Психологическое сопровождение профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе
методическая разработка
Психологическое сопровождение профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_soprovozhdenie_professionalnoy_orientatsii_obuchayushchihsya_s_ovz.docx | 35.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе
Педагог-психолог Жалнина О.Н., МБОУ «СШ№8»,г. Нижневартовск ХМАО-ЮГРА
Концепция развития системы профессиональной ориентации Ханты – Мансийского автономного округа – Югры определяет стратегию изменений содержания структуры общего образования. Эти изменения направлены на повышение качества общего образования и установления равного доступа к полноценному образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся - инвалидов в соответствии с их индивидуальными склонностями, потребностями и психофизическими возможностями.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.
Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.
Необходимость разработки программы сопровождения детей с ОВЗ в нашей школе возникла, когда количество обучающихся с ОВЗ стало увеличиваться.
В нормативных документа педагога-психолога, документах федерально-образовательного стандарта комплексный подход к системе профориетирования школьника находит свое отражение.
Для успешного развития ребенка необходимы занятия в системе внеурочной деятельности. Данные занятия создают информационно-смысловую базу у ребенка, которая впоследствии поможет сделать осознанный и адекватный (своим интересам, способностям) профориентационный выбор в дальнейшем, когда для этого наступает время. Кроме того, на данных занятиях осуществляется профессиональная проба, которую знаменитый японский педагог Фукуяма, считал одним из важнейших факторов ориентировки в мире профессий.
Профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее - дети с ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Если учесть, что число лиц с ограниченными возможностями здоровья постоянно увеличивается, а потребности рынка, формирующего образовательный заказ, быстро меняются, это придает проблеме профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях нашего времени особую актуальность и требует поиска ее решения в концептуальном и методическом планах.
Перспективы получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья зависят:
- от качества полученного в школе образования,
- тяжести нарушения,
- влияния ближайшего социального окружения,
- готовности школы качественно выстроить систему профориентационной работы с этой категорией школьников,
- готовности учреждений профессионального образования к включению таких студентов в образовательный поток.
Подростку с ОВЗ свойственна:
- Повышенная зависимость от обстоятельств жизни,
- Неопределённость собственных желаний, их непостоянство,
- Пассивность жизненной позиции.
- Процессы профессионального самоопределения у лиц с ОВЗ протекают ещё сложнее.
Успешный в профессиональном самоопределении выпускник с ОВЗ выступает как субъект
- Системы профориентации;
- Общественно-значимые мотивы выбора профессии
- Формирование элементов духовной культуры
Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в выборе профессии.
Программа разработана для контингента детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся в МБОУ «СШ 8».
Профориентационную работу с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осложняет неоднородность состава группы по психологическим, познавательным, эмоциональным особенностям обучающихся. Профориентационную работу с детьми и подростками должно предварять изучением специфики их заболеваний.
При планировании профориентационной работы учитывались следующие особенности: младшие подростки с ОВЗ характеризуются повышенной утомляемостью, а старшие — более энергичны. У младших подростков еще не завершилась перестройка организма, а старшие уже адаптировались к произошедшим в их организме биологическим и гормональным изменениям. Младшие подростки стремятся подражать сверстникам – быть как все, а старшие – выделиться, отличаться от товарищей. Существенно различаются также юноши и девушки этого возраста.
Таким детям сложнее осуществлять выбор профессии и дальнейшей траектории обучения в силу ограниченности их возможностей в овладении профессиями. Данная программа создает пространство для выбора профессии, возможность поиска и социальной пробы своих возможностей.
Основополагающими принципами при разработке программы являются:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе.
3. Принцип комплексности–можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте администрации, педагога- психолога, социального педагога, логопеда, педагогами ОУ и родителями (законными представителями).
4. Принцип деятельностного подхода– психологическая, логопедическая, социальная и педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности, определяемого возрастом ребенка. А также так же на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
5.Принцип «здесь и теперь»: работа с «живым содержанием» (с ситуациями из реальной жизни детей, в том числе возникающими непосредственно на занятиях).
6. Принцип социализация личности — формирование способности личности обучающегося к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально-положительного поведения. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация личности основана на познании личностью социальной действительности.
Программа разработана на основе нормативно-правовой базы различных уровней
Материально-техническое обеспечение в соответствии с направлениями работы в системе внеурочной деятельности
«Театральная мастерская «Фрекен Бок» с набором кукол для пальчикового театра, ростовых кукол, магнитного театра, настольного.
Хореографическая студия
Вокальная студия, использует игру на свирели,ложки
Кабинет технологии для мальчиков, который оборудован: паяльники ,верстаки токарные , верстаки слесарные, станок токарный по дереву, станок сверлильный, станок фрезерный по дереву, циркулярная пила, станок заточный, дрель ручная, станок фрезерный ручной, резьбонарезной, машинка шлифовальная, рубанок электрический
Кабинет технологии для девочек для профессиональных проб «Повар» с необходимым оборудованием(, кухонный комбайн – 2 шт, холодильник – 2 шт., столы кухонные – 3 шт, столы обеденные 4 шт, микроволновая печь- 2 шт., комплект посуды для столовой – 4 шт, духовой шкаф – 1 шт, кухонная посуда - 54 шт, набор посуды из 19 предметов – 10 шт, набор посуды из 44 предметов – 10 шт, набор чайный из 12 предметов – 2 шт информационные стенды – 4шт, стеллажи для оборудования -2шт, кухонный гарнитур – 1 шт, хлебопечь -1шт, стол производственный – 10шт, электрочайник -2шт, ванна котломоечная -1 шт, соковыжималка -2шт, миксер -2 шт, шкаф для посуды – 1 шт, электрические плиты – 3шт, производственная плита – 1шт, бутербродница – 1 шт.)
Кабинет «Информатики» для профессиональных проб техника
Кабинет «Изо», где школьники могут осуществить пробы исполнителя художественно-оформительских работ.
Кабинет «Конструирования и моделирования», где школьники воссоздают модели техники прошлых лет
Кабинет педагога-психолога, где имеется набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей; практические материалы для профориентационной работы; набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д.); набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей); обеспечен оргтехникой, медиатекой.
Цель программы — формирование системного подхода к обеспечению условий для профессионального самоопределения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через психолого-педагогическое сопровождение и внеурочную занятость школьников.
Классы
Характеристика
1-4 классы
выбор учащимися видов деятельности по интересам, сформированность мечты о профессии.
5-7 классы
предварительный выбор определенных профессий.
8-9 класс
Цель работы: поддержать или скорректировать предварительное профнамерение
Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается с учетом рекомендаций медицинских работников, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого.
Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всей программы и позволяет каждому обучающемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.
В процессе проведения программных мероприятий используются следующие технологии:
В процессе реализации программных мероприятий ведущей является технология сотрудничества и игровые технологии.
Фрагментарно используется технология группового тренинга.
Сопутствующей технологией является информационно-коммуникационная технология
Основные направления реализации программы на каждом возрастном периоде
1. Профессиональная информация или просвещение.
Цель - обеспечение обучающихся разнообразной достоверной информацией о мире профессий, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда и о том, как планировать свою карьеру.
Задачи
Формы работы
1-4 класс
Цель работы — сформировать мечту о той или иной профессии.
Задачи:
ознакомление с профессиями, доступными при наличии ОВЗ;
формирование первоначального интереса к определенным профессиям;
оказание помощи в выборе образца для подражания в труде;
формирование трудовых умений в доступных видах труда.
1. Беседы о профессиях: «Я знаю пять профессий …», «Радуга профессий», «Зачем каждый человек трудится?», «Как появились различные профессии?», «Мир профессий».
2.Сюжетно-ролевые игры, имеющие профессионально-ориентированную направленность: «В мире интересных профессий», «Парад профессий», «Когда я вырасту, то стану...», «Профессии, нужные в нашем регионе, поселке».
3. Конкурсы рисунков «Радуга Профессий», «Профессия моих родителей».
4. Игры-викторины: «Увлекательный мир профессий», «Профессиональное лото».
5. Совместные мероприятия с родителями - представителями различных профессий(желательно с наличием ОВЗ).
6. Просмотр фильмов о рекомендуемых профессиях (которые не противопоказаны им с точки зрения особенностей их заболевания), демонстрация атрибутов профессий, инструментов, некоторых продуктов производства или их модели.
7. Сочинение «О какой профессии я мечтаю», «Профессии вокруг нас», «Кем быть или каким быть?».
8.Конкурс «Мы все умеем делать сами».
5 – 7 класс
Цель работы — оказать помощь в предварительном выборе наиболее подходящих профессий.
Задачи:
ознакомление с запросами рынка труда;
формирование мотивов выбора профессии;
ознакомление с профессиограммами профессий, содержанием и условиями труда по предпочитаемым профессиям;
определение формулы предпочитаемой профессии, выдача рекомендаций о наиболее подходящих профессиях (с учетом наличия ОВЗ);
проведение предварительной профдиагностики, оказание помощи в определении профессиональных возможностей с учетом наличия ОВЗ.
1.Информационные беседы: «Основные факторы, влияющие на выбор профессии»;
«Выбор профессии на рынке труда региона»;
«Конкурентоспособность на рынке труда»;
«Ограничения и возможности в получении профессионального образования и трудоустройстве лиц с наличием ОВЗ»;
«Возможности получения базового образования, дополнительного образования, опыта производственной деятельности».
2. Тренинговые тематические занятия.
3. Профориентационные игры.
4. Участия в конкурсах с целью развития творческих способностей учащихся.
8-9 класс
Цель работы: поддержать или скорректировать предварительное профнамерение.
Задачи:
определение профессиональных возможностей с учетом наличия ОВЗ;
ознакомление с возможными путями приобретения профессии;
развитие профессионально важных качеств.
1. Профориентационные тренинги.
2.Конкурс сочинений “Моя будущая профессия”.
3.Целевые экскурсии на предприятия города.
4.Посещение профориентационных выставок с мастер-классами.
5. Разработка специальных справочников, информации об учебных заведениях, дающие профессиональное образования для лиц с ОВЗ.
6. Написание проектов, рефератов: из списка рекомендуемых профессий, который представлен в форме газетных объявлений, выбрать наиболее предпочтительную для обучающегося.
7. Сюжетно-ролевые игры: «Я поступаю в ССУЗ».
8. Занятия по темам: «Что такое профессиональное самоопределение?», «Как выбрать профессию человеку с ОВЗ?», «Человек как творец своей жизни».
9. Групповые дискуссии на темы: «Выбор профессии: учитывать или игнорировать наличие ОВЗ?», «Востребован ли в обществе и в профессиональной среде человек с ОВЗ?», «Может ли человек с ОВЗ стать высокопрофессиональным специалистом?».
9 – 11 класс
Цель работы: сформировать осознанное профнамерение, учитывающее специфику рынка труда региона и возможности физического здоровья лица с ОВЗ.
Задачи:
выявление профинтересов, способностей и возможностей учащегося (с учетом наличия ОВЗ);
формирование адекватной самооценки и уровня притязаний;
подбор профиля первоначальной профессиональной подготовки;
ознакомление с профессиограммами предпочитаемых профессий.
1.Целевые встречи со специалистами учебных заведений.
2. Сотрудничество с Центром занятости населения города.
3. Встречи с людьми востребованных профессий (имеющие ОВЗ)
4. Целевые экскурсии на предприятия города.
5. Посещение Дней открытых дверей. Знакомство с учреждениями среднего и высшего профессионального образования Ханты - Мансийского автономного округа; с особенностями некоторых профессий, распространенных и востребованных в регионе.
6. Составление профессиограммы выбранной профессии.
7. Сюжетно-ролевые игры: «Я устраиваюсь на работу», «Я поступаю в колледж»
Развивающий блок. Программы «Моя профессиональная карьера», «Проблема выбора»
Цель - формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и дальнейшего успешного трудоустройства.
Форма организации – включение в профессионально-ориентированные группы.
Классы
Формы работы
1-4 классы
Овладение обучающихся доступными видами деятельности по объединениям: «Театральная мастерская», «Техническое конструирование и моделирование», «Компьютер-наш помощник», «Мир в тарелке», «Создаем картину», «Приглашение к творчеству».
5-7 классы
Обучение в объединениях: «Театральная мастерская», «Техническое конструирование и моделирование», «Компьютер-наш помощник», «Мир в тарелке», «Создаем картину».
8-11 классы
Овладение умениями и навыками по профессии:
1. «техник», программист;
2. «Плотник»,токарь, фрезеровщик;
3. «Повар-кондитер»;
Активизирующий блок.
Цель - формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути.
Особенности этой работы заключаются в том, чтобы путем использования элементов игры, нестандартных вопросов и провокаций вызвать у подростка интерес к проблематике профессионального самоопределения, по-новому взглянуть на привычные явления, заставить задуматься о себе, о явных и скрытых особенностях профессий, о жизненных ценностях и их связи с предполагаемым путем профессионального развития.
Формы работы:
- настольные и интерактивные игры, кейс-игры;
- Профессиональные пробы по профессиям групп «человек—человек», «человек—природа», «человек—техника», «человек—знак», «человек—художественный образ».
Диагностический блок.
Цель: познание своих психофизиологических особенностей, возможностей и ограничений.
Задачи:
- определить профессиональные интересы и склонности, профессиональный тип личности;
- исследовать особенности эмоциональной сферы, здоровья, учебно-профессиональной мотивации, что позволяет оценить сформированность профессионально важных качеств в целях прогнозирования профессиональной успешности в выбранной сфере деятельности.
Применяемые методики:
1.Методика «Мои профессиональные интересы» (Г.В. Резапкина)
2.Методика «Определение профессионального типа личности» (Г.В. Резапкина)
3.Методика «Интеллектуальная лабильность»
4.Методика «Определение технических способностей»
5.Тест интеллектуального потенциала (ТИП) (П. Ржичан)
6.Тест эмоций (модифицированная методика Басса-Дарки)
7.Анкета здоровья (Опросник вегетативной лабильности)
8.Оценка учебно-профессиональной мотивации (Г.В. Резапкина)
Консультационный блок.
Цель - оказание помощи обучающемуся в профессиональном самоопределении; предоставление рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующей его психологическим, психофизиологическим и физическим возможностям и особенностям; определение степени пригодности к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями и учетом медицинских ограничений.
1. Справочно-информационная — выполняет функцию информирования по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения, переобучения и трудоустройства лиц с ОВЗ.
2. Диагностическая консультация — объектом диагностики являются психофизиологические, индивидуально-психологические особенности, социальная и мотивационная сфера.
3. Развивающая консультация — предусматривает применение активных методов работы в группе (имитационные и карточные профориентационные игры, использование элементов психотренинга, психотехнические игры и т.п.).
4. Корректирующая консультация — вносит необходимую коррекцию в необоснованный или недостаточно продуманный профессиональный план учащихся.
Работа с родителями.
В современном обществе родителям не всегда удается уделять достаточно времени своим детям. Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к событиям в жизни детей, связанных с работой в объединениях, профессиональной подготовки. Участие в мероприятиях (экскурсиях, конкурсах) родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату. Совместные с обучающимися участия в выставках поделок, творческих работ позволяют продемонстрировать успехи обучающихся в дополнительном образовании.
Работа с родителями строится через индивидуальные беседы, консультации, совместную деятельность.
На протяжении всего периода профориентации не исключается корректировка профессиональных планов каждого ребенка в соответствии с его возможностями
Перспективный план
Необходимо усовершенствование материально-технических условий, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения. Социальное партнерство с другими учреждениями системы доп. Образования.
Создание информационного портала, содержащего информацию об учебных заведениях, принимающих на обучение детей инвалидов; описание профессий, полезные статьи, рейтинги учебных заведений и специальностей, обзоры рынка труда, интернет - форумы, специальные справочники, статьи в СМИ, видеоматериалы о профессиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психологического сопровождения внеклассной деятельности детей-инвалидов обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий
Большое значение в индивидуальном развитии каждого ребенка имеет внеурочная и внеклассная работа. Ведь именно на таких занятиях ребенок раскрывает свои природные задатки т.к. занятия не носят строго р...
Роль психологического сопровождения обучающихся среднего и старшего звена при реализации ФГОС во внеурочной деятельности
В статье раскрыта роль психологического сопровождения, рассмотрены цели и задачи психологического сопровождения обучающихся 5-11 классов с соблюдением преемственности....
Программа психологического сопровождения обучающихся допризывного возраста «Допризывник»
Программа психологического сопровождения обучающихся допризывного возраста...
Практические рекомендации обучающимся и родителям "Психологическое сопровождение ЕГЭ"
Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:...
" Особенности психологического сопровождения учащихся, обучающихся в школе - интернате VIII вида"
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе Министерства образования России, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очер...
Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
В статье рассказывается о психологическом сопровождении самой многочисленная группы школьников с ограниченными возможностями здоровья - детей с задержкой психического развития. В материале предс...
Особенности психологического сопровождения развития обучающихся с ограниченными воозможностями здоровья
Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и ...