Профилактика нарушений осанки у младших школьников (1-4 кл.)
учебно-методическое пособие

Амельченко Софья Игоревна

Здесь вы, уважаемые родители, можете найти материалы и памятки с упражнениями для профилактики распространенных нарушений у младших школьников 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей по профилактики

нарушения осанки у младших школьников

Упражнения для осанки – для всех возрастов | Жизнь в стиле фитнес | Яндекс  Дзен

      Дать короткую формулировку осанке трудно. Самое распространенное и простое определение звучит так: “Привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения”. В более широком понимании осанка – это и положение тела в различных статических позах, и особенности работы мышц при ходьбе и при выполнении различных движений. Но определить, какая у человека осанка, во время танца, работы и просто ходьбы слишком сложно, поэтому при оценке осанки и диагностике ее нарушений используют характеристики позы стоя.

Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника, это такое положение туловища, когда голова поставлена прямо, плечи отведены назад и симметрично расположены, грудная клетка развернута, в поясничной части позвоночника небольшой изгиб вперед, живот подобран.

Главную роль в сохранении вертикальной позы играют мышцы спины, выпрямляющие позвоночник, и подвздошно-поясничные мышцы. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц сгибателей, уравновешивается тягой мышц разгибателей, то туловище и голова держатся прямо.

Для стабильности позвоночника очень важны и своеобразные гидравлические опоры – давление в грудной и брюшной полостях. Мышцы брюшного пресса имеют не меньшее значение для удержания осанки и защиты позвонков от смещений и травм, чем мышцы спины. Мышечная тяга формирует изгибы позвоночника, стимулирует его нормальное развитие. Хорошо развитый мышечный корсет способен защитить позвоночник от травмирующих нагрузок.

Позвоночник должен быть подвижен, устойчив и достаточно крепок, чтобы выдержать статические и динамические нагрузки. А нагрузкам позвоночник подвергается постоянно, потому что участвует буквально в каждом движении. И при ходьбе и при любом движении головы или конечностей на центральную ось тела действуют динамические нагрузки. Кроме того, позвоночник испытывает практически постоянно статические нагрузки. Поддерживать определенное положение тела приходится не только стоя, но и сидя или при работе в наклон. Если положение тела правильное, то каких-либо негативных изменений в состоянии здоровья человека не происходит.

Формирование осанки начинается с самого раннего возраста. Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка, так как дети редко жалуются на что-либо. Вернее, жаловаться они могут и на головные боли, повышенную утомляемость, плохую память. Но мало кто знает, что все эти нарушения вызваны нарушением осанки у детей.

Нарушение осанки чаще всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания), но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только непривлекательным внешним видом. Этот ребенок, как привило, мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки – это не болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологии позвоночника, заболеваний органов дыхания, пищеварения, развитию астено-невротических состояний.

Положение усугубляется отсутствием у большинства детей интереса к физической культуре. Нередко такие дети пассивны на уроках, они не в состоянии выполнять элементарные упражнения, избегают физических нагрузок, не проявляют настойчивости в достижении результатов, необходимых для оптимального функционирования всех систем организма.

В связи с этим, по-прежнему важной остается задача активизации физической активности таких детей, что вызывает необходимость совершенствования процесса физического воспитания детей, разработки и внедрения новых подходов и технологии работы с ними.

Для профилактики нарушений осанки применяются в первую очередь упражнения на формирование правильной осанки, а также симметричные и ассиметричные упражнения с разгрузкой позвоночника. При разработке комплексов физических упражнений, как правило, учитывают виды нарушения осанки.

Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее эффективными для развития мышц корсета и устранения дефектов осанки являются такие, при которых нагрузка на позвоночник по оси и влияние угла наклона таза на тонус мышц минимальны. К таким относятся положения лежа на спине, на животе, стоя на коленях, на четвереньках.

Ниже приведены основные упражнения для укрепления

осанки:

1. Упражнения у стены.

Ребенок встает спиной к стене и прижимается к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками (за поясничный прогиб должна плотно проходить его ладонь). Пусть ребенок, не меняя этого положения:Упражнения для позвоночника и осанки - Helperia

– сделает несколько шагов вперед, в сторону, опять вернется к стене и примет исходное положение (далее и.п.);

– присядет с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторит приседание, сделав шаг вперед, и вернется в исходное положение;

– стоя у стены, поднимает руки вперед, вверх, в стороны;

– поочередно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу.

После нескольких занятий дети обычно хорошо выполняют эти упражнения, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается.

2. Упражнения лежа.

И. п. ребенка – лежа на животе, руки в стороны.

– на счет раз – ребенок должен прогнуться, поднимая руки, ноги, туловище и голову вверх;

– на счет 2 и 3 – он должен держать принятое положение;

– на счет 4 – он должен принять и. п.

И.п. ребенка – лежа на животе, руки вверх.

– на счет 1 – ребенок прогибается, поднимая голову, руки, туловище и ноги вверх;

– на счет 2-3 – выполняет одновременные скрестные движения руками и ногами;

– на счет 4 – принимает и.п.

3. Упражнения с предметами.

Приучить ребенка правильно держать голову помогут упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи.

Для их выполнения потребуются деревянный кружок, а лучше всего небольшой мешочек весом 200 – 300 граммов, наполненный солью или песком.

Стоя у стены, ребенок держит мешочек на голове:

– он должен пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол, лабиринт из двух-трех стульев;

– отойдя от стены, но, сохраняя правильное положение туловища, присесть, сесть “по-турецки”, встать на колени и вернуться в исходное положение;

– встать на скамеечку и сойти с нее 15 – 20 раз

4. Упражнения на равновесие.

Они помогают выработать умение удерживать позвоночный столб в прямом положении при любых движениях.

– ребенок встает поперек гимнастической палки, ноги вместе, руки в стороны.

– переносит тяжесть тела вперед на носки, затем назад на пятки;

– положить гимнастическую палку на две гантели, расположенные на расстоянии 60 сантиметров друг от друга. Постоять на палке с мешочком на голове;

– то же на доске шириной 15 – 30 сантиметров, положенной на гантели.

5. Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса.

Они особенно рекомендуются тем детям, у которых есть признаки сутулости.

И.п. – стать прямо, ноги врозь:

– положить ладони на лопатки (локти вверху); развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг другу;

– сцепить кисти за спиной – правая рука сверху над лопатками, левая внизу под лопатками; поменять положение рук. Можно выполнять это упражнение, перекладывая из руки в руку мелкие предметы.

Держа за концы гимнастическую палку на уровне лопаток:

– наклониться вправо и влево;

– повернуться в одну, затем в другую сторону;

– перенести палку над головой вперед, затем назад. Руки в локтях не сгибать.

Необходимо отметить, что не следует стремиться выполнять все упражнения сразу. Перетренировка может принести вред. Достаточно включать в комплекс утренней гимнастики или физкультминутку по одному упражнению из каждой группы.

Число повторений упражнений для школьников 7 – 9 лет поначалу не должно превышать 6 – 8 раз, 10 – 14 лет – 8 – 10 раз.

Наиболее эффективны физические упражнения для коррекции осанки в детском возрасте, когда скелет еще не сформирован. Из видов спорта, которые благоприятно влияют на формирование осанки, можно отметить спортивную гимнастику, художественную гимнастику, акробатику, фигурное катание. А вот езда на велосипеде, бег на коньках в низкой стойке могут отрицательно влиять на осанку.

Профилактика нарушений осанки должна быть комплексной и включать помимо занятий физическими упражнениями: 

  • сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине
  •  организацию и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.)
  • отказ от таких вредных привычек, таких как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.)
  • контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.

Комплекс упражнений для исправления осанки у детей — гимнастика для  правильной осанки | Блог фабрики Кузя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение АПО на тему:" Нейропсихологический подход в профилактике нарушений письменной речи младших школьников"

Ведущая педагогическая  идея опыта: Создание условий для повышения грамотности учащихся младшего школьного возраста через использование традиционного психолого-педагогического и нейропсихологичес...

Упражнения с мячом для коррекции нарушений осанки у младших школьников

План-конспект урока для учащихся первых классов. Ведущий диагноз: нарушение осанки....

Рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников.

В методической разработке представлена рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников,  имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Рассматриваютс...

Памятка по профилактике нарушений осанки у младших школьников (Медников Николай, Вилесов Алексей, Соколова Елена)

Ниже приведены основные упражнения для укрепления осанки: 1. Упражнения у стены. Ребенок встает спиной к стене и прижимается к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками (за поясничный прогиб...