Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида
статья по технологии на тему
Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколением, как для учащихся массовых школ, так и для коррекционных школ встает вопрос: «Кем быть?». Наибольшее влияние на выбор профессии учащимися коррекционных школ VIII вида оказывает большая предварительная воспитательная работа педагогов. В процессе обучения и воспитания учащимся передается опыт предшествующих поколений. В условиях экономического кризиса, наличия безработицы забота о детях невозможна без заботы о дальнейшем профессиональном обучении и трудоустройстве учащихся. Цитируя А.Н. Леонтьева, «…личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание...», напрашивается общеизвестный вывод о том, что личность развивается в труде. Иначе говоря, трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья является воспитание у них стойкого интереса к выбранной специальности, адекватной оценки своих возможностей. Л.С. Выготский считал, что задачами воспитания и обучения ребенка с нарушением в развитии является его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка. Причем компенсацию он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющем дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья
Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида
Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколением, как для учащихся массовых школ, так и для коррекционных школ встает вопрос: «Кем быть?». Наибольшее влияние на выбор профессии учащимися коррекционных школ VIII вида оказывает большая предварительная воспитательная работа педагогов. В процессе обучения и воспитания учащимся передается опыт предшествующих поколений. В условиях экономического кризиса, наличия безработицы забота о детях невозможна без заботы о дальнейшем профессиональном обучении и трудоустройстве учащихся. Цитируя А.Н. Леонтьева, «…личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание...», напрашивается общеизвестный вывод о том, что личность развивается в труде. Иначе говоря, трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья является воспитание у них стойкого интереса к выбранной специальности, адекватной оценки своих возможностей. Л.С. Выготский считал, что задачами воспитания и обучения ребенка с нарушением в развитии является его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка. Причем компенсацию он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющем дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями.
Главное, чтобы школа эффективно и осмысленно учила действовать в современном мире, обеспечивая ребенку успешность и после выхода из нее.
Профориентационная работа в условиях специальной коррекционной школы VIII вида должна начинаться задолго до выпуска учащихся из школы. Формирование положительного отношения к труду происходит еще в начальной школе. С 1 по 4 классы осуществляется первоначальное знакомство с профессиями. Основной задачей социального педагога совместно с учителями и воспитателями начальных классов является приобщение детей к труду, приобретение навыков самообслуживания, развитие их общетрудовых умений и навыков. С этой целью проводятся занятия и экскурсии для ознакомлениями с профессиями:
«Наш повар-кондитер в почете всегда, он вкусно готовит, он мастер стола» – экскурсия, беседа с поварами;
«Он мастер от бога – умелый портной, раскрой и пошив – вот конек золотой» – экскурсия в школьную швейную мастерскую;
«Все работы хороши – выбирай на вкус»;
«Труд – всему голова»;
«Все умеют наши ручки» (конкурс поделок из природного материала);
«Профессии наших родителей» (беседа, конкурс рисунков).
Данные занятия корригируют и развивают личность ребенка, формируют интерес к самостоятельной деятельности и к достижению конечного результата. Это оказывает положительное влияние на последующее самоопределение воспитанников в выборе профессий.
Следующая ступень в профессиональной подготовке учащихся приходится на 5–8 классы. В процессе профессионально-трудового обучения проводится наблюдение за учащимися социальным педагогом, классными руководителями, учителями трудового обучения (в нашей школе-интернате это картонажно-переплетное дело, столярное дело, швейное дело и самообслуживающий труд), ученикам прививаются и первичные профессиональные навыки. Благодаря дифференцированному подходу учащиеся могут самостоятельно выполнять несложные виды работ. На этом уровне происходит первичный выбор профессии. На данной ступени профессионального самоопределения задействованы не только социальный педагог и учителя трудового обучения, но и учителя гуманитарных и других дисциплин. Так на уроках истории мы знакомим наших детей с «ремеслами древних славян». Важными темами являются: на уроках географии – «Население нашей Родины и его основные занятия», на уроках СБО – «Жизнь и быт людей в новых экономических условиях»; «Занятость и трудоустройство в России»; «Трудовой договор»; «Заработная плата»; «Служба занятости и ее роль в государстве»; «Социальное обеспечение граждан»; «Документы, необходимые для поступления на работу»; «Деловые бумаги, правила их составления» и др. На уроках обществознания осуществляется знакомство с основными нормативными актами, документами. Важным инструментом успешного овладения выбранной специальности и профессиональной адаптации является речь. Развитие коммуникативных качеств необходимо также для успешного вхождения наших воспитанников в социум. Заключительной ступенью профессионального самоопределения является выпускной 9 класс. В этот период профориентационная работа приобретает наибольшую активность. На этом этапе происходит профессиональное самоопределение учащихся, приобретение профессиональных навыков, изучение учебно-трудовых возможностей выпускников. Учащиеся закрепляют свои знания по профессиональному трудового обучению в правовом аспекте, что оказывает положительное влияние на дальнейшую реализацию выпускника, как личности. Социальный педагог совместно с психологом, врачом, изучив психолого-педагогические характеристики и возможности учащихся, ориентируют выпускников на продолжение профессионального образования в колледжах. Поскольку интерес к занятиям во многом определяет успешность обучения, формирование профессиональных представлений у учащихся является фундаментом для профессионального самоопределения и дальнейшего трудоустройства выпускников. Для этого осуществляется тесная связь школы-интерната с колледжами. Педагоги профессиональных учебных заведений приглашаются в школу для профессиональной агитации учеников. В течение учебного года социальным педагогом планируются экскурсии в колледжи, выпускники посещают дни открытых дверей в профессиональных учебных заведениях, где знакомятся с различными профессиями.
Одним из важных методов формирования профессиональных представлений о данной профессии являются встречи с работающими или обучающимися в данных колледжах выпускниками школы-интерната. Одной из основных проблем в профессиональном определении воспитанников является роль семьи. Участие семьи в трудоустройстве выпускников достаточно велико. Иногда родители не могут правильно оценить возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Сопоставляя этот факт с несоответствием фактического трудоустройства полученной профессиональной подготовке, следует, что профориентационную работу с родителями надо проводить более основательно. Тесное сотрудничество таких социальных институтов как семья и школа, может дать более успешные результаты трудового устройства воспитанников. Также следует привлечь к более тесному сотрудничеству медицинских работников. Поэтому для успешной профессиональной адаптации важно прийти к общему мнению, отвечающему интересам и способностям детей. Большой выбор профессий открывает для выпускников большие возможности по реализации личности, успешной адаптации их в социуме. Вышеизложенные рассуждения показывают, что работа по формированию профессионального самоопределения является долговременным процессом и поэтому направленную работу следует начинать одновременно с началом трудового обучения, не ограничиваясь только формированием умений и навыков. В таком случае выпускники
смогут, при помощи школы и семьи, сделать правильный выбор своей будущей профессии, что положительно скажется на их дальнейшей жизни. Трудоустройство выпускников и успешная их адаптация в социуме – конечная цель всей учебной, коррекционно-развивающей и воспитательной работы в нашей школе-интернате.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для проведения итогового экзамена по технологии выпускников общеобразовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья, освоивших специальные (коррекционные) программы VIII вида
Получив необходимы объем знаний и общетрудовых умений и навыков, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, освоившие специальную (коррекционную) программу VIII вида имеют возможностьсдать итого...
«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»
«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»...
Формирование общей культуры учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида.
Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....
рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (6 класс)
рабочая программа по географии, для обучающихся, воспитанниковс ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIIвида № 1226 класс...
рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (7 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 7 КЛАСС(базовый уровень)Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс огр...
рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 122 (8 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 8 КЛАСС(базовый уровень)Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс огр...
рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная" (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (9 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 9 КЛАСС(базовый уровень)Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс огр...