КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ НАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ "ПРОФИЛАКТИКА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
консультация на тему

Лейнгард Оксана Зуфаровна

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение являются базой и средством дальнейшего обучения.Ошибки письма носят у младших школьников стойкий характер, каждая из которых требует анализа в конкретном случае. Наличие стойких ошибок   говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма – дисграфия.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и, обусловленное несформерованностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Поэтому не случайно проблема профилактики  и коррекции  нарушений письменной речи представляет интерес не только для специалистов (логопедов, психологов, лингвистов), но и для учителей начальных классов и русского языка.

Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности. Эта важная задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве.

Представляю, Вам консультацию для учителей начальных классов.Главная цель- познакомить учителя  с этапами профилактической работы , раскрыть главную цель каждого этапа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_uchiteley.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 87

454016, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 61-а

Консультация для учителей начальных классов на  тему:

«Профилактика нарушения письменной речи у школьников».

Учитель-логопед

Лейнгард Оксана Зуфаровна

г.Челябинск 2013

Профилактика нарушения письменной речи у школьников.

 Представляю перечень рекомендуемых заданий по профилактике нарушений письменной речи, которые учитель начальных классов может свободно включать в образовательный процесс, на уроках русского языка и чтения.

Профилактическая  работа  строится поэтапно:

1    этап: развитие языкового анализа и синтеза;

          2    этап: развитие слогового анализа и синтеза;

          3    этап: развитие фонематического анализа и синтеза.

1 этап работы – развитие языкового анализа и синтеза.

Основная задача: научить детей различать языковые единицы, умение определять количество, последовательность и место слов в предложении, умение видеть начало и конец предложения.

 Анализ предложения

Рекомендуемые задания:

  • Сосчитайте сколько слов в предложении.
  • Укажите первое и втрое слово в предложении.
  • Составьте предложение по данному образцу.

Мальчик сидит.     Мама …… .    Кошка … .  

  • Придумайте предложение в два слова.

Работа с деформированным предложениием

  • Составь из данных слов предложение
  • Вставь пропущенное слово, предлог.

Работа с текстом

  • Определи на слух количество предложений
  • Поставь точки в конце предложений (работа с текстом без знаков препинания)
  • Составь из данных предложений текст

 Распространение предложений, увеличивая количество слов

  •  Составьте предложение сначала из трёх слов, затем из четырёх,пяти, более слов, если уже дано предложение из двух слов.

Девочка чистит. Девочка чистит картошку. Девочка чистит картошку ножом. Девочка чистит крупную картошку ножом.

  • Прослушайте предложение. Каждое предложение увеличьте на  одно, два, три, четыре слова.

Оля читает. Дети собирали. Лена подарила. Машина проехала. Вова ел.

  • Подберите к вопросу слово так, чтобы получилось предложение. Посчитайте количество слов в последующем предложении.
  •  Прослушайте предложение. Каждое предложение сократите до четырёх, трёх, двух слов. Назовите главные слова в предложении. Распространите короткое предложение самостоятельно.

Составление графических схем предложения.

  •  Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней своё предложение.

═══  ─── .  Оживают деревья.

───  ═══.   Почки набухают.

Моросит дождь. Загремел гром. и т.п.

  •  Составьте предложения по предложенной схеме (предлагается 4 –5 различных схем)

Выделение из текста предложений с определённым количеством слов.

  • Подними руку, когда услышишь предложение, состоящее из двух, трёх, четырё, пяти, шести слов.
  •  Поднять цифру соответственно количеству слов предъявленного предложения (предлагаются небольшие тексты).

2 этап работы – развитие слогового анализа и синтеза.

Основная цель данного этапа  – научить детей определять слоговой состав слов, делить слова на слоги и выделять гласные звуки, которые и помогают правильно разделить слово на слоги.

Формирование слогового анализа с опорой на вспомогательные средства.

  •  Прослушайте слова и назовите первый и второй слоги слова.
  • Допишите слова.

ра…        но…        Зи…

во…        гу…        ла…

  • поднять цифру, соответствующую количеству слогов в слове.
  • выделить первый слог из названных картинок, записать его.
  • определить пропущенный слог в слове с помощью картинки
  • найти в словах по слуху первый слог, второй, третий.
  • составить слово из слогов, данных в порядке, в беспорядке.
  • выписать из стихов слова сначала в один слог, потом в два слога, затем три и четыре слога

3 этап работы – развитие фонематического анализа и синтеза.

Формирование функции фонематического анализа и синтеза

         - найти в слове первый слог и назвать в нём звуки

- найти в слове второй слог и назвать в нём звуки

- прослушайте и назовите каждый звук в предложенных словах, составьте эти слова из букв разрезной азбуки и прочитайте их

- назвать все звуки в словах по порядку, прочитать и списать предложенные слова

- прослушать и назвать первый, второй звуки в предложенных словах

- назвать все звуки в предложенных словах и сложить из букв разрезной азбуки и подчеркнуть две первые буквы

- прочитать и выписать слова с двумя согласными буквами в начале слова

- прослушать и назвать третий, четвёртый звук в предложенных словах

- назвать все звуки в предложенных словах и сложить из букв разрезной азбуки и подчеркнуть две последние буквы

- прочитать и выписать слова с двумя согласными в конце слова

- прочитать и найти два первых и два последних звука в предложенных словах

- прочитать и назвать три первых звука в предложенных словах

- списать и подчеркнуть две первые и две последние буквы в предложенных словах

- прочитать предложения и выписать слова с несколькими согласными, стоящими рядом

Закрепление фонематического анализа, синтеза, звукобуквенного конструирования слов

- вставить пропущенные буквы в слова

- составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки выбрать из предложения слова с определённым количеством звуков, устно назвать их и записать

- добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово

- подобрать слова с определённым количеством звуков

- преобразовать предложенные слова

- из данного слова составить другие слова

- от записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова

- составить графическую схему предложения

- разгадать ребус

- определить, что изменилось (какой звук убежал?)

- придумать самостоятельно слова по графическим схемам и т.п.

Желаю Вам успехов!!!!!!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы нарушения письменной речи у младших школьников

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нарушения письменной речи у младших школьников.Проанализировано развитие письменной речи в онтогенезе. Уточнили представления о дисг...

Специфические технологии преодоления трудностей формирования письменной речи у младших школьников.

Специфические технологии преодоления трудностей формирования письменной речи у младших школьников....

Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников

В статье описываются задания и упражнения, выполняя которые можно предотвратить появление дисграфии....

Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников

В выступлении на методическом объединении учителей-логопедов Белгородского района дано описание видов дисграфии, составлен план коррекции нарушений письменной речи учеников младших классов....

Нарушения устной и письменной речи у младших школьников

Материал подготовлен для выступления на методическом объединении учителей начальных классов с целью ознакомления со специфическими ошибками младших школьников....

Современные методы коррекции письменной речи у младших школьников с нарушениями развития психоневрологических функций.

Использование игровых приемов, обеспечивающих полимодальность воздействия, способствут развитию высших психических функций, снятию эмоционального напряжения, неуверенности, и, как следствие, повышает ...

Взаимодействие учителя - логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.

Данная методическая разработка посвящена обеспечению тесного единства в работе учителя начальных классов и учителя - логопеда по формированию навыков грамотного письма и раннего выявления дисграфии у ...