Профилактика девиантного поведения среди младших школьников.
методическая разработка по теме

В  данной  статье  содержатся рекомендации   социальному  педагогу,  классному  руководителю   по ранней профилактике девиантного поведения  среди  младших  школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya__v__sbornik.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

           

Профилактика  девиантного  поведения  среди  младших  школьников.

           В  последнее  время  о  школьниках  девиантного  поведения  пишется  и  говорится  не  мало.  Как  правила  так  называют  неуспевающих,  недисциплинированных  школьников,  дезорганизаторов,  не  секрет,  что правонарушения  и  преступления  совершаются  именно  этими  детьми  и  подростками.   И  именно  тогда  возникает  вопрос,   в  чем  причина  такого  не адекватного  поведения.     Причиной  же  такого  поведения  может  стать  дезадаптация  ребенка,  так  как   поступление в школу, смена ведущей деятельности, освоение новых ролей, обязанностей, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к новой  общественной организации.  Ни  все  дети  могут    быстро  и  безболезненно  адаптируются,  не  каждый  ребенок  может  преодолеть   этот  этап  в  своей  жизни,    в  результате   возникает  ситуация,   которая в  дальнейшем  приводит  к отклонениям  в  поведении  (девиации).  Также  одной  из  причин  девиации  детей   можно  назвать    не  складывающиеся  отношения  со сверстниками, положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, «приклеенные»  к  ребенку  ярлыки,  а  также  низкая  самооценка  ребенка  и  неуверенность  в  себе.

         Поэтому  преодоление  отклонений  в  поведении  младших  школьников  целесообразно  начинать  в  первый  год  их  обучения  в  школе.  Для  этого  необходимо  создать  систему коррекционно-профилактической  работы.  Этапы,  которой  будут  планироваться  в  следующей  последовательности:  диагностическая,  коррекционная -  профилактическая  работа  педагогов  с    детьми.  

   На  первом  этапе  работы  в  этом  направлении   можно   использовать  следующие  методы  диагностики:

  1. Метод  наблюдения.

             Основными  признаками  школьной  дезадаптации  младших  школьников  являются:

-  Стойкая неуспеваемость в обучении.

 - Отклонения  в  поведении обучающегося  (как защитная реакция  на требования взрослых).

 - Хроническое снижение настроения.

- Наличие комплекса неполноценности, неверие в свои силы.

 - Стойкое ощущение дискомфортности и эффекта «никомуненужности».

  1. «Методика    изучения  социальной  адаптированности   детей к школе».
  2. «Социометрия».
  3. Методика  «Наши  отношения».
  4. Методика  изучения  школьного  коллектива  «Все мы  чем-то похожи» .  

(Смотрите  приложение  1)

На  втором    этапе  работы  в  этом  направлении необходимо  создать  все  условия  для  социально-коррекционной и  профилактической  работы:  

  1. Все мероприятия, все приемы обучения и воспитания   должны быть направлены на утверждение  самооценки личности.
  2. Создание условий для включения в успешную     деятельность  каждого обучающегося.
  3. Повышение  внутренней мотивации обучающегося  и  потребности к творческому познанию.
  4. Учеба и воспитание как целостный реабилитационный процесс.
  5. В центре внимания личность ребенка.
  6. Весь процесс воспитания наполнен нравственным  содержанием.
  7. Активное включение в школьную жизнь,  в проведение и организацию мероприятий,    коллективных творческих дел.
  8. Выбирается    вид деятельности с учетом интересов, способностей воспитанника, где он может иметь опреде ленные успехи;  про гнозируются отношения воспитанника в процессе деятельности со взрос лыми, сверстниками; определяется характер руководства школьником в деятельности.

(Смотрите  приложение 2)

Эффективность  работы  будет  достигнута  только  при  условии создания   системы  коррекционно-профилактической  работы,  и только  система предполагает достижения следующих результатов:

- уменьшение числа подростков  с  отклонениями  в  поведении;

- уменьшение  числа  правонарушений  среди  подростков;

- формирование  активной  жизненной  позиции  обучающихся.

Приложение 1

«Методика    изучения  социальной  адаптированности   детей к школе».

       Методика  включает 4 критерия адаптированности и 7 шкал для их оценки.

В качестве  критериев выступают следующие параметры:

  - эффективность учебной деятельности;

  - усвоение школьных форм поведения;

  - успешность социальных контактов;

  - эмоциональное благополучие.

        Схема изучения социальной адаптации учеников к школе  заполняется социальным педагогом  или   классным руководителем.

    Каждое утверждение имеет свой балл. Суммирование полученных баллов по каждой схеме позволяет получить оценки адаптивности к школе, которые  затем сравнивают с нормами.

     22 - 35 баллов – зона адаптации;

     15 – 21 балл – зона неполной адаптации;

     0 – 14 баллов – зона дезадаптации.

 

    1-й критерий: «Эффективность учебной деятельности»

    1- я  шкала. Учебная активность.

    5. Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно.

    4. На уроке работает, правильные и неправильные ответы чередуются.

    3. Редко поднимает руку, но отвечает правильно.

    2. Учебная активность на уроках носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса.

1. Ученик пассивен на уроке, дает не четкие, неверные ответы или не отвечает совсем, часто переписывает готовое решение с доски.

    0 .Учебная  активность у ученика отсутствует (совершенно не включается в учебный   процесс).

 2-я  шкала. Усвоение знаний (успеваемость)

   5. Правильное, безошибочное выполнение школьных заданий

       (средний балл 5-4,8).

   4. Небольшие помарки, единичные ошибки (средний балл 4,5- 4).

   3. Редкие ошибки (средний балл 3,9-3,6).

   2. Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие  ошибок (средний балл по этому предмету 3,5 и ниже).

   1. Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, непостоянство оценок  (средний балл 3,5ниже)

  1. Плохое усвоение программного материала по всем предметам: большое количество грубых ошибок.

2-й критерий: «Усвоение школьных норм поведения»

      3-я шкала. Поведение на уроке.

      5. Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.

      4. Выполняет требования учителя, но иногда ,на короткое время отвлекается от урока.

      3. Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с одноклассниками.

      2. Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах.

  1. Выполняет требования учителя частично, отклоняется на посторонние  занятия, вертится или постоянно разговаривает.
  1. Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается  посторонними делами.

        4-я шкала. Поведение на перемене.

5. Высокая игровая активность, ученик охотно участвует в подвижных, коллективных играх.

4. Активность ученика выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем- либо из ребят.

3. Активность ученика ограничивается занятиями, связанными с  подготовкой к следующему уроку ( готовит учебники, тетради,  моет доску, убирает класс).

2. Не может найти себе занятие, переходит от одной группировки к       другой.

1. Ученик пассивный, движения скованные, избегает других.

0. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим общаться,  играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой).

3-й критерий: «Успешность социальных контактов»

5-я шкала. Взаимоотношения с одноклассниками.

5.Ученик общительный, легко контактирует с одноклассниками.

4.Ученик малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда  к нему обращаются другие ученики.

    3.Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми  учениками.

2. Предпочитает находиться рядом с учениками, но не вступает с ними    в контакт.

1. Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие ученики равнодушны к нему).

  1. Ученик проявляет негативизм по отношению к другим ученикам, постоянно ссорится и обижает их  (одноклассники не любят его).

6-я шкала. Отношение к учителям.

5. Проявляет дружелюбие по отношению к учителям, стремиться   понравиться, после урока часто подходит к учителю, общается с ним.

4. Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремиться выполнять  все его требования, в случае необходимости сам обращается  к нему  за помощью.

3. Старательно выполняет требования учителя, но за помощью чаще обращается  одноклассникам.

2.Выполняет требования учителей формально, ученик не заинтересован      в общении с ними, старается быть незаметным.

1.Избегает контакта с учителями, при общении с ними легко  смущается, теряется, говорит тихо, запинается.

  1. Общение с учителями приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейшем замечании.

4.- й критерий: «Эмоциональное благополучие»

7-я шкала. Эмоции

5.Хорошее настроение, часто улыбается, смеется.

4. Спокойное эмоциональное состояние.

3.Эпизодически проявляется ухудшение настроения.

2. Отрицательные эмоции: тревожность, огорчение, иногда страх, обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.

1.Отдельные депрессивные проявления,  плач без всяких на то причин,  агрессивные реакции: часто ссорится с детьми, повышает голос.

  1. Преобладание депрессивного настроения; агрессия (вспышка гнева, злости) проявляется в отношениях  с    одноклассниками (может ударить, что-то сломать, затеять драку)  и в отношениях с учителями грубит.

Методика  «Наши  отношения»

(составлена  по  кн.: Фридман Л.М. и  др. Изучение  личности  учащегося  и  ученических  коллективов. М., 1988)

Цель: выявить  степень  удовлетворенности  учащихся  различными  сторонами  жизни  коллектива.

Ход  проведения:  школьнику  предлагается  ознакомиться  с  шестью  утверждениями.  Нужно  записать  номер  того  утверждения,  которое  больше  всего  совпадает  с  его  мнением.  Может  быть  выявление  различных  сфер  взаимоотношений  детей  в  коллективе.  Например,  для  изучения  взаимоприемлемости  друг  друга (дружбы,  сплоченности)  или,  наоборот  конфликтности может  быть  предложена  серия  утверждений:

  1. Наш  класс  очень  дружный  и  сплоченный.
  2. Наш  класс  дружный.
  3. В  нашем  классе  нет  ссор, но  каждый  существует  сам  по  себе.
  4. В  нашем  классе  иногда  бывают  ссоры,  но  конфликтным  наш  класс  назвать  нельзя.
  5. Наш  класс  недружный,  часто  возникают  ссоры.
  6. Наш  класс  очень  не  дружный.  Трудно  учиться  в  таком  классе.

Другая  серия  утверждений  позволяет  выявить  состояние  взаимопомощи  (или  ее  отсутствие):

1.В  нашем  классе  принято  помогать  без  напоминания.

2. В  нашем  классе  помощь  оказывается  только  своим  друзьям.

3. В  нашем  классе  помогают  только  тогда,  когда  об  этом  попросит  сам  ученик.

4. В  нашем  классе  помощь  оказывается  только  тогда,  когда  требует  учитель.

5. В  нашем  классе  не  принято  помогать  друг  другу.

6.  В  нашем  классе  отказываются  помогать   друг  другу.

Обработка  и  интерпретация  результатов.

Те  суждения,  которые  отмечены  большинством  учащихся,  свидетельствуют  об  определенных  взаимоотношениях  в коллективе.  В  тоже  время  мнение  конкретного  ученика  показывает,  как  ощущает  он  себя  в  системе    этих  отношений.

 Методика  изучения  школьного  коллектива  «Все мы  чем-то похожи»  

В ходе этой игры очень красиво проявляются как своеобразие каждого ребенка, так и черты, объединяющие его с другими. Каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок. Относительный недостаток времени обеспечивает некоторую поверхностность общения, что облегчает участие в игре стеснительным детям. Эта игра вовлекает детей в интенсивный процесс обмена информацией о себе. Покажите им, что вы искренне заинтересованы в этом, разместив в классе получившиеся в результате игры списки и возвращаясь время от времени к тому общему, что дети обнаружили у себя и других.

Материалы: бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция: «Разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каж дая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть сестра или брат...»; «У каждого из нас есть мягкая игрушка...»; «Любимый цвет каждого из нас - синий...»; «У каждого из нас мама ходит на работу...»; «Мы все очень любим макароны...»; «Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает...»; «В каникулы мы все любим ездить на море...» и так далее. У вас есть 15 минут. По бедит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт».

Анализ упражнения:

  1. Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?
  2. Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в классе?
  3. Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?
  4. Как вы работали в своей команде?
  5. Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?

Какими должны быть твои друзья - похожими на тебя или совсем  не  похожими?

Приложение 2

Занятие 1  «Я  учусь  владеть  собой».  

Цель: помощь детям в адаптации к школе.

Задачи:

  1. Овладеть  средствами  и  способами  анализа  своего  положительного  или  отрицательного  (агрессивного)  поведения,  а  так  же  поведение  других  людей.
  2. Формировать  эмоциональную  стабильность  и  положительную  самооценку  у   детей.

Это  занятие  подразумевает, развитие эмоциональной регуляции у детей, предупреждение и снижение тревожности, агрессии, страхов, повышение уверенности в себе.

На   занятии  педагог  должен   развить у детей способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональные состояния других людей, которые формируются по мере личностного развития ребёнка.

При   проведении  данного занятия   можно  воспользоваться игрой  - «Ящик с «обидками».

Эту игру можно предложить как   девочкам, так  и  мальчикам.

Цель: посредством активных действий выплеснуть свои негативные переживания.

Материалы: картонный ящик и газета.

Ребёнок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами.

Занятие 2  «Этикет»

Цель: этикет и эмоции, обучаем детей,   управлять собой.

Детям предлагается разбиться на пары и каждой из них предлагается изобразить:

  1. двух людей, которые о чём – то спорят;
  2. людей, которые что–то увлечённо друг другу рассказывают (желательно тему разговора взять актуальную и реальную);
  3. Изобразить весёлого, хорошо одетого человека и неопрятного.

После каждой сценки обсудить положительные и отрицательные моменты, акцентируя внимание детей и подводя их к мысли, что, например, в первом случае важным является манера разговаривать, уметь слушать и слышать собеседника, не перебивать его, и не повышать голос.

Во втором случае, важно умение поддерживать беседу, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в доступной форме.

В третьем случае, что с ухоженным и весёлым, доброжелательным человеком приятней общаться, чем с хмурым, «грязнулей».

Вспомнить ощущения ребят, когда они были нарядно одеты к празднику, их настроение, а так же сказку про Федору К.  Чуковского    и т.д.  Привести примеры в обсуждении как выглядит дом «чистюли» и «грязнули».

В домашнем задании попросить ребят изобразить это в рисунках.  

 

Занятие 3   Культура общения  (беседа)

Цель: привлечь внимание учащихся к правилам этикета, заинтересовать нормами этикета.

В  ходе  этого  занятия  нужно  рассказать  о  правилах   ведения беседы, которые помогут школьнику быть приятным собеседником не только за столом, но и в любой ситуации.

1. Определим для начала, о чем говорить не следует. Старайся не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. Не говори пренебрежительно, например, об  актере маленького роста «метр с кепкой», если тот, с кем ты его обсуждаешь, и сам невысок.  Не унижай других. Не задевай чувств своего собеседника, не старайся его  обидеть.

2. Не сплетничай. Об отсутствующих говори только хорошо.  Сплетничать  не  красиво.

3. Не обсуждай вопросы, которые интересны  только  тебе. Каждому собеседнику - свою тему.

4. На улице и в общественном месте не надо разговаривать слишком громко, чтобы это слышали посторонние. Не думайте, что незнакомые люди обратят на вас восторженное внимание: «Ах, какие они смелые!» или «Ах, какие остроумные». Скорее всего, они  подумают: «Какая невоспитанность!»

5. Вообще не следует говорить слишком громко. Если на твои слова не обращают внимания, то это, скорей всего, не потому, что ты говоришь слишком тихо, а потому, что ты говоришь неинтересно . А может быть, твой собеседник не умеет слушать. Тогда не стоит тратить на него голосовые связки.

6. Не говори также и слишком тихо, чтобы люди не были вынуждены изо всех сил напрягать слух. Не бормочи под нос. Не говори слишком быстро, но и не растягивай фразы.

7. Если ты чего-то недопонял или недослышал, то не переспрашивай, как на базаре, "Что?" (а тем более "Шо?") Скажи: "Извините, я не расслышал".

8. Если к двум беседующим присоединился третий, подыщите тему, которая будет интересна, всем троим.

9. Очень дурная манера отвечать на вопрос вопросом. Это всегда звучит так, будто ты считаешь своего товарища круглым дураком. Например, тебя спрашивают: «Ты уже обедал?», а ты отвечаешь: «А что ж мне, без обеда сидеть, что ли?» Это бессмысленно и невежливо.

10. Расширять запас слов, которым ты пользуешься необходимо, но следует делать это с умом. Услышав какое-нибудь новое слово, попроси старшего объяснить тебе его смысл. А еще лучше - загляни в словарь! И только хорошо поняв значение нового слова, начинай его употреблять.

Если   ты  воспользуешься  этими  правилами,   ты станешь приятным собеседником и за столом, и в жизни.

Библиографический  список.

  1. Шишковец,  Т.А.  Осложненное  поведение  подростков/ Т.А.

     Шишковец. – М.:5  за  знания,  2006. – 192 с.

  1. Воспитательный  процесс:  изучение  эффективности.  Методические    рекомендации / Под  ред., Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003.–128 с.

 



 

Комментарии

Ваганова Наталья Александровна

Большое спасибо за статью!Детей с проблемами поведения становится всё больше и больше.Ваш опыт будет полезен.