛИТЕН

ВИДЕОКАССЕТА

ГАРДЕРОБЩИЦА

ГРАМПЛАСТИНКА

  • Цвет рамок соответствует логопедическим нормам обозначения твёрдых и мягких звуков. Дифференциация твёрдых и мягких согласных нарабатывается практикой.
  • Слова  с  правилами  подчёркнуты.

МОЧАЛКА

КАЧАЛКА

ДУДОЧКА

ЗАДАЧКА

КУРОЧКА

БАБОЧКА

  • Гласные буквы выделены красным цветом. Это помогает ребёнку узнавать их среди остальных букв и правильно произносить.
  • Рамки со словами помогают ребёнку концентрировать внимание (плюс оранжевый мешочек). Имеющиеся в рамках ориентиры позволяют вырабатывать навык правильного слежения. Когда внимание ребёнка станет более устойчивым, можно переходить к списыванию слов без рамок.
  • Широко используются игровые упражнения, которые помогают ребёнку лучше усваивать учебный материал. Если ребёнок испытает радость от первого знакомства с буквами, то наверняка подружится и со всей книгой.          Игровой метод  наряду с применением  нетрадиционных форм проведения занятий повышает активность учащихся, формирует положительную мотивацию к получению знаний, способствует удержанию внимания на всех этапах урока.

        Эта технология в  коррекционной деятельности приводит к возникновению очень важной для познавательного развития ребёнка сенсорно-перцептивной способности, к развитию концентрации внимания, умения сосредоточиться на содержании и выполнении игрового задания, придавая вниманию устойчивость и произвольность.                              

        Использование опыта рекомендуется для работы учителям-логопедам,  дефектологам, учителям начальных классов, воспитателям ДОУ в подготовительных группах.  

Раздел III

Результативность опыта

       

       Для определения результативности применения нейропсихологического  подхода  в профилактике нарушений письменной речи младших школьников

был проведен мониторинг в 1-2 классах до использования нейропсихологического  подхода  в образовательном процессе в 2009 году и во время его использования с 2010 года. 

Диагностика состояния письма (диктант) группы обучающихся 1 класса с фонетико-фонематическим  и общим недоразвитием речи

       Анализируя опыт работы, видно, что количество детей, исправивших речевые нарушения на письме и повысивших свою успеваемость, увеличивается.

      В сравнительных диаграммах можно заметить уменьшение количества дисграфических ошибок уже в 1классе. Становится больше диктантов, в которых нет ошибок.    

2009-2010 учебный  год

 (использование традиционных методик)

           

-

2010-2011 учебный  год

 (использование нейропсихологических методик)

-

Сравнительные показатели уровня развития связной речи учащихся 1-х классов

(по методике «Последовательность событий», авторы Забрамная С.Д., Боровик О.В.)

Основным показателем развития связной речи является умение четко и ясно, грамматически правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. С целью определения эффективности использования  нейропсихологических методик в  коррекционно-развивающих логопедических занятиях проводился анализ сформированности связной речи первоклассников. По данным таблицы, можно сделать вывод о положительных результатах  у детей, зачисленных на логопункт.

Учебный год

Количество зачисленных  на логопедический пункт детей

           Уровень

Время  диагностики  

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1 класс

2009-2010

25

На конец

уч. года

11

44

7

28

7

28

1класс

2012-2013

25

На конец

уч. года

14

56

8

32

3

12

Сравнительная диагностика состояния письма (диктант) и чтения группы обучающихся 2-х классов с нарушением чтения и письма, обусловленным фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи

          При систематическом применении нейропсихологического подхода улучшается техника чтения и написание  диктантов с творческим дополнением. Это видно по результатам анализа письменной речи учащихся 2-го класса  2011-2012 учебного года. У второклассников (2009-2010 учебный год), при логопедической коррекции которых использовался только традиционный подход, процент результативности ниже.

Группа

Уменьшение количества дисграфических и дислексических ошибок на %

Письменные работы  

 (диктанты)

  Чтение

2 класс

НЧП/ФФНР,ФНР,ОНР

      (2009-2010 учебный год)

на 57%

  на 35%

             2 класс

НЧП/ФФНР, ФНР

(2011-2012 учебный год)

на 66%

на 59%

Результативность работы логопедической службы за последние три учебных года

      Повышается уровень сформированности речевых умений и навыков. Растёт процент детей, выпускаемых с полностью исправленной речью (от 83% до 92%). Меньше детей остаётся для продолжения курса занятий (от 7% до 3%). Сведения о количестве обучающихся на логопедическом пункте и результатах обучения представлены в диаграмме: 

     

       Опыт показывает, что очень трудно удержать внимание детей с нарушениями речи, пробудить в них интерес к содержанию урока, к процессу обучения в целом, а так же добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях. Система  упражнений, разработанная с использованием нейропсихологических методов и приёмов,    позволяет предупреждать и устранять проблемы нарушения письма (дисграфии), повышать качество обучения

         Л. С. Цветкова, опираясь на свой опыт, подчеркивает необходимость системного применения методов восстановительного обучения, обеспечивающих комплексное воздействие на дефект и восстановление поведения в целом. Практика показала, что изолированные методы или приемы могут привести лишь к частичному и малоустойчивому эффекту, к восстановлению изолированной операции,  а не функции в целом.

       Поэтому основная задача учителя-логопеда – так построить обучающий процесс, чтобы точно определить  и использовать основы для компенсации. Опора на  сохранные  качества ребёнка в процессе коррекции через психолого-педагогический подход будет способствовать росту грамотности обучающихся младшего школьного возраста.

             

Библиографический список:

1. Алтухова,Т.А. Нейропсихологические основы предупреждения и коррекции нарушений письменной речи //Учебно-методическое пособие/ Т.А. Алтухова –  Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. – 64 с.

2. Ахутина,Т.В. Нейропсихологическая диагностика обследования письма и чтения младших школьников/ Т.В.Ахутина, О.Б.Иншакова. – М.: В.Секатев, 2008.                                                                                                                           3. Белолипецкий , С. А. Метод врождённой успеваемости/ С.А.Белолипецкий –  М.: Эксмо, 2009. – 96с.                                   

4.Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика?/ М.М.Безруких, Ефимова,С.П.  –  М.: Просвещение, 1991.

5. Брагина,Н.Н. Функциональные  ассиметрии  человека/ Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова –  М.: Просвещение, 1981.

6. Бадалян,Л.О. Невропатология/ Л.О. Бадалян –  М.: Просвещение, 1987.

7. Волкова, Л.С. Логопедия/ Л.С. Волкова –  М.: Просвещение, 1989 г.

8. Выготский,Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1976.

9. Винарская,Е.Н. Ранее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии/ Е.Н. Винарская –  М.: Просвещение, 1987.

10. Дудьев,В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология. – 1999. – №4.

11. Ефименкова,Л.Н. Коррекция устной и письменной речи/ Л.Н. Ефименкова – М.: Просвещение, 1999.

12. Жукова, Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии/ Е.М. Жукова – М.: Медицина, 2001.

13. Зинченко, С.Н. Почему детям бывает трудно учиться/ С.Н. Зинченко –  К.: Рад.шк.,1987.

14. Иншакова,О.Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма. Принципы и методы коррекции нарушений речи/ О.Б. Иншакова – С-Пб.: Образование, 1997.

15. Коваленко,О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы/ О.М.  Коваленко – М.: АСТ Астрель: Транзиткнига, 2006.

16. Лалаева,Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах/ Р.И. Лалаева – М.: Владос, 1998.

17. Лурия,А.П. Основы нейропсихологии/ А.П. Лурия – М.,1973.

18. Логопедия /  Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

19. Милостивенко,Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей/ Л.Г. Милостивенко. – С.-П.: Стройлеспечать, 1995.

20. Менчинская,Н.А. Обучение и умственное развитие // Обучение и развитие / Н.А. Менчинская. – М.: Просвещение, 1966.

21. Осипенко, Т.Я. Психоневрологическое развитие дошкольников / Т.Я. Осипенко–М.:Медицина,1996.                                                                                                                          22. Российская, Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей/ Е.Н. Российская – М.: Айрис-пресс, 2004. – 240с.(Библиотека логопеда-практика).

23.Садовникова,И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников/ И. Н.Садовникова –  М.: ВЛАДОС, 1995.

24. Соболева, А. Хочу грамотно писать/А.Соболева, А. Потанина – М.: Медицина,1999.                                                                                                      25. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза//Учебное пособие/ А.В Семенович. – М.: Генезис, 2007. – 474 с.

26.Сердюкова, Н.С. Нормативно-правовое сопровождение введения Федеральных государственных стандартов начального общего образования в Белгородской области //Методические рекомендации  / Н.С. Сердюкова,  Е.В. Посохина, Л.В.Серых –  Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2011.- 136 с.

27. Филиппова,С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму/ С.О. Филиппова–С.-П.:Детство-Пресс,2001.                                                                                                         28. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – М.: Альфа, 1985.

29. Фотекова, Т.А.  Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов//Пособие для логопедов и психологов/ Т.А.Фотекова,  Т.В.Ахутина – М.: АРКТИ, 2002. – 136 с. (Библиотека практикующего логопеда)

30. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление/ Л.С. Цветкова – М.: Москва-Воронеж, 2000.

31. Шанина,Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления    межполушарного   взаимодействия у детей и подростков/  Г.Е. Шанина –  М.: ВНИИФК, 1999.

Приложение к опыту

1.Приложение №1– Речевая карта и психоречевой профиль учащегося ………

2. Приложение №2 –  Нейропсихологическое обследование…………………...

3. Приложение №3 – Рекомендации родителям………………….........................

4. Приложение №4 – Программа «Использование приёмов психогимнастики

на логопедических занятиях с обучающимися  начальной школы»……............

 

5. Приложение №5 – Комплекс упражнений для развития силы и гибкости пальцев ………………………………………………………………………….......

6.Приложение №6 – Комплекс кинезиологических упражнений ………………

7. Приложение №7 –  Комплекс дыхательных упражнений……………….……

8. Приложение №8 – Ассоциативные картинки по методике С.А. Белолипецкого……………………………………………………………………...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками с функциональным нарушением зрения 1 класс (IV вида) по профилактике нарушений письменной речи

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 класса  с ОВЗ  адресована  педагогам  коррекционных  школ,   классов  IV вида при ОУ....

Нарушения письменной речи младших школьников.

В данном материале рассматриваются основные группы дисграфических ошибок письма. Приводятся примеры.Материал будет полезен учителям начальных классов и родителям....

Обобщение опыта по теме "Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи".

Основной трудностью в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи является неумение связно излагать свои мысли. в данном пособии подобраны упражнения, которые помогут ученикам при построени...

Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза как основа коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.

Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание о...

Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников

В статье описываются задания и упражнения, выполняя которые можно предотвратить появление дисграфии....

Рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников.

В методической разработке представлена рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников,  имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Рассматриваютс...