Рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников.
рабочая программа по теме
В методической разработке представлена рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Рассматриваются этапы процесса становления письма как звуковой структуры слова с помощью графических символов и графомоторных операций. В разработке также исследуются социально-педагогические условия реализации программы для профилактики оптической дисграфии через развитие зрительного восприятия и формирование пространственных представлений у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1. | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОНЧАРОВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА,
учитель-логопед МКООУ « Санаторная школа-интернат №82»
Россия, г. Новокузнецк
Рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике
нарушений письма у младших школьников.
Аннотация. В методической разработке представлена рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Рассматриваются этапы процесса становления письма как звуковой структуры слова с помощью графических символов и графомоторных операций. В разработке также исследуются социально-педагогические условия реализации программы для профилактики оптической дисграфии через развитие зрительного восприятия и формирование пространственных представлений у младших школьников.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, младшие школьники, дисграфия, оптическая дисграфия, пространственно-временные представления, графомоторные навыки.
В связи с ростом соматических заболеваний среди детей, ухудшением экологической обстановки, нехваткой мест для дошкольников в детских садах, ростом асоциальных семей, в которых родители уделяют недостаточно внимания воспитанию и развитию своих детей, в школах с каждым годом увеличивается поток учащихся с общим недоразвитием речи III уровня. Эта группа детей и составляет основной контингент учащихся, зачисленных на логопедический пункт школы. Как показывает анамнез, общее недоразвитие речи у таких учеников проявляется в позднем её появлении и развитии. Поэтому опыт их речевого общения оказывается намного меньше, чем у детей с нормальной речью, и характеризуется недоразвитием всех компонентов речи, касающихся как смысловой, так и звуковой её сторон. Используемые слова в большинстве случаев произносятся искаженно и употребляются не всегда верно, часто наблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного понимания их значения. При построении предложений нарушаются нормы согласования и управления, наблюдаются недостатки в произношении звуков и слоговой структуры. Отсюда недостаточная готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов, что приводит в процессе обучения к специфическим (дисграфическим) ошибкам. Всё это ограничивает общение детей. Их разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она часто оказывается непонятной.
Таким образом, из выше перечисленного, следует, что проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Профилактика и преодоление дисграфии с помощью систематической коррекционной работы может вести к достижению положительной динамики развития письменной речи у младших школьников.
Из анализа изученной литературы на основе обобщения имеющегося опыта работы по предупреждению и коррекции различных видов дисграфии и с учётом требований инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой (Москва,1996г.) и по материалам Е.В Мазановой «Методические рекомендации учителям-логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы» была составлена данная программа.
Цели и задачи.
Цель программы: преодоление отклонений в речевом развитии, коррекция нарушений устной речи и профилактика нарушений письма у учащихся, имеющих трудности в обучении.
- устранение дефектов произношения;
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- развитие умения узнавать буквы, устранять оптическую агнозию;
- развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
- совершенствовать конструктивную деятельность, актуализировать связь буквы и звука;
- развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия;
- развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического);
Адресат программы: учащиеся с общим недоразвитием речи (ОНР) с третьим уровнем речевого развития, испытывающие затруднения при овладении письменной речью.
Принципы:
-комплексность: логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо) и успех работы зависит от согласованного взаимодействия всех участников коррекционного процесса: логопеда, психолога, учителей, воспитателей.
-системности: методика профилактической работы представляет собой систему методов, направленных на определение основного дефекта. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы.
-дифференцированности: учёт особенностей высшей нервной деятельности ребёнка, его психические особенности, уровень несформированности речи, симптоматики речевых расстройств.
-поэтапности формирования умственных действий: содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка, тщательная дозировка заданий и речевого материала на каждом этапе коррекционной работы.
-общедидактический: используется максимальная и разнообразная наглядность, доступность, индивидуальный подход, сознательность.
Методы работы:
- конструктивные - во время работы по уточнению
оптико-пространственнных дифференцировок (конструирование и реконструирование букв из элементов, из одной буквы другую) (В.А.Ковшиков); - творческие – ощупывать, вырезать, лепить из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв во время работы по формированию звукобуквенногоанализа и синтеза и т. д. (Р.И.Лалаева).
Выделяя ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа, следует отметить как фундаментальную теорию Л.С. Выготского о комплексном взаимодействии анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речедвигательного), где овладение письменной речью рассматривается как установление новых связей между слышимым и произносимым словом, словом видимым и записываемым.
В свете данной программы значимым является также положение Б.Г. Ананьева об образовании динамического стереотипа слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений.
Базисным тезисом при разработке этой программы стала теория Н.А. Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, по мере совершенствования навыка, отдельные операции автоматизируются, и регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершении этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима и к навыкам чтения и письма. Кроме того, теоретической основой данной программы стало осмысление А.Н. Леонтьевым письма как вида деятельности звуков речи (фонем), моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов и графомоторная операция.
Изучение процесса письма свидетельствует о том, что оно является сложной формой речевой деятельности, включающей большое количество операций различного уровня.
Исследования (Е. Левиной, А.Н. Никашиной, Д.И. Орловой, Г.В.Чиркиной, Г.В.Лалаевой и других) говорят о том, что при правильной коррекционной работе основными направлениями для профилактики оптических нарушений письма) являются:
- формирование зрительного гнозиса;
- развитие зрительной памяти;
- формирование пространственных представлений, зрительно-простанственного анализа и синтеза.
Недостаточно развитые умения и навыки пространственного различения являются одной из причин нарушений письма. Одним из направлений коррекционной работы является развитие зрительного восприятия, лежащего в основе пространственного ориентирования.
Содержание.
Комплексное обследование воспитанников на диагностическом этапе работы по методике Фотековой Т.А. показало, что общее недоразвитие речи имеется у 62% учащихся, поступивших в первый класс. Для сравнения, в трудах профессора М.Е.Хватцева , по данным 50-х годов, говорится о 6% учащихся с нарушением письменной речи. После дополнительного углубленного обследование по методике раннего выявления дислексии по Корневу А.Н., которое показало, что все эти же обучающиеся имеют предрасположенность к дислексии была написана данная программа по коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников. Программа рассчитана на один год коррекционного обучения, 90 учебных часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю с 15 сентября по 15 мая с группами обучающихся по 4-6 человек. Группы скомплектованы по схожести нарушений речевого развития. Продолжительность группового занятия 40 минут. Содержание работы по данной программе тесно связано с программой по русскому языку и чтению. В дальнейшем программа может быть использована в системе работы над устранением «смешанной» дисграфии, в которой есть место оптическим нарушениям, так и в целенаправленной и системной работе по коррекции оптической дисграфии у обучающихся 2-4 классов.
Программа может быть использована в течение 2-х коррекционных лет обучения. Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения домашнего задания и т.д.
Учебно-тематическое планирование
Тема занятия | Содержание работы | Часы | |||
1. Развитие неречевых процессов | |||||
1.1. Развитие зрительного восприятия, памяти, навыков звукового анализа | Знакомство с основными и оттеночными цветами. Знакомство с геометрическими фигурами. Соотнесение предмета с цветом, величиной и формой. Дифференциация предметов по цвету, величине и форме. Знакомство с понятием «величина». Сравнение предметов по величине, ширине, глубине и т.д. | 14 | |||
1.2. Развитие пространственно-временных отношений | Знакомство с такими понятиями как: год, месяц, день недели, сутки, вчера, сегодня, завтра. Формирование временных представлений по отношению к приему пищи. Развитие пространственных представлений: верх, низ, слева, справа, между, под, над... Расширение объема зрительной памяти. | 16 | |||
II. Дифференциация графически сходных букв | |||||
2.1. Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных букв (рукописного и печатного шрифта) | Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании, предложении, тексте. Соотнесение буквы со звуком и символом. Конструирование и реконструирование букв. Сравнение элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторных координации. Дифференциация букв. Работа с квазиомонимами. Развитие образного мышления. | 14 | |||
2.2. Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных и согласных букв (рукописного и печатного шрифта) | Дифференциация букв во всех позициях. Сравнение элементов смешиваемых букв. Соотнесение буквы с символом и звуком. Развитие зрительно-моторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие кинетических представлений. Работа с квазиомонимами | 20 | |||
2.3. Дифференциация оптически и кинетически сходных согласных букв (рукописного и печатного шрифта) | Дифференциация сходных по начертанию оптических букв во всех позициях. Развитие зрительно-моторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие оптических представлений и оптико-пространственных отношений. Установление связей между графемой и артикулемой. Работа с квазиомонимами. | 26 |
Планируемые знания и умения.
К концу коррекционно-развивающего обучения у обучающихся должны быть восполнены пробелы в развитии звуковой стороны речи, лексико-грамматических средств языка, в знаниях программного материала по родному языку, обусловленных отставанием в развитии устной речи, закреплены связи между произнесением звука и его графическим изображением на письме. Обучающиеся должны научиться различать смешиваемые гласные и согласные изолированно, в слогах и словах, словосочетаниях, в предложениях и тексте.
- Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] /Л.С. Волкова - М., 1995.
- Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст] / А.Н Корнев - СПб .,1995.
- Коррекция нарушений письменной речи [Текст] / Под ред. Н.Н. Яковлевой - СПб., 2004.
- Мазанова, Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии [Текст] / Е.В. Мазанова.- М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
- Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей [Текст] / Л.Г. Парамонова. -СПб Союз, 2004.- 128с.
- Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед.,2004.- № 2.- 12 - 14
- Ястребова, А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / А.В. Ястребова - М, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Такие специфические трудности письма, как пропуск и смешение букв, перестановка букв в слове, нед...
Статья "Нарушение письма у младших школьников".
В основе письма лежит воспроизведение звуков, перевод фонемы в графему. Однако это не простой акт, а сложная мыслительная операция, осуществляющаяся при наличии слуха и четких артикуляций (проговарива...
«Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений письма у младших школьников»
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Герасимчик Л.В. Методические раработки по преодолению нарушения письма у младших школьников
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Принципы логопедической работы...
Статья "Причины нарушения письма у младших школьников с ОВЗ".
В основе письма лежит воспроизведение звуков, перевод фонемы в графему. Однако это не простой акт, а сложная мыслительная операция, осуществляющаяся при наличии слуха и четких артикуляций (проговарива...
Нарушение письма у младших школьников
В статье речь идет о дисграфии, как о наиболее распространенной речевой паталогии у обучающихся начальных классов....
Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников
Фонематический слух является особым видом физического слуха человека, позволяющим слышать и дифференцировать фонемы родного языка, фонематическое восприятие есть анализ звукового состава слова....