КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ НАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ "ПРОФИЛАКТИКА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
консультация на тему
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение являются базой и средством дальнейшего обучения.Ошибки письма носят у младших школьников стойкий характер, каждая из которых требует анализа в конкретном случае. Наличие стойких ошибок говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма – дисграфия.
Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и, обусловленное несформерованностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Поэтому не случайно проблема профилактики и коррекции нарушений письменной речи представляет интерес не только для специалистов (логопедов, психологов, лингвистов), но и для учителей начальных классов и русского языка.
Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности. Эта важная задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве.
Представляю, Вам консультацию для учителей начальных классов.Главная цель- познакомить учителя с этапами профилактической работы , раскрыть главную цель каждого этапа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_uchiteley.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 87
454016, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 61-а
Консультация для учителей начальных классов на тему:
«Профилактика нарушения письменной речи у школьников».
Учитель-логопед
Лейнгард Оксана Зуфаровна
г.Челябинск 2013
Профилактика нарушения письменной речи у школьников.
Представляю перечень рекомендуемых заданий по профилактике нарушений письменной речи, которые учитель начальных классов может свободно включать в образовательный процесс, на уроках русского языка и чтения.
Профилактическая работа строится поэтапно:
1 этап: развитие языкового анализа и синтеза;
2 этап: развитие слогового анализа и синтеза;
3 этап: развитие фонематического анализа и синтеза.
1 этап работы – развитие языкового анализа и синтеза. Основная задача: научить детей различать языковые единицы, умение определять количество, последовательность и место слов в предложении, умение видеть начало и конец предложения. | ||
Анализ предложения | Рекомендуемые задания:
Мальчик сидит. Мама …… . Кошка … .
| |
Работа с деформированным предложениием |
| |
Работа с текстом |
| |
Распространение предложений, увеличивая количество слов |
Девочка чистит. Девочка чистит картошку. Девочка чистит картошку ножом. Девочка чистит крупную картошку ножом.
Оля читает. Дети собирали. Лена подарила. Машина проехала. Вова ел.
| |
Составление графических схем предложения. |
═══ ─── . Оживают деревья. ─── ═══. Почки набухают. Моросит дождь. Загремел гром. и т.п.
| |
Выделение из текста предложений с определённым количеством слов. |
| |
2 этап работы – развитие слогового анализа и синтеза. Основная цель данного этапа – научить детей определять слоговой состав слов, делить слова на слоги и выделять гласные звуки, которые и помогают правильно разделить слово на слоги. | ||
Формирование слогового анализа с опорой на вспомогательные средства. |
ра… но… Зи… во… гу… ла…
| |
3 этап работы – развитие фонематического анализа и синтеза. | ||
Формирование функции фонематического анализа и синтеза | - найти в слове первый слог и назвать в нём звуки - найти в слове второй слог и назвать в нём звуки - прослушайте и назовите каждый звук в предложенных словах, составьте эти слова из букв разрезной азбуки и прочитайте их - назвать все звуки в словах по порядку, прочитать и списать предложенные слова - прослушать и назвать первый, второй звуки в предложенных словах - назвать все звуки в предложенных словах и сложить из букв разрезной азбуки и подчеркнуть две первые буквы - прочитать и выписать слова с двумя согласными буквами в начале слова - прослушать и назвать третий, четвёртый звук в предложенных словах - назвать все звуки в предложенных словах и сложить из букв разрезной азбуки и подчеркнуть две последние буквы - прочитать и выписать слова с двумя согласными в конце слова - прочитать и найти два первых и два последних звука в предложенных словах - прочитать и назвать три первых звука в предложенных словах - списать и подчеркнуть две первые и две последние буквы в предложенных словах - прочитать предложения и выписать слова с несколькими согласными, стоящими рядом | |
Закрепление фонематического анализа, синтеза, звукобуквенного конструирования слов | - вставить пропущенные буквы в слова - составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки выбрать из предложения слова с определённым количеством звуков, устно назвать их и записать - добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово - подобрать слова с определённым количеством звуков - преобразовать предложенные слова - из данного слова составить другие слова - от записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова - составить графическую схему предложения - разгадать ребус - определить, что изменилось (какой звук убежал?) - придумать самостоятельно слова по графическим схемам и т.п. |
Желаю Вам успехов!!!!!!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы нарушения письменной речи у младших школьников
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нарушения письменной речи у младших школьников.Проанализировано развитие письменной речи в онтогенезе. Уточнили представления о дисг...
Специфические технологии преодоления трудностей формирования письменной речи у младших школьников.
Специфические технологии преодоления трудностей формирования письменной речи у младших школьников....
Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников
В статье описываются задания и упражнения, выполняя которые можно предотвратить появление дисграфии....
Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников
В выступлении на методическом объединении учителей-логопедов Белгородского района дано описание видов дисграфии, составлен план коррекции нарушений письменной речи учеников младших классов....
Нарушения устной и письменной речи у младших школьников
Материал подготовлен для выступления на методическом объединении учителей начальных классов с целью ознакомления со специфическими ошибками младших школьников....
Современные методы коррекции письменной речи у младших школьников с нарушениями развития психоневрологических функций.
Использование игровых приемов, обеспечивающих полимодальность воздействия, способствут развитию высших психических функций, снятию эмоционального напряжения, неуверенности, и, как следствие, повышает ...
Взаимодействие учителя - логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.
Данная методическая разработка посвящена обеспечению тесного единства в работе учителя начальных классов и учителя - логопеда по формированию навыков грамотного письма и раннего выявления дисграфии у ...
- Мне нравится (2)