«Система профессиональной ориентации и психологического тестирования. Электронная форма Портфолио.»
статья по психологии по теме
Профориентационная работа со школьниками предполагает решение следующих задач: информационно-справочных, диагностических, психологической поддержки и принятия учащимся конкретного решения.
Но главная задача - сформировать ответственное отношение к своему выбору, развить способность к самоопределению, как некое умение, навык, т.к. «самоопределяться», «строить свою карьеру» современному человеку в реалиях рыночной экономики необходимо всю свою трудовую жизнь. Развить способности ориентироваться, самоопределяться, принимать решения, проектировать - становиться возможным в школьной системе комплексной профессиональной ориентации, в частности в рамках уроков «Психология и выбор профессии» через активное использование Единого информационного пространства, Мониторинга поддержки профессионального роста учащихся, Интернет-ресурсов ((http://www.shkolniky.ru; http://msk.rabotka.ru; http://www.zarplata.ru; http://www.labor.ru.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Система профессиональной ориентации и психологического тестирования. Электронная форма Портфолио.»
Сегодня экономический кризис еще более обостряет для школьников проблему профессионального выбора.
Исследования показали, что проблемы с выбором профессии связаны с тем, что многие школьники не всегда адекватно оценивают свои возможности и профессиональные склонности, не обладают информацией о содержании профессий, не в полной мере представляют, чем занимается данный специалист, каков характер и условия его труда в конкретной профессии, зачастую ошибочно воспринимают престижность профессии.
В связи с этим, профориентация становится одним из важных направлений деятельности педагога-психолога.
Основной целью профориентационной работы в средней и старшей школе является активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению - выбору сферы профессиональной деятельности, с одной стороны - оптимально соответствующей личностным особенностям, с другой - запросам рынка труда в кадрах.
Профориентационная работа со школьниками предполагает решение следующих задач: информационно-справочных, диагностических, психологической поддержки и принятия учащимся конкретного решения.
Но главная задача - сформировать ответственное отношение к своему выбору, развить способность к самоопределению, как некое умение, навык, т.к. «самоопределяться», «строить свою карьеру» современному человеку в реалиях рыночной экономики необходимо всю свою трудовую жизнь. Развить способности ориентироваться, самоопределяться, принимать решения, проектировать - становиться возможным в школьной системе комплексной профессиональной ориентации, в частности в рамках уроков «Психология и выбор профессии» через активное использование Единого информационного пространства, Мониторинга поддержки профессионального роста учащихся, Интернет-ресурсов((http://www.shkolniky.ru; http://msk.rabotka.ru; http://www.zarplata.ru; http://www.labor.ru)
Такой подход делает процесс обучения более эффективным и позволяет:
- Получить элементарные теоретические знания по психологии личности и профессиональному просвещению, несмотря на отсутствие учебников.
- Получить подробные результаты комплексной психологической диагностики.
- Овладеть практическими навыками самостоятельной работы с Интернет- ресурсами в области профориентации.
- В этом году в рамках экспериментальной площадки в школе создается электронная форма портфолио. Кроме традиционных разделов: «Портрет»; «Записи об участии в образовательной, общественной, спортивной деятельности», «Портфолио документов»; «Портфолио работ», в электронную форму включены разделы «Мои возможности», «Моя будущая профессия», отражающие результаты профориентационной работы.
Размещение результатов в электронной форме более удобно, к ним можно обратиться как на уроке, так и дома, их можно обсудить с родителями, они могут использоваться в работе профконсультанта, быть сохраненными длительное время, использоваться в будущем для сравнения со вновь полученными данными.
В соответствии с целью профессиональной ориентации основными направлениями в школе являются:
- Изучение особенностей личности, склонностей и интересов учащихся.
В работе используется Мониторинг поддержки профессионального роста учащихся.
Цель данной системы – помочь ученику сделать конструктивный выбор профессии на основе знаний о том:
- кем он ХОЧЕТ быть
- кем он МОЖЕТ быть.
Результаты тестов учащийся может видеть сразу после их прохождения.
Блок психологической диагностики представлен тремя разделами:
Свойства личности.
В этот раздел включен тест Кеттелла, предназначенный для комплексной оценки черт личности подростка. Его показатели дают представления о наличии патологических личностных проявлений, которые могут стать препятствиями в профессиональном развитии.
Профессиональная ориентация
Данный раздел содержит тесты, с помощью которых исследуются:
- профессиональный личностный тип, который максимально соответствует личности учащегося ( реалистический, артистический, конвенциональный, социальный, исследовательский, предпринимательский)
- профессиональные интересы – позволяет выявить не только предпочитаемые, но и отвергаемы сферы деятельности
- профессиональные предпочтения – определяются ведущие профессиональные предпочтения в следующих сферах: знаковая система, техника, живая природа, человек, неживая природа, художественный образ. Все сферы рассматриваются через три показателя: умение, желание, отношение подростка
- мотивация – позволяет говорить о причинах(внутренних или внешних), по которым учащийся выбрал ту или иную профессию, и о том, нацелен ли он на успех
- склонности – оцениваются организаторские и коммуникативные спсобности
- специальные способности – оцениваются менеджерские, предпринимательские способности, творческий потенциал
- качества, связанные с работоспособностью и стрессоустойчивостью .
Способности. В этом разделе оцениваются интеллект и когнитивные способности учащегося. Результаты позволяют судить об общем развитии и степени образованности учащегося, а также о его соответствии профессиональным требованиям.
По итогам тестирования для учащихся рассчитывается коэффициент пригодности к профессиям.
Диагностика психофизиологических свойств, самооценки, уровня притязаний, тактики поведения в конфликтных ситуациях проходит в рамках Единого информационного пространства.
В разделе Портфолио «Мои возможности» данные всех тестов сведены в единую таблицу результатов.
Это помогает учащемуся комплексно оценить свою личность, качества и способности, сразу заметить достоинства и недостатки в контексте профессиональных требований. Такая комплексная оценка собственной личности поможет учащемуся соотнести свои знания, умения и навыки с требованиями выбранной профессии.
- Профессиональное просвещение – ознакомление учащихся с миром профессий, современными видами производства, состоянием рынка труда, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, возможностями профессионального роста в процессе деятельности.
Использование оболочки Мудл , Интернет- ресурсов позволяет учащимся получить теоретические знания о мире профессий, о том как правильно выбрать профессию и практические навыки получения информации о состоянии рынка труда, востребованности профессий, путях овладения выбранной профессией.
Работая с разделом «Профессиограммы», подростки знакомятся с миром профессий. Каждая профессиограмма – это подробное описание:
- характера деятельности
- условий труда
- средств труда
- профессиональных требований
- медицинских ограничений и противопоказаний
- информации об учебных заведениях, обучающих данной профессии.
Получив знания об интересующей его профессии, учащийся может оценить спрос на нее на рынке труда.
Все полученные данные отражаются в разделе портфолио «Моя будущая профессия».
Такая система знаний о профессиях способствует расширению профессионального кругозора учащегося.
Имея точные знания о каждой сфере деятельности, оценив свои возможности и профессиональные интересы подросток может успешно определиться с выбором профессии, образовательной траектории, построением карьеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/25/picture-131328-1351171528.jpg)
Методическая разработка мероприятия в форме «круглого стола» по профессиональной ориентации старшеклассников в системе дополнительного образования детей
В работе приводится разработка мероприятия по профессиональной ориентации подростков, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-497178-1413134844.jpg)
Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида
Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/14/picture-1126261-1552549851.jpg)
Роль сетевого взаимодействия в совершенствовании системы профессиональной ориентации.
Правительством Российской Федерации, письмом Минобрнауки РФ «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования» от 19 и...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/02/picture-1151714-1562087951.jpg)
Портфолио игр, упражнений по профессиональной ориентации для обучающихся с умственной отсталостью
Представлены игры и упражнения по профессиональной ориентации для обучающихся с умственной отсталостью...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/31/picture-146889-1659245197.gif)
Психологическое сопровождение профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе
Психологическое сопровождение профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/20/picture-1042335-1737395086.jpg)
Статья в РАОП, результат работы и участия в краевом конкурсе "Лучшие практики наставничества" при самоопределении и профессиональной ориентации через вовлечение в разные формы реализации проекта "МоПед"
laquo;Современная практика по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в образовательной организации через вовлечение в разные формы наставничества в рамках реализации проекта ...
Принцип взаимодействия тьютора и сотрудников социально- психологической службы при проведении Дней профессиональной ориентации для абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ.
Принцип взаимодействия тьютора и сотрудников социально-психологической службы при проведении Дней профессиональнойориентации для абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ....