Портфолио игр, упражнений по профессиональной ориентации для обучающихся с умственной отсталостью
учебно-методический материал (9 класс)
Представлены игры и упражнения по профессиональной ориентации для обучающихся с умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игры и упражнения по профессиональной ориентации для обучающихся с умственной отсталостью | 35.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио
игр, упражнений по профессиональной ориентации для обучающихся с умственной отсталостью
1. Игра «Профессия – специальность»
Цель: повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специализация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о немалообразии профессионального труда.
Игровое упражнение может проводиться как в круге (от 6—8 до 15—20 участников), так и в работе с целым классом. По времени оно занимает от 10 до 15—20 минут.
Ход работы:
1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия — группа родственных специальностей (например, профессия—учитель, специальность — учитель физкультуры и т.п.).
2. Инструкция: “Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности”. Если кто-то из игроков называет сомнительные специальности или откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы. Допускаются небольшие обсуждения и дискуссии. Желательно, чтобы ведущий сам ориентировался в обсуждаемых профессиях, т. е. еще перед игрой сам попытался бы назвать соответствующие специальности.
Можно несколько усложнить игровую процедуру, предложив участникам называть специальности не по очереди, а по принципу “пинг-понга” (только что назвавший специальность игрок сам определяет, кто должен назвать следующую специальность, и т.д.). Такое усложнение хотя и вносит в игру некоторый сумбур, но заставляет многих находиться в творческом напряжении.
Откровенно говоря, данное упражнение не является очень интересным, поэтому долго проводить его не следует. Для ведущего важно не упустить момент, когда следует остановиться. Но польза от упражнении несомненна и совсем от него отказываться профконсультанту не следует.
По аналогичному принципу можно построить другие игровые упражнения: ПРОФЕССИЯ — УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (называется профессия, а участники должны сказать, где реально можно ее приобрести); ПРОФЕССИЯ — МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ (для данной профессии); ПРОФЕССИЯ—ТРЕБУЕМЫЕ КАЧЕСТВА (проблема профессионально важных качеств) и т.д.
Для повышения активизирующих возможностей данного упражнения можно разбить группу (класс) на команды и устроить соревнование между ними, кто больше назовет соответствующих названной профессии специальностей (учебных заведений, медицинских противопоказаний, профессионально важных качеств...).
2.Игра«Человек – профессия»
Цель: на ассоциативном, образном уровне научиться соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы.
Игра проводится в круге, рассчитана на количество игроков от 6—8 до 15—20. Время одного проигрывания — от 7—10 до 15 минут.
Процедура предполагает следующие основные этапы:
I. Общая инструкция: “Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто-то постарается отгадать этого человека. Но отгадывать он будет с помощью одного единственного вопроса: с какой профессией этот человек (загаданный) ассоциируется, т.е. общий облик человека какую профессию больше всего напоминает? Каждый по кругу должен будет называть наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться. После этого у отгадывающего будет возможность подумать ненемало (примерно 30—40 секунд) и называть свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?”
2. По желанию выбирается доброволец - отгадывающий и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо (!) выбирают любого из присутствующих. При этом загаданным может быть и сам отгадывающий, ведь вернувшись из коридора, он также будет сидеть во время игры в круге.
3. Приглашаете отгадывающий, садится в круг и начинает всем, но очереди задавать вопрос: “С какой профессией ассоциируется загаданный человек?”. Каждый должен быстро дать ответ (ответ должен быть правильным и в то же время не являться откровенной подсказкой).
4. После того, как все дали свои варианты ассоциаций, отгадывающий думает ненемало и начинает называть тех, кто по его мнению, в наибольшей степени соответствует названным профессиям. Если игроков ненемало (6—8 человек), то отгадывающий может обратиться к участникам с этим же вопросом повторно, т.е. как бы пройти второй круг.
5. Обсуждение организуется следующим образом. Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, насколько соответствует его представление о себе названным профессиям, т.е. так ли уж сильно ошибся отгадывающий? У того человека, кого на самом деле загадали, можно спросить, согласен ли он с названными профессиями (насколько они соответствуют его собственному представлению о себе, о своем образе...). У отгадывающего можно поинтересоваться (когда он уже будет знать, кого на самом деле загадывали), чьи ответы-профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.
3.Упражнение «Лучший мотив»
Цель упражнения: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.
Инструкция: "Наша задача - выбрать наиболее правильный мотив выбора профессии, то есть ту главную причину, по которой все люди должны выбирать себе профессию. Для этого я буду зачитывать по 2 мотива. Вы путем обсуждения и, возможно, голосования должны прийти к мнению, какой мотив лучше"
Список мотивов включает 16 фраз:
1. Возможность получить известность, прославиться.
2. Возможность продолжать семейные традиции.
3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
4. Возможность служить людям.
5. Заработок.
6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
7. Легкость поступления на работу.
8. Перспективность работы.
9. Позволяет проявить свои способности.
10. Позволяет общаться с людьми.
11. Обогощает знаниями.
12. Разнообразная по содержанию работа.
13. Романтичность, благородство профессии.
14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.
15. Трудная, сложная профессия.
16. Чистая, легкая, спокойная работа.
Ведущий зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й ... 15-й и 16-й. После этого у него остается список из 8 мотивов, из которого он опять зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й и т.д.
4.Упражнение «Подарок»
Цель: осознать специфические моменты данной профессиональной деятельности.
Упражнение проводится в круге. Количество участников: от 6—8 до 15—20. Время проведения: от 15—20 до 30—40 минут. Процедура включает следующие основные этапы:
1. Инструкция: “Представьте, что у нас есть общий друг (далее мы уточним, что это за друг), который пригласил нас всех на свой день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом важно выполнить три условия: 1 — подарок должен содержать намек на его профессию (далее мы уточним, что это за профессия); 2—подарок должен быть "с изюминкой", т.е. быть веселым, необычным (предполагается, что л друг — это человек с юмором, который может даже обидеться, если ему подарят что-то обычное, т.е. как бы "откупятся" от него); 3 — подарок должен быть доступным Вам по цене. Вместе с группой ведущий определяет, что это за воображаемый друг. Определяется, мужчина это или женщина, примерный возраст и обязательно,— какая у него (у нее) профессия”.
2. Дается время (примерно 30 секунд), чтобы каждый придумал другу подарок.
3. После этого каждый" по очереди кратко называет свой подарок. При этом ведущий (или любой участник) могут задавать иногда уточняющие вопросы. К примеру, какое отношение данный подарок имеет к профессии друга (одно из условий игры), сколько подарок будет стоить и т.п. Такие вопросы играют дополнительную активизирующую роль, поскольку заставляют участников более ответственно и обоснованно предлагать свои варианты подарков. Обосновывая свои варианты подарков, игрок вынужден соотносить их с особенностями рассматриваемой профессии и, таким образом, фактически раскрывать наиболее интересные элементы данного профессионального труда.
5. В конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интересными.
5. «Угадай профессию»
Цели: уточнить знания детей о профессиях; выявить отношение к разным профессиям и по возможности подкорректировать это отношение.
Инструкция: Ребята, сейчас мы поиграем в новую игру, которая называется «Угадай профессию». Послушайте правила игры. Три человека выйдут из класса, а класс загадает какую-нибудь профессию. Потом ребята вернутся и попробуют отгадать данную профессию с помощью вопросов. Например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель используется?», «Где можно получить эту профессию?» и так далее. Возьмем, например, профессию врача.
1. Какой цвет у профессии? (Белый)
2. Какой запах имеет профессия? (Лекарств)
3. Какая мебель используется? (Шкаф, кушетка)
4. Где можно получить данную профессию? (В институте)
Столяр
1. белый (желтоватый)
2. дерева, лака
3. верстак
4. училище
Швея
1. разноцветный
2. горячего утюга, ткани
3. стол
4. училище
Штукатур-маляр
1. разноцветный
2. красок, лака
3. стремянка
4. училище
Библиотекарь
1. разноцветный
2. книг
3. шкафы, столы
4. институт
6.«Формула профессии».
Цель:знакомство школьников с научной схемой анализа профессий.
Инструкция: Профессия состоит из предметов труда и целей труда. Предметы труда – это предметы, с которыми работает человек данной профессии. Цели труда – это ради чего работает человек данной профессии. Можно записать формулу профессии: Профессия = предметы труда + цели труда. Один ученик выходит из класса, а остальные загадывают профессию, предмет и цели труда. Когда водящий входит, ему говорят только предмет и цели труда, то есть слагаемые. Водящий должен назвать профессию (сумму). Можно предложить такие формулы:
1) Маляр = стены, потолок, краски + делать красивыми.
2) Прачка = белье + чистота.
3) Повар = продукты + полезная пища.
4) Цветовод = цветы + сделать жизнь красивой.
5) Слесарь = трубы + доставка воды.
6) Полицейский = жезл, свисток + безопасность.
7) Учитель математики = цифры, числа + умение решать, считать.
8) Врач = организм человека + здоровье.
9) Автослесарь = машины + безопасность.
10) Летчик = сверхзвуковые, сверхскоростные машины + доставка грузов, людей.
7. «Угадай профессию»
Цель: осознание учащимися содержания труда разных профессий и развитие умения соотносить образ человека и различные профессии.
Инструкция: профессия предъявляет к человеку определенные требования. Но прежде, чем об этом говорить, выполним упражнение, которое позволит определить ваш уровень знаний относительно содержания труда человека, имеющего ту или иную профессию.
Демонстрируются картинки с изображением людей, занимающихся различными видами труда. Учащимся нужно правильно назвать профессию, опираясь на визуальные признаки.
8.«Профессия на букву»
Цель: уточнять знания о мире профессий, учить позитивному восприятию успехов своих товарищей, формировать навыки работы в группе.
Инструкция: Сейчас будет названа буква. Ваша задача – показать, что вы знаете много профессий, начинающихся на данную букву.
Для работы учащиеся делятся на 2 группы. Вносится элемент соревнования. Желательно заранее приготовить список профессий, чтобы при необходимости оказывать учащимся помощь. Начинать следует с более простых букв: б, м, н, о. Постепенно предлагать более сложные буквы. Желательно более 5-7 букв не предлагать. Если учащиеся затрудняются вспомнить профессию, можно предложить подсказку в виде описания вида деятельности.
К л б м с
Кровельщик
Капитан
Конюх
Контролер
Картограф
Кассир
Космонавт
Каменщик
Кондитер
Крановщик
Кораблестроитель
Компьютерщик
……..
Летчик
Лаборант
Литейщик
Лоцман
Лоточница
Лудильщик
…….
Ботаник
Билетер
Боцман
Бармен
Балерина
Библиотекарь
Булочник
Бухгалтер
Бульдозерист
……..
Маляр
Машинист
Матрос
Машинистка
Мойщица
Моторист
Медик
Модельер
Милиционер
Музыкант
Менеджер
…….
Столяр
Слесарь
Сварщик
Стюардесса
Следователь
Стоматолог
Строитель
Судоремонтник
Стропальщик
Скотник
Сторож
Садовник
…
В р п ш д
Водитель
Военный
Вязальщица
Вышивальщица
Винодел
Вальщик
…..
Риэлтер
Рулевой
Рамщик
Растениевод
Рыбак
Резчик
…….
Пожарный
Пилот
Плотник
Парикмахер
Продавец
Прачка
Повар
Прокурор
Птичница
Пчеловод
Пекарь
Педагог
Писатель
Почтальон
Программист…
Шахтер
Шофер
Штукатур
Швея
Штурман
…..
Доярка
Дирижер
Дегустатор
Дровосек
Домработница
Дворник
Дистрибьютор
Докер
9.«Угадай профессию по дополнительным признакам».
Цель: уточнять и расширять знания о мире профессий, учить угадывать профессию по ассоциациям»
Инструкция: Сейчас я буду перечислять вам предметы, которыми пользуются люди той или иной профессии, а вы должны будете назвать эту профессию (сначала предлагается один предмет, затем добавляется каждый раз еще по одному предмету, пока профессия не будет угадана). Затем каждый из вас получит листок с названием профессии и проделает ту же самую работу самостоятельно: называет предметы, используемые в том или ином виде труда, и все остальные учащиеся будут угадывать профессию.
- нож, ложка, вилка, ….. (повар)
- ткань, нитки, иголки, ….. (швея)
- портфель, ручка, книги, …. (учитель)
- река, швабра, палуба, ….. (матрос)
- книги, журналы, полки, …. (библиотекарь)
- вата, халат, шприц, ….. (врач)
10.Упражнение « Найди пару»
Цель: Учить соотносить характеристики профессиональной деятельности с профессией.
Материал и оборудование: Парные карточки с названиями профессий.
Ход
Инструкция: Сейчас каждый из вас получит карточку с названиями профессии. Ваша задача - прочитать название и никому не сообщать его. В группе обязательно есть еще один человек с такой же карточкой. Я буду задавать вам различные вопросы, касающиеся каких - либо характеристик профессиональной деятельности. Если эта черта присуща той профессии, карточка с которой вам досталась, вы должны молча встать. Будьте внимательны. Наблюдайте за остальными участниками группы: кто еще встанет вместе с вами. В результате всей работы вы должны постараться определить свою пару.
Примерный список профессий
- учитель
- охранник
- водитель
- медсестра
- плотник
- повар
- программист
- геолог
- юрист
- электрогазосварщик
- маляр
Пусть встанут те из вас:
- Чьи профессии пользуются спросом на рынке труда;
- Где низкая заработная плата;
- Чьи профессии не требуют высшего образования;
- Чьи профессии требуют постоянного общения с другими людьми;
- Чьи профессии не требуют большой физической силы;
- Чьи профессии требуют хорошего зрения;
- Чьи профессии требуют большой смелости;
- Чьи профессии престижны;
- Чьи профессии требуют хорошего внимания;
- Кто работает на машинах;
Обсуждая результаты проведения игры, следует обратить внимание участников на то, какие из характеристик были наиболее информативны для идентификации, что вызывало наибольшие затруднения при решении задач.
Список литературы:
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).Москва: Вако, 2005. - 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по социализации обучающихся с умственной отсталостью «Мой профессиональный выбор»
Одной из важнейших задач по социализации является профориентация обучающихся. Для формирования профессиональной культуры школьников, профессионального самоопределения, планирования и реализации карьер...
Современный урок по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) обучающихся с умственной отсталостью в условиях реализации ФГОС
Использование инновационных методов на уроках швейного дела....
Доклад "Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально-трудового обучения".
В докладе рассмотрены основные направления и приемы развития самостоятельности на уроках профессионально-трудового обучения....
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...
Подражательные упражнения как эффективное средство развития координационных способностей и ориентировки в пространстве у обучающихся с умственной отсталостью на уроках физической культуры
Подражательные упражнения как эффективное средстворазвития координационных способностей и ориентировки в пространстве у обучающихся с умственной отсталостью на уроках физической культуры...
Буклет на тему: "Игры и упражнения для развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Игры и упражнения для развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...