Значение профилактики компьютерной аддикции у младших школьников (cтатья)
статья (5 класс)
Значение профилактики компьютерной аддикции у младших школьников (cтатья)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение профилактики компьютерной аддикции у младших школьников
В конце 20 века Россия пережила техническую революцию и, как следствие, появление масс-медийной культуры. Стало возможным контактировать с людьми других стран и национальностей, свободно пользоваться достижениями техники в сфере медиа. Сегодня все большее число учащихся вовлекается в использование новых способов передачи и представления информации [1].
Но включение в жизнедеятельность компьютерных технологий накладывает определенный отпечаток на становление личности современного ребенка. Мощный поток информации, применение компьютерных технологий, распространение компьютерных игр изменяет воспитательное пространство современного школьника. Сегодня оно резко отличается от образовательного пространства учащихся лет 10-15 назад[5]. Доступность компьютерных средств рассматривается как возможность для интенсивного обучения и развития младшего школьника. При получении информации по каналам средств массовой коммуникации, Интернету, совершенствуется сенсорная организация ребенка, накапливаются перцептивные умения, в различных электронных играх развиваются и появляются новые психомоторные навыки [7]. Новый уровень информационной среды обуславливает меньшую информационную зависимость ребенка от непосредственного социального окружения, от школы, учителя, давая возможность получать информацию обезличенно, дистанционно и порой бесконтрольно.
Широкая информационная доступность порождает и новые, значимые для детского возраста, проблемы, которые могут влиять на социально – психологическое здоровье школьника [1]. Негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости. По мнению психологов, увлечение компьютером приравнивается по стойкости к наркомании [3]. По определению Короленко и Сигала, аддиктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии. Поскольку в основе такого нарушения лежит стремление к уходу от реальности, оно сопоставимо с патологическим влечением при алкоголизме, наркомании, тяге к азартным играм, за исключением того, что, в отличие от алкоголя и наркотиков, компьютерная зависимость не вызывает физиологического привыкания [8]. Кроме этого, ученые отмечают, что неадекватно организованный режим работы с компьютером приводит к значительным нагрузкам на неокрепший и несформировавшийся организм ученика. Ребенок испытывает значимое зрительное напряжение. Оно зачастую вызывает напряжение нервное и при определенных условиях - например, если компьютерная игра требует быстрой реакции, - приводит к стрессу. Способствует утомлению и статическая поза, когда долгое время напряжены мышцы плечевого пояса[4].
Проведенные ранее пилотные исследования показывают, что склонные к компьютерной зависимости дети проводят более часа в день за компьютером, более трех дней в неделю (50% из всего класса). Они раздражаются, когда взрослые отвлекают от «любимого дела», с большим трудом покидают компьютер для домашних дел. Компьютер занимает у таких детей все свободное время, мешает учебе, лишает полноценного общения с друзьями. Склонные к аддикции дети, часто проводят время за компьютерными играми. Аркады и шутеры, в которые наиболее часто играют геймеры-школьники, порождают агрессию и злобу[2]. Так, 70% опрошенных выявили негативную оценку к тому, что их отвлекают во время игры. Большинство детей «риска» указали, что готовы сидеть без еды, чтобы не отвлекаться от компьютера на долгое время. Часто портятся отношения с родственниками. 50% испытуемых отметили, что им не нравится, когда взрослые мешают играть, либо им все равно. 30% испытуемых признались, что во время игры все происходящее им кажется реальным (повод для серьезного наблюдения за развитием компьютерной аддикции у детей).
Развитие аддиктивного процесса влечет за собой личностные изменения: эмоциональную опустошенность, нарушение процессов эмпатии, вследствие чего происходит потеря дружественных связей, проблемы внутри семьи. Как следствие, ребенок вырастет замкнутым и не способным нормально существовать в социуме[5]. По данным методики «Неоконченные рассказы» выяснилось, что 40% детей с риском аддикции от компьютера проявляют намного меньше жалости и сострадания с ближним, чем «нормальные» дети. На вопрос, смогли бы вы отдать животное в хорошие руки, если ему у вас плохо, юные геймеры решили оставить его себе (объясняя тем, что животное приживется). Но при этом те же дети проявляли больший эгоизм в социальных отношениях, нежели свободные от игры.
Компьютерную зависимость лучше предупредить, чем впоследствии долго лечить. Поскольку подобная зависимость формируется у детей и подростков особенно легко, необходимо начинать её профилактику с предшкольного возраста. В результате многолетних исследований Институтом возрастной физиологии РАО под руководством М.М.Безруких были экспериментально обоснованы физиолого-гигиенические, медицинские рекомендации по организации занятий с использованием компьютеров для дошкольников. С раннего детства необходимо устанавливать ограничительные рамки работы за компьютером. По санитарно-гигиеническим нормам, время работы дошкольника за компьютером не должно превышать 15 минут. Самые жесткие требования предъявляются к монитору, освещению рабочего места, специальной работе по снятию мышечного напряжения [6].
Как показали специальные исследования, в большей степени компьютерными аддиктами становятся подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения психического состояния. Компьютер и Интернет первоначально компенсируют недостаток общения с родителями, впоследствии родители утрачивают свою значимость, главными становятся виртуальные персонажи. Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Причины возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков это, прежде всего: неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения[8]. Поэтому создание условий для полноценного реального общения становится наиболее действенным способом профилактики. Воспитание ребенка должно сводиться к тому, что компьютер - лишь часть жизни, а не подарок за хорошее поведение. Проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью. Например, еженедельные занятия в кружках и секциях.
В силу развития научно-технического прогресса овладение компьютерными технологиями становится необходимым в современном обществе. Потому стоит вопрос о грамотном построении процесса общения ребенка с компьютером, сводя к минимуму его отрицательное влияние на здоровье ребёнка. Решение проблемы кроется в комплексном подходе: внимание родителей, участие педагогов и своевременная первичная помощь психологов могут уберечь ребенка от новой формы зависимости.
В 2010 году проводилось мониторинговое исследование младших школьников Адмиралтейского и Невского районов г. Санкт-Петербурга (2010 г.). В исследовании приняло участие 54 школьника (26 девочек, 28 мальчиков) четвертого класса (средний возраст 10,5) из общеобразовательных школ №624, 345. Обследование проводилось в малых группах после объяснения всех действий педагогом. Полученные результаты представлены в Таблице 1.
Для исследования был использован опросник Котовой [1], направленный на выявление риска компьютерной зависимости у учащихся 3-4 класса начальной школы. Опросник включал 2 части. В первой части использовался метод ранжирования. Дети приписывали ранговые номера различным видам деятельности, что позволило оценить роль взаимодействия с компьютером среди других занятий детей. Другая часть опросника направлена на оценку степени риска компьютерной зависимости[7].
Дети, получившие число баллов меньше 7, относились к группе с низким уровнем развития компьютерной зависимости, дети, получившие 7 и более баллов, были отнесены к группе с высоким риском развития компьютерной зависимости. В результате исследования, значимых различий между классами не выявлено, поэтому приводим данные в целом по всей выборке испытуемых.
Была выделена группа риска – 27 человек (16 мальчиков, 11 девочек), половина из всех опрошенных. Из 4 классов 345 школы выявлено 20 учеников, склонных к риску компьютерной аддикции, из 624 школы – 7 учеников.
Таблица 1
Половой состав | Количество опрошенных | Группа риска |
Мальчики | 28 | 16 |
Девочки | 26 | 11 |
Таблица 2
Половой состав (дети с риском) | Более часа в день за компьютером | Играют в компьютерные игры | С трудом покидают компьютер | Забывают о еде во время игры | Думают, что все реально | Ходят в Интернет |
Мальчики | 100% | 80% | 40% | 30% | 35% | 94% |
Девочки | 70% | 90% | 60% | 40% | 35% | 90% |
В целом | 87% | 80% | 40% | 30% | 30% | 90% |
По данным Таблицы 1 видно, что более 50% школьников имеют риск компьютерной аддикции (16 мальчиков и 11 девочек). Пол влияет на степень риска – мальчики более подвержены зависимости (60% выборки).
По данным Таблицы 2 можно посмотреть, какие показатели характерны для детей группы риска (данные приведены примерно, дети взяты с выборки зоны риска). Занятость за компьютером более часа в день (87%), постоянное увлечение компьютерными играми (80%), трудности в переключении на другие виды деятельности, потеря ощущения времени, с трудом покидают компьютер (40%), забывают о еде во время игры (30%), во время игры думают, что находятся в реальности (30%), сидят в Интернете (90%).
Проведенное исследование показало, что на данном возрастном этапе (9-11 лет) проблема риска развития компьютерной зависимости существует. Более того, проблема «молодеет», раньше в зону риска попадали исключительно взрослые люди, сейчас увеличивается процент детей. Возможно, в скором будущем дошкольники попадут в поле зрения педагогов и психологов. Исходя из этого, можно заявить, что профилактическая и коррекционная работа по правильному использованию компьютера в массовом масштабе необходима с раннего детства (в детских садах, в начальной школе), так как это обеспечит устойчивое психическое развитие ребенка для полноценного существования в будущем.
Список литературы:
1) Котова С.А., Ребенок в новом информационном пространстве // Интернет-зависимость. Психологическая природа и динамика развития. – Москва, 2009
2) www.neproblema.com.ua
3) http://www.med-prof.ru/psi2453111.html
4) http://tata.ru/children/childhealth/20540
5) http://www.narcologos.ru/docs/id_15/
6) http://www.stavminobr.ru/?q=node/248
7)Могилева В.Н., Психофизические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером. – М.: Академия, 2007
8) http://litsei-marx.ucoz.ru/load/profilaktika_kompjutkrnoj_zavisimosti/1-1-0-1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика девиантного поведения среди младших школьников.
В данной статье содержатся рекомендации социальному педагогу, классному руководителю по ранней профилактике девиантного поведения среди...
Значение музыкального фольклора в воспитании младших школьников.
Значение фольклора как важнейшей части музыкального воспитания в современном мире общепризнано. Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций народа, его богате...
Социальный проект "Профилактика вредных привычек у младших школьников"
Презентация по профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста....
Роль и значение физминутки в работе с младшими школьниками.
Значение физминутки и методика ее проведения....
Компьютерные игры и компьютерная аддикция у младших школьников
Часто педагоги и родители считают излишнее увлечение обучающихся компьютерными играми и Интернетом одной из причин негативных результатов обучения. Действительно, существует риск развития у детей комп...
Искусство компьютерной графики для младших школьников
Представленный матриал является методикой обучения детей 6-12 лет работе в графическом редакторе PAINT...